рабочая программа интегрированного курса по русскому и родному русскому языку 2019-2020 уч.год
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Агапова Любовь Викторовна

рабочая программа интегрированного курса по русскому и родному русскому языку на 2019-2020 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1rabochaya_programma_5_kl_rus_yaz_2019-2020.docx73.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Косяковская  средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНА

                                                                                                                                        Приказом №___

                                                                                                                                        от ___ ______2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РУССКИЙ ЯЗЫК и РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

(базовый уровень)

5 класс

Составитель

Агапова Л.В.., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2019 год

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  •  Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29.12.2012;
  • Федеральный государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, в редакции приказов Министерства образования и науки от 08.06.2015 г. № 576, от 26.01.2016 г. № 38), № 629 от 05.07.17 г.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Косяковская СОШ», согласованная на заседании педагогического совета МОУ «Косяковская СОШ» (протокол заседания педагогического совета МОУ «Косяковская СОШ» от 30.08.2019 г. № 1);

  • «Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их     согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области», утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Московской области» Протокол № 1 от 08.04.2016г.

Составлена в соответствии с авторской  Программой по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2015).

Предмет «Русский родной язык» изучается интегрировано в рамках предмета «Русский язык»

Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе - 170 час ( 5 час. в неделю)

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

  1. Планируемые результаты изучения интегрированного предмета «Русский  язык» и «Русский родной язык»

Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Личностные результаты

у обучающегося будут сформированы:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • опыт участия в социально значимом труде;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Мстапредметиыми результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение разными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Регулятивные УУД

 обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целейолаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

Познавательные УУД 

обучающийся научится:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого па слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы па основе аргументации.
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • брать па себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию своих действий и действий партнера
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества па основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку:

Фонетика

Ученик научится:

- пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений;

- анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова;

- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава;

- производить фонетический разбор (устный и письменный) слов;

- выполнять фонетическую транскрипцию слов;

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- использовать орфоэпический словарь.

Ученик получит возможность научиться:

- наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.

Морфемика

Ученик научится:

- характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и неизменяемых словах;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- разграничивать омонимичные корни;

- образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования;

- группировать слова по морфемному составу;

- производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

Ученик получит возможность научиться:

- находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.

Лексика

Ученик научится

- определять значение слова, пользуясь толковыми и этимологическими словарями, словарями синонимов, антонимов;

- объяснять различие лексического и грамматического значений слова;

- находить омонимы, синонимы, антонимы в предложениях, употреблять их в зависимости от разных целей высказывания;

- различать свободные сочетания слов и фразеологизмы;

- извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов.

Ученик получит возможность научиться:

- находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением;

- различать паронимы, правильно использовать их в речи;

- составлять словарную статью к самостоятельно выбранному или указанному учителем слову;

- употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Морфология

Ученик научится:

- различать самостоятельные и служебные части речи; части речи и их формы;

- характеризовать существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие как части речи, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;

- распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые существительные; имена существительные общего рода, имена сущ., имеющие форму только множественного или только единственного числа; падеж существительного;

- характеризовать имя прилагательное как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;

- характеризовать числительное как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;

- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

- распознавать количественные и порядковые имена числительные; приводить примеры;

- характеризовать местоимение как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;

- правильно изменять по падежам личные местоимения;

- характеризовать глагол как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;

- распознавать инфинитив и личные формы глагола;

- определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом;

- различать времена глаголов, образовывать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени;

- спрягать глаголы, определять тип спряжения;

- характеризовать наречие как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;

- отличать служебные части речи от самостоятельных;

- различать предлог, союз, частицу.

Ученик получит возможность научиться:

- употреблять имена существительные в соответствии с лексическими и орфоэпическими нормами;

- использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов;

- использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов;

- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением служебных частей речи.

Синтаксис

Ученик получит возможность научиться:

- различать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);

- отличать словосочетание от других сочетаний слов, выделять словосочетания в предложении;

- определять главное слово в словосочетании и устанавливать смысловую и грамматическую связи, выполнять графические обозначения;

- различать виды словосочетаний по морфологическим признакам (именные, глагольные, наречные);

- производить синтаксический разбор словосочетания;

- различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные;

- давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске;

- находить грамматическую основу предложения, графически обозначать её;

- различать простое и сложное предложение, чертить схему предложения;

- различать распространённые и нераспространённые предложения;

- опознавать второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства;

- анализировать и характеризовать предложения с однородными членами, графически обозначать их;

- разграничивать прямую речь и слова автора;

- строить схемы предложений с прямой речью;

- производить синтаксический разбор простых предложений;

- различать простое и сложное предложения.

Ученик получит возможность научиться:

- строить пунктуационные схемы сложного предложений;

- ставить запятую в сложносочиненном предложении;

- производить синтаксический разбор сложного предложения.

Орфография

Ученик научится:

- правильно писать слова с выбором букв О - Ё после шипящих в корне;

- правильно писать слова с чередованием е/и, а/о в однокоренных словах;

- правильно писать слова с суффиксами –ЧИК и –ЩИК;

- правильно писать слова с И-Ы после приставок на согласные;

- правильно писать слова с приставками на з и с;

- правильно писать падежные окончания существительных с выбором Е-И;

- правильно писать окончания имён существительных с выбором О-Ё после Ц;

- правильно писать НЕ с именами существительными;

- правильно писать НЕ с именами прилагательными;

- правильно писать личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

- знать и правильно писать слова-исключения из правил.

Пунктуация

Ученик научится:

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при бессоюзной и союзной связях;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;

- правильно расставлять знаки препинания при диалоге.

Ученик получит возможность научиться:

- ставить знаки препинания в предложениях с несколькими группами однородных членов;

- объяснять пунктуацию сложного предложения, использовать на письме специальные графические обозначения

  1. Формирование коммуникативной компетенции (речевое общение, речевая деятельность, текстовая деятельность)

Ученик научится:

- характеризовать речевую ситуацию, в которой происходит общение;

- использовать приёмы поискового / просмотрового чтения при повторении изученного материала;

- характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности;

- определять тему, основную мысль, ключевые слова текста;

- озаглавливать текст, используя разные типы заголовков;

- анализировать текст: средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей;

- писать сочинение-рассуждение по данному началу;

- писать подробное, сжатое изложение с продолжением;

- различать жанры разговорной речи: просьбу, отказ, комплимент, поздравление;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты жанров разговорной речи;

- иметь представление об особенностях жанров дистанционного общения: SMS-сообщения, электронного письма;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты SMS-сообщения, электронного письма;

- иметь представление об особенностях официально-делового стиля, его жанрах;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты официально-делового стиля: объявление, заявление;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты газетной публицистики – информационную заметку;

- знать правила ведения спораучаствовать в споре, соблюдая правила;

- иметь представление о поликодовом тексте, его особенностях;

- анализировать и создавать коллаж, эмблему, логотип;

- иметь представление о научном стиле, его особенностях;

- сжимать исходный текст, используя приёмы сжатия: план, конспект;

- составлять вопросный план, план-конспект к научному тексту;

- писать отзыв на научно-популярную телевизионную программу по плану;

- писать рецензию на ученическое сочинение;

- анализировать и создавать тексты определённых жанров: юмористический рассказ с включением диалога по рисункам Х.Бидструпа; сочинение-зарисовку по картине; сочинение-отзыв о произведении искусства (картине, памятнике по выбору учащегося) в жанре электронного письма другу с прикреплённым файлом; сочинение-описание русского костюма по рисункам, фотографиям.

Ученик получит возможность научиться:

- моделировать речевую ситуацию по заданным параметрам;

- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;

- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в изложении и сочинении.

  1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку

Ученик научится:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;

- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;

- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы.

- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его результатам.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать и давать оценку проектов одноклассников

Содержание программы

Язык и общение 3 час  (2 ч.+1 ч. р.р.)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем 28 час. ( 23 ч.+ 5 ч. р.р.)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Р.Р. Текст. Тема текста. Стили.

К.Р. Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 27 час.     (24 ч.+ 3 ч. р.р.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи  18 час. ( 14 ч.+ 4ч. р.р.)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Р.Р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Лексика. Культура речи  18 час. (. ( 14 ч.+ 4ч. р.р.)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».

Морфемика. Орфография. Культура речи  23 час. ( 20 ч.+ 3 ч. р.р.)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Р.Р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

Морфология. Орфография. Культура речи  49 час. (

Имя существительное 18 час. (14 ч.4 ч. р.р.)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Р.Р. Доказательства и объяснения в рассуждении.

К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное 12 час. ( 9 ч. + 3 ч. р.р.)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Глагол 19 час.

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов – -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».

Повторение и систематизация изученного в 5 классе 6 час.

К.Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.

Календарно-тематический план по предмету «Русский язык» для 5 класса на 2019-2020 учебный год

№ урока

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки

 изучения учебного материала

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (3 ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ инструкция №16. Язык и человек. Язык и речь Читаем учебник. Слушаем на уроке

2

Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

3

Р.Р. Композиционные и языковые признаки стиля речи.

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (28 ч)

1

Звуки и буквы. Произношение и правописание

2

Орфограмма

3

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

4

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

5

Правописание проверяемых согласных в корне слова

6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

7

Буквы и, у, а после шипящих

8

Разделительные ъ и ь

9

Раздельное написание предлогов с другими словами

10

Р.Р Текст. 

11-12

Р.Р Подготовка и написание обучающего изложения (по Г.А. Скребицкому, упр. 70) «Случай на охоте»

13

Анализ  изложения. Части речи

14

Глагол: лицо, число, время род ( в прошедшем времени)

15

Правописание  Тся и ться в глаголах.  Глагол.

16

Раздельное написание Не с глаголами

17

 Правописание гласных в  личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения.

18

Р.Р  Тема текста

19

Имя существительное как часть речи

20

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

21

Имя прилагательное как часть речи:род,число,падеж

22

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

23

Местоимение как часть речи, наречие (ознакомление)

24

Р.Р  Основная мысль текста

25

Р.Р   Подготовка и написание обучающего сочинения-описания по картине А.А. Пластова «Летом»

26

Анализ сочинения. Повторение изученного в начальных классах

27

К.Р. Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

28

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (27 ч)

1

Синтаксис. Пунктуация

2

Словосочетание

3

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

4

Разбор словосочетания

5

Р.Р. Подготовка и написание сжатого изложения (упр. 127)

6

 Анализ изложения. Виды предложений по цели высказывания. . Речевой этикет

7

Виды  предложений по интонации

8

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

9

Сказуемое

10

Тире между подлежащим и сказуемым

11

 Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение

12

Определение

13

Обстоятельство.

14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. . Правила речевого этикета: нормы и традиции.

15

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. 

16

Р.Р. Письмо . Предложения с обращениями.  

18

Р.Р  Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»

19

 Анализ сочинения. Знаки препинания в сложном предложении

20

К.Р.  Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения

21

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

22

Синтаксический разбор сложного предложения

23-24

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

25

Диалог

26

Проверочный диктант  с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

27

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 ч) 14+4 ч.р.р.

1

Фонетика. Гласные звуки

2

Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие

3

Позиционные чередования гласных и согласных

4

Р.Р.  Повествование

5-6

Р.Р. Подготовка к обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка»)

Р.Р.Написание обучающего изложения с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка

7

 Анализ изложения. Согласные звонкие и глухие

8

Графика. Алфавит

9

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

10-11

Двойная роль букв е, ё, ю, я

12

Орфоэпия

13

Фонетический разбор слова

14

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

15

К.Р.  Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

16

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте

17

Р.Р Подготовка к сочинениюписанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

18

Р.Р.Написание сочинения. Описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 ч) 14 ч.+4 ч.р.р.

1

 Анализ сочинения. Слово и его значение

2-3

Однозначные и многозначные слова

4-5

Прямое и переносное значение слова

6-7

Омонимы

8

Синонимы

9

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь

10

» К.Р., Р.Р.  Контрольное сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

11

 Анализ сочинения. Синонимы, их роль в речи 

12

Р.Р  Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Пер вый снег»)

13

Р.Р. Написание подробного изложения (К.Г. Паустовский «Первый снег»)

15

 Анализ изложения. Антонимы

16

Повторение по теме «Лексика. Культура речи

17

Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи»

18

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 ч) 20+ 3 ч.р.р.

1

Р.Р.  Подготовка и написание сочинения-рассуждения по № 345

2

 Анализ сочинения. Морфема. Изменение и образование слов

3

Окончание. Основа слова

4

Корень слова

5

Корень слова

6

Приставка

7

Р.Р Подготовка и написание сочинения-рассуждения «Секрет названия»

8

Анализ ошибок, допущенных в сочинении

9

Суффикс

10

Чередование звуков

11

Беглые гласные

12

Варианты морфем. Морфемный разбор слов. 

13

Морфемный разбор слова

14

Правописание гласных и согласных в приставках

15

Буквы з и с на конце приставок

16

Буквы а – о в корне -лаг- – -лож-

17

Буквы а – о в корне -раст- – -рос

18

Буквы ё – о после шипящих

19

Буквы и – ы после ц

20

Повторение по теме «Морфемика»

21

К.Р  Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

22

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

23

Р.Р.  Подготовка и написание Сочинения-описания по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (49 ч)

Имя существительное (18 ч) 14+4 ч.р.р.

1

 Анализ сочинения. Имя существительное как часть речи

2

Р.Р.  Доказательства в рассуждении

3

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 

4

Имена существительные собственные и нарицательные.

5

Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр. 513)

6

Род имен существительных. 

7

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

8

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

9

Три склонения имен существительных

10

Падеж имен существительных

11

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

12

Множественное число имен существительных. 

13

Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

14

Морфологический разбор имени существительного

15

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

16

Р.Р. Написание Сочинения-описания по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

17

К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

18

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Имя прилагательное (12 ч) 9 ч.+3 ч.р.р.

1

 Анализ сочинения. Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи

2

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных

3

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

4

Р.Р. Описание животного

5

, Р.Р. Подготовка и написание подробного изложения (А.И. Куприн «Ю-ю»)

6

Анализ ошибок, допущенных в изложении

7

Прилагательные полные и краткие

8

Р.Р. Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

9

Морфологический разбор имени прилагательного

10

Повторение по теме «Имя прилагательное»

11

К.Р Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

12

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Глагол (19 ч)

1

Глагол как часть речи

2

Не с глаголами

3

Неопределенная форма глагола

4

Виды глагола

5

Буквы е – и в корнях с чередованием

6

Р.Р., К.Р.Написание невыдуманного рассказа о себе с последующей самопроверкой

7

 Анализ сочинения. Прошедшее время

8

Настоящее время

9

Будущее время

10

Правописание безударных личных окончаний глагола

11

Морфологический разбор глагола

12

Р.Р.  Подготовка и написание сжатого изложения с изменением формы лица (упр. 688)

13

 Анализ изложения. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

14

Употребление времени

15

Р.Р.  Употребление «живописного настоящего» в речи (упр. 696, 697)

16

Повторение по теме «Глагол»

17

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Глагол»

19

Р.Р.Подготовка и написание сочинения-рассказа по рисунку (упр. 701)

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (6 ч)

1

Анализ сочинения. Орфограммы в корне слова. Орфограммы в приставках

2

Итоговый контрольный диктант

      167

3

Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте

168

4

Словосочетание

    169-      170

5-6

Знаки препинания в сложном и простом предложениях

Всего уроков

По програм

Ме

170

Число диктантов  11

Из них контрольных- 8

Число сочинений-15

( из них 2 контр.)

Число изложений-7,контрольных 3

Выполне

но

«СОГЛАСОВАНО»                                                              «СОГЛАСОВАНО»                                            

                                                                                                    на заседании ШМО учителей

   Зам. директора по УВР                                                русского языка и литературы

    МОУ«Косяковская СОШ

_____________ Шутова Н.М.                                         протокол №____ от                                            

                                                                                              «___»____ 20______ г.

  « ____»___________2019г                                                    Руководитель ШМО

                                                                                          _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов

  Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» (для учащихся 9 класса)

Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки ка...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...