Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Склонение сложных количественных числительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Мальцева Анастасия Ильинична

Конспект открытого урока по теме «Склонение сложных количественных числительных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_slozhnyh_chislitelnyh.docx26.82 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе

по теме «Склонение сложных количественных числительных»

Цели

Образовательная цель: формирование представления об особенностях склонения сложных количественных числительных 

Деятельностная цель: формирование умения правильного склонения количественных числительных

Планируемые результаты:

Личностные

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные

- планирование необходимых действий;

-выполнение самопроверки или взаимопроверки учебного задания;

-извлечение информации из таблиц, переработка и анализ этой информации, установление связей между новой и ранее усвоенной информацией.

- установление рабочих отношений, усовершенствование навыков эффективного сотрудничества.

Предметные 

.- закрепление знаний учащихся об имени числительном как части речи;

- усвоение особенностей изменений сложных числительных по падежам;

- развитие умений правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные.

Задачи:

Обучающие

- обеспечить в ходе урока усвоение основных правил склонения сложных числительных

- сформировать умение склонять сложные количественные числительные

- актуализировать знания о склонении простых числительных

- расширить общий кругозор учащихся

Развивающие

- развивать способности к самостоятельному целеполаганию и определению смыслов

собственной деятельности;

- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

- развивать рефлексивные способности (определять свои затруднения, проблемы и находить

способы их решения).

- создать условия для развития  коммуникативных навыков

Воспитательные

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

- содействовать формированию патриотических чувств;

- содействовать развитию культуры речи;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

 

Ход урока:

Этап

Содержание этапа

Взаимодействие

1. Орг. этап

Начало урока, приветствие.

2. Мотивационно-целевой

Предъявление задания. Постановка проблемы. Обучающиеся определяют цель урока, чему и для чего должны научиться

Фронтальная работа

3. Актуализация изученного

Составление парадигм склонения простых числительных на основе имеющихся знаний

Групповая работа

4. Первичное усвоение новых знаний

Проведение исследования. Обучающиеся делают выводы об особенностях склонения сложных числительных (50-80)

Фронтальная

5. Первичное закрепление

Применение полученных  знаний, создание текста

Групповая работа

6. Открытие новых знаний. 2 этап

Обучающиеся делают выводы путем наблюдения за явлением (склонение числительных 200-900)

Фронтальная работа

7. Закрепление

Обучающиеся отрабатывают умение склонять числительные. Актуализируют полученные знания, применяют умения на практике

Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

8. Рефлексия

Обращение к проблемному вопросу. Подведение итогов урока. Чему научились на уроке, достигнута ли цель.

Домашнее задание

Индивидуальная работа, фронтальная работа

Дата.

12 апреля 1633 года в Риме начался процесс над Галилео Галилеем. Галилей был обвинен в признании «ложного учения» Николая Коперника о том, что «Солнце, а не Земля, находится в центре мира, и что последняя движется, в том числе совершает оборот вокруг Солнца за один год». 

Какое знаменательное событие в истории освоения космоса произошло в этот день?

12 апреля 1961 года наш соотечественник Юрий Гагарин первым в мире совершил космический полет. С тех пор в этот день отмечается День Космонавтики. 

Давайте соберем эти факты вместе. Для этого нам понадобятся какие части речи?

Постановка проблемы. Кто уверен, что может безошибочно записать падежные формы числительных, указанных на доске?

На доске:

  1. «12 апреля 1633 года в Риме начался процесс над Галилео Галилеем, а 300 годами позднее человеком был совершен первый космический полет».
  2. «Геннадий Падалка за 5 полетов провел в космосе более 800 суток и тем самым установил мировой рекорд».
  3. «Самый длительный космический полет продолжался более 400 суток».

С какими числительными возникли трудности? В склонении каких числительных вы сомневаетесь?

Постановка цели.  Какие это по составу числительные? (сложные). Что такое сложные числительные?  А какие еще числительные вы знаете? (простые, составные). Хорошо, у нас есть сложные числительные, и с образованием их падежных форм у нас пока затруднения.  Чему мы тогда сегодня должны с вами научиться? Как вы думаете, почему мы должны уметь склонять числительные? Для чего нам это? Запишем тему.

Давайте мы с вами сегодня совершим свое космическое путешествие, в ходе которого постараемся ликвидировать все сомнения и справиться с возникшими трудностями. Если вы будете слажено работать, то за  каждое успешно выполненное задание будете получать деталь большого пазла.

Актуализация изученного. Чтобы старт космического корабля прошел успешно, нужно провести основательную подготовку. Для этого мы вспомним, как склоняются простые числительные. По группам учащиеся получают задание: просклонять на больших листах числительные 5 (1гр.), 6 (2 гр.), 7 (3 гр.), 10 (4гр.) – за доской записана парадигма склонения числит.8(с пропусками)

Пока дети оформляют листы, я проверяю

Все листы вывешиваются при помощи магнитов на доску, зачитываем. Что с 8, почему мы её отдельно рассматриваем? (2 формы Тв. падежа)

Открытие новых знаний, 1 этап. А теперь соединим эти парадигмы с 10, убрав Ь из формы И.п. Что получилось? (сложное числительное: ПЯТЬ+ДЕСЯТ, ПЯТИ+ДЕСЯТИ и т.д.). Обратите внимание, какую особенность имеют сложные числительные при изменении? Что изменяется?

За успешную подготовку к полету, команды получают по 1 элементу космического пазла.

Закрепление. Наши калининградские школьники отправились в космическое путешествие. А каких известных калининградских космонавтов вы знаете? (Калининградская земля взрастила и вывела в небо четверых космонавтов: Алексея Леонова, Александра  Викторенко, Виктора Пацаева, Юрия Романенко)

Задание по группам (по 1 личности на группу): каждый получает индивидуальное задание – вписать числительное в предложение, потом команда склеивает текст о калининградском космонавте и зачитывает одноклассникам.

Получают 2 деталь космического пазла.

А наш корабль, тем временем, набирает высоту, и мы приближаемся к крупным космическим объектам, они в СОТНИ раз больше нашей планеты! Нам нужно срочно принимать меры!

Открытие новых знаний, 2 этап. У каждого на парте есть таблица со склонением всех сложных числительных от 200 до 900. Какие особенности вы заметили? Посмотрите внимательно на изменение первой части? Что заметили? (появляется «У», а после «Р» появляется «Ё»). Первая часть изменяется, как простые числительные? (только два-ДВЕ). Эту таблицу вы оставите себе, она вам пригодится, когда вы будете изучать склонение составных числительных.

Закрепление. Просклоняйте в тетрадях словосочетания «60 минут» и «600 звезд». Когда закончат, под музыку А. Скрябина перемещаются по классу, находят себе пару и сверяют результаты. Если у напарника все правильно, похвалили/поздравили его и пожали руку. Если есть ошибки – обсуждаем, ищем правильное решение, благодарим за работу.  Потом садятся за парты, зачитываем склонение, проговаривая окончания.

Наш полет проходит на предельной высоте, и нам пора возвращаться на Землю, к нашей реальности. Как вы думаете, а где в реальной жизни вы можете применить полученные сегодня знания? (в магазине, в банке, в школе и т.д.)

Задание по группам: в диалог по каждой из предложенных реальных ситуаций вписать числительные в нужной форме. Желающая команда может показать сценку.

А зачем мы должны знать правила склонения числит.? Наша речь должна быть грамотной и т.п.   ПОСМОТРИМ, КАК вы сможете применить полученные знания на математике (ПРИМЕРЫ НА ДОСКЕ)                              Получают 3 деталь пазла.

На доске выводим проблемные предложения (начало урока): давайте теперь попробуем правильно вставить падежные формы.

Рефлексия. Леонов первым совершил выход в открытый космос, а я попрошу по 1 представителю от команды выйти к доске и собрать пазл. Что же у нас получилось? (собрали пазл): иллюстрация к книге «Солнечный ветер» (Алексей Леонов «Корабль «Аполлон» в космосе»).

-полет в космос помог установить истинность суждений Галилея и Коперника, почему?

- а нам чем помог наш сегодняшний полет в космос?

Билетик на выход: поставьте + напротив того утверждения, с которым вы согласны, «?» напротив того утверждения, в котором вы сомневаетесь и знак «-», если вы совершенно не согласны с утверждением

Я могу склонять сложные числительные 50,60,70,80.

Я могу склонять сложные числительные от 200 до 900.

Я знаю, где в жизни могу применить свои навыки склонения числительных.

Запишите любое сложное числительное в творительном падеже:

РЕЗЕРВ. Модель Фрейер – дети получают пустой бланк и набор утверждений и примеров. Заполнить в команде бланк Модели Фрейера: обязательные признаки сложных числит (два корня, изменяются обе части); необязательные признаки (2 формы ТВ.падежа,, Ь в середине числительных); примеры (двести, восемьдесят и т.д.) и антипримеры (пять, десять, сто).

Домашнее задание. Объясните дома родителям, как склоняются сложные числительные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Галилео Галилей (1564-1642)

Слайд 2

Ю.А. Гагарин

Слайд 3

« 12 апреля 1633 года в Риме начался процесс над Галилео Галилеем, а 300 годами позднее человеком был совершен первый космический полет ». «Геннадий Падалка за 5 полетов провел в космосе более 800 суток и тем самым установил мировой рекорд ». «Самый длительный космический полет продолжался более 400 суток».

Слайд 4

Двенадцатое апреля Склонение сложных количественных числительных

Слайд 5

Алексей Архипович Леонов

Слайд 6

Александр Степанович Викторенко

Слайд 7

Виктор Иванович Пацаев

Слайд 8

Юрий Викторович Романенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Конспект урока русский язык в 6 классе на тему "Склонение сложных количественных числительных"

Склонение и правописание сложных количественных числительных...