Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Карайченцева Марина Владимировна

Разработка урока закрепления знаний по теме "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Причастие» (второй урок по теме)

Цель урока:  закрепление знаний о грамматических признаках причастия Задачи:

Образовательные:

- сформировать умение находить причастия в тексте;

- отработать навыки нахождения отличительных признаков причастия от других частей речи;

Развивающие:

- обогатить синтаксический строй речи обучающихся путём использования причастий;

- формировать умение правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные:

- обеспечить условия для формирования познавательного интереса к предмету;

- формировать навыки контроля и самоконтроля;

- развивать любовь к изучению родного языка.

Ход урока

I. Организационный момент, постановка темы и цели урока.

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте начнём наш урок с того, что подарим друг другу хорошее настроение – улыбнитесь, пожалуйста!

Сегодня мы продолжим разговор о причастии как части речи. Давайте попробуем вместе сформулировать цель урока (дети формулируют цель урока).

II.Актуализация знаний

- Сегодня на уроке нам предстоит увлекательное путешествие в страну Причастию, но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, что мы уже знаем о причастии.

а) Фронтальный опрос

- Что такое причастие?

-Признаки каких частей речи сочетает в себе причастие?

- Как отличить причастие от имени прилагательного?

- Каким членом предложения обычно бывает причастие?  

б) Распределительный диктант

Двое учеников работают у доски, остальные в тетрадях.

- Ребята, давайте теперь потренируемся применять знания на практике. Разделите тетради на два столбика. В первый столбик нужно записать словосочетания, в состав которых входят причастия, во второй столбик – прилагательные.

Райский уголок, манящая даль, сверкающая река, прекрасный пейзаж, золотеющая рожь, уставший путник, диковинные животные, пестреющие цветы, волшебная страна, грибной дождь.

III. Работа по теме урока. Дидактическая игра «Путешествие по стране Причастии»

-Итак, я вижу, у вас хороший багаж знаний, а это значит, вы готовы отправиться в путешествие по стране Причастии.

Но путешествие – это дело серьёзное, к нему нужно подготовиться.

Проводится разминка – «Что возьмём с собой?» 

- Перед тем, как отправиться в страну Причастию, нужно собрать рюкзак. Но положить туда можно только словосочетания, в состав которых входит причастие.

Задание разминки: придумать 5 словосочетаний (причастие + имя существительное), называющих предметы, необходимые в путешествии в другую страну.

Примеры словосочетаний: согревающий свитер, сделанные бутерброды, освежающая вода, помогающая карта, непрочитанная книга.

- Итак, теперь мы готовы отправиться в путешествие. Поехали!

Прочитайте текст и найдите в нём причастия. Подчеркните их как члены предложения.

Раздаточный материал:

     Прибывший на перрон поезд застыл в ожидании. Обучающиеся 6 класса МБОУ «Коротковская СОШ» вошли в вагон и уселись по своим местам. Поезд тронулся. Мимо поплыли зеленеющие поля, цветущие луга, желтеющие нивы и дремучие леса. Путь был длинным и утомляющим, и ребята за время пути успели вспомнить все правила морфологии. Но вот в репродукторах раздался оглушающий голос проводницы, объявляющей, что поезд прибыл на конечную станцию «Страна Причастия». Все оживились и торопливым шагом направились к выходу. На перроне ребят уже встречала улыбающаяся девушка-экскурсовод. Она указала на автобус, ждущий ребят на привокзальной площади. Когда все сели в него, экскурсовод объявила, что ребят ждёт интереснейшая экскурсия по самым известным местным достопримечательностям. Сначала мы ехали вдоль Глагольного проспекта, представляющего собой обсаженную зеленью широкую улицу. Затем мы свернули на параллельный ему Прилагательный проспект. Из рассказа экскурсовода мы узнали, что проспекты названы так не случайно, а в честь названий граничащих с Причастией стран. Вскоре взору ребят открылась сверкающая на солнце река, поражающая своей красотой. Автобус поехал по мосту, и школьникам удалось разглядеть плескавшихся в воде рыбок. До чего же здесь красиво! А вот и самое главное место в Причастии – площадь Суффиксов. Экскурсовод поведала ребятам, что суффиксы – самые уважаемые жители Причастии, и их должен знать каждый уважающий себя человек.

     Но вот пришло время возвращаться в родное село. Автобус вновь оказался на знакомой привокзальной площади, и ребятам нужно было попрощаться с экскурсоводом. Девушка подарила каждому на память сувениры с памяткой «Признаки причастия» и пожелала доброго пути. А ребята пообещали ей хорошо учиться и на зубок знать правила, связанные с изучением причастия.

IV. Рефлексия

- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке больше всего?

- Что вызвало затруднения, показалось непонятным?

- Остались ли у вас вопросы по теме «Причастие», над которыми следует поработать самостоятельно?

V.Выставление оценок

Обучающиеся анализируют свою работу на уроке и самостоятельно выставляют оценки.

VI. Домашнее задание (дифференцированное)

Уровень А: составить сказку о причастии, в которой отразятся ваши знания об этой части речи;

Уровень В: упражнение 400


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...