Обобщение изученного по теме "Имя существительное". Урок в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Исакова Наталья Фяритовна

Обобщение изученного по теме "Имя существительное". Урок русского языка в 5 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урока русского языка в 5 классе «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».

Учитель русского языка и литературы ЧУ - ОО «Симбирская гимназия «ДАР»»  Исакова Наталья Фяритовна

Тип урока: обобщение

Метод: исследовательский

УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2018

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное», подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать умения выполнять морфологический разбор имени существительного;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и умения.
  1. Развивающие:
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения индивидуальной и парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: учебник, толковые словари, интерактивная доска, презентация.

Структура урока:

  1. Организационно-мобилизационный этап
  1. Приветствие
  2. Объявление темы. Целеполагание.
  1. Обобщение и систематизация
  1. Работа с текстом
  2. Словарная работа.
  3. Продолжение работы с текстом.
  4. Работа со схемами.
  1. Домашнее задание
  2. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационно-мобилизационный этап

1.Приветственное слово учителя. Проверка необходимого на столах.

       2. Анализ результатов работы в полученных тетрадях.

   Учитель:   Каждый день учёбы в школе – это новая ступенька к вершинам, к успеху. Вы получили проверенные тетради. Довольны ли вы своими результатами? По какой причине были допущены ошибки? Как предупредить их в дальнейшем? ( Ребята просматривают тетради. Анализируют причины ошибок. Планируют свою работу над ними.) Без подобной работы путь к успеху невозможен. Необходимо ежедневно работать и самосовершенствоваться.

3.Объявление темы. Целеполагание.

Учитель:Мы закончили изучение темы «Имя существительное». Предположите тему сегодняшнего урока. Зачем нужен урок-обобщение? Что лично вы ждете от этого урока? Поставьте перед собой не менее трёх конкретных задач. Зафиксируйте. (Формулируют тему урока, его цели и задачи: вспомнить, повторить изученные орфограммы и пунктуационные правила, усовершенствовать умение выполнять морфологический разбор имени существительного, подготовиться к контрольному диктанту. Оформляют тетради. Планируют работу).

Учитель: С чего, по-вашему, необходимо начать повторение и обобщение: с теории или практики? ( Ребята делают выбор, говоря, что лучше не разделять теорию и практику.)

II.

Обобщение и систематизация

1. Работа с текстом.

Учитель:  Для достижения поставленных задач воспользуемся текстом М. М. Пришвина. Что вам известно об авторе?  Слушая текст, определите его тему, озаглавьте.

Заметил на полях множество певчих дроздов; они слетали с полей на берёзы и пели: певчий гомон стоял в лесу. И это было, вероятно, с прилёту.

 Все ли слова понятны? (Ребят заинтересовывает слово «гомон»)

2. Словарная работа.

Ребята ищут определение слова в словаре, выясняют его этимологию, подбирают однокоренные слова, составляют словосочетания и предложения.

3. Продолжение работы с текстом.

После словарной работы ребята возвращаются к поставленным вопросам, предлагают варианты заглавия. Сравнивают свои заглавия с авторским («Радость прилёта»).

Текст с пропущенными буквами выводится на экран.

Учитель: Придумайте задания к тексту. (Формулируют задания к тексту: списать текст, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы. Выполняют задание). В это время можно включить аудиозапись песни дрозда.

Возникли сложности? Есть вопросы? Над какими видами орфограмм вы работали? Какие правила применяли? ( Задают вопросы. Озвучивают правила.)

 Найдите в тексте все существительные. Предложите способ их выделения. (Предлагают способы выделения существительных. Выполняют задание. Сравнивают количество найденных существительных. Называют слова, вызвавшие сомнения. Таким словом является «множество».)

Докажите или опровергните принадлежность слова «множество» к существительным, выполнив морфологический разбор. (В парах вспоминают план разбора имени существительного. Один учащийся работает у доски, остальные ребята помогают при необходимости.)

4.  Работа со схемами.

Учитель:Для повторения пунктуационных правил запишите под диктовку предложения, сопоставив их со схемами, представленными на доске.

  1. Здравствуй, весенняя первая травка!
  2. Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…
  3. Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.
  4. Шепчет солнышко листочку: «Не робей, голубчик!»
  5. По рощам, паркам соловьи концерты вновь начнут свои.
  6. Бушует талая вода, шумит и глухо, и протяжно.
  1.  [ О, О - = ].
  2. [1 = - ], [2 = - ], [3 = ].
  3.            : «   !»
  4. [ O -, O и О, и О ].
  5. [ =  - ], и [ - = ].
  6.          , О    !

(Ребята работают самостоятельно с последующей взаимопроверкой по ключам.)

  1. Домашнее задание

 Упражнение 561, работа по индивидуальному плану. (Записывают задание, задают вопросы по выполнению.)

Учитель комментирует задание, отвечает на вопросы.

  1. Рефлексия

     Учитель: Вернёмся к поставленным в начале урока задачам. Реализованные задачи отметьте знаком «+», нереализованные – «!», намечая план индивидуальной работы дома.

С помощью цветных листочков покажите, стал ли этот урок ступенью на пути к      успеху.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  им...

Урок обобщения изученного материала за год во 2 классе по УМК Биболетовой

На данном уроке осуществляется повторение изученного за год материала в игровой форме...

Открытый урок на тему : "Закрепление и обобщение изученного по теме "Имя числительное". 6 класс."

Урок-обобщение, урок-экскурсия с использованием краеведческого материала, целью которого является закрепление и совершенствование навыков правильного употребления числительных в речи....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...

Коспект урока "Повторение изученного об имени существительном в 5 классе"

Урок-путешествие в 6 классе перед изучением темы "Имя существительное"...