лингвистическая игра
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Надежда Анатольевна Боярова

Материал может быть использован при проведении Недели русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskaya_igra_-7.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раунд первый «Блиц - опрос».

Уважаемые игроки, в этом раунде каждой команде  будет задано 6 вопросов, требующих  односложного ответа. Каждый правильный ответ  - 1 балл.

1.Раздел языкознания,   изучающий части речи.
2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
3. Предложение, в котором нет второстепенных членов.
4. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
5. Слова с противоположным значением.                                            

6. Что изучает синтаксис?

1. Новые слова, возникающие в языке.

2. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания?

3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как?

4. Слова, имеющие два корня.
5. Слова, имеющие одно лексическое значение.

6. Что изучает фонетика?

1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
2. Слова, вошедшие в русский язык из других  языков.
3. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

4. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов.

5. Что изучает морфемика?

6. Слова, имеющие несколько лексических значений.

Раунд второй «Собери пословицы»

Пословицы разделились на две части и смешались. Вверху даны начала пословиц, а внизу - их концовка.

Не спеши языком; делу время; труд человека кормит; что посеешь; ученье – свет; по одёжке встречают; терпение и труд; любишь кататься.

Неученье – тьма; по уму провожают; а лень – портит; торопись делом; то пожнёшь; потехе час; люби и саночки возить; всё перетрут.

Раунд третий «Орфоэпическая дуэль».

Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, -  ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую.

Свекла        Торты
Досуг          Квартал  
Балуясь       Звонит  
Щавель       Каучук
Красивее     Начатый
Вы правы    Она начала

Раунд четвёртый «Орфографическая дуэль».

- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.                                      - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.

1.Бул..он кур..ный
2. К..тлеты св..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпот груш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой

1. Бульон куриный

2. Котлеты свиные

3. Пельмени

4. Шампиньоны в масляном соусе

5.Компот грушевый

6. Кисель клюквенный

7. Пирожное бисквитное

8. Пирожки с печёнкой

Раунд пятый «Фразеология»

Вам нужно заменить фразеологизм синонимом. Вы можете не записывать сами фразеологизмы. Достаточно записать номер и ответ.

1.Диву даваться - удивляться
2. На ночь глядя - поздно
3. Выходить из себя - сердиться
4. Водить за нос - обманывать
5. Капля в море - мало
6. Куры не клюют - много
7. Ни свет ни заря - рано
8. Надуть губы - обидеться
9. Повесить нос - грустить
10. Яблоку негде упасть – тесно

                     Раунд шестой «Лингвистическая сценка»

Раунд седьмой «Анаграмма»

Может быть, не все знают, что анаграмма – это слово, в котором при перестановке букв слово приобретает новое значение (сон – нос). Некоторые писатели и художники подписывали свои произведения анаграммами. Так, например, известный русский писатель 18 века Антиох Кантемир подписывался как «Харитон Макетин».

1. Тапир - пират
2. Чурка - ручка
3. Роман - норма
4. Ропот - топор
5. Атлас - салат
6. Тёрка - актёр
7. Мазок - замок
8. Барон - набор
9. Товар - автор
10. Среда - адрес

Раунд восьмой «Корректор»

Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую  исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.

                  Жалоба
Дядя  прашу тебя, помаги
Своей плимянице Оле,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.

                 Жалоба
Дядя, прошу тебя, помоги
Твоей племяннице Оле,
А то не будет её ноги
В этой противной школе.
Мне вчера за диктант на слова
Учитель поставил «два»,
А сам сказал, что мою работу
Даже не смог прочитать.
Попроси его, дядя, исправить двойку
И поставить мне пять.

Раунд девятый «Подбери антонимы»

Конец – начало

Холод – жара

Злость – доброта

Сила – слабость

Счастье – горе

Наказание – награда

Молодость – старость

Аккуратность - неряшливость

Задания для болельщиков:

1.Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (именительный)

2. Как называется часть слова без окончания? (основа)

3. Как можно превратить мел в мелкое место? (добавить ь)

4. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

5. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)

6. Перечислите 5 дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

7. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)

8. Я в озёрах и реках, а в воде меня нет. (Буква р)

9. Название какой реки у тебя во рту? (Десна)

10. Название какого города состоит из птицы и животного? (Ворон – еж)

11. Какая птица носит фамилию известного русского писателя?

                                                                                               (Гоголь)

Раунд десятый «Угадай слово»

                             

1.Отгадать здесь будет надо,
Кто пасёт овечье стадо. (Чабан)

2.Есть для духовного звания
особенное название. (Сан)

3.Так и сияет бриллиантами это,
  Когда на шее у дамы надето. (Колье)

4.Вещает он нам с телеэкрана
  О важных событиях в разных  странах,
  А после того о погоде расскажет
  И о кинофильмах ближайших даже.  (Диктор)

5. Создатель какого-нибудь произведения? (автор)

6. Краткий рассказ с остроумной концовкой (анекдот)

7. Литература о будущем (фантастика)

8. Документ об окончании учебного заведения (аттестат)

9. Коровы мычат, собаки лают, овцы - … (блеют)

Я – сборник карт. От ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь – превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я.  (Атлас – атлас)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А «И» ты впереди прибавишь –

И стану птицей я лесной.

                                       (Волга – иволга)

По мне движется кровь,

Меня ищут на сгибах руки.

Если же, буквы смешав,

Мы расставим их вновь,

То получим названье реки.

                                       (Вена – Нева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистические игры к неделе русского языка и литературы

Файл содержит разработку двух внеклассных мероприятий, которые можно использовать при проведении недели русского языка и литературы...

Лингвистическая игра "Пойми меня" для 7 класса

Это занимательная игра, состоящая из трех раундов: "Испорченный телефон", "Молчанка", "Ассоциации". Игра развивает логическое мышление, память, речь, внимание, творчекие способности учеников....

Лингвистические игры. Конкурс скороговорок

Дидактический материал к проведению Недели русского языка. Можно использовать как пятиминутку на уроке для развития орфоэпической культуры, внимания, воображения, чувства юмора....

Лингвистические игры.(Игровые творческие задания)

Пользуясь данным материалом, можно показать ребятам, что кроме трудного сочинительства есть игровое словотворчество, развивая таким образом их  речевую изобретательность....

Лингвистическая игра "Полиглот"

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся среднего звена, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к изучению языков, учит внимательному отношению к слову....

Лингвистическая игра "Крестики-нолики" для учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие позволяет обобщить знания учащихся 5-6 классов по русскому языку...

лингвистическая игра "Русский бой" для 8 класса

Презентация по русскому языку для 8 класса  включает в себя задания по следующим разделам: фонетике, лексике, морфологии, стилистике, морфемике, синтаксису. Можно использовать как ...