Методическая разработка "Однородные и неоднородные определения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Очкасова Екатерина Сергеевна

Урок может использоваться для класса со средним уровнем подготовленности. Если учащиеся имеют высокий уровень подготовленности, рекомендуется включить в урок тестирование или иной способ быстрой проверки усвоения материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗРАБОТКИ УРОКА «ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ» УЧИТЕЛЯ ОЧКАСОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ

Тема урока

Однородные и неоднородные определения. Урок в теме "Осложненное предложение"

Предмет

Русский язык

Класс

8

Цель урока (краткое описание)

Формирование понятия об однородности и неоднородности определений, знакомство с правилом постановки запятой; развитие навыков сопоставления языковых явлений, умений действовать по алгоритму, отбирать материал; воспитание творческого воображения, потребности в самовыражении и рефлексии.

Задачи урока

Развивающая
(Поставить учащихся в ситуацию поиска выхода из затруднения; организовать успешную работу групп по проектированию и организации своей деятельности, учить самостоятельной работе с материалами)

Тип урока

  • Комбинированный: изложение нового материала, проверка домашнего задания
    (Выход на новую тему через затруднение, недостаточность прежних знаний; выдвижение гипотезы и поиск решения (учебник, ЦОР) через самостоятельную оценку языковых явлений.)

Методы обучения

  • практической методы
    (Выполнение творческих заданий, составление кластера, проектирование своей деятельности, составления алгоритма по распознаванию разного типа определений, работа с электронным заданием.)

Формы работы

  • групповая
    (Используются как индивидуальные формы работы, так и групповые, работа в паре)

Урок может использоваться для класса со средним уровнем подготовленности. Если учащиеся имеют высокий уровень подготовленности, рекомендуется включить в урок тестирование или иной способ быстрой проверки усвоения материала.



Предварительный просмотр:

Однородные и неоднородные определения

(урок-исследование в 8-м классе)

Очкасова Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы 


Цели урока:

  • повторить обобщающие слова при однородных членах и постановку знаков препинания при них;
  • формировать умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;
  • развивать умение работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.

Ход работы:

  1. Организационный этап.

 Цель: настроить учащихся на рабочий лад, акцентировать         внимание на ходе урока.

Приветствие;

Определение отсутствующих;

Проверка готовности к уроку;

Организация внимания: метод нетрадиционной посадки. На доске написано предложение: Ласковые, добрые, спокойные глаза смотрели на него с укором. (интерактивная доска, лист №1)

Учитель: Сядьте все, кто считает, что предложение написано верно.

Дети садятся.  Учитель задает вопрос одному из севших, почему в предложении поставлены запятые. Учащийся отвечает, что перед нами однородные определения.

Учитель: Верно, перед нами предложение с однородными определениями. На прошлом уроке мы уже приступили к изучению этой темы, а сегодня мы узнаем, какие определения можно считать однородными, а какие – нет. Это тема нашего сегодняшнего урока. Запишите ее в тетрадь. (Учитель пишет дату, «Классная работа» и тему на интерактивной доске)

  1. Этап проверки домашнего задания.

Цель: мониторинг усвоения материала школьниками, выявление пробелов в знаниях с дальнейшим их устранением.

Учитель: прежде, чем переходить к новой теме, проверим, все ли из Вас справились с домашним заданием. Тетради вы мне сдали. Посмотрим, как запомнился теоритический материал.

Фронтальный опрос:

Какие члены предложения называются однородными?

Какое слово в предложении называется обобщающим? Чем оно может быть выражено? Каким членом предложения может быть обобщающее слово?

После каждого ответа учитель спрашивает мнение учащихся, согласны ли они с ответами одноклассников, а также просит привести примеры из текста домашнего упражнения.

Во время фронтального опроса один ученик у доски составляет опорную таблицу: “Признаки однородных членов”. (интерактивная доска, лист №2)

Проверочная работа с выборочным ответом ( со взаимопроверкой ).

(интерактивная доска, лист №3)

Найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:

Спорт , музыка ,чтение книг всегда увлекали меня.

А звёзды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

В лесу и на полях всё было занесено снегом

Посаженные заботливыми руками деревья тополь, акация , а также дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.

По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

Предложения ребята красным пером исправляют на интерактивной доске.

Во время работы класса два ученика выполняют индивидуальное задание по карточкам: расставляют знаки препинания, подчёркивают однородные члены, составляют схемы.

  1. Этап объяснение нового материала.

Цель: дать понятие однородных и неоднородных определений.

Учитель еще раз озвучивает  тему.

Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором – нет. (интерактивная доска, лист №4)

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Весеннее ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

5. Этап усвоения новых знаний.

Цель: учить ребят самостоятельно работать с материалом.

Группы получают задания:

“Теоретики” - составить план в виде вопросов к параграфу учебника.

“Исследователи” - прочитать правило параграфа, подобрать прилагательные, которые характеризуют предмет по цвету, размеру, вкусу, составить с этими прилагательными таблицу, сделать вывод, как характеризуют предмет прилагательные каждой колонки. Какие это будут определения? А если в предложении использовать прилагательные из разных колонок, то какие тогда будут определения? Чем однородные определения отличаются от неоднородных?

После групповой работы заслушать ответы ребят. Снова вернуться к предложениям, записанным на доске, объяснить постановку запятой.

Вывод по теме делает учитель.

6. Этап закрепления новых знаний.

Цель: учить пользоваться полученными знаниями, применять их на практике.

Объяснительный диктант. (один ученик пишет на интерактивной доске, комментируя свои записи)

Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь.

Тонкий, прозрачный луч рассекает засыпанный звёздами купол.

Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет.

Творческая работа. (интерактивная доска, лист №5)

Распространить данные предложения сначала однородными, затем неоднородными определениями.

Мы встретили… зиму.( русская, снежная, мрачная, грустная)

По обеим сторонам дороги стояли … деревья.(старые, печальные, жёлтые , багряные)

Раздался … удар грома.( страшный, оглушительный, первый, весенний )

7. Этап информации учащихся о домашнем задании.

П.- упр. 229 (провести инструктаж по его выполнению) – первый вариант.

Для второго варианта – подобрать из произведений художественной литературы предложения с однородными и неоднородными определениями.

Подвести итоги урока. (интерактивная доска, лист №6)


Использованные сайты:

  1. school-collection.edu.ru ›
  2. www.licey.net
  3. pravopisanie_i_stilistika.academic.ru
  4. www.genon.ru
  5. festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

различение однородных и неоднородных определений.

Данный материал создан для подготовки к ЕГЭ , внем дан теоретический материал, материал для закрепления, работа на повторение по орфографии (частьА 13) и слова, в которых нужно правильно расставить уд...

"Однородные и неоднородные определения" (Конспект урока)

Подробный конспект урока изучения новой темы "Однородные и неоднородные определения" (8 класс)...

урок по теме: «Однородные и неоднородные определения»

Однородные определения   Признаки и условия однородности 1. Перечисляют признаки разных предметов 2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние ...

Однородные и неоднородные определения.

Цели: дать понятие об однородных и неоднородных определениях; уметь определять однородные и неоднородные определения....

урок по теме "Однородные и неоднородные определения

урок разработан по теме "Однородные и неоднородные определения" с использованием заданий ГИА : пересказ текста , замена слов стилистически нейтральным синонимом , использованы карточки Латыповой по те...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"(8 класс)

Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;3) научить различать однородные и неоднородные определ...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Однородные и неоднородные определения" для 8 класса

Объяснение нового материала по теме: "Однородные и неоднородные определения"...