РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Русский язык» для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Лысак Елена Сергеевна

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 классы (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2008).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_8_red.docx122.48 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ПРЕДМЕТУ

«Русский язык»

           для 8 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 классы (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2008).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Содержание рабочей программы усложняется за счёт практических видов деятельности (заданий различного уровня на уроках, домашних заданий, краткосрочных и долгосрочных проектов и т.д.).

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню усвоения; требования к оценке знаний учащихся; приложения: календарно-тематического планирования.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

1. Внутрипредметные и межпредметные  связи.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, но предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т.д.) Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.

Обучение по программе строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

2. Цели обучения и место учебного предмета « Русский язык» в федеральном базисном плане.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

3.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

4. Формы организации учебного процесса по предмету

В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления изученного, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок  коррекции знаний, урок развития речи, комбинированный урок.

5.Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

При планировании предусмотрены разнообразные виды ( Вводный.текущий или промежуточный, тематический, итоговый)и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием),морфемный, тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.

НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность и логичность изложения;

- правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

                 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Введение

1

Повторение изученного в V-VII классах.

8

1

1

Синтаксис и пунктуация

88

8

16

Словосочетание

3

Предложение. Простое предложение

3

1

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

2

1

Составные сказуемые

5

1

1

Второстепенные члены предложения

8

1

2

Односоставные предложения

10

1

2

Простое осложнённое предложение

11

1

3

Обособленные члены предложения

12

1

1

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

15

2

3

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

13

1

2

Развитие речи

17

Итого:

108

9

17

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС

РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАССА

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации

Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях

  • с однородными членами,
  • при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
  • в предложениях с прямой и косвенной речью,
  • при цитировании, обращении,
  • при междометиях, вводных словах и предложениях.

Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии

 Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи

 Определять тип и стиль текста. 

Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.

Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.

Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.   

Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы.

Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

                                                                         СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Функции русского языка в современном мире (1 ч).

Повторение пройденного в V-VII (8 ч. + 1 ч).

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (3 ч.).

  1. Повторение   пройденного  о  словосочетании   в  V  классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.   Виды   словосочетаний   по   морфологическим   свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
  1. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические
    по значению словосочетания.

Простое предложение (3 ч.+1 )

I.        Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II.        Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III.        Описание   архитектурных   памятников   как  вид  текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения  (2 ч. + 1 ч).

I. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом.

Составное сказуемое (5 ч.+1ч.)

  1. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II.        Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III.        Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (8 ч. + 2 ч).

I.        Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).    Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения;   знаки   препинания   при   приложении.   Виды   обстоятельств по значению (времени,  места, причины,  цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II.        Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

  1. Ораторская речь, ее особенности.
  2. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (10 ч. + 2 ч).

I.        Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II.        Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III.        Рассказ на свободную тему.

I.   Понятие о неполных предложениях.

 II. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Простое осложненное предложение  (11 ч.+3 ч.).

     I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соеди  нительными, противительными, разделительными) и интона- цией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

II.        Умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с  обобщающими словами при однородных членах.

III.        Рассуждение   на   основе   литературного   произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные предложения (12 ч. + 1 ч). 

I.        Понятие   об   обособлении.   Обособленные   определения   и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II.        Умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

  1. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (15ч.+3ч.)

 I.        Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.  Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов.

II.        Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами;   употреблять   вводные   слова   как   средство   связи   предложений и частей текста.

III.        Публичное выступление на общественно значимую тему.

I.        Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II.        Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III.        Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация  пройденного в VIII классе (13 ч. + 2 ч).

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока.

Тема урока

   Тип урока

Обязательный минимум содержания образования

Основные умения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

Функции  русского языка в современном мире

Урок усвоения новых знаний

Понятие  государственный язык как средство межнационального и международного общения.

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.

Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Беседа по вопросам темы урока.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (8 ч.+ 1 ч.)

2

Пунктуация и орфография

Повторительно-

обобщающий урок

Овладение навыками правописания основных типов орфограмм, развитие умения находить их в различных текстах.

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Объяснительный диктант

3

Знаки препинания в сложном предложении

Повторительно-

обобщающий урок

Овладение навыками различия простого и сложного предложения, постановки знаков препинания в них

Знать знаки препинания:

знаки завершения, разделения, выделения 

Уметь находить  границу простых предложений в составе сложного.

Комплексный анализ текста

4

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Повторительно-

обобщающий урок

Овладение навыками правописания прилагательных, причастий и наречий с Н-НН, развитие умения находить их в различных текстах

Знать правило правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Уметь применять правило на письме.

Объяснительный диктант

5

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Повторительно-

обобщающий урок

Систематизация материала о правописании не с различными частями речи; углубление сведений с помощью таблиц

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.

Объяснительный диктант

6

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Повторительно-

обобщающий урок

Систематизация материала о правописании не с различными частями речи; углубление сведений с помощью таблиц

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии

7

Р/Р. Писательские дневники

Урок развития речи

Совершенствовать навыки подробного изложения текста публицистического характера; редактировать собственный текст изложения

Знать основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.

Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста

Творческая работа

8

Обобщающее повторение

Урок- практикум

Овладение навыками правописания основных типов орфограмм, развитие умения находить их в различных текстах

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Словарный диктант

9

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Урок контроля знаний

Выявление уровня усвоения изученного материала; продолжение формирования

навыков грамматического письма

Знать теоретический материал 5-7 класса.

Уметь соблюдать основные правила орфографии, применять теоретические знания на практике.

Диктант с грамматическим заданием

10

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Углубить представление о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; дать понятие о функциях слова, словосочетания, предложения и текста

Знать основные разделы русского языка; основные единицы синтаксиса.

Уметь вычленять синтаксические единицы в тексте.

Работа над ошибками

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (88 ч.)

Словосочетание (3 ч.)

11

Основные единицы синтаксиса

Урок усвоения новых знаний

Обобщить и систематизировать знания об основных единицах синтаксиса.

Знать основные единицы синтаксиса

Уметь находить в тексте синтаксические единицы.

Распределительный диктант

12

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с основными видами словосочетаний – подчинительными и сочинительными, вычленять их из предложений, правильно строить словосочетания, строить схемы, употреблять в речи

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения;  способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний

Составление словосочетаний по схемам

13

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Урок усвоения новых знаний

Познакомить со способами подчинительной и сочинительной связи, такими видами связи как окончание, предлог и окончание, союз, интонация, уметь определять способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.  

Знать основные единицы синтаксиса, их признаки; виды подчинительной связи.

Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; конструировать  и производить устный и письменный разбор словосочетаний.

Синтаксический разбор словосочетаний

Предложение. Простое предложение (3 ч.+ 1 ч.)

14

Предложение как единица синтаксиса

Комбинированный урок

Познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.

Тест

15

Грамматическая основа предложения

Комбинированный урок

Познакомить  с предложениями по наличию главных членов: односоставными и двусоставными, научить находить их грамматическую основу, воспитывать культуру речи.

Знать виды предложений  по наличию главных членов: односоставные и двусоставные.

Уметь находить грамматическую основу  предложения.

Синтаксический разбор предложений

16

Порядок слов в предложении. Интонация

Урок усвоения новых знаний

Закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении, развивать умение выразительно читать текст.

Знать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении.

Уметь выразительно читать текст, соблюдая интонацию.

Комплексный анализ текста

17

Р/р  Описание памятника культуры

Урок развития речи

Познакомить с творчеством художников С.А.Баулина, И.С.Герасимова, вырабатывать умения написания сочинения по картине.

Знать творчество художников С.А.Баулина, И.С.Герасимова,

Уметь работать  над картиной, писать сочинения по ней

Сочинение

Двусоставные предложения. Главные члены предложения ( 2 ч.+1 ч.)

18

Подлежащее

Урок усвоения новых знаний

Обобщение сведений

о подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а именно подлежащего, определение способов его выражения; умение делать синтаксический разбор предложения

Знать главные члены предложения, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым.

Словарный диктант

19

Простое глагольное сказуемое

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с видами сказуемого; формирование умения определять форму простого глагольного сказуемого и использовать ее в различных типах речи.

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые;

Комплексный анализ текста

20

Р/р. Подготовка к сочинению на тему «Чудный собор»

Урок развития речи

Познакомить со структурой сопоставительного анализа репродукции картин и памятника архитектуры, составление текста с учетом выбора языковых средств.  

Знать структуру текста-описания.

Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств.  

Сочинение

Составные сказуемые (5 ч.+1 ч.)

21

Составное глагольное сказуемое

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с видами сказуемого; формирование умения определять форму составного глагольного сказуемого и использовать ее в различных типах речи.

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;

Текущий контроль

22

Составное именное сказуемое

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с видами сказуемого; формирование умения определять форму составного именного сказуемого и использовать ее в различных типах речи.

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Синтаксический разбор предложения

23

Тире между подлежащим и сказуемым

Комбинированный урок

Углубление знаний об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование навыка постановки тире в простом предложении.

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними.

Словарный диктант

24

Р/р. Изложение с описанием местности

Урок развития речи

Тема, основная мысль текста, план текста. Описание местности. Авторский стиль. Языковой материал для изложения

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение с описанием местности.

Изложение

25

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения».

Урок контроля знаний

Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков постановки тире в простом предложении, закрепить навыки лингвистического разбора.

Знать изученный материал.

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.

Диктант с грамматическим заданием

26

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков постановки тире в простом предложении, закрепить навыки лингвистического разбора

Знать изученный материал.

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.

Работа над ошибками

Второстепенные члены предложения (8 ч.+ 2 ч.)

27

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение

Урок усвоения новых знаний

Повторить и систематизировать изученный материал по теме; уметь определять второстепенные члены по вопросам, находить прямое и косвенное дополнения, делать синтаксический разбор простого предложения

Знать роль второстепенных членов предложения, прямое и косвенное дополнение.

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов

в предложении.

Проверочная работа

28

Определение

Урок усвоения новых знаний

Обобщить и углубить сведения об определении:

1) различать согласованные и несогласованные определения;

2) определять способы их выражения

Знать определение.

Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления.

Выборочный диктант

29

Приложение

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения

Знать приложение.

Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложении.

Объяснительный диктант

30

Р/р. Изложение

Урок развития речи

Тема, основная мысль текста, план текста. Авторский стиль. Языковой материал для изложения

Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план.

Изложение

31

Обстоятельство

Урок усвоения новых знаний

Обобщить и углубить знания об  обстоятельстве, его видах

Знать виды обстоятельств.

Уметь находить обстоятельство  в тексте предложения, ставить вопросы, определять виды обстоятельств

Синтаксический разбор предложений

32

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Комбинированный урок

Совершенствовать умения устного и письменного синтаксического разбора простого двусоставного предложения, повторить  правописание предлогов, развивать орфографическую зоркость, воспитывать любовь к предмету.

Знать  синтаксический разбор простого двусоставного предложения.

Уметь выполнять письменно и устно синтаксический разбор простого двусоставного предложения.

Синтаксический разбор предложений

33

Повторение по теме «Двусоставное предложение»

Повторите

льно – обобщающий урок

Обобщить знания  по теме «Двусоставное предложение»

Знать изученный материал.

Применять на практике полученные знания о  простом двусоставном предложении

Подготовка к диктанту с грамматическим заданием

34

Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение»

Урок контроля знаний

Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация).

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.

Диктант с грамматическим заданием

35

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация).

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.

Работа над ошибками

36

Р/р.  Сочинение- характеристика человека.

Урок развития речи

Показать два вида характеристики: деловую и характеристику любого человека, научить характеризовать человека с точки зрения поступков, поведения, характера, развивать умение работать с текстом, лингвистическую  и коммуникативно-правописную компетенции, орфографическую зоркость, воспитывать культуру письменной речи.

Знать виды характеристик человека.

Уметь характеризовать человека с точки зрения поступков, поведения, характера, применять  умение работать с текстом, лингвистическую  и коммуникативно-правописную компетенции, орфографическую зоркость.

Сочинение

Односоставные предложения (10 ч. +2 ч.)

37

Односоставное предложение. Главный член односоставного предложения.

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с особенностями смысловых значений

Односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи.

Знать односоставное предложение. Главный член односоставного предложения.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений.

Комплексный анализ текста

38

Назывные предложения

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.

Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе,

в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени.

Комплексный анализ текста

39

Определенно-личные предложения

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с особенностями определенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки определенно-личных предложений.

Уметь находить определенно-личные предложения в тексте; использовать определенно-личные предложения в различных стилях речи;

Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему

40

Неопределенно-личные предложения

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению

и структурным особенностям

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.

Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.

Комплексный анализ текста

41

Р/р. Инструкция

Урок развития речи

Знакомство с инструкцией, развитие умения письменно излагать свои мысли в форме инструкции

Знать план написания инструкции.

Уметь писать инструкции.

Написание текста инструкции

42

Безличные предложения

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.

Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

Объяснительный диктант

43

Р/р. Рассуждение

 Урок развития речи

Знакомство с рассуждением как типом текста, рассуждением на лингвистическую тему; формировать умение применять рассуждение как  тип речи; вырабатывать навыки определять ситуацию общения, основную мысль рассуждения; развивать и обогащать речь.

Знать типы текста, рассуждение как один из типов текста.

Уметь писать сочинения –рассуждения, выделять главную мысль рассуждения.

Написание текста - рассуждения

44

Неполные предложения

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с неполными предложениями, сферой их употребления; формирование умения определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, проводить синтаксический и пунктуационный разборы

Знать особенности и функции неполных предложений.

Уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений.

Комплексный анализ текста

45

Синтаксический разбор односоставного предложения

Комбинированный урок

Проводить  синтаксический и пунктуационный разборы односоставных предложений

Знать порядок синтаксического разбора односоставных предложений.

Уметь проводить синтаксический и пунктуационный разборы односоставных предложений.

Синтаксический разбор односоставного предложения

46

Повторение по теме «Односоставные и неполные предложения»

Повторительно- обощающий урок

Систематизировать  сведения о структуре односоставных предложений и их роли в текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам.

Объяснительный диктант

47

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».

Урок контроля знаний

Выявить  уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Знать  изученный материал.

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки.

Диктант с грамматическим заданием

48

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Выявить  уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Знать  изученный материал.

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки.

Работа над ошибками

Простое осложнённое предложение (11 ч.+3ч.)

49

Понятие об осложненном предложении

Комбинированный урок

Дать понятие об осложненном предложении и способах осложнения, развивать навыки грамотного письма, обогащать речь.

Знать способы осложнения предложения.

Уметь определять способы осложнения предложения; правильно ставить знаки препинания.

Словарный диктант

50

Понятие об однородных членах предложения

Комбинированный урок

Дать понятие об однородных членах предложения, познакомить со способами выражения однородных членов предложения, средствами связи между ними, формировать умение определять однородные члены предложения, развивать орфографическую зоркость, воспитывать культуру письма.

Знать способы выражения однородных членов предложения, средствами связи между ними.

Уметь  находить однородные члены предложения, средствами связи между ними.

Синтаксический разбор предложения

51

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и знаки препинания при них

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с правилом постановки знаков препинания между однородными членами предложения, связанными только  перечислительной интонацией, формировать умение правильно расставлять знаки препинания, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к предмету.

Знать правило постановки знаков препинания между однородными членами предложения, связанными только  перечислительной интонацией.

Уметь правильно расставлять знаки  препинания между однородными членами предложения, связанными только  перечислительной интонацией.

Комплексный анализ текста

52

Р/р. Подготовка к изложению

Урок развитие речи

Обучить умению письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику

Знать алгоритм написания сравнительной характеристики.

Уметь письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику.

Подготовка к изложению

53

Р/р. Изложение

Урок развития речи

Обучить умению письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику

Знать алгоритм написания сравнительной характеристики.

Уметь письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику.

Написание изложения

54

Однородные и неоднородные определения

Урок усвоения новых знаний

Углубление   понятия “однородные и неоднородные определения”; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и правильно оформлять их пунктуационно

Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.

Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения.

Объяснительный диктант

55

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них

Урок усвоения новых знаний

Различать  простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными предложениями.

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.

Тест

56

Р/р. Сочинение по картине Ю. Пименова  «Спор»

Урок развития речи

Познакомить с творчеством художника Ю. Пименова, вырабатывать умения написания сочинения по картине.

Знать творчество художника Ю. Пименова.

Уметь работать  над картиной, писать сочинения по ней

Написание сочинения

57

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Урок усвоения новых знаний

Отработка  умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.

Комплексный анализ текста

58

Синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения

Урок- практикум

Систематизировать  изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи, выполнять синтаксический разбор, развивать лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции, воспитывать аккуратность в работе.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами, выполнять синтаксический разбор.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения

59

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Урок- практикум

Систематизировать  изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи, выполнять пунктуационный разбор.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами, выполнять пунктуационный разбор.

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

60

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и обобщить изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами.

Подготовка к контрольной работе

61

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Урок контроля знаний

Выявить  уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать  изученный материал.

 Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.

Диктант с грамматическим заданием

62

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Выявить  уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать  изученный материал.

 Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.

Работа над ошибками

Обособленные члены предложения (12 ч.+1 ч.)

63

Понятие об обособлении

Урок усвоения новых знаний

Знакомство  с обособленными членами предложения, их ролью в речи, с общими условиями обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов предложения; формирование умения правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; производить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с обособленными членами; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте

Знать  понятие об обособлении

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены

Словарный диктант

64

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

Урок усвоения новых знаний

Усвоение  общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений; формирование умения находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными

с зависимыми словами.

Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.

Комплексный анализ текста

65

Р/р. Сочинение - рассуждение на дискуссионную тему

Урок развития речи

Вырабатывать умения писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему, закрепить умение анализировать текст, развивать связную монологическую речь, навыки пересказа текста, построение рассуждения, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции, воспитывать уважительное отношение к слову, любовь к Родине.

Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему.

Уметь писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему.

Написание сочинения

66

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с обособлением приложений, формировать умения интонационно правильно произносить предложения  с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений, развивать практические навыки использование приложений в речи, орфографическую зоркость,  воспитывать культуру письма и выразительного чтения

Знать правила обособления приложений.

Уметь выявлять условия обособления; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных членов предложения; выразительно читать предложения с обособленными членами.

Комплексный анализ текста

67

Обобщение  и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения и определения».

Повторительно- обощающий урок

Систематизация  изученного материала по данной теме; использование предложений

с обособленными членами

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления.

Тест

68

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Урок усвоения новых знаний

Повторить  известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

Комплексный анализ текста

69

Обособленные уточняющие члены предложения.

Выделительные знаки препинания при них

Урок усвоения новых знаний

Знакомство  со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить уточняющие члены предложения в тексте

Знать правила обособления уточняющих членов предложения.

Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами

Объяснительный диктант

70

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обособленные  обстоятельства и уточняющие члены предложения»

Повторительно- обобщающий урок

Обобщить и систематизировать  изученного материала по теме «Обособленные обстоятельства и уточняющие члены предложения».

Знать  изученного материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения».

Уметь на практике применять полученные знания.

Тест

71

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

Комбинированный урок

Познакомить с порядком устного  и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами, развивать пунктуационные навыки, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Знать порядок синтаксического разбора предложения с обособленными членами.

Уметь делать синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

72

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

Комбинированный урок

Познакомить с порядком устного  и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами, развивать пунктуационные навыки, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Знать порядок  пунктуационного разбора предложения с обособленными членами.

Уметь делать пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

73

Повторение по теме «Обособленные члены предложения»

Повторительно- обобщающий урок

Повторение и систематизация   изученного материала по данной теме; развивать навыки грамотного письма, воспитывать культуру грамотного письма, устной речи.

Знать изученный материал.

Уметь применять его на практике.

Подготовка к контрольной работе

74

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

Урок контроля знаний

Выявить  уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.

Диктант с грамматическим заданием

75

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Выявить  уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.

Работа над ошибками

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (15 ч. +3 ч.)

76

Назначение обращения. Распространенные обращения

Урок усвоения новых знаний

Повторить способы выражения обращения, его роль в предложении, продолжить работу по выработке пунктуационных навыков, развивать умения находить обращения в тексте, определять способ его выражения, отличать обращение и подлежащее, воспитывать умения работать самостоятельно.

Знать способы выражения обращения, его роль в предложении.

Уметь находить обращения в тексте, определять способ его выражения, отличать обращение и подлежащее.

Комплексный анализ текста

77

Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений

Урок усвоения новых знаний

Повторить способы выражения обращения, его роль в предложении, продолжить работу по выработке пунктуационных навыков, развивать умения находить обращения в тексте, определять способ его выражения, применять в письменной и устной речи.

Знать способы выражения обращения, его роль в предложении.

Уметь находить обращения в тексте, определять способ его выражения, отличать обращение и подлежащее, применять в письменной и устной речи.

Объяснительный диктант

78

Р/р  Составление делового письма

Урок развития речи

Научить составлять деловое письмо, формировать умение составлять текст, в котором содержится обращение к официальному лицу, повторить признаки официально-делового стиля, развивать письменную и устную речь.

Знать признаки официально-делового стиля.

Уметь составлять текст, в котором содержится обращение к официальному лицу.

Составление делового письма

79

Вводные конструкции Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по  значению

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие о вводных словах, показать особенности интонации предложений с ними, учить находить вводные слова и вводные сочетания слов  в тексте, выделять их знаками препинания на письме, научить различать союз однако с вводным словом однако, развивать умения выражать отношения к высказанному с помощью вводных слов, воспитывать культуру выражения чувств.

Знать вводные слова и вводные сочетания слов.

Уметь находить и выделять интонационно  в устной речи и знаками препинания в письменной речи.

Комплексный анализ текста

80

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие о вводных предложениях, показать особенности интонации предложений с ними, учить находить вводные слова в тексте, выделять их знаками препинания на письме, научить различать союз однако с вводным словом однако, развивать умения выражать отношения к высказанному с помощью вводных слов, воспитывать культуру выражения чувств.

Знать вводные предложения.

Уметь находить и выделять интонационно  в устной речи и знаками препинания в письменной речи.

Объяснительный диктант

81

Вставные слова, словосочетания и предложения

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие о вставных словах, показать особенности интонации предложений с ними, учить находить вставные слова и в тексте, выделять их знаками препинания на письме.

Знать вставные слова,  вставные конструкции.

Уметь находить и выделять интонационно  в устной речи и знаками препинания в письменной речи.

Распределительный диктант

82

Р/р. Публичное выступление

Урок развития речи

Научить высказываться публично, используя самые различные доказательства: факты, примеры, ссылки на авторитет, цитаты, формировать умение высказываться ясно, убедительно, содержательно, воспитывать культуру речи.

Знать признаки публицистического стиля, приемы  публичного выступления.

Уметь высказываться публично, используя самые различные доказательства: факты, примеры, ссылки на авторитет, цитаты.

Публичное высьтупление

83

Междометия в предложении

Комбинированный урок

Дать понятие о междометиях. Формировать умения и навыки находить междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания, научить различать употребление междометия О при обращении и без обращения., развивать пунктуационные навыки, воспитывать ответственность в работе.

Знать междометие, основные группы междометий.

Уметь находить междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания, научить различать употребление междометия О при обращении и без обращения., развивать пунктуационные навыки, воспитывать ответственность в работе.

Комплексный анализ текста

84

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений  со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с порядком устного  и письменного синтаксического и пунктуационного разборов предложения  со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения , развивать навыки самостоятельной  работы , воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разборов предложения  со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения .

Уметь делать синтаксический разбор и пунктуационный   разборы  предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений  со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

85

Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Подготовка к тестированию

86

Контрольное тестирование по теме «Вводные и вставные конструкции»

Урок контроля знаний

Выявить  уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.

Тестирование

87

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь

Урок усвоения новых знаний

Повторить и углубить понятие «чужая речь»  (прямая и косвенная), познакомить со способами передачи чужой речи, структурой  предложения с чужой речью, находить предложения с косвенной речью, заменять прямую речь косвенной, развивать навыки правильной постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, воспитывать культуру речи и письма.

Знать способы передачи чужой речи , структуру предложения с чужой речью.

Уметь составлять схемы предложений с прямой речью,

находить предложения с косвенной речью, заменять прямую речь косвенной.

Комплексный анализ текста

88

Прямая речь

Комбинированный урок

Повторить и углубить понятие «прямая  речь» , формировать умение выразительно читать предложения с прямой речью, развивать навыки правильной постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, воспитывать культуру речи и письма.

Знать способы передачи чужой речи, структуру предложения с прямой  речью.

Уметь составлять схемы предложений с прямой речью.

Комплексный анализ текста

89

Диалог

Комбинированный урок

Дать понятие о диалоге, познакомит с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога, объяснить текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, учить  составлять его схемы, вырабатывать навыки пунктуации при диалоге, развивать навыки правильно строить диалог, воспитывать культуру речи, письма.

Знать правила постановки знаков препинания при диалоге.

Уметь составлять схему диалога, правильно строить диалог и оформлять его на письме.

Объяснительный диктант

90

Р/р. Рассказ

Урок развития речи

Учить правильно строить высказывание, познакомить с особенностями рассказа, научить писать выдуманные рассказы: эмоциональные, оригинальные, интересные, развивать речь обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к предмету.

Знать особенности рассказа.

Уметь правильно строить высказывание, писать эмоциональные, оригинальные, интересные рассказы.

Написание рассказа

91

Цитата

Комбинированный урок

Дать понятие цитаты как особой формы чужой речи, обучать правильно цитировать ,  формировать умения вводить в речи цитаты, закрепить пунктуационные и орфографические правила, развивать устную речь. Обучать навыкам  выразительной речи.

Знать  понятие цитаты как особой формы чужой речи.

Уметь правильно цитировать устно и письменно.

Комплексный анализ текста

92

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь»

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Подготовка к тестированию

93

Контрольное тестирование по теме «Чужая речь»

Урок контроля знаний

Выявить  уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.

Контрольное тестирование

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (13 ч. +2 ч.)

94

Синтаксис и морфология

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Объяснительный диктант

95

Синтаксис и морфология

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Комплексный анализ текста

96

Синтаксис и пунктуация

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Объяснительный диктант

97

Синтаксис и пунктуация

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Объяснительный диктант

98

Синтаксис и культура речи

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Объяснительный диктант

99

Синтаксис и культура речи

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Комплексный анализ текста

100

Синтаксис и орфография

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Объяснительный диктант

101

Синтаксис и орфография

Повторительно- обобщающий урок

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Распределительный диктант

104

Итоговый контрольный диктант

Урок контроля знаний

Выявить  уровень усвоения изученного материала за курс 8 класса, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.

Диктант с грамматическим заданием

105

Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Выявить  уровень усвоения изученного материала за курс 8 класса, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.

Работа над ошибками

106

Р/р. Сжатое изложение. Приемы сжатия

Урок развития речи

Совершенствовать навыки сжатого  изложения текста публицистического характера; редактировать собственный текст изложения.

Знать алгоритм работы  с изложением.

Уметь писать изложение, применяя различные способы сжатия.

Подготовка к написанию сжатого изложения

107

Р/р. Написание сжатого изложения

Урок развития речи

Совершенствовать навыки сжатого  изложения текста публицистического характера; редактировать собственный текст изложения.

Знать алгоритм работы  с изложением.

Уметь писать изложение, применяя различные способы сжатия.

Сжатое изложение

108

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...