тема урока "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
на тему:
«Односоставные предложения»
Выполнил учитель
русского языка
Абдулжалилова А.К.
Цель урока: обобщение знаний об односоставных предложениях.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- распознавание односоставных предложений в тексте;
- классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
- построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.
Личностные УУД:
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
- осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .
Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД;
- находить ответы на вопросы ;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников,их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, группе;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент.
Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Односоставные предложения», закрепим умения и навыки распознавания таких предложений и; понаблюдаем за употреблением всех видов односоставных предложений в речи, будем учиться уместному употреблению односоставных предложений в устной и письменной речи.
Это цель нашего урока.
А девизом нашего урока будут служить следующие слова: « Всякая пословица к слову молвится».
Используя пословицы и поговорки, мы делаем нашу речь выразительнее, образнее, богаче. Недаром наш великий русский поэт А.С. Пушкин восклицал: « Что за золото пословицы русские!»
Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся к этим сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц, кроме того, пословицы будут обозначать этапы нашего урока, служить руководством к действию и языковым материалом для усвоения новой темы.
Итак, «Делу время - потехе час».
II. Проверка знаний умений и навыков по теме «Односоставные предложения»
ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?
Давайте повторим особенности строения односоставных предложений и их классификацию.
1. 2 ученика работают индивидуально за компьютерами с электронными учебниками: Упр.3 (Тема «Односоставные предложения»).
2. Классу предлагаю вам игру «Путаница».
Перед вами слайд с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места. Работаем в парах.
Правильные ответы заносим в тетради.
Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
III. Обобщение темы «Односоставные предложения»
- «НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ»
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?
Ребята, вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике?
Давайте послушаем об этом сообщение вашего одноклассника.
Сообщение учащегося:
Впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Именно он «впервые собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».
Научные интересы языковеда многогранны: А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков, возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии.
Шахматов внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка.
- «ДЕЛО СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ»
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? Закрепим теоретические знания практикой.
- 2 ученика работают индивидуально за компьютерами по Обучающей программе-тренажеру по русскому языку «Фраза» (Тема «Односоставные предложения»)
- Остальные учащиеся выполняют упражнение 166 учебника.
Прочитайте задание. Что мы должны сделать? Выполните упражнение самостоятельно.
Беседа по результатам выполнения упражнения:
- Объясните выбор пропущенных орфограмм.
- Какие виды односоставных предложений вам встретились?
- Проиллюстрируйте примерами из текста свои ответы.
- Как вы думаете, с какой целью в тексте использованы односоставные предложения?
- ИЗ РЕЧИ ПУСТОЙ МЫСЛИ НЕ ИЗВЛЕЧЁШЬ.
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?
А сейчас мы с вами должны выяснить в текстах каких стилей и с какой целью употребляются разные виды односоставных предложений. Готовясь к уроку, каждая из групп подбирала примеры из текстов разных стилей. Перед вами на карточках тексты. Ваша задача:
- Определить стиль текста.
- Найти в тексте односоставные предложения.
- Определить вид односоставных предложений.
- Сделать вывод о целесообразности использования односоставных предложений в данном стиле.
Защита результатов исследования.
- С УМНЫМ ПОГОВОРИТЬ, ЧТО МЁДУ ИСПИТЬ.
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?
Тема «Односоставные предложения» вызывает немало споров и вопросов. Но, пожалуй, именно эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка. Давайте посмотрим, как поэты используют односоставные предложения в своих произведениях.
Чтение и анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье».
Фет использовал способность русского языка выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава русского языка, но и при помощи синтаксических конструкций.
Л.Н. Толстой сказал про это произведение: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»
- А теперь мы проявим свои творческие способности. Перед вами красивый пейзаж. Попробуйте описать увиденное с помощью односоставных предложений. Работаем в группах.
IV. Контроль усвоения темы «Односоставные предложения»
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ
Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?
Итак, мы с вами повторили всё, что знаем об односоставных предложениях
А теперь проверим, как вы усвоили эту тему.
Решите небольшой тест. Работаем с перфокартами.
(Тест на слайдах)
Обменяйтесь перфокартами и проверьте друг у друга правильность выполнения.
(Ответы на слайдах)
V. «Рефлексия»
ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ
- Запишите домашнее задание:
Тест № 13 (по вариантам) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс.
Упр. 169 (учебник).
- Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.
В заключение я хочу подарить вам стихотворение, в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же, я хочу, чтобы эти слова были вам руководством к действию в вашей дальнейшей жизни.
Когда тобою решено
Добиться благородной цели,
То остаётся лишь одно:
Осуществить мечту на деле.
Иди вперёд своим путём,
Иди, исполненный отваги,
И пусть овраги, пусть коряги,
Ты всё равно иди своим путём.
Спасибо всем.
Урок окончен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-82075-1353679954.jpg)
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"
Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-209574-1361529620.jpg)
Конспект урока по теме "Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения"
Урок русского языка в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/05/picture-205613-1528209607.jpg)
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-265106-1371539478.jpg)
Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.
Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-84583-1493045843.jpg)
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-84583-1493045843.jpg)
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-371576-1387635615.jpg)
Конспект урока в 8 классе по теме «Безличные предложения» Цели: 1. Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях. 2. Развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки. 3. Воспитывать эст
Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме "Безличные предложения"...