Урок-путешествие "Страна частиц".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок-путешествие "Страна частиц" предполагает закрепление знаний обучающихся по теме "Разряды частиц" методом фронтального опроса, тренировочных упражнений и творческих заданий при дифференцированном обучении материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_strana_chastits.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание частиц 

Урок-путешествие.

Класс: 7

Цель: обобщить знания по теме «Частица», закрепить  навыки  написания частиц, отработать умения правильного написания частиц.

Цель:

  1. Ученик научится раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки
  2. Ученик получит возможность применять правило в различных ситуациях.

Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся о разрядах частиц бы, ли, же, -то, -ка, -таки посредством использования приема “снежный ком”.
  2. Обеспечить условия для понимания учащимися правила написания частиц через наблюдения и выводы.
  3. Проверить знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.

Деятельностные единицы учения:
– правило о раздельном написании частиц же, ли, бы и дефисном написании -то, -ка; 
– понятия (частица, разряды частиц, дефис).

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

Время

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, повернитесь назад и поприветствуйте их.

Проверяем готовность к уроку. На парте у вас лежат: дневник, рабочая тетрадь, учебник, пенал.

Я желаю вам успешной работы на уроке.

Садитесь.

 Дети кивают, садятся

 2 мин

Реализация  домашнего задания

Мы продолжаем знакомиться частицами.

Начну урок с пословицы: «Мал золотник, да дорог» Как вы понимаете значение этой пословицы?

А почему я начала разговор с этой пословицы?

Я предлагаю совершить увлекательное путешествие в страну частиц (указываю на оформленную доску).

Но чтобы попасть в эту удивительную страну, нам необходимо продемонстрировать свои знания о частице. Итак, ворота знаний.

Фронтальная беседа по теме «Частица»

+ Самостоятельная часть речи.

- Имеет грамматическое значение.

+ Не изменяются.

- Являются членом предложения.

+ Вносят различные оттенки значения.

+ Служат для образования форм слова.

 

(Слайды 1,2) Заполнение пропуска (Приложение 1) Самооценивание степени владения актуальным опытом.

Представьте, что за воротами нас встречает хозяйка. Предлагаю построить монологическое высказывание от 1 лица «Я-Частица».

Монологическое высказывание от 1 лица «Я - частица» с элементами театрализации (Гукосьянц С.)

- Смысл в том, что дело не в размере, а в его ценности, неважно насколько большой или дорогой предмет а то насколько от важен.

-  Частица, хотя она мала, тоже важная часть речи.

(работа с сигнальными карточками: «да»- зеленая, «нет»-красная)

Ученики самостоятельно заполняют таблицу, потом ее сравнивают со слайдом.

Ученик строит монолог (индивидуальное задание)

Дети анализируют монолог. Затем учащиеся формулируют определение частицы:

Служебная часть речи.

Не имеют грамматического значения. Не изменяются. Не являются членом предложения. Вносят различные оттенки значения. Служат для образования форм слова.

5 мин.

Актуализация знаний

Мотивационный этап

 (Слайд 3) Посмотрите, ребята, перед вами предложения, сколько ошибок допустил ученик?  (Записано на доске, чтобы в конце урока вернуться)

  1. Так пойдика, попляши!
  2. Я хотел бы знать наверняка.
  3. Пойдешьли ты сегодня на тренировку?
  4. Подумайже об этом.

Какая тема нашего урока? Определите её.

Что мы должны узнать и чему должны научиться? Какова цель нашего урока?

Цель: изучение правописания частиц.

(Слайд 4)

Учитель обобщает: “Цель урока научиться раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки; научиться применять правило в различных ситуациях.”

Какие задачи ставим для достижения этой цели?

Задачи:

- Познакомиться с правилом написания частиц.

- Научиться писать слова с частицами.

(Слайд 5,6)

 

 

 Учащиеся высказываются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  

 

 7 мин

Изучение нового материала

Итак, дальше идем в беседку Мудрости

Работа с учебником

У: В нашей речи мы постоянно используем частицы и поэтому важно знать, как они пишутся. На  уроке мы узнаем, какие частицы пишутся раздельно, а какие – через дефис. 

Для этого поработаем с учебником.

Откройте  учебник стр.211, параграф 37. Самостоятельно читаем параграф. На эту работу вам отводится 2 мин. Что вы узнали?

(Слайды 7,8)

Реализация индивидуального задания

 - В учебнике представлены не все частицы, которые могут вам встретиться. 

Послушаем сообщение, которое подготовил ваш одноклассник.

А в какой форме  удобней представить новый материал

Создайте таблицу «Правописание частиц». Какую информацию вы должны занести в таблицу?

(Слайд 9, 10) 

(Выключить проектор)

  

  

Ответ детей по параграфу.

 1.Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся со словами раздельно. 2.Частицы – кА, - таки-, -то пишутся через дефис.)

Частица –таки пишется через дефис с глаголами (успел-таки, опоздал-таки) остальных случаях раздельно, например: Я таки полагаю. Пётр таки не пришёл.

 Сообщение заранее подготовленного ученика (Ткаченко Д.)

Частицы -тка, -с, -де присоединяются к словам посредством дефиса, например: смотри-ка, ну-тка, слушаю, он-де говорил, книгу-то прочёл.

Запомните! Есть такие частицы неужели, ужели, даже.

В виде  таблицы.

Ответ: Написание частиц, частицы и примеры употребления частиц.

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Физ.минутка

Звучит фоновая музыка.

Встаньте ровно, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Садимся за парты, и снова за дело!

Проводит подготовленный ребенок (Гончаренко Д.)

 2 мин

Закрепление изученного материала

(музыка 3, вода)

Работа у доски (3 человека)

Ребята, на нашем пути встретилось озеро. Вылавливаете рыбку-частицу и составляете с ней предложение (не забудьте указать морфологические признаки частицы!)

Работа с учебником (остальные ученики)

Чтобы научиться писать слова с частицами откроем учебники и  выполним упр. 453. Что будете выполнять?

(Запишите частицы в столбик, примеры употребления частиц прочитайте, их записывать не надо! Запишите аналогичные свои примеры.

(Включить проектор)

(Слайды 11,12)

Работа с раздаточным материалом (Приложение 2).

Ребята, Частица предлагает нам посетить полянку  доверия «Проверь свои знания», чтобы проверить как вы усвоили изученный материал.

Внимательно читайте и выполняйте задания. После выполнения поднимите ручку вверх.  Поменяйтесь работой с соседом по парте и проверьте написанное. Оцените работу по следующей таблице

"5" - ставится если верно выполнено 8

"4"- ставится если верно выполнено от 6

"3"- ставится если верно выполнено от 5

Поставьте оценку карандашом внизу листа. Верните лист автору.

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, у кого “5”.., “4”.., “3”... Передайте листочки учителю на счет «три».

  1. Вы (же) спешили
  2. Давай  (ка) решать задачу.
  3. (Не) пришел вовремя.
  4. (Разве) уже зима?
  5. Ушла (таки) лиса!
  6. Сделали (бы) хорошо.
  7. Мы (таки)  выступили.
  8. (Не) (уже) (ли)  ты пришел?

Сможем ли теперь мы исправить ошибки нерадивого ученика? (Выключить проектор)

У доски:

Устинов (ж)

Склярова (кр)

Гнатковский (зел)

С места:

Тржцин, Горчакова, Сатова

Открывают тетради.  Отвечают на вопрос учителя.

Записывают в столбик частицы, читают примеры в учебнике, пишут свои примеры.

 

 

 

Взаимопроверка.

 Оценивают свою работу

Исправляют ошибки в предложениях.

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7 мин

Рефлексия

Работа у доски. Заполнение таблицы «Слитно или раздельно»

Ребята, посмотрите, что оставила нам Частица. Это Волшебная шляпа с заданиями. Приглашаю поработать у доски желающих. Закрепляем полученные на уроке знания. Надо распределить слова по колонкам. Остальные дети работают в тетрадях.

Слова: Все (таки), подумал(ли), все(же), пошел(бы), расскажите(ка), тот (же), ну(ка), он (де) сказал, слушаю (с).

 Какую цель мы ставили? Достигли? Что делали для достижения цели?

 

Изучение правописания частиц.

Да. Мы выполняли упражнение, записывали в таблицу новый материал.

  

 

 

4 мин

Подведение итогов

 

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» в исполнении учащихся.

Какая частица используется в этой песне?

- Пусть.

? Что это за частица?

- Формообразующая.

Учитель.  Пусть этот урок ещё раз напомнит вам о том, что русский язык – это ваш родной язык, и его надо любить.

Пусть частицы не будут для вас сложной частью речи. 

Дети поют   1 куплет и припев.

 2 мин

Д/з

 Упр. 454.  Творческое задание по желанию (на дополнительную оценку) – сказка про частицы

Записывают дз

2 мин

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение  1

Самооценивание степени владения актуальным опытом.

Задание: заполнить (дополнить) таблицу.

Разряды

Примеры частиц

_________________________

Усилительные

 

 

Вряд ли, едва ли, авось

Отрицательные

 

 

Разве, неужели, ли (ль), что ли, что

Восклицательные

 

 

Именно, как раз

Выделительные, ограничительные

 

 

Это, вон, а вон, вот, а вот

____________________________

 

Пусть, пускай, да, давай, давайте

Форма сослагательного наклонения глагола

Более, менее.

Разряды

Примеры частиц

Смысловые

Усиление

 Даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то, ещё, ну

 Сомнение

Вряд ли, едва ли, авось

Отрицание

 Не, ни

 Вопрос

Разве, неужели, ли (ль), что ли, что

Восклицание

 Что за, как, ну и, вот так

 Уточнение

Именно, как раз

Выделение, ограничение

 Только, лишь, лишь только, исключительно, почти

 Указание

Это, вон, а вон, вот, а вот

Формообразующие

Форма повелительного наклонения глагола

Пусть, пускай, да, давай, давайте

Форма сослагательного наклонения глагола

Бы, б

Сравнительная степени прилагательного или наречия

Более, менее.

Приложение 2

Взаимооценивание.

Задание: записать предложения,  раскрывая скобки. Найти частицы и указать их разряд.

1

Вы (же) спешили

2

Давай  (ка) решать задачу.


3

(Не) пришел вовремя.

4

(Разве) уже зима? 

5

Ушла (таки) лиса! 


6

Сделали (бы) хорошо. 

7

Мы (таки)  выступили.

8

(Не) (уже) (ли)  ты пришел?

Приложение 3

Солнечный круг, небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Припев:

Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....

Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Повторение изученного по частицам (Всякая всячина о частицах)

Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы по теме урока, сказки, стихи о частицах, тесты, работа с текстами, викторина - всё это есть в конспекте урока....

конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...