Рабочая программа по русскому языку. 7 класс. 2019-2020 учебный год. Под ред. М.М. Разумовской
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Виктория Николаевна Ганеева

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, рабочей программы по русскому языку (Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2016. – 383 с.) и ориентирована на использование УМК под редакцией М.М. Разумовской.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»

                                                                                     

Рабочая программа

по русскому языку

7 класс

Программу составил учитель: Ганеева Виктория Николаевна

«Плесково»

2019

Раздел 1. Пояснительная записка

    Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, рабочей программы по русскому языку (Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2016. – 383 с.) и ориентирована на использование УМК под редакцией М.М. Разумовской.

Раздел 2. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в 7 классе отводится 136 часов. Рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в объёме 4 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ: 9
  • сочинений: 4
  • изложений: 2

Раздел 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грам. категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстет. функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов худ. литературы.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале, в середине и в конце учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

О языке

1

2

Повторение изученного в 5 – 6 классах

12

3

Повторение. Правописание: орфография и пунктуация

23

4

Повторение. Лексика и фразеология

2

5

Повторение. Морфология и синтаксис

4

6

Речь. Публицистический стиль  

5

7

Морфология. Орфография.

Наречие

39

8

Служебные части речи.

Предлог

10

9

Союз

12

10

Частица

11

11

Междометия и звукоподражательные слова

3

13

Речь

5

14

Обобщающее повторение и итоговый контроль

9

Итого:

136 ч.

Раздел 4. Содержание учебного предмета

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование

№ 

п/п

Тема урока

Планир-уемые сроки

Реали-зуемые сроки

Основной вид учебной деятельности

1 четверть. 32 часа

1

О языке и речи (1)

Изменяется ли язык с течением времени. Инструктаж по технике безопасности ИОТ 19-16

02.09

Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики и уметь пользоваться этимологическим словарём

2

Повторение изученного в 5 – 6 классах (12)

Что мы знаем о стилях речи

03.09

Повторить и обобщить изученное о стилях речи. Расширить круг сведений о языках и речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилист. разбор текста по предложенному плану

3

Что мы знаем о типах речи

05.09

Повторить и обобщить изученное о типах речи, о строении типовых фрагментов текста. Строить связное научное высказывание с опорой на обобщённую схему, относить текст к типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них — «данное» и «новое»

4

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Фонетическая  транскрипция  и её роль.

06.09

На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии. Преимущественно устно проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыками пользования орфоэпическим словариком учебника и школьным орфоэпическим словарём, чтения словарной статьи.

Опознавать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приёма в создании художественного образа

5

Фонетический разбор слова. Правильное произношение и ударение.

09.09

6

Орфоэпическая разбор слова. Орфоэпический  словарь

10.09

7

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи

12.09

Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Определять приставочный, суффиксальный способ образования слов, сложение; для сильных учащихся — приставочно-суффиксальный, сложение с одновременным присоединением суффикса. Строить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определять морфемное строение слова. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов. Уметь работать со словообразовательным словариком, анализируя словообразовательные гнёзда и представленные в них словообразовательные цепочки. Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. Используя этимологический словарик, уметь объяснить, какие изменения произошли в морфемном строении слова.

Проверить соответствующие основные умения и навыки

8

Способы образования

слов с помощью морфем

13.09

9

Словообразовательная цепочка однокоренных слов и морфемное строение слова.

16.09

10

Словообразовательное гнездо. Словообразовательный словарь. Неморфемные способы образования слов

17.09

11

Контрольная работа №1 по теме «Повторение» (входная контрольная работа)

19.09

12

Анализ контрольной работы. Этимологический словарик учебника

20.09

13

Текст. Способы и средства связи предложений

23.09

Анализировать текст: определять тему, основную мысль, способы и средства связи предложений. Выполнять комплексный анализ текста: определять тему, основную мысль текста, устанавливать стиль речи, находить характерные языковые средства, определять ведущий тип речи и включённые в него фрагменты с иным типовым значением; составлять план и типологическую схему текста; писать изложение, сохраняя стиль речи и типологическое строение текста

14

Повторение. Правописание: орфография и пунктуация (23)

О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация

24.09

Понимать значение письма и чтения, правил правописания для жизни людей. Свободно владеть орфографическим словарём, извлекать полную информацию из его слов. статьи. Знать важные разделы орфографии. Называть пункт. знаки; знать и применять изученные правила употр. запятой, тире, двоеточия, кавычек

15

Правила употребления некоторых букв. Буквы ъ и ь как разделительные

26.09

Знать и применять правила употребления на письме разделительных ъ и ь

16

Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова

27.09

Знать и применять правила употребления на письме ь для обозначения мягкости и как показателя грамматической формы слова

17

О — е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах

30.09

Знать и применять правила употребления на письме о — е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах

18

О — е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах

01.10

19

Правописание приставок

03.10

Знать, какие три группы приставок выделяются с учётом правил их написания; приводить соответствующие примеры; верно писать слова с данными приставками

20

Правописание приставок

04.10

21

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем

07.10

Знать виды орфограмм в корне слова. Характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя свой выбор. Владеть способом подбора проверочных слов. Правильно писать корни с чередованием. Знать, как пишутся частотные слова с буквами о — ё после шипящих

22

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем

08.10

23

Правописание корней с чередованием

10.10

24

Орфограммы в корне слова

11.10

25

Правописание суффиксов существительных

14.10

Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы имён существительных. Приводить примеры слов с данными суффиксами, правильно их писать. Знать суффиксы причастий и условия их употребления. Различать и верно писать суффиксы прилагательных и причастий с буквами н и нн

26

Правописание суффиксов прилагательных

15.10

27

Правописание суффиксов причастий

17.10

28

Правописание окончаний

18.10

29

Не с глаголами, деепричастиями

21.10

Знать и приводить примеры, когда в именах существительных в ед. ч. пишется буква и, а когда — е; какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения и как определить спряжение; как определить правописание окончаний прилагательных, причастий и соответствующих местоимений. Верно писать окончания в словах на основе правил

30

Не с существительными и прилагательными

22.10

31

Контрольная работа №2 по теме «Правописание: орфография и пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

24.10

Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями и причастиями; с существительными и прилагательными. Приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их в собственных письменных работах

32

Анализ контрольной работы.

25.10

2 четверть. 31 час

33

Не с причастиями

05.11

Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями и причастиями; с существительными и прилагательными. Приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их в собственных письменных работах

34

Не и ни в отрицательных местоимениях

07.11

Знать правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления; уметь приводить соответствующие примеры и верно писать указанные слова

35

Употребление дефиса

08.11

Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов

36

Употребление дефиса

11.11

37

Повторение. Лексика и фразеология (2) Словарное богатство русского языка.

12.11

Владеть изученными сведениями из области лексики. Уметь работать с толковым словарём, а также со словарями синонимов, антонимов. Уметь опознавать в тексте слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы

38

Русские лингвисты. Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов

14.11

39

Повторение.

Морфология и синтаксис (4) 

Грамматика: морфология и синтаксис

15.11

Понимать, что такое грамматика. Знать её основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки. Проводить морфологический разбор слов; проводить синтаксический разбор в рамках изученного материала

40

Морфологические признаки изученных частей речи

18.11

41

Синтаксический разбор предложений

19.11

42

Контрольная работа № 3 по теме «Лексика и фразеология. Морфология и синтаксис».

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

21.11

Проверить усвоение правил слитного или раздельного употребления не с разными частями речи, не и ни с отрицательными и неопределёнными местоимениями, отдельных групп сложных слов, написания окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий, других орфограмм. Проверить усвоение правил пунктуационного оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами. (Здесь и далее рекомендуется разрешить использование на контрольной работе школьного орфографического словаря для самоконтроля учащихся, оговорив более строгую проверку диктанта)

43

Речь. Публицистический стиль (5)

Стили речи.

Публицистический стиль речи

22.11

Распознавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной речи (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты)

44

Публицистический стиль речи

25.11

Анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые и речевые средства

45

Заметка в газету

26.11

Целенаправленно просматривать молодёжные газеты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование)

46

Контрольная работа № 4 по теме «Публицистический стиль». Сочинение. Заметка в газету

28.11

Использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя. Возможная педагогическая ситуация: коллективная работа над стенной газетой на тему «Человек и природа в городе»

47

Анализ контрольной работы

29.11

Работать над ошибками. Совершенствовать свой текст

48

Морфология. Орфография.

Наречие (39)

Какие слова являются наречиями

02.12

Иметь представление о наречии как неизменяемой части речи, используя приём сопоставления наречий с соотносимыми словоформами других частей речи (на силу не надейся — насилу доехали). Проводить семантико-грамматический анализ наречий. На основе семантико-грамматических особенностей слов опознавать наречия в предложении, в тексте; доказывать принадлежность слова к классу наречий

49

Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи

03.12

50

Наречия и созвучные формы других частей речи

05.12

51

Русские лингвисты. А. Н. Гвоздев

06.12

52

Разряды наречий по значению

09.12

Знать разряды наречий по значению; определять в тексте значение употреблённых наречий. Иметь представление о словах состояния

53

Значение наречия в предложении и тексте

10.12

54

Слова состояния

12.12

55  

Степени сравнения наречий

13.12

Знать, как образуются степени сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения имён прилагательных. Находить в тексте эти формы. Проводить морфологический разбор наречий по плану

56

Степени сравнения наречий

16.12

57

Степени сравнения наречий в сравнении со степенями сравнения имён прилагательных

17.12

58

Морфологический разбор наречий

19.12

59

Контрольная работа №5 по теме «Срез знаний за 1 полугодие»

20.12

Иметь представление об основных способах образования наречий: суффиксальном, приставочно-суффиксальном, приставочном, сложении разных видов. Определять указанные способы образования наречий. Анализировать семантико-словообразовательные отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки, словообразовательного гнезда. Проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа

60

Основные способы образования наречий

23.12

61

Основные способы образования наречий

24.12

62

Морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа.

26.12

63

Правописание наречий

27.12

Знать правописание наречий, предложенных для заучивания

3 четверть. 40 часов

64  

Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений. Инструктаж по технике безопасности ИОТ 19-16

13.01

Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; на грамматико-семантической основе разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (вмиг — в миг удачипотому — по тому и т. п.)

65

Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений

14.01

66

Правописание не с наречиями на –о, -е

16.01

Понимать, что правило написания не с наречиями то же, что и с именами существительными и прилагательными. Опознавать при письме и верно писать не со словами этих частей речи. Знать, что правила правописания не с глаголами и деепричастиями, с одной стороны, причастиями — с другой, отличаются от правил написания не с наречиями, существительными и прилагательными.

67

Буквы н и нн в наречиях на -о,-е

17.01

Отличать наречия от форм кратких страдательных причастий и на этой основе верно писать слова с н и нн в суффиксах данных групп слов. Знать суффиксы с н и нн имён прилагательных и причастий. Верно воспроизводить их при письме

68

Буквы н и нн в наречиях на -о,-е

20.01

69

Буквы о и е в конце наречий после шипящих

21.01

Понимать, что правило написания о или е после шипящих в конце слов является общим для наречий, существительных и прилагательных. Верно писать эти группы слов

70

Рассуждение-размышление

23.01

Иметь представление о строении типового фрагмента со значением рассуждения-размышления. Находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях-размышлениях средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний известных писателей, общественных деятелей, вопросы-размышления типа «или — или»

71

Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису).

24.01

Написать текст по данному началу. Использовать средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний известных писателей, общественных деятелей, вопросы-размышления типа «или — или»

72

Правописание наречий. Буквы о и а в конце наречий

27.01

Знать правило употребления суффиксов -о, -а, зависящих от приставки. Пользоваться орфографическим словарём

73  

Дефис в наречиях

28.01

Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. На основе семантико-грамматического анализа разграничивать созвучные словоформы (по зимнему путипо-зимнему холодно). Пользоваться орфографическим словарём

74

Дефис в наречиях

30.01

75

Не и ни в отрицательных наречиях

31.01

Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Осознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. Пользоваться орфографическим словарём

76

Буква ь в конце наречий после шипящих

03.02

Владеть обобщённым правилом употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. Пользоваться орфографическим словарём

77

Употребление наречий в речи

04.02

Понимать роль наречий в художественном и научном тексте; разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. Уметь объяснить роль наречий в текстах разных стилей и употреблять их точно и выразительно в собственном высказывании

78

Роль наречий в текстах разных стилей

06.02

79

Произношение наречий. Ударение в наречиях

07.02

80

Произношение наречий. Ударение в наречиях

10.02

81

Повторение изученного по теме «Наречие»

11.02

Повторить изученный материал по теме

82

Контрольная работа № 6 по теме «Наречие».

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

13.02

Проверяется написание слов с орфограммами в корне, в окончании, правописание наречий. Контролируется пунктуация сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами

83

Описание состояния человека. Способы выражения «данного» и «нового» во фрагментах со значением состояния человека

14.02

Иметь представление о строении фрагмента текста со значением «описание состояния человека». Замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении худ. произведений; находить в произведениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения

84

Описание состояния человека по фотографии, репродукции картины

17.02

Знать способы выражения «данного» и «нового» в типовых фрагментах со значением состояния человека. Варьировать способы выражения «данного» и «нового» при создании фрагментов текста со значением состояния лица; писать этюды, отражающие то или иное состояние человека, «прочитанное» по

фотографии, репродукции картины, при непосредственном общении с кем-либо, описывать состояние того или иного героя кино- или телефильма, вызванное острым поворотом сюжетной линии

85

Сочинение-воспоминание «Как я первый раз...»

18.02

86

Анализ сочинения

20.02

Уметь рассказывать о своём состоянии (волнении, страхе, радости), вызванном определённой жизненной ситуацией, соединять описание состояния с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли

87

Служебные части речи. Предлог (10)

Предлог как часть речи. Разряды предлогов

21.02

Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знамен. частей речи. Владеть сведениями о предлоге. Проводить морфолог. разбор предлога как части речи; уметь опознавать предлоги в речи. Различать разряды предлогов. Уметь анализировать словосочетания типа: «глаг. + сущ. с предл.»; «сущ. + сущ. (мест.) с предлогом»; определять форму завис. слова, грам. значение предлога

88

Правописание предлогов

25.02

89

Правописание предлогов

27.02

Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи: вследствиенавстречуне! смотряввидув течениев продолжениев заключение

90

Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов

28.02

91

Употребление предлогов в речи

02.03

Употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка. Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, сущ. с предлогами благодарясогласновопреки. Обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки

92

Текст

03.03

Анализировать сочинения-рассуждения, учитывая зависимость порядка слов в предложениях от замысла автора. Устанавливать нужный порядок слов с учётом развития мысли в тексте

93

Прямой порядок слов в спокойной монологической  речи

05.03

94

Особенности порядка слов в текстах разных типовых значений

06.03

Знать особенности порядка слов в текстах разных типовых значений. Использовать в тексте нерасчленённые предложения

95

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

10.03

Распознавать обратный порядок слов в предложениях текста, понимать смысл его использования; применять этот приём при создании собственных высказываний

97

Изложение «Поговорим о бабушках»

12.03

Написать изложение публицистического стиля с использованием в качестве средств выразительности обратного порядка слов, экспрессивного повтора, параллельного способа связи предложений

98

Союз (12)

Союз как часть речи

13.03

Обобщить все сведения о союзе как части речи; совершенствовать умение опознавать союзы в предложении, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Различать разряды. Совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения. Знать перечень простых и составных союзов и учиться их различать. Проводить морфологический анализ союзов

99

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные

16.03

100

Правописание союзов

17.03

Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных им местоимений с предлогами (зато — за то дерево), частицами или от наречий с частицами (я также пойду — я поступлю так же)

101

Правописание союзов

19.03

102

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

20.03

Распознавать союзы, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложноподчинённом предложении и отличии от подчинительных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями

4 четверть. 33 часа

103

Союзные слова и их роль в сложноподчиненном предложении

23.03

104

Союзы в простом и сложном предложении

24.03

Распознавать союзы, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями

105

Контрольная работа № 7 по теме «Предлог. Союз».

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

25.03

Проверяются усвоение правописания наречий, предлогов, союзов, местоимений, н и нн в суффиксах, а также усвоение правил пунктуации в сложном предложении, в конструкциях с однородными  членами, деепричастным оборотом

106

 Текст. Описание внешности человека

26.03

Учиться отбирать признаки для описания, пользуясь словарём эпитетов, синонимов, антонимов

107

Текст. Описание внешности человека

30.03

108

Текст. Описание предмета

31.03

Иметь представление о строении такого текста: описание предмета (возможно, в сочетании с описанием места). Анализировать и строить текст, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета (к т о?-какой?) и описания места (г д е? -что?)

109

Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека»

02.04

Создавать текст типа характеристики, закреплять навыки работы над текстом-описанием человека.

110

Частица (11)

Частица как часть речи. Разряды частиц

03.04

Знать признаки частицы как части речи, опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются. Проводить морфологический анализ частиц

111

Правописание частиц не и ни с отдельными частями речи

06.04

Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц лиже, -то, -ка. Разграничивать частицы и приставки не и ни; верно писать их

112

Правила употребления и написания частиц лижебы, -то, -ка

07.04

113

Частицы и приставки не и ни

09.04

114

Повторение изученного о частицах

10.04

115

Употребление частиц в речи

13.04

116

Смысловая роль частиц

14.04

Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков

117

Частицы в художественных произведениях

16.04

118

Произношение предлогов, союзов, частиц

17.04

119

Нормы ударения в предлогах, союзах, частицах

27.04

Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах при чтении и в собственных высказываниях. Пользоваться орфоэпическим словарём

120

Контрольная работа № 8 по теме «Частица».

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

28.04

Проверяются усвоение правописания наречий, предлогов, союзов, местоимений, н и нн в суффиксах, а также усвоение правил пунктуации в сложном предложении, в конструкциях с однородными  членами, деепричастным оборотом

121

Междометия и звукоподражательные слова (3)

Междометия как особый разряд слов. Основные функции междометий

30.04

Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов. Уметь определять роль междометий в высказывании. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения чувств, этикетных формул, команд, приказов. Наблюдать за использованием междометий в разговорной речи и художественных произведениях. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания

122

Семантические разряды междометий

01.05

123

Звукоподражательные слова

07.05

Опознавать звукоподражательные слова. Наблюдать за их использованием в разговорной речи и в художественных произведениях. Выразительно читать предложения со звукоподражательными словами

124

Речь (5)

Характеристика человека

08.05

Иметь представление о краткой и полной характеристике человека. Анализировать характеристики персонажа в художественном произведении; создавать сжатую деловую характеристику человека на основе художественной (стилистическая трансформация).

Иметь представление о краткой и полной характеристике человека. Анализировать характеристики персонажа в художественном произведении; создавать сжатую деловую характеристику человека на основе художественной (стилистическая трансформация)

125

Характеристика человека

12.05

126

Характеристика человека

14.05

127

Сжатое изложение по тексту К.И. Чуковского «О Чехове»

15.05

Сжато пересказывать текст по памяти, сохраняя характеристику персонажа. Соединять в одном тексте характеристику человека и описание его внешности

128

Анализ изложения

18.05

Анализ изложения

129

Обобщающее повторение (9)

Повторение изученного. Лексика.

19.05

Повторить изученный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и  словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации, развитию речи

130

Повторение изученного. Фонетика, орфография.

21.05

131

Повторение изученного. Морфология.

22.05

132

Контрольная работа № 9 по теме «Обобщающее повторение».

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

25.05

133

Повторение изученного. Слитное, дефисное и раздельное написания.

26.05

134

Повторение изученного. Слитное, дефисное и раздельное написания.

28.05

135

Повторение изученного. Русские лингвисты, о которых говорилось в течение учебного года

29.05

Раздел 6. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Чтение и аудирование

Ученик научится:

Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.

Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.

Ученик сможет научиться:

Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.

С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.

Морфемика и словообразование

Ученик научится:

Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую; по лексике и фразеологии: свободно; пользоваться лексическими словарями разных видов

Ученик сможет научиться:

Характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Лексика и фразеология

Ученик научится:

Свободно пользоваться лексическими словарями разных видов.

Ученик сможет научиться:

Опознавать омонимы разных видов; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

Морфология

Ученик научится:

Распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения.

Ученик сможет научиться:

Различать грамматические омонимы

Офография

Ученик научится:

Характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём

Ученик сможет научиться:

Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма

Синтаксис

Ученик научится:

Определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи.

Ученик сможет научиться:

Анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально

-стилистических качеств, требований выразительности речи

Пунктуация

Ученик научится:

Обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5 — 7 классах.

Ученик сможет научиться:

Демонстрировать роль пунктуации в передаче смысловой стороны речи.

Приложение 1.

 Основной инструментарий для оценивания планируемых результатов

Контрольно-измерительные материалы представлены в методическом пособии к учебнику «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (М.: Дрофа, 2015. — 158с.)

Для оценки планируемых результатов данной программой предусмотрено использование:

  • вопросов и заданий для самостоятельной подготовки;
  • заданий для подготовки к ВПР;
  • тестовых задания для самоконтроля.

Виды контроля и результатов обучения:

  • текущий контроль;
  • тематический контроль;
  • рубежный контроль;
  • итоговый контроль.

Формы контроля:

  • устный опрос;
  • диктант;
  • сочинение;
  • изложение;
  • самостоятельная работа;
  • тестирование;
  • словарный диктант;
  • орфоэпический диктант;
  • контрольная работа.

Критерии отметок:

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по русскому языку.

Диктант:

При оценке контрольных диктантов учитываем следующее:

  • повторяющаяся ошибка (ошибка, которая повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов) считается за одну;
  • первые три однотипные ошибки (ошибки на одно правило за исключением тех случаев, когда для определения правильного написания нужно подобрать проверочное слово или форму) считаются за одну, но каждая следующая подобная ошибка учитывается отдельно;
  • две и более ошибок, допущенных в одном непроверяемом слове, считаются за одну;
  • при подсчёте ошибок две негрубые ошибки (в переносе слов, на исключения из правил, повторение одной и той же буквы, пропуск буквы; отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с прописной буквы) считаются за одну;
  • в процессе проверки диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки на неизученные правила, а также ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, с которыми не проводилась специальная работа;
  • при выставлении оценки за диктант учитываются орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в ходе выполнения языкового анализа текста (грамматического задания); 
  • оценка снижается на балл, если учеником допущено более пяти исправлений; при наличии трёх исправлений отличная оценка не выставляется.

При выставлении оценки за контрольный диктант следует руководствоваться следующими нормами (в виде дроби показано соотношение орфографических и пунктуационных ошибок):

«5»

«4»

«3»

«2»

допускается одна негрубая орфографическая или одна негрубая пунктуационная ошибка

2/2 ошибки,

или 1/3 ошибки,

или 3/0 ошибки,

или 0/4 ошибки

4/4 ошибки,

или 5/4 ошибки

или 3/5 ошибки,

или 0/7 ошибки,

а также 6/6 ошибок, если среди тех и других есть однотипные и негрубые

допущено более пяти грубых орфографических ошибок

Грамматическое задание:

«5» – без ошибок выполнены все задания, допускается 1-2 неточности; «4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий; «3» – ученик справился безошибочно не менее чем с половиной заданий; «2» – верно выполнено менее половины заданий.

2. Оценка словарных и орфоэпических диктантов:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок; оценка «4» – за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки; оценка «3» ставится, если допущено 3-4 ошибки; оценка «2» – если допущено 5 и более ошибок.

3. Оценка заданий самостоятельной работы: 

«5» – без ошибок выполнены все задания, допускается 1-2 неточности; «4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий; «3» – ученик справился безошибочно не менее чем с половиной заданий; «2» – верно выполнено менее половины заданий.

4. Критерии выставления отметок за тестирование.

Оценка «5» - 100 – 95% правильных ответов, «4» - 95 - 75%, «3» - 75 - 50%, «2» - менее 50% правильных ответов.

5. Оценка сочинений и изложений:

Сочинение (в том числе миниатюра) и изложение оценивается двумя отметками: первая выставляется за умение в рамках продуманной композиции раскрыть тему и выразить главную мысль (реализовать свой замысел), а также за умение правильно и уместно использовать с этой целью соответствующие языковые средства; вторая – за соблюдение языковых норм.

Схема оценивания может быть следующей:

Оценка за содержание:

Л – Ф – Р, где Л – логические ошибки, Ф – фактические, Р – речевые ошибки и недочёты;

Оценка за грамотность:

І – ν – Г, где I – количество орфографических ошибок, ν –пунктуационных, Г – грамматических.

При проверке учитель также обращает внимание на нарушения последовательности в изложении содержания, на соответствие всех частей сочинения теме и задаче выражения главной мысли и на полноту раскрытия темы. При анализе речевого оформления работы учитываем разнообразие и выразительность использованных языковых средств и грамматического строя речи, стилевое единство сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...

Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год (по ФГОС) 10 класс коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языкуМ.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&ra...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&r...

Рабочая программа по биологии. 9 класс. 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по биологии. 9 класс. УМК И.Н.Пономаревой. 2019-2020 учебный год...