Элективный курс по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Элективный курс по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elek_8.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи

Администрации Солонешенского  района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноануйская основная общеобразовательная школа»

филиал Тележихинская основная общеобразовательная школа

Согласовано                                                                                  

на заседании педагогического                                                    

совета учителей                                                                        

Протокол № от «___»_____2017г.                                            

Утверждаю

директор МБОУ                                                                         «Красноануйская ООШ»               филиал  Тележихинская ООШ»                          

________ Т.Н.Мартынова

                                                                                                   «___»______________2017г.      

Рабочая программа

Элективного курса «Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении»

составлена на основе Рабочей программы. Русский язык 5-9 классы учебно-методическое пособие/ сост.Е.И.Харитонова М.:Дрофа, 2012г.

Образовательная область Русский язык

Ступень основного общего образования

Класс  8

Срок реализации программы 1 год

                                                                                                            Программу разработала:

Воронова Зоя Семеновна

                                                                                                             Учитель русского языка и

                                                                                                               литературы                                                                                                            

с. Тележиха

2017

                 Планируемые результаты изучения элективного курса

   Личностные результаты освоения русского(родного) языка:

      1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

      2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

       3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения  русского (родного) языка:

      1)владение всеми видами речевой деятельности:

      аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(коммуникативной установки; темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения(поисковым просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования(выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобоазованию, сохранении и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, и использованных языковых средств;

    говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости(план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога(повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в рцессе речевого общения;

- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-  выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

     2)применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

     3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

     1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; о роли родного языка в жизни человека и общества;

    2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

     3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

     4)освоение базовых основ лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

     5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

       6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

        7)проведение различных видов анализа слова(фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

        8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

        9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

                                  Основное содержание программы

(35 часов, 1 час в неделю)

Язык как средство общения(1 час)

Язык, его основные единицы. Преимущество языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, коды, сигналы).

Роль орфоэпии и интонации в устном общении (2 часа)

Ударение; его смыслоразличительная роль. Нормы словесного ударения в современном русском языке. Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении(32 час)

Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (электронная почта, телефакс).

    Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

  Роль орфографии в письменном общении.

  Разделы русской орфографии и принципы написания.

  Звуко-буквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания.

  Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы.

   Основные правила графического сокращения слов и использование этих правил в практике современного письма.

  Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации-расчленять письменную речь для облегчения её понимания.

    Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.

    Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

    Разделы русской пунктуации: -знаки препинания в конце предложения, -знаки препинания внутри простого предложения, -знаки препинания между частями сложного предложения, -знаки препинания при передаче чужой речи, -знаки препинания в связном тексте

   Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование.

   Справочники по русскому правописанию; работа с ними.

                         

Тематическое планирование

8 класс, 1 час в неделю, всего 35 часа.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности обучающихся

Примечание

Язык как средство общения

1

1

Язык, его основные единицы. Преимущество языка сравнительно с неязыковыми средствами общения.

1

Роль орфоэпии и интонации в устном общении

2

2

Ударение; его смыслоразличительная роль.

1

3

Нормы словесного ударения в современном русском языке. Орфоэпический словарь

1

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении

31

4

Требование к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания

1

5

Речевой этикет при письменном дистанционном общении.

1

6

Р.Р.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1

Урок развития речи

7

Роль орфографии в письменном общении.

1

Тест «Орфограммы корня, суффиксов»

8

Разделы русской орфографии и принципы написания

1

9

Комплексный анализ текста

1

10-13

   Звуко-буквенные орфограммы и морфологический принцип написания.

4

14-15

Слитное, дефисное, раздельное написание орфограмм.

4

Тест «Слитное, дефисное, раздельное написание слов»

16-17

Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы.

2

18

.Р.Краткое изложении

1

Урок развития речи

19-20

Основные правила графического сокращения слов.

2

21

История русской пунктуации.

1

22

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

1

23

Структура предложения и пунктуация.

1

24

Основные функции пунктуационных знаков.

1

»

25

Знаки препинания в конце предложения.

1

26

Знаки препинания внутри простого предложения.

1

Тест «Пунктуация в простом предложении

27

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1

28

Знаки препинания при передаче чужой речи

1

29

Знаки препинания в связном тексте.

1

30

 Контрольный диктант

1

Урок контроля

31

Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование.

1

32

Справочники по русскому языку.

1

33-35

Подготовка и защита проектов

3

Примерные темы проектных и исследовательских работ

Мир знаков

Этикетные формы обращения

Жесты-универсальный язык человечества?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...