Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
проект по русскому языку

Кузьмина Вера Сергеевна

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektkvs.docx318.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум»

Формирование коммуникативной компетенции на уроках

русского языка и литературы

Инновационный педагогический проект

         Кузьмина Вера Сергеевна

преподаватель русского языка и

литературы

ГБПОУ РТ «Тувинский

 агропромышленный техникум»

Кызыл, 2014

Образование стоит перед вызовом XXI века – необходимостью развития нового мировоззрения, нового содержания образования, освоения современных образовательных технологий.

М. Поташник

Аннотация инновационного проекта

Формирование компетенций – это не смена содержания.

Это смена способа, смена технологии.

Е.Я. Коган

Сегодня, как никогда остро, стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин «компетенция». Дж. Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром»

« Категория «компетенции» является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам» (М.В. Рыжаков). Но, как уже сказано выше, «…это не смена содержания. Это смена способа, смена технологий».

Таким образом, говоря о коммуникативной направленности в преподавании русского языка и литературы, наша задача состоит в том, чтобы выдвинуть на передний план практическое пользование языком, речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. А значит, обучение общению – это обучение речевой деятельности. Вся система работы строится на том, чтобы вызывать необходимость общения, потребность в нём. Учиться общению, общаясь – вот основная характеристика коммуникативности.

Данный проект ставит своей целью разработать способы и методы, при помощи которых можно сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию при использовании в обучении интеграции современных методов обучения и инновационных.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Профессиональная компетенция является общей способностью и готовностью личности к работе, которая основана на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению. Эти знания и опыт ориентированы на участие личности в процессе образования и способствуют интеграции в общество.

 К важнейшим ключевым компетенциям, которые должны быть сформированы в общеобразовательной школе для обеспечения гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения, относят следующие: социальные компетенции: комплекс базовых способностей, необходимых для участия «в демократическом образе жизни»: готовность адекватно участвовать в демократических процедурах, критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность на себя и др.; Политические компетенции: готовность и умение жить и работать в «правовом поле» - понимание права как важнейшего механизма регулирования социальных и межличностных отношений собственно человеческим способом. Межкультурные компетенции: способность понять представителей другой национальности, другой культуры и вступить с ними в диалог, отказаться от предрассудков, предвзятости, нетерпимости в отношении людей иных политических или религиозных убеждений, способность уважать любую индивидуальность (в том числе и свою собственную). Информационные компетенции: владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации. Компетенции в области профессионального и личностного развития (способность обучаться на протяжении всей жизни). Интеллектуальные компетенции: способность к обобщению, умение выделять существенные признаки познаваемой действительности; гибкость, креативность ума – динамичность и подвижность. И, наконец, коммуникативные компетенции: способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию и т.д.; готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, компетенции; владение устным и письменным общением, несколькими языками.    

Здесь идёт речь о компетентностном подходе в образовании.

Компетентностный подход на сегодняшний день обретает огромную популярность начиная от школы и заканчивая последипломным образованием и повышением квалификации .

Привлекательность компетентностного подхода заключается в том, что он имеет практическую и практичную философию и направленность. В его рамках конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть – овладел набором необходимых для этого компетенций.

Итак, компетенции – это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще. За поведением этим, конечно, стоят и знания, и умения, но не только они. Не менее важное значение имеют личностные черты, установки, ценности, убеждения, эмоции, способность ладить с людьми и самооценка. Таким образом, в рамках компетентностного подхода образование и обучение становится комплексным, многофакторным.  

Если же говорить о коммуникативной компетенции, то предполагается, что коммуникативная компетенция (как и любая иная компетенция) это некоторая система требований. При разработке коммуникативной компетенции (системы требований) можно включать такие компоненты как:

   - владение той или иной лексикой,

   - развитость устной речи (в том числе четкость, правильность),

   - развитость письменной речи,

   - умение соблюдать этику и этикет общения,

   - владение коммуникативными тактиками,

   - владение коммуникативными стратегиями,

   - знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться,

   - умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации),

   - способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность,

   - владение навыками активного слушания,

   - владение ораторским искусством,

   - актерские способности,

   - умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи,

   - эмпатия,

   - умение проникнуться интересами другого человека

             Таким образом, коммуникативная компетенция, с одной стороны, является характеристикой личности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и коммуникативные).

             В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом всё сложить и получить компетенцию. Любая компетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде.

            Сегодня в век развитых информационных технологий, в век прогресса и повсеместной компьютеризации, а также  расширяющейся системы массовых коммуникаций идёт и обратный процесс в коммуникативной стороне общения. Дети, осваивая сложнейшие ИКТ, теряют способность общаться; не умеют корректно строить отношения с взрослыми и сверстниками; не могут вербально и не вербально выразить свои представления о мире; не умеют свободно фантазировать; их эмоциональная жизнь бедна, а творческие возможности не направлены на решение жизненных задач.

             Наши обучающиеся свободно используют ресурсы Интернета, работают с различными редакторами (Word, Excel, Power Point) и в то же время не способны передать содержание прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде, не владеют монологической и диалогической речью, не умеют приводить примеры, подбирать аргументы. Они не используют в письменной и устной речи всего разнообразия фольклорного наследия родной речи в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

             А между тем требования времени ведут к тому, что сегодняшний выпускник должен обладать не только базовым уровнем традиционной грамотности. Но и умением анализировать, запоминать, синтезировать, суммировать и оценивать содержание информации. Следовательно, курсу русского языка и литературы отводится ведущая роль в формировании коммуникативной компетенции, поэтому считаю, что формирование коммуникативной компетенции – это одно из основных  направлений и целей  предметов, которые я преподаю.

Именно коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности  с соблюдением социальных норм речевого поведения поможет обучающемуся:

  • Оценивать успешность ситуации общения;
  • Слушать собеседника, уважая и проявляя толерантность к чужому мнению
  • Аргументировать и отстаивать собственное мнение, не нарушая норм                     приличия.
  • Общаться самостоятельно, вступая в контакт с собеседником учитывая его                                   особенности (возраст, статус и т.д)
  • Владеть формами диалога и монолога
  • Избегать конфликтов и грамотно разрешать их при возникновении
  • Стимулировать собеседника к продолжению общения

Таким образом, обучение обучающегося вежливому, корректному общению – одна из главных задач предметов «Русский язык» и «Литература». В необходимости этого убеждают результаты ЕГЭ по русскому языку, где выявляется невысокий уровень в развитии коммуникативной компетенции.

     

Цели и задачи инновационного проекта

Основная проблема, которая стоит передо мной: я должна научить обучающихся общаться, а обучающиеся, зачастую поголовно, увлечены компьютерами и в связи с этим теряют способность общаться непосредственно, а также читать и работать с текстом на уроке. Как преподаватель русского языка и литературы я ставлю перед собой цель: сформировать коммуникативную компетенцию и сохранить интерес к предмету. А это возможно, по моему мнению, только при интеграции современных методов обучения и инновационных.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Обобщить опыт своей работы и выделить наиболее интересные и продуктивные методы формирования коммуникативной компетенции.
  2. Изучить инновационные образовательные технологии и выбрать наилучшим образом формирующие коммуникативную компетенцию.
  3. Разработать и апробировать модель использования интеграции  современных и инновационных методик преподавания русского языка и литературы.
  4. Повысить  интерес к русскому языку и литературе и активизировать творческую деятельность учащихся (участие в различных творческих конкурсах)

Гипотеза проекта:

Если систематически использовать интеграцию современных и инновационных методик в преподавании русского языка и литературы, то это даст возможность сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию, повысить информационную культуру, стабилизировать качество знаний по русскому языку и литературе, развить познавательный интерес, творческое мышление обучающихся, а также умения и навыки речевого общения.

  • Методы исследования проекта:
  • анализ проблемы исследования
  • изучение педагогической и методической литературы
  • проектирование педагогического эксперимента
  • диагностика
  • обобщение полученных результатов
  • подведение итогов.

Практическая значимость проекта состоит в том, что он может использоваться другими педагогами.

Основное содержание инновационного проекта

 Начиная с 2010 года преподавание русского языка и литературы ведётся мною по программе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, где в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» формирование коммуникативной компетенции указывается, как один из компонентов личностного результата освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рассмотрев свой многолетний опыт работы сначала в школе, затем в профессиональном училище, теперь в техникуме, считаю, что многое (формы, методы) можно использовать в дальнейшей работе, усовершенствовав, дополнив инновационными технологиям

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования, в главе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» указывается на то, что «личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать…7) формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности».  Здесь мы можем заметить, что формирование коммуникативной  компетенции является на сегодня одним из приоритетных моментов современного образования, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации обучающихся в современном мире.

Коммуникативная компетенция включает способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, объяснительную записку, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

 Как одно из направлений деятельности по формированию     коммуникативной  компетенции является работа с текстом, поскольку это способствует лексического и культурного багажа, развивает творческие способности, совершенствует нравственно, что, несомненно, входит   в элементы классификации академических компетенций. (Прил. 1)  

  • Работа с текстом

  …Ни один компьютер не

 передаст всю гамму ощущений,  

 радости открытий, пережитых на уроке,

 при прочтении художественного текста,                                                                                лаконичного доказательства теоремы,

изящного выведения формулы.

 Оно передаётся  только

 Словом Учителя…

Калугина Т.Г.

Сегодня учитель литературы с грустью, а чаще с безнадёжностью, отмечает: дети, подростки, а затем и взрослые не читают. Причина: мечта и страсть современного ребёнка и подростка вовсе не скромный томик классика, а компьютер.  И нам, учителям, конечно же, никуда не уйти от грустных реалий современности. Наша задача в том, чтобы книга, ценность слова писателя царили на уроке литературы и русского языка в полной мере, если уж в жизни подросток не находит к ним пути.

 Считаю, что на каждом уроке должно присутствовать чтение: выразительное, интонационно яркое, потому что именно так должно звучать слово писателя. Невозможно в пересказе отразить особенности речи героев, составить их речевую характеристику. Особенно это важно для ребят, для которых русский язык – не родной. Так при изучении пьесы «Гроза» А. Н. Островского  ребята, составляя по тексту пьесы речевую характеристику героев, отмечают, что Борис говорит правильно, грамотно – он образован, учился в Коммерческой академии в Москве. Дикой, напротив, часто коверкает слова, не понимает их смысла; речь у него безграмотная, он часто ругается. У Катерины  речь плавная, напевная, как народная песня, полная эпитетов, сравнений.  

Обучающиеся должны самостоятельно либо с помощью учителя составить речевую характеристику героев, используя текст, а не готовые безликие пересказы.

Считаю, что на уроке необходимо чтение учителем самых эмоциональных, волнующих мест текста. Современные подростки нуждаются в этом особенно. Им негде кроме как на уроке удивиться красоте слова или стиля, поразмышлять о вечных истинах, задуматься о чём-то более важном, чем потребность «хлеба и зрелищ».

 Меня всегда немного удивляет то, как внимательно, сочувственно переживая, слушают подростки «Матрёнин двор» А. И. Солженицына. Ведь затрагивает их за живое история одинокой старушки Матрёны, беспритульной и не понятой никем. С интересом работают они над вопросами к этому произведению, потому что вопросы в них проблемного характера (См.прил.2).

А каким восторгом загораются глаза ребят на чтении 12-й главы романа «Мастер и Маргарита»! Бессмертный Булгаков удивляет не хуже «ужастиков и фантастик» Голливуда.

Я думаю, нужно удивлять, нужно показывать литературу. Как предмет живой, нескучный, интересный и увлекательный. И в этом поможет чтение. И не зря словесники считают, что «чтение – это патриотическое дело».

И, конечно же, работа с текстом произведения не сводится только лишь к его прочтению. Чтобы понять авторский замысел, увидеть красоту. образность, своеобразие слова писателя, научиться использовать в своей речи знания, полученные при изучении, необходимо показать обучающимся, что изучение законов русского языка поможет им лучше понимать не только язык, но и даст возможность понять человека, полноценно общаться с окружающими, что является главной составляющей коммуникативной компетенции.

  • Работая с текстом, обучающиеся выполняют задания:
  • постановка вопросов к тексту
  • составление плана
  • поиск ответов в тексте на поставленные вопросы
  • построение таблиц на основе текста
  • подробный пересказ текста
  • составление речевых и портретных характеристик героев
  • письменные ответы на вопросы по тексту
  • найти в тексте скрытый смысл (умение видеть подтекст)
  • В отличие от процесса стихийного чтения – это приёмы осознанного и целенаправленного чтения.

 Большое внимание на уроках русского языка и литературы уделяю лингвистическому анализу текста: определение темы, идеи, основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение художественных средств и фигур речи. Такая работа не только развивает творческие способности обучающихся, но и готовит их к написанию ЕГЭ.

Существенным признаком формирования коммуникативной компетенции является свободное обсуждение обучающимися прослушанного или прочитанного текста, в ходе которого они учатся формулировать свою точку зрения, высказывать её без особой робости. Не менее важно и то, что обучающиеся учатся внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать своё мнение с иными взглядами на проблему и признавать их правоту в случае убедительных аргументов.

Часто после прочтения ставлю перед обучающимися проблемные вопросы, например, при изучении романа «Мастер и Маргарита»: Как вы думаете, как вели бы себя наши современники, если бы чёрный маг Воланд устроил подобное в нашем Доме культуры?  Ребята, обсуждая, приходят к выводу, что люди вели себя так же, как и посетители варьете в романе М. Булгакова.

           Умение читать между строк, видеть скрытый смысл, понимать подтекст  немаловажно при формировании коммуникативной компетенции. (см.прил.3)

              Читая рассказ М. Горького «Страсти-мордасти» о безногом мальчике и его пьющей матери, ставлю вопросы, (прил.4) проводящие параллель с современной жизнью. Особенно интересны ответы на вопрос: Осуждаете ли вы мать Лёньки? Здесь в ответах прослеживается и милосердие, и любовь, и всепрощение, и неприятие. Не секрет, что многие из наших обучающихся не понаслышке знают о пьющих родителях; и так дорого то, что не ожесточились они этой жизнью: не только обвиняют, но и прощают.

                При изучении обращаю внимание на красоту стиля, использование писателем художественных средств языка, фигур речи. Так в небольшом по объёму рассказе И. Бабеля «Король» предлагаю обучающимся выбрать из текста несколько ярких сравнений, одесских выражений (прил.4).

                 Изучая пьесу «Гроза», использую такой приём, как «театр на уроке», который формирует в обучающихся артистизм, фантазию, так как ребята выступают в роли актёров, режиссёров, постановщиков эпизода, костюмеров, зрителей, наконец.

               Умение составить портретную характеристику героя и сопоставить её с характеристикой на другого героя проявляется на уроках по роману «Отцы и дети». На уроке по биографии Ф.М. Достоевского предлагаю обратить внимание на портрет самого писателя. Ребята, описывая  внешние черты, раскрывают внутренние, которые говорят о судьбе писателя (болезнь, страдания, одиночество, несчастье )

             Предваряю изучение произведения документальными историческими экскурсами в прошлое. Так, на уроке по изучению поэмы « Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова в презентации использую кадры документального фильма о жизни и труде крестьян (прил.7). При изучении пьесы «На дне» М. Горького использую фотографии Хитровского рынка и его обитателей, которые помогут увидеть героев пьесы такими, какими их видели современники.  Такие моменты делают произведения понятными, привязанными к эпохе.

             В полной мере использую на уроке искусство: архитектуру, скульптуру, живопись, декоративно-прикладное искусство. Они расцвечивают, духовно обогащают, наполняют эмоционально текст, урок.

           Работа с текстом также помогает усвоить некоторые правила коммуникативной компетенции:

  • нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна самому себе;
  • нельзя использовать двусмысленные расплывчатые слова и выражения и пользоваться незнакомыми, непонятными или узкоспециализированными терминами;
  • нужно быть постоянно готовым к пониманию, т.к. существует очень много семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному или неточному пониманию сообщения;

  • Эмоциональная составляющая современного урока

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.                                                                             Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.                                                           Уильям Уорд

Образование предельно рационализировано и вербализировано;                                                                    из него выхолощен эмоционально-чувственный, интуитивно-                                                                                      образный компонент, что приводит к распространению в обществе профессионально компетентного, но бездуховного индивида.                                                                               А. Толстых.

       Формирование коммуникативной компетенции – это формирование умения общаться. Общение же невозможно без эмоций. И здесь следует сказать о личных эмоциях учителя. О важности этого момента говорит профессор М.М. Поташник: «Что же такое… – эмоция учителя? Это прежде всего «заражение» учеников своим личным настроением – состоянием, имя которому – бодрое делание, такое боевое веселье мастера, уверенного, что всё будет сработано великолепно. И именно из такой позиции уместно откровенно любоваться учеником, восхищаться, даже если хочется плакать после двух часов безрезультатного «вдалбливания». Действительно, немаловажно, с какими эмоциями идёт учитель на урок. Нужно уметь управлять своими эмоциями и учить этому детей.

          Языком эмоций и чувств является мимика, поза, выразительные движения. Овладев языком эмоций, можно научиться понимать эмоциональное состояние других людей, что необходимо для продуктивного общения. И здесь учителю нужно помнить слова Выготского Л.С.: «Если мы делаем что-либо с отвращением, это означает, что мы всячески будем стремиться к прекращению этих занятий. Если мы делаем что-либо с радостью, эмоциональные реакции не означают ничего другого, кроме того, что мы впредь будем стремиться делать то же самое»

          Иными словами, обучающимся должна нравиться их деятельность. Цель учителя – поддержать в учениках любознательность и познавательный интерес.

          Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

           Что же вызывает интерес в содержании урока?  Прежде всего – наличие новизны в учебном материале. Бывает так, что тема урока уже знакома из курса прошлого года, материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, других способов и методов показать обучающимся новизну темы, урока. Интерес к уроку могут стимулировать различные аспекты его содержания, но и для их восприятия важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью использую на уроке стихи, иллюстрации, которые создают определённый настрой обучающихся. Считаю, что стихи, изучаемые на уроке, должны читаться учителем выразительно и наизусть. Урок по биографии Н. Некрасова насыщен поэтическими строками поэта, иллюстрациями известных живописных полотен (Прил.8). 

         Эмоциональный отклик обучающихся вызывает использование на уроке литературы краеведческого материала, богатств национальной культуры и литературы, что позволяет обучающимся лучше узнать и полюбить родной край, его природу, родной язык, обычаи. Так при изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза» активно использую национальный компонент, приводя для сопоставления пьесу тувинского классика В Кок-оола «Хайыраан-бот».

        Способствует привлечению положительных эмоций на урок и такой стиль отношений между учителем и обучающимся, который создаёт доброжелательную и увлечённую совместным процессом познания атмосферу урока, когда учитель проявляет убеждённость и эрудицию, поощряет даже небольшие успехи обучающихся, поддерживает у каждого веру в свои силы.

          На уроке стараюсь соответствовать указаниям М, М, Поташника: «Учитель в классе всегда будет бодрым, энергичным, уверенным в себе, естественным в поведении. Уместны лёгкая улыбка, свобода в движениях. Речь должна быть ясной, плавной, лёгкой, без тягостных пауз, понятной, безупречно грамотной. Надо научиться смотреть в глаза детям открыто, прямо, ласково и твёрдо, придавать своему взгляду на каждого ребёнка независимо от любых привходящих обстоятельств надежду на его успехи и веру в него, как в своего ученика. Надо научиться актёрским техникам: умению держать паузу, влиять на детей мимикой, жестами, интонированием голоса, взглядом»

Кроме того, эмоциональная составляющая урока помогает выполнить  условия коммуникативной компетенции:

  • Контроль над своими невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь, необходим контроль над  мимикой, жестами, интонацией, позой.
  • Правило «собственной неправоты». Допускай, что ты неправ. Это поможет избежать ошибок. Не реагируй агрессивно на противоположную точку зрения.
  • Любое сообщение должно быть адекватно месту и времени, ситуации, в которой оно реализуется.
  • Таким образом, содержание материала урока, его проведение должны оказывать на обучающихся эффективное эмоциональное влияние, что необходимо для формирования коммуникативной компетенции.

  • Нестандартный урок

       «Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать                                               яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению»                                                                                  М.А. Налимова

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятиях. Такие уроки формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие. Существует несколько типов нестандартного урока (Прил.8)

 Наиболее часто применяемой педагогами активной формой нестандартного урока является урок-игра. Урок-КВН включает в себя элементы и состязания, и викторины, и взаимообучения. В моей практике «Весёлый урок русского языка» является самым первым занятием у первокурсников, он помогает адаптации обучающегося в группе, снимает психологическое напряжение, страх, неловкость. Ребята быстро разбиваются на две-три команды, выбирают капитана, дают название команде и начинают в темпе выполнять задания на карточках, баллы за которые выставляет учитель на доске после совместного обсуждения, насколько правильно и точно выполнено задание. (Прил. 9)  На таком уроке нет равнодушных:  работа в команде, желание победить подвигают ребят на оригинальное мышление, на творчество, взаимопомощь. Учителю остаётся только отметить лидеров и ведомых, уровень подготовки, степень взаимодействия ребят в группе.

           Многообразие типов нестандартных уроков позволяет их использовать на разных ступенях обучения и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс  (компьютер, проектор) позволяет придумывать новые нестандартные уроки. Знания, полученные на таких уроках, становятся для учащихся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, что позволяет лучше узнать, «прочувствовать» предмет. Тем самым обучающиеся осваивают новые знания и углубляют полученные ранее, а также овладевают целым комплексом умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию. Практиковать такие уроки нужно каждому учителю, но сделать каждый урок нестандартным, конечно, невозможно,  да и не нужно, но вполне возможно включить в каждый урок нестандартные задания.

             Нестандартные задания – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих разграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главное их отличие – связь с творческой и продуктивной деятельностью.

            Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых нужно найти выход, используя полученные ранее знания) ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований и других заданий с элементами занимательности (Прил.10).

           На уроке по русскому языку использую нестандартные задания в виде диктанта-кроссворда.                                                                                                                                                                       Изучая роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»  использую нестандартное задание под условным названием «Скажи от имени героя», где обучающиеся отвечают на вопросы от имени героя романа, где они должны весомо аргументировать свой ответ: почему герой поступил так или иначе, объяснить его действия (Прил.11).

Таким образом, применение нестандартных уроков и заданий  возбуждает у обучающихся познавательный интерес, т.к. человеку по своей природе нравится играть, а мотивов в игре гораздо больше, чем у привычной учебной деятельности . Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности. Не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

           Делая вывод из вышесказанного, можно сказать, что нестандартные уроки не только дают знания, но, что также немаловажно, дают высокий стимул в обучении. Они удовлетворяют потребность обучающегося в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

           Нестандартные уроки играют немаловажную роль в формировании у обучающихся коммуникативной  компетенции.

  • Инновационные образовательные технологии

Именно инновационная деятельность не только создаёт основу                                                       для создания конкурентоспособности того или иного учреждения                                                                          на рынке образовательных услуг, но и определяет направления                                                                                       профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному  росту обучающихся.                                                                              Давыдова Ю.В.                                                                                                               (зам директора МОУ СОШ г. Кашина Тверской обл.)

XXI  век называют веком технологий. Ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. В сфере образования технологии должны обеспечить качество и успешность педагогического процесса. Современные педагогические технологии должны характеризоваться (по Е.А. Юниной) гуманностью, эффективностью, наукоёмкостью, универсальностью, интегрированностью, технологичностью, креативностью (Прил.12).

         Этим характеристикам отвечают семь педагогических технологий, являющихся актуальными для гуманистического образования на сегодняшний день:

  • технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  • технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения и воспитания;
  • технология проблемного обучения и воспитания;
  • технология обучения и воспитания без насилия;
  • технология эффективной речевой деятельности;
  • технология диалогового обучения и воспитания;
  • технология рефлексивного обучения и воспитания;
  • Эти технологии выделены не случайно: они в совокупности реализуют два главных принципа современного образования – принципы гуманизации (установление субьект-субьектных отношений) и гуманитаризации  («очеловечивание» содержания образования).  
  • Данные технологии в той или иной мере хорошо известны и применяются педагогами на практике. Но сегодня появились технологии и методы, которые обозначены как инновационные. К ним относятся:
  • работа в малых группах, команде
  • «кейс-метод» - анализ конкретных ситуаций (используется в обучении экономике и бизнес-наукам)
  • контекстное обучение – мотивация обучающихся к усвоению знаний путём выявления связей между конкретным знанием и его применением на практике.
  • модульное обучение - способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
  • проектная технология.

     Считаю наиболее эффективными и привлекательными для деятельности педагога информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и проектную технологию. Эти технологии способны обновить урок, сделать его более ярким и увлекательным.

  • Информационно-коммуникационные технологии

…Теперь компьютер – первый помощник и советчик учителя.                                                                               Прохина Е.Г учитель русского языка.

         Сегодня использование ИКТ в учебном процессе является уже актуальной необходимостью, и каждый учитель по любой дисциплине должен уметь провести урок с использованием ИКТ. Если же говорить о педагогических технологиях, то данные технологии также способствуют эффективной реализации принципа информатизации: они усиливают гуманистическую направленность информационных технологий, ослабляют их технократическую составляющую. Применяя ИКТ, педагог может добиться высоких результатов в учебном процессе при  использовании взаимодействия педагогических технологий и ИКТ.

Педагогические

технологии

+

ИКТ

Результат взаимодействия

 личностно-ориентированного обучения и воспитания;

Усиливается развитие тех личностных качеств и компетенций, которые заложены в цель урока

дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения и воспитания;

Приобретается адресный характер, ИКТ подбираются с учётом конкретного класса, группы

проблемного обучения и воспитания;

Поможет обучающимся на более глубоком уровне понять исследуемую проблему или ситуацию

обучения и воспитания без насилия;

Создание благоприятных условий для повышения мотивации учебной деятельности, роста познавательного интереса

эффективной речевой деятельности

Помощь в работе с разными видами текстов

диалогового обучения и воспитания;

Повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности

рефлексивного обучения и воспитания;

Эффективная проверка уровня понимания учебной информации

Применение ИКТ позволит поддерживать постоянный интерес к русскому языку и литературе, даст возможность учителю стимулировать учебную деятельность обучающихся.

         В зависимости от цели урока компьютер можно смело использовать на всех этапах обучения: объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, при подготовке к ЕГЭ. Теперь можно быстро построить таблицы, создать презентации. Это экономит время, позволяет более эстетично оформить материал. А использование различных кроссвордов, иллюстраций, тестов, занимательных заданий воспитывают интерес к уроку, повышают общую информационную культуру обучающихся.

        Компьютер помогает учителю и ученику овладеть информационными технологиями, учит отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, создавать  собственные медиатеки.

      Таким образом, методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными и современными формами урока позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности обучающихся, сформировать умения работать с информацией, развить коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроке.

  • Инновационная проектная деятельность

    Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности.                                                                                                               Эдвард Фелпс

       Эффективной формой учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является проектная деятельность.

         Инновационная проектная деятельность направлена на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся. Данный метод предполагает овладение технологией презентаций различных творческих работ (отчётов, обзоров, докладов, рефератов). Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечения новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.

        Что же такое инновационная проектная технология?  Это индивидуальная или коллективная  деятельность по отбору, распределению и систематизации материала по определённой теме, в результате которой составляется проект.

       Метод проектов развивает критическое мышление, исследовательские способности, творческую деятельность, углубленное знание компьютера. Конечно, подготовка к инновационной проектной деятельности требует много сил и времени и со стороны учителя и со стороны обучающегося, поэтому, я считаю, метод проектов не может часто использоваться в учебном процессе и является подвидом или частью ИКТ. Но, думаю, учитель всё же должен находить время для обучения этой технологии. Лучше , если эта деятельность будет коллективной, так как может распределить или объединить усилия по сбору информации, по созданию презентации, по работе над составлением проекта. Если работа будет вестись учителем целенаправленно, то в дальнейшем обучающиеся овладеют навыками самостоятельного создания проекта. Необходимость применения проектной деятельности в учебном процессе представляю в форме денотатного графа (способа представления главных, существенных смыслов информации (по Е.А. Юниной).

Инновационная проектная деятельность

Направлена на достижение цели

Приобщение обучающихся к активной познавательной деятельности

Опирается на принципы

                                                               

креативности

научности

личностно-деятельностный

практической ориентации

Достигается средствами

  • активизация познавательной деятельности обучающихся
  • работа с разными видами текстов, источников , мультимедиа
  • работа с информацией
  • работа индивидуальная или в команде (группе)

Приводит к результату

  • успешность обучающихся в учебно-познавательной деятельности
  • умение выражать мысли в действенной словесной и письменной форме
  • личность, открытая к изменениям
  • эффективное усвоение информации
  • потребность в самостоятельном углубленном изучении предмета
  • развитие ключевых образовательных компетенций

Обеспечивается ресурсами

собственными усилиями и помощью извне

информационными

        К денотатному графу прикладывается тезаурус  (Прил. № 13)

        Таким образом, метод проектов является важной составной частью информационных коммуникационных технологий.                                                                                          

Модель использования интеграции современных и инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы, направленная на формирование коммуникативной компетенции

Земные чувства все отдайте постиженью новизны.                                                                                                       Данте

 Следуя требованиям времени, современный учитель должен уметь работать с новыми средствами обучения, применяя их совместно с современными технологиями, также он должен помнить, что обязан обеспечить одно из главнейших прав обучающегося – право на качественное образование.      При этом следует знать, что информационно-коммуникационные технологии не должны заменить современные и традиционные педагогические технологии. Здесь уместны слова доктора педагогических наук Калугиной Т.Г. о будущем образовательного процесса: «Каждый ученик встретит своего Учителя, а каждый Учитель – своего Ученика. И связующим этой встречи будет слово, диалог, общение. Никакие новшества не заменят вдохновенного Слова, даже самые совершенные…  Во все времена учило прежде всего Слово».

 Возвращаясь к вышесказанному, считаю, что формировать коммуникативную компетенцию, конечно же, нужно начинать со Слова, а это работа с текстом. Всё должно сочетаться с эмоциональной составляющей урока, что создаст доброжелательную атмосферу на уроке, научит обучающихся управлять своими эмоциями, научит общению со взрослыми и сверстниками. Применение нестандартных уроков придаст учебному процессу разнообразие, желание обучающихся проявить творчество, артистизм, активность, поможет самореализоваться и показать свои знания, умения, навыки. Всё вышеназванное отлично сочетается с применением ИКТ в учебном процессе. Каким образом применить ИКТ в учебном процессе я представила графически (Рис.1):

Рисунок 1. Применение ИКТ в учебном процессе.

Сейчас, на подготовительном этапе работы проекта могу сказать о примерах небольшого пока опыта работы по проекту. Так, на заключительном уроке по роману «Мастер и Маргарита» использую видеовопросы по одноимённому телефильму, которые органично входят в содержание урока (Прил.12).  На уроке по главам «Пролог» и « Сельская ярмонка» («Кому на Руси жить хорошо») использую презентацию (Прил.12).  Есть презентации к биографиям Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, С.А. Есенина.  В результате использования ИКТ заметно повысилась активность обучающихся, заинтересованность темой урока.                                                                                                                                                                                      Первый опыт по использованию проектной технологии мною был удачным: совместный исследовательский проект «Факторы, формирующие сходства и различия в декоративно-прикладном искусстве разных народов (на примере России, Республики Тыва и Японии)», написанный в соавторстве с обучающимся второго курса 24 группы Кудрявцевым Даниилом отмечен Дипломом I степени в республиканской научно-практической конференции «Мир, в котором я живу», проведённой в г. Кызыле 11.04.2014 (Прил. 14).

           В планах следующий проект написать с группой обучающихся, таким образом, предоставить им большую самостоятельность в отборе материала и написании проекта.                                                                                                                                                          Планирую также вести мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе

           Можно считать положительным результатом участие моих студентов в различных конкурсах  и награждение их грамотами и призами:
           Грамотой Министерства Образования и Науки Республики Тыва за лучшее сочинение награждён студент второго курса 24 группы ГБПОУ РТ «ТАПТ» с. Балгазын Охотников Евгений, занявший I место в номинации «АРТ-ПРОФИ Профессия» регионального этапа Центральной программы «АРТ-ПРОФИ ФОРУМ»  для обучающихся и студентов учреждений профессионального образования РТ, прошедшего 28.03. 2014г.

            Грамотой и ценным призом награждена Суворова Анастасия, учащаяся 3 курса ПУ-2 с. Балгазын, участница республиканской предметной олимпиады по русскому языку и литературе среди обучающихся студентов начального и среднего профессионального образования в номинации «Любовь к классике», прошедшей в г. Кызыле 31.03.2011 г.

           Считаю, что представленная схема «Востребованность проекта в учебном процессе» (таблица 1) в полной мере отражает действенность моего педагогического проекта.

Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающегося как самостоятельного субъекта.

           Использование преподавателем инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании и различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей обучающихся, а также формированию у них коммуникативной компетенции.


                

 

                 

 

Таблица 1. «Востребованность проекта в учебном процессе»

           

Этапы реализации проекта

Первый этап: подготовительный.

2013-2014 уч. год

  • изучение и анализ материалов по теме проекта, ИКТ и современных педтехнологий
  • апробация методов и методик формирования у обучающихся коммуникативной компетенции

Второй этап: основной

2014-2016 уч. Год

  • внедрение и отработка модели обучения
  • проведение уроков, нацеленных на формирование коммуникативной компетенции
  • активное использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
  • создание презентаций к урокам
  • сравнительный анализ и коррекция методов
  • оснащение кабинета мультимедиа
  • отслеживание результативности

Третий этап: заключительный

2016-2017 уч. год

  • анализ и обобщение результатов
  • определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка.

Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся
  • активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся
  • активное участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях
  • повышение интереса к изучению русского языка и литературы у обучающихся.
  • умение и желание обучающихся писать исследовательские проекты, создавать презентации

                                               Литература

  1. Кластерный принцип формирования инновационной политики. Методическое пособие.- Кызыл, ТГИП и ПКК МОН и МПРТ, 2009.-43с.
  2. Кривых Л.И. Использование деловых игр в подготовке кадров АПК: метод. реком. /Л.И. Кривых.- Барнаул: ФГОУ ДПОС АИПКРС АПК, 2008.- 96 с.
  3. Поташник М.М.

Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.- 272 с.

  1. Профессиональное образование: от теории к практике: сборник научных трудов: по материалам II Всероссийской интернет-конференции, март-апрель 2007 г, г. Новосибирск, Вып II/ под редакцией Н.В. Силкиной, А.А. Муравьёва.- Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 2006.- 236 с.
  2. Технология оформления педагогического опыта. Уварова М.Н., Сергеева Т.А. Максимченко Т.А. – Москва 2005. – 95с.
  3. Черненко Н.П. Проектирование урока на основе методов активного обучения: Методическое пособие. – Новосибирск: НФ ЦИПК РР и СПО СГГА, 1998. – 52с.
  4. Юнина Е.А.

Технология качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий: http://www.ug.ru/method_article/260
  2. Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению сот Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1543276.html
  3. Современные методы и формы урока: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/01/21/sovremennye-metody-i-formy-uroka
  4. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы:  http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/10/27/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti
  5. Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы: http://rud.exdat.com/docs/index-805658.html
  6. Формирование коммуникативной концепции на на уроках русского языка и литературы: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf
  7. Статья «ИКТ на уроках русского языка и литературы»: http://festival.1september.ru/articles/519732/
  8. Инновационные методы обучения студентов: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5010-2012-11-26-13-41-40
  9. Исторические аспекты эмоционального воспитания: http://www.superinf.ru/view_article.php?id=203
  10. Информационно-коммуникационные технологии как основа современного урока литературы: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4791/Itemid,0
  11. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-859

Приложение №1.

Классификация академических компетенций (Е. А. Юнина)

  1. Исследовательские компетенции:
  1. Разработка проекта:
  • определение объекта и предмета исследования;
  • постановка целей, формулирование задач и гипотез;
  • описание материалов и методов исследования;
  • выявление и постановка проблемы;
  • описание планируемого результата;
  1. Исследовательский процесс:
  • сбор  данных (накопление фактов)
  • работа с первоисточниками;
  • использование компьютера для поиска информации;
  • работа со словарями, энциклопедиями, справочниками;
  • анализ и синтез информации;
  • проверка гипотез;
  • построение обобщений и выводов;
  • решение задач творческого и поискового характера;
  • постановка опытов и проведение экспериментов
  1. Защита исследовательского проекта.
  1. Речевые компетенции:
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • логично излагать свои мысли;
  • аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение;
  • пользоваться официально-деловым стилем речи;
  • пользоваться научным стилем речи;
  • пользоваться художественным стилем;
  • вести конспект;
  • редактировать текст;
  1. Мыслительные компетенции:
  1. Умение анализировать:
  • выделять главное;
  • сравнивать;
  • сопоставлять;
  • проводить диалектическое исследование (видеть плюсы и минусы);
  1. Умение обобщать:
  • определять теоретическое значение;
  • определять практическое значение;
  • делать выводы;
  1. Умение систематизировать:
  • строить таблицы и графики;
  • классифицировать
  1. Умение абстрагировать:
  • отвлекаться от частных свойств предметов и явлений;
  • выделять существенные признаки;
  1. Умение  синтезировать:
  • исследовать явление в целостности;
  • исследовать взаимные связи частей;
  1. Ценностно-смысловые компетенции:
  • ставить цели;
  • осознавать свои поступки;
  • видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях, явлениях;
  • видеть и понимать окружающий мир;
  • отвечать за свои решения и действия
  1. Общекультурные компетенции:
  • познавать себя и других;
  • следить за своим здоровьем;
  • соблюдать этические нормы;
  • организовать себя на выполнение поставленной задачи;
  • слушать и слышать;
  • проявлять толерантность;

Приложение № 2  

Вопросы проблемного характера к рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

  1. Расскажите об окружающем мире Матрёны.
  2. Как боролась Матрёна с обидами, которые наносила ей жизнь?
  3. Как относились к Матрёне родные, соседи, односельчане?
  4. Почему автор отводит значительное место сцене похорон?
  5. Кого можно назвать самой страшной фигурой в рассказе? Почему?
  6. Виновата ли Матрёна, что Фаддей стал таким? Объясните.
  7. Как вы думаете, гибель Матрёны – это стечение случайных обстоятельств или некая закономерность? Объясните.
  8. Почему Матрёна  - праведница? Можно ли назвать её святой?
  9. Встречались ли вам такие люди, как Матрёна? Расскажите о случаях проявления в поступках людей бескорыстия, милосердия по отношению к людям, животным.

Приложение № 3.  

Умение понимать подтекст, видеть скрытый смысл.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Глава «Приезд Базарова в родительский дом».

Вопрос-задание: Родители Базарова – люди небогатые, но бедность свою старательно скрывают. Найдите в тексте эпизоды, слова, подтверждающие эту бедность. Поиск, анализ подтекста, исторические и временные подсказки помогают выяснить, что иметь во владении 22 души – это очень мало; становится понятен окрик хозяина дворовой девочке Танюшке: «На подносе, слышишь!?» ребята приходят к выводу, что раньше девочка приносила барыне стакан воды без подноса, теперь же. При госте, нужно соблюдать приличия и подать. Как полагалось в богатых домах – на подносе. В одном только этом отрывке ребята находят более  десятка таких признаков.

Приложение № 4.

Умение понимать подтекст, видеть скрытый смысл.

М. Горький рассказ «Страсти-Мордасти»

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА К РАССКАЗУ «СТРАСТИ-МОРДАСТИ»

  1. Опишите портрет Лёньки.
  2. Кто, мать или Лёнька играет роль старшего в семье. Поясните.
  3. Расскажите о мечте Лёньки. Почему у него такая мечта?
  4. Как вы представляете дальнейшую жизнь матери и сына.
  5. Понимают ли герои рассказа, в каких условиях они живут?
  6. Почему автору в конце рассказа хотелось зареветь?
  7. Осуждаете ли вы мать? Почему?
  8. Встречали ли вы таких людей, как Лёнька или его мать? Расскажите о своих впечатлениях.
  9. Какие моменты рассказа вас особенно взволновали? Почему?
  10. Рассказ является романтическим или реалистическим произведением? Объясните.

Приложение № 5.  

Умение видеть и выделять художественные особенности речи.

И. Бабель Рассказ «Король»

Карточка-задание к рассказу И Бабеля «Король»

  1. Выберите из текста 3 ярких сравнения (пример: «факелы расцвели, как чёрные розы»)
  2. Выберите из текста 3 выражения одесского разговора (пример: «тогда шпики начали бояться»)
  3. Ответьте на вопросы:
  1. Каким образом Беня заставил Сендера Эйхбаума отдать деньги?
  2. Что привлекает в образе Бени Крика?  Что отталкивает?
  3. Какой эпизод наиболее поразил вас? Опишите его.
  1. Решите кроссворд:

8

К

-

Профессия отца Бени

1

О

7

Музыкальный инструмент на свадьбе

1

Р

5

Звание, чин нового начальника участка

1

О

7

Улица, где жила тётя Хана

1

Л

3

То, из чего сшита подкладка тяжёлого кошелька

6

Ь

2

Кем обещал стать Король Эйхбауму?

Приложение № 6.  

Презентация к главам поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Приложение № 7.  

Урок по биографии Н. А. Некрасова.  Иллюстративный материал и поэзия на уроке.

ТЕМА: Николай Алексеевич Некрасов. Биография. Творчество.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Образовательная: К концу урока учащиеся должны знать: а) основные этапы жизни и творчества поэта Некрасова  б) события, которые подвинули его на поэтический подвиг ради народа  в) основную тематику поэзии Некрасова  г) основные произведения,  д) историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
  2. Воспитательная:  В ходе урока содействовать воспитанию: а) интереса к профессии б) самостоятельности в) честности и правдивости г) внимательности
  3. Развивающая: В ходе урока содействовать развитию:  а) памяти б) аналитического мышления  в) наблюдательности  г) эмоционального восприятия,  д) воображения

ХОД  УРОКА       (1-2)

НА ДОСКЕ ЭПИГРАФ:

…Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – «страдания народа»

И что поэзия забыть её должна , -

Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы её могли состарить годы!

(Н. Некрасов)

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация опорных знаний.

     Вопросы:

  1. Какие произведения начинаются словами:

А)  «Общественный сад на берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов».

Б)   « - Что, Пётр, не видать ещё? – спрашивал 20 мая 1859 года барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах».

 III.    Формирование новых знаний учащихся.

     3.1. Сообщение темы и целей урока:

Тема (см. выше)

Цели:  а) Дать краткий обзор жизни и творчества поэта.

Б) Показать становление Некрасова как поэта. В) Выделить своеобразие и народность поэзии Некрасова. В) содействовать развитию памяти, воображения. Эмоций, аналитического мышления.

     3.2.  Мотивация.

(раздать задание)  Вопрос: Какие тексты стихов и песен являются народными, а какие – произведениями Н. Некрасова? (Приложение № 1)

Ответ:  Все тексты из произведений поэта Некрасова.

Вывод: Многие стихи стали народными песнями, популярность и народность поэзии, доступность и жизненность поэзии.

  1. Объяснение новой темы:

Великий русский поэт родился в 1821 году в с. Немирово Подольской губернии в семье отставного поручика Алексея Сергеевича и дворянки Елены Андреевны.

    Детство прошло в селе Грешнево Ярославской губернии.

  1. Отец.

Пройдут годы, и поэт недобрым словом вспомнит:

Родился я в большом дому,

Напоминающем  тюрьму,

В которой грозный властелин

Свободно действовал один,

Держа под страхом всю семью

И челядь жалкую свою.

Вопрос:      О ком это стихотворение, кто этот грозный властелин?

(челядь – дворовые слуги помещика)

Грозный властелин – это отец деспотичный и вспыльчивый, страдал необузданной страстью к картам и охоте. За малейший проступок избивал крестьян до беспамятства. Издевался и унижал свою жену, мать поэта. Воспитанием детей занимался весьма однобоко:

Отец мой был охотник и игрок…

Не зол, но крут, детей в суровой школе

Держал старик, растил как дикарей.

Мы жили с ним в лесу да в чистом поле,

Травя волков, стреляя глухарей.

В 15 лет я был вполне воспитан,

Как требовал отцовский идеал:

Рука тверда, глаз верен, дух испытан,

Но грамоту весьма нетвёрдо знал.

  1. Мать:

Елена Андреевна – чуткая, образованная, удивительно добрая была хороша собой, мила, образованна, музыкальна. Её любили крестьяне, ходили к ней за помощью. Всё что было хорошего у Некрасова в детстве – связано с именем матери: она пела песни, рассказывала сказки. Познакомила  детей с великими произведениями. Поэт писал о матери:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты.

Умерла она в 1841 году, не выдержав семейного деспотизма.

  1. Бурлаки на Волге.    (И. Репин  илл. «Бурлаки на Волге»стр. 120)

        Село Грешнево раскинулось на берегу Волги. Однажды, искупавшись, будущий поэт заснул на берегу. Его разбудил  какой-то неясный звук, доносившийся с реки. Поэт увидел, как под лучами обжигающего солнца идут бурлаки. Они тянули тяжёлую баржу. По их лицам и спинам струился пот. Босые ноги вязли в песке. Пересохшие губы почернели. Поют или стонут эти измученные люди? Позднее на основе этих воспоминаний Некрасов напишет до боли знакомое и родное:

…Выдь на Волгу; чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовётся –

То бурлаки идут бечевой.

Волга! Волга! Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,  

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля!

4. Владимирка.       (И.Левитан. илл. «Владимирка»Стр. 118)

         Любил маленький Некрасов слушать рассказы людей, проходивших мимо Грешнева по знаменитому Владимирскому тракту. Часто на этой дороге слышались и песни каторжников и арестантов, которых гнали по Владимирке.

  1. Учёба и отъезд в Петербург.

          В 1832 г. Николай поступил в Ярославскую гимназию. Он много читает, пробует писать. Отец, не разрешив окончить гимназию, отправляет Николая в Петербург в кадетский корпус – хотел видеть его офицером.

         В 1838 г. 16-летним пареньком Николай приезжает в Петербург, но поступать не торопится, у него другие планы. Ещё в Грешнево тайком от отца они с матерью решили, что поступать он будет в университет. НЕ поступил – подготовка слабая. Тогда Некрасов решает готовиться самостоятельно. Отец, узнав о неповиновении, отказывает ему в деньгах: « Ни копейки непокорному сыну!» Некрасов остался без средств в холодном, угрюмом Петербурге.

5. «Порожняки» ( И. Прянишников «Порожняки»    (стр. 75)

           Когда в Третьяковке появилась картина Прянишникова «Порожняки», люди, стоя возле неё, вспоминали стихотворение Некрасова «Школьник».

Ну, пошёл же, ради бога!                                     Скоро сам узнаешь в школе,

Небо, ельник и песок –                                         Как архангельский мужик

Невесёлая дорога…                                               По своей и божьей воле

Эй, садись ко мне, дружок.                               Стал разумен и велик.

Ноги босы, грязно тело,                                   Не  без добрых душ на свете –  

И едва прикрыта грудь…                                 Кто-нибудь свезёт в Москву,

Не стыдися! Что за дело?                               Будешь в университете -

Это многих славных путь.                              Сон свершится наяву.

Вижу я в котомке книжку,                             Не бездарна та природа,

Так учиться ты идёшь?                                  Не погиб ещё тот край,

Знаю: батька на сынишку                              Что выводит из народа

Издержал последний грош.                          Столько славных, то и знай.

  1. «Мечты и звуки»

В 1840 г. Некрасов издаёт свою первую книгу «Мечты и звуки». Жуковский, к которому молодой автор пришёл за советом, посоветовал не печатать, но Некрасов уже взял аванс, тогда Жуковский посоветовал не подписываться «потом стыдно будет». Белинский отругал, но именно Белинский спас его, привёл с улицы, был его другом и наставником.

Белинский был особенно любим,

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

         Некрасов пробует себя в литературе. Пишет водевили, драмы, романы; не зная французского, переводит с него. Расписывался за неграмотных. Перед смертью напишет: «Прозы моей надо касаться осторожно. Я писал из-за хлеба много дряни. Особенно повести и романы мои плохи и даже глупы»

  1. Авдотья Яковлевна Панаева.

               Белинский же и познакомил Некрасова с его будущей гражданской женой. Она была замужем за известным издателем Иваном Панаевым, когда Белинский привёл к ним бледного, плохо одетого в рваном красном шарфе Некрасова. Он работал за кусок хлеба, давал уроки, собирал объедки в столовых, жил в подвалах и на чердаках. Плохо питался и ел не каждый день.

              Бывшего беспризорника в панаевском доме приняли как равного, ему отвели комнату, а он расположился в ней по-хозяйски и стал ухаживать за первой красавицей России, хозяйкой дома Авдотьей Яковлевной. Её муж ходил по ресторанам, волочился за хорошенькими женщинами и сквозь пальцы смотрел. Как энергичный квартирант ухаживает за его женой. Она держалась стойко, так, что однажды Некрасов бросился топиться. Но передумал и, засучив рукава, взялся за дело. Возродил, вызволил из небытия пушкинский «Современник», в его руках журнал стал лучшим отечественным изданием.

Сам же Некрасов стал символом неслыханного успеха, и красавица сдалась. Вдвоём с ней они написали несколько произведений. Панаева стала гражданской женой Некрасова.

                 Личные отношения сложны и запутаны(на расстоянии любил, а рядом – раздражителен и угрюм)

               Среди страстей Некрасова были и такие, как клуб, охота, карты («головорез карточного стола» - Тургенев). Панаева не выдержала и, овдовев, вышла замуж за некто Головачёва. Ей было уже 40 лет. Муж её умер в том же году, что и Некрасов, она же проживёт ещё 15 лет. Не было денег и она 70-летняя старуха вынуждена писать мемуары, чтобы прокормить семью.

               Ей посвятил Некрасов бессмертное стихотворение:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски. Унынья, озлобленья, -

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз.

Но дни, когда светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,-

Благослови и не забудь.

   Это стихотворение знаменито ещё и тем, что 40 с лишним композиторов положили его на музыку.

  1. «Сборник 1856г.»

Но вернёмся к началу творчества поэта. Наконец-то он нашёл свою дорогу в литературе и дорога эта – народная поэзия. В 1856 г. Некрасов издаёт свой «Сборник» (500 экземпляров, разошёлся в 2 дня.) Через месяц повторное издание в 4 раза дороже. Стоил 1р.50коп, а теперь 6 руб. сравнить – корова стоила 5 руб.

  1. «Отечественные записки»  

         В 1866 г. Закрыли «Современник», а в 1868г. Некрасов создаёт новый журнал «Отечественные записки».

9.  Зина.

         В 1870г. Некрасов женился на Фёкле Анисимовне Викторовой, которую он для благозвучия называл Зиной. Она была ему преданным и нежным другом. Помогала ему, сидела у постели умирающего Некрасова (рак спинного мозга) Ей посвящены его предсмертные строки.

          Родственники поэта не приняли в свой круг девушку из простого сословия.

Отвергли они её и после смерти Некрасова. Последние годы Зинаида Николаевна проведёт Саратове, живя одиноко и скромно и сохранив книгу стихов с надписью: «Милому и единственному моему другу Зине».

  1. «Последние песни». (И. Крамской «Некрасов в период «Последних песен» стр 81

             Некрасов тяжело болел, страдал и мучился, думая, что прожил жизнь напрасно, что его стихи не будут читать.                                                                   Из ссылки в Якутии Чернышевский писал: « Скажите ему, что я горячо любил его, что я убеждён: его слава будет бессмертна, вечна любовь России к нем.у. Я рыдаю о нём… И как поэт, он, конечно, выше всех русских поэтов».  Некрасов, превозмогая боль, продолжает работать и создаёт книгу стихов под названием «Последние песни». Пришло время подведения итогов. Мотивы сомнения, разочарования, порою отчаяния и хандры в «Последних песнях» сменяются жизнеутверждающими стихами.

…Вам, мой дар ценившим и любившим,

Вам, остаток чувства сохранившим

В чёрный год, простёртый надо мной,

Посвящаю Труд последний мой.

  1. Контроль новых знаний.   Тестовое задание по биографии.  (см приложение №2)

                                                                   

  1. Подведение итогов.     

  1.  6.  Дома: повторение изученного.     

Приложение № 1

Н. А. НЕКРАСОВ. (ЗАДАНИЕ К МОТИВАЦИИ)

СРАВНИТЕ И НАЙДИТЕ:

       А) Какие тексты песен и стихов являются народными, а какие – произведениями Н. А. Некрасова?

1. Что ты жадно глядишь на дорогу                 2. –Ну, пошёл же, ради бога!

  В стороне от весёлых подруг?                              Небо, ельник и песок -

 Знать, забило сердечко тревогу –                        Невесёлая дорога…

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.                          Эй, садись ко мне, дружок!

 3. Меж высоких хлебов затерялося            4.    Ой, полна, полна коробушка,

   Небогатое наше село.                                         Есть и ситцы и парча.

Горе горькое по свету шлялося                            Пожалей, моя зазнобушка,

И на нас невзначай набрело.                                Молодецкого плеча!

                                                                                  Выйди, выйди в рожь высокую!

Ой, беда приключилася страшная!                   Там до ночки подожду,

Мы такой не знавали вовек:                                    А завижу черноокую -

Как у нас – голова бесшабашная-                       Все товары разложу.

Застрелился чужой человек!

5. Поздняя осень. Грачи улетели.            Только не сжата полоска одна…

  Лес обнажился, поля опустели,             Грустную думу наводит она.

Приложение № 2

                                                     

НЕКРАСОВ Н. А.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ К БИОГРАФИИ

                                                              I вариант.

I. Назовите:

  1. Село, где родился Н. А. Некрасов.
  2. Науки и умения, которыми в совершенстве овладел юный Некрасов под руководством отца.
  3. О ком Некрасов писал:  «…подвигнут я тобою, во мне спасла живую душу ты…»
  4.    Первая книга стихов Некрасова.
  5. Писатель, которому Некрасов посвятил строки:                                 «…Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить                          колени…»
  6. Первая красавица России, друг и гражданская жена Некрасова.
  7. Журнал, основанный Пушкиным и возрождённый Некрасовым.
  8. Поэма, которую собирал Некрасов «…20 лет по словечку…»
  9. Город, в котором 16-летний Некрасов остался без средств к существованию.
  10.  Стихотворение Некрасова, которое начинается словами:

                        …Ну, пошёл же, ради бога!

                           Небо, ельник и песок –

                            Невесёлая дорога…

                           Эй, садись ко мне, дружок..

                                                   

НЕКРАСОВ Н. А.

                                                  ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ К БИОГРАФИИ.

                                                              I вариант.

I. Назовите:

1. «Грозный властелин» детства Некрасова.

2. Река, возле которой прошло детство Некрасова.

3. Профессия, которую выбрал для Некрасова отец.

4. Писатель, который посоветовал Некрасову не подписываться под первым сборником стихов.

5. Путь в поэзии, который ценой трудных поисков нашёл Некрасов.

6. Книга стихов, с которой началась известность Некрасова как поэта.

7. Журнал, основателем и главным редактором которого был Некрасов.

8. Поэма, о которой Некрасов писал перед смертью: «Одно, о чём сожалею глубоко, это – что не окончил свою поэму».

9. Женщина, которая стала самоотверженной помощницей умирающего Некрасова.

10. Кому посвятил Некрасов стихотворение, впоследствии положенное на музыку 40 композиторами:                      «Прости. Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,- Не помни бурь, не помни слёз, …»

                       

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ТЕСТУ: «НЕКРАСОВ. БИОГРАФИЯ».

                                                                     I вариант.

  1. Грешнево
  2. Охота, езда на лошади, стрельба из ружья.
  3. о матери
  4. «Мечты и звуки»
  5. В. Белинский
  6. А. Я. Панаева
  7. « Современник »
  8. « Кому на Руси жить хорошо ».
  9. Петербург
  10.  « Школьник »

                                                                  II вариант.

  1. отец
  2. Волга
  3. офицер
  4. В. Жуковский
  5. народная поэзия
  6. «Сборник» 1856 г.
  7. «Отечественные записки»
  8. «Кому на Руси жить хорошо»
  9. Зина, вторая жена Некрасова.
  10. А. Я. Панаевой, гражданской жене.

Приложение № 8.

Типы нестандартного урока:

 1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «клуб знатоков», «слабое звено».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация, телеурок без телевидения.  

Приложение № 9

«ВЕСЁЛЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Проверить практические (орфографические, пунктуационные, лексические) умения учащихся
  • Закрепить и углубить знания, полученные в школе
  • Проверить  объём знаний по русскому языку.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Создать эмоциональный фон урока
  • Привить соревновательность, коллективизм.
  • Привить интерес к изучению русского языка
  • Использовать на уроке развлекательные моменты  для создания положительных эмоций.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развить волю, стремление к победе
  • эмоции: удивление, радость, сопереживание
  • самостоятельность мышления
  • умение работать в группе

Приложение № 10

Нестандартное задание. Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»,

глава «Сельская ярмонка»

          А)   На уроке по изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова глава «Сельская ярмонка» использую карточки с символическим (смайлики) изображением монет различного номинала, имевших хождение на Руси в 1861 году, названия  которых (грош, ассигнация, целковый, золотой, червонец) так часто встречаются в тексте поэмы. Предварительно озвучиваю нестандартное задание: «Сегодня мы отправляемся на ярмарку. А что необходимо взять с собой? – Деньги. – Перед вами изображения монет того времени. Выберите из множества четыре монеты, постарайтесь взять такие, у которых номинал выше. Это и будет та сумма, с которой вы пойдёте на ярмарку». Ребята вспоминают текст поэмы,  русские пословицы. А затем ребята получают карточки с расшифровкой и сами проверяют себя и подсчитывают набранную сумму. Учителю остаётся только поздравить победителей.

     1.3. Задание:  Попробуйте определить ценность этих монет и выбрать четыре  наибольших.  (раздаются листы с рисунками монет различного номинала) Вы можете взять (записать) 4 любые монеты, которые в итоге должны составить крупную сумму. Повторяться нельзя.

         Запишите выбранные монеты в столбик – это те деньги, что вы возьмёте с собой на ярмарку. А теперь сосчитайте свои деньги (раздаются листочки с таблицей)

ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ НА РУСИ

НАИМЕНОВАНИЕ

ДОСТОИНСТВО

МЕТАЛЛ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9

ГРОШ

ГРИВНА (гривенник)

АЛТЫН

ПЯТАК

ПЯТИАЛТЫННЫЙ

ПОЛТИНА (полтинник)

ЦЕЛКОВЫЙ

ЗОЛОТОЙ (империал – червонец - лобанчик)

АССИГНАЦИИ

0,5 копейки

10 копеек

3 копейки

5 копеек

15 копеек

50 копеек

1 рубль

10 рублей

(ценились меньше, чем монеты из металла)

Медь

Серебро

Медь

Медь

серебро

серебро

серебро

золото

бумага

          (Учащиеся сверяются с таблицей и подсчитывают сумму набранных денег. Наибольшая сумма: 31 рубль)

Б)  Нестандартное задание. Русский язык. Диктант –кроссворд.                                   Диктант состоит из десяти слов, начинающихся на одну и ту же букву. Все слова имеют сложность в написании, а определения к ним выписываю из энциклопедии, например: «Методы воздействия на животных с целью выработать и закрепить у них условные рефлексы и навыки, необходимые для человека. (Дрессировка)» и т.д. Затем, написанное ребята проверяют, обменявшись друг с другом тетрадями.

Приложение № 11

Ответ должен прозвучать от имени героя, например: «Я, Понтий Пилат, отправил на смерть бродячего философа Иешуа, не считая его виновным,  потому что…»  так герой становится понятнее, ближе, а кроме того, обучающийся сам должен решить, каким предстанет его герой на суд зрителей.

Ты - Понтий Пилат.  Зачем ты отправил на смерть бродячего философа Иешуа, не считая его виновным?  

______________________________________

Ты – Иешуа.  Почему ты называешь добрыми людьми убийц Дисмаса, Гестаса и Варравана, а также грязного предателя Иуду

______________________________________

 Ты – редактор Берлиоз. Что предсказал тебе сумасшедший иностранец и как ты отнёсся к его словам?

_____________________________________

Приложение № 12.

Характеристика современных педагогических технологий  (Е. А. Юнина)

  • гуманностью – улучшать качество жизни, способствовать здоровьесбережению, развитию личности;
  • эффективностью – быть результативными т.е. давать гарантированные результаты примерно через пять лет их применения;
  • наукоёмкостью – иметь научное сопровождение в процессе применения технологий;
  • универсальностью – иметь широкое применение;
  • интегрированностью – быть взаимосвязанными, взаимообусловленными и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга;
  • технологичностью – иметь чёткий         алгоритм (последовательность действий);
  • креативностью – содержательное наполнение технологий должно носить творческий характер;

Приложение № 13.

Тезаурус к денотатному графу «Инновационная проектная деятельность»

Приобщение – знакомство с активной познавательной деятельностью.                                                         Креативность – нестандартный творческий подход к решению проблемы.                                  Научность – опора на научные (объективные, достоверные) данные, факты, современные достижения.                                                                                                                            Личностно-деятельностный принцип – самостоятельность и активность обучающихся в работе над проектом.                                                                                                                 Принцип практической ориентации – связь теории с практикой.                                                   Активизация познавательной деятельности – использование на разных уроках многообразныхформ процесса.                                                                                                  Работа с разными видами текстов – использование в процессе работы текстов разных жанров и стилей, что способствует более глубокому пониманию учебного материала и приучает осмысленно подходить к слову.                                                                               Работа с информацией – поиск, отбор, критическое осмысление информации.                                                                                                                                                                                Успешность обучающихся в учебно-познавательной деятельности – интерес к учёбе, понимание учебной информации, самовыражение.                                                        Умение выражать мысли в действенной словесной и письменной форме – умение говорить и писать правильно, выразительно, точно, ясно, кратко, уместно, этикетно.                                                                                                                                Личность, открытая изменениям -  социализированный индивид, обладающий необходимым для адаптации в обществе набором социально-значимых качеств.                                                                                                                                                        Эффективное усвоение информации – быстрое, полное, лёгкое (без помех) усвоение информации.                                                                                                                                                 Потребность к самостоятельному, углубленному изучению предмета – уход от поверхностного изучения материала и выход на уровень осмысленного и осознанного понимания.                                                                                                                        Развитие ключевых образовательных компетенций – а) информационная  б) ценностно-смысловая…в)исследовательская                                                                                                        Собственными усилиями – усилия обучающегося, направленные на разработку проекта.                                                                                                                             Помощь извне – постоянная связь с научными руководителями (преподавателями)                                                                                                                                                       Информационный ресурс – специальные знания, полученные в процессе работы над проектом.

Приложение № 14. Видеовопросы к заключительному уроку по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Приложение № 15  Презентация к уроку по главам «Пролог» и «Сельская ярмонка» поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова.

Приложение № 16. Диплом Кудрявцева Д

Приложение № 17. Грамота Охотникова Е.

Приложение № 18. Грамота Суворовой А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...