тема урока "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Классификация односоставных  предложений по их значению и структурным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского  языка

на тему:

«Односоставные предложения»

Выполнил учитель

русского языка

                                                                           Абдулжалилова А.К.

Цель урока: обобщение знаний об односоставных предложениях.

Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание односоставных  предложений в тексте;
  • классификация односоставных  предложений по их значению и структурным особенностям;
  • построение речевых  высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной  речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы ;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников,их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;  
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Односоставные предложения», закрепим умения и навыки распознавания таких  предложений и; понаблюдаем за употреблением всех  видов односоставных предложений в  речи, будем учиться уместному  употреблению  односоставных предложений в устной и письменной речи.

Это цель нашего урока.

А девизом нашего урока будут служить следующие слова: « Всякая пословица к слову  молвится».

Используя пословицы и поговорки, мы делаем нашу речь выразительнее, образнее, богаче. Недаром наш великий русский поэт А.С. Пушкин восклицал: « Что за золото пословицы русские!»

Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся  к этим сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц, кроме того, пословицы будут обозначать этапы нашего урока, служить руководством к действию и языковым материалом для усвоения новой темы.

Итак, «Делу время - потехе час».

II. Проверка знаний умений и навыков по теме «Односоставные предложения»

ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?

Давайте  повторим особенности строения односоставных предложений и их классификацию.

1.  2 ученика работают индивидуально за компьютерами с электронными учебниками: Упр.3 (Тема «Односоставные предложения»).

2. Классу предлагаю вам игру «Путаница».

Перед вами слайд с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места. Работаем в парах.

Правильные ответы заносим в тетради.

Вид предложения

Признаки

Пример

Безличное

Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица)

Весна!

Определённо-личное

Главный член -подлежащее

Тебе звонили

Неопределённо-личное

Главный член-сказуемое (безличный глагол)

Светает

Назывное

Главный член – сказуемое

(глагол в форме 3 лица мн.числа)

Встаю каждый день рано

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.  

III. Обобщение темы «Односоставные предложения»

  1. «НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ»

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?

Ребята,  вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял   вопрос  об  односоставных  предложениях  в  русской  грамматике?

Давайте послушаем об этом сообщение вашего одноклассника.

Сообщение учащегося:

Впервые поднял   вопрос  об  односоставных  предложениях  в  русской  грамматике  великий  русский  лингвист Алексей  Александрович  Шахматов.  Именно А.А.Шахматов  первым  в  истории  нашей  науки  выделил  типы  односоставных  предложений  и  описал  особенности  их  строения.  Именно он «впервые  собрал  колоссальный  материал,  характеризующий  поразительное   разнообразие  синтаксических  конструкций  современного  русского  языка».

Научные  интересы  языковеда многогранны:  А.А.Шахматов  занимался  историей  и  диалектологией  русского  и  других  славянских  языков, возглавлял  работу  по  созданию  академического  толкового  словаря  и  комиссию  по  реформе  орфографии.  

Шахматов внес  огромный  вклад  в  изучение  синтаксиса  и  истории   русского языка.

  1. «ДЕЛО СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ»

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? Закрепим теоретические знания практикой.

  1. 2 ученика работают индивидуально за компьютерами  по Обучающей  программе-тренажеру по русскому языку «Фраза» (Тема «Односоставные предложения»)
  2. Остальные учащиеся выполняют упражнение 166 учебника.

Прочитайте задание. Что мы должны сделать? Выполните упражнение самостоятельно.

Беседа по результатам выполнения упражнения:

-  Объясните выбор пропущенных орфограмм.

-  Какие виды односоставных предложений вам встретились?

-  Проиллюстрируйте примерами из текста свои ответы.

Как вы думаете, с какой целью в тексте использованы односоставные предложения?

  1. ИЗ РЕЧИ ПУСТОЙ МЫСЛИ НЕ ИЗВЛЕЧЁШЬ.

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

А сейчас мы с вами должны выяснить в текстах каких стилей и с какой целью употребляются разные виды односоставных предложений. Готовясь к уроку, каждая из групп подбирала примеры из текстов разных стилей. Перед вами на карточках тексты. Ваша задача:

  1. Определить стиль текста.
  2. Найти в тексте односоставные предложения.
  3. Определить вид односоставных предложений.
  4. Сделать вывод о целесообразности использования односоставных предложений в данном стиле.

Защита результатов исследования.

  1.  С УМНЫМ ПОГОВОРИТЬ, ЧТО МЁДУ ИСПИТЬ.

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Тема  «Односоставные  предложения»  вызывает  немало  споров  и  вопросов.  Но,  пожалуй,  именно  эта  тема,  как   никакая  другая,  показывает  богатство  языковых  средств  русского  языка.  Давайте посмотрим, как поэты используют односоставные предложения в своих произведениях.

Чтение и анализ стихотворения  А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье».

Фет использовал   способность  русского языка выражать  самые  тонкие  смысловые  оттенки  не  только  с  помощью  лексического  и  фразеологического  состава  русского  языка,  но  и  при  помощи  синтаксических  конструкций.

Л.Н. Толстой сказал про это произведение: «В  нем  нет  ни  одного  глагола.  Каждое  выражение – картина»

  1. А теперь мы проявим свои творческие способности. Перед вами красивый пейзаж. Попробуйте описать увиденное с помощью односоставных предложений. Работаем в группах.

IV. Контроль усвоения  темы «Односоставные предложения»

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Итак, мы с вами повторили всё, что знаем об односоставных предложениях

А теперь проверим, как вы усвоили эту тему.

Решите небольшой тест. Работаем с перфокартами.

(Тест на слайдах)

Обменяйтесь перфокартами и проверьте друг у друга правильность выполнения.

(Ответы на слайдах)

V. «Рефлексия»

ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ

  1. Запишите домашнее задание:

Тест № 13 (по вариантам) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс.

Упр. 169  (учебник).

  1. Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.

В заключение я хочу подарить вам стихотворение,  в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же, я хочу, чтобы эти слова были вам  руководством  к действию в вашей дальнейшей жизни.

Когда тобою решено

Добиться благородной цели,

То остаётся лишь одно:

Осуществить мечту на деле.

Иди вперёд своим путём,

Иди, исполненный отваги,

И пусть овраги, пусть коряги,

Ты всё равно иди своим путём.

Спасибо всем.

Урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.

Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...