"Сирень в корзине" - урок развития речи по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Хидиятова Ильсия Юлаевна

Урок развития речи по русскому языку  в 5 классе по подготовке к написанию сочинения -описания по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл siren_v_korzine_.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение сочинению-описанию по картине

                          П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Тема урока:  Сочинение- описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» .

Цели урока:

1.Дать понятие натюрморта;  подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;научить пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи;

2.развивать творческие способности учащихся, речь, умение высказывать свое мнение, полученные впечатления.

3. воспитать любовь к искусству, толерантное отношение к природе.

Медиапроектор, презентация «Творчество П.Кончаловского».

музыка С. Рахманинова “Сирень”, песня  Н.Баскова «Сирень».

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте дорогие ребята, гости. Меня зовут Ильсия Юлаевна…. Этот урок мы проведем вместе.

   Ребята, скажите, пожалуйста, на что вы обратили внимание в первую очередь, входя в кабинет? ( ребята замечаю, что разложены цветы сирени, картины  с изображением цветов…)  Хорошо, значит о чем мы с вами будем говорить  на уроке? ( о цветах). А именно, о сирени. Но мы сегодня  не просто будем говорить о сирени, а подготовимся к написанию сочинения- описания, и поможет нам это сделать замечательный художник Петр Петрович Кончаловский.  (1876 – 1956 гг.) (слайд 1)

  (Обратите внимание на его портрет).

- А  теперь попрошу вас  открыть  тетради для творческих работ, записать число, тему нашего урока, подготовьте черновикиНа доске.  (слайд 2).

      Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский , художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

II. Словарно-орфографическая работа.

-А что такое натюрморт? (2 –е работают со словарями (назначаю их исследователями), остальные пытаются сами сформулировать определение).  Показываю картины с изображением натюрмортов.

-что скажут наши исследователи о слове –натюрморт?   (Слайд 3.)

Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт” - мертвый. Буквально “мертвая природа”.

Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

- А вот интересно, как называется художник, который пишет только натюрморт? (Натюрморист).

-Кончаловский был признанным мастером этого жанра. Вот, перед вами несколько натюрмортов этого художника.

III. «Фрукты», «Персики».   (Знакомство с натюрмортами художника)  (слайд 4.)

-Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй,  никто из русских живописцев не писал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Он писал цветы так,  что,  кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. Сам же,  П.П. Кончаловский говорил, что в “Цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”.

         Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество    своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад  ……  (слайд 5,6, 7...).                   Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”     (слайд 7).

IV. Работа по теме.

    1).  Давайте остановим свое внимание на картине  «Сирень в корзине». Беседа по картине (используя материал упр.457). страница 185.

-Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная).

- С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).

- Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая).

- Опишите грозди сирени. (Мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые, тяжёлые, крупные, богатые кисти сирени ).

- Какими прилагательными можно описать сирень и выразить своё отношение к изображенному? (изумительная, чудная, восхитительная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная).

-  Листочки какие? ( внизу, вверху темно-зелёные,  справа светло-зеленые с золотистым оттенком).

- Опишите корзину,  в которой стоит сирень (плетеная из ивовых прутьев).

- На каком фоне изображена сирень? (основной фон картины серо-коричневый).

-  Почему автор выбрал такой фон? ( на этом фоне хорошо выделяются яркие цвета, которыми написана сирень).

-  Почувствовали ли вы восхищение  художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

- какие чувства вызывает у вас этот натюрморт  с изображением сирени?

Верно ребята,  эта чудесная сирень напоминает о солнце, о весне, о красоте природы,  вызывает у нас хорошее настроение. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные  цветы. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.                                                                      Слайд

 2). Межпредметная связь.

     А еще, прекрасная душистая сирень воспета многими писателями, поэтами и композиторами.

- Давайте послушаем отрывки  из рассказа Александра Ивановича Куприна «В зеленом домике отца».

(Ученики читает отрывок из рассказа А. И.Куприна “В зеленом домике отца”: )

-Ученик -1:“...Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы. Тихо спит неподвижная вода озера, и темно-синие морщинки едва-едва расползаются по ней...”

Ученик -2: “... благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве...”                                                       Напечатать.

-Вот как вдохновенно описываю  сирень  поэты.

 Сколько свежести в ветви тяжелой,

Как стараются важные пчелы,

Допотопная блещет краса!

Но вглядитесь в эти  вспышки и блестки:

Здесь уже побывал Кончаловский,

Трогал кисти и щурил глаза!                    Слайд – Сирень  в корзине .

-  А сейчас , я предлагаю вам прослушать музыку С.В. Рахманинова «Сирень».                                                                    Музыка.

Вывод.

1.Чем же схожи описания сирени у художников, композиторов и  поэтов?

2. Художники используют кисти и краски, поэты и писатели – слова, а композиторы – звуки, мелодию.

V. Физминутка.                                                  включить песню Н.Баскова «Сирень»..

- Встаньте пожалуйста.Чтобы полностью понять сирень, мы сейчас представим  себя маленькими кустиками сирени. Присядьте, наклоните головы. Приходит весна, и с первыми теплыми солнечными лучами мы начинаем расти, Солнышко нас греет, дождик поливает. Мы растем. Вытягиваемся, распускаем веки, листики, вот у нас созрели бутончики и появились изумительны  цветы. Мы радуемся теплу, любуемся собой. Приветствуем  соседей. А ветер тем  временем  распространяет по округе наш душистый свежий  аромат.

- Можете присесть. Хорошо чувствовать себя красивым цветком, приносящим всем радость? Да!  Нами любуются все: художники  создают шедевры о нас, Писатели   и поэты – стихи и прозы, Музыканты посвящают нам песни.

- Хорошо, если нас не  разламывают и не выкидывают, не губят ради забавы. Хорошо?!

VI. Составление плана сочинения

 -Ну, что ж, ребята, теперь, чтобы у вас дома получились замечательные сочинения, нам необходимо составить план сочинения.

- с чего можно и нужно начинать сочинение? Из каких частей состоит сочинение. Каков  порядок написания?.

I. Вступительная часть. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

Художник- подберите пожалуйста синонимы к этому слову

автор картины,  мастер кисти, натюрморист, Петр Петрович Кончаловский, .

  Картина – полотно, холст, произведение искусства, шедевр.

- что сделал?

Нарисовал- изобразил, создал, запечатлел..

II. Основная часть. Сирень в корзине.

1.Свежие  грозди сирени.
2. Цвета и оттенки сирени.
3.Листочки.

4.Корзина, в которой стоит сирень.

5.Фон картины.

III. Заключение. Впечатление от натюрморта. “В букете все живет, цветет и радуется”.

VII. Групповая работа.                                       Музыка Рахманинова.

1 группа –составляет 2-3 предложения по вступительной части.

2 группа- по основной части.

3 группа – по заключительной части.

   Оценивание каждого ответа.

VIII. Д\з. Написать сочинение- описание, используя материалы урока.

Рефлексия:

 Мне понравилось….

Я научился….

  Я узнал……

IX. Итог урока.

   Дорогие ребята, сегодня мы  с вами побывали в сиреневом саду, любовались сиренью, вдыхали ее аромат, слушали стихи, музыку  и прозу о сирени, волшебной и таинственной. У каждого, конечно, создался свой образ сирени, возникли свои воспоминания о поре цветения сирени.  Все это вы сможете отразить в своем сочинении.

До свидания!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

П.Кончаловский "Сирень". Первая встреча с картиной на уроках русского языка. 5 класс

Урок-экскурсия. П.Кончаловский "Сирень". Данная встреча предшествует работе над сочинением - описанием картины. Проводила его как внеклассное мероприятие по предмету....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...


 

Комментарии

Нурисламова Анна Гайнитдиновна

спасибо за урок!содержит много интересного материала, межпредметная связь присутствует.