урок по теме"Словосочетание. Связь слов в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок составлен в соответствии ФГОС, урок закрепления и обобщения знаний о словосочетаниию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_slovosochetanie.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Конспект урока в 8 классе

Тема: «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

  • Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания;

  1. обучение умению связно излагать свои мысли.
  • Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:
  1. воспитание ответственности за качество своих знаний;
  2. Воспитание любви к родному русскому языку
  3. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
  • Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: «Словарик настроений-смайлики», раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цвета, отпечатанный тест, компьютерная презентация.

Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

                                                                                                                                                А.С. Пушкин

Актуализация 

1)Психологический настрой

- Ребята, добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

2)Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

- Прочитайте эпиграф  урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Соединение слов – это есть словосочетание).

- Подберите синоним к слову «соединение» (Сочетание слов – словосочетание)

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании». А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

(Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)

  1. Актуализация знаний

- Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; закрепить , типы  подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), отличать словосочетания от других групп слов

Итак, обобщим имеющиеся знания. (ДО УРОКА КЛАСС РАЗБИТ НА ГРУППЫ, ВЫБРАН КОМАНДИР ГРУППЫ)

  1. .- Ребята, у каждой группы на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 3 минуты.

Задание: Обсудите со своим командиром все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.

  1. Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.

Групповая работа. Каждая группа по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание, предложение, текст.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание  (Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждой группы: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное)

- Как определить значение словосочетания? (По характеру зависимого слова, его синтаксической роли в зависимости от вопроса)

- Какие три вида значений выделяются? (Определительное, обстоятельственное и дополнительное)

- Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании, управлении и примыкании? проверка

Обобщение и систематизация знаний

  1. Проблемная ситуация. Работа в паре

- Мы повторили изученное.Найдите закономерность в построении словосочетаний.

Быстрая езда

Этапы жизни

Очень хорошая
Верят в чудо

Уехал навсегда

Слишком тихо

Очень быстро

(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания).

- Подведем итог. (оценивают командиры)

2. Распределите в три столбика словосочетания : хорошо учиться, слишком громко, первый снег, очень грустно, обратиться с просьбой, веселая песенка, весенние деньки, очень приятно, приступить к работе

Определить тип связи данных словосочетаний.

3.Игра «Ромашка»

- Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре.

Задание: каждая группа сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения  В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.

Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.

1-ый лепесток:

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

(Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)

2-ой лепесток:

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака.

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

(Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)

3-ий лепесток:

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)

  1. Закрепление материала

1.Работа с учебником. Самостоятельная работа по упражнению №61 с последующей взаимопроверкой (Мотивация – подготовка к ОГЭ).

Вывод: словосочетания с разными видами связи могут быть синонимичными

2.Разминка «Веришь ли ты?»

- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)

2.Верите ли вы, что сочетание «гулять в парке» – примыкание? (Нет, это управление)

3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)

4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)

5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения является словосочетанием? (Нет)

6. Верите ли вы, что сочетание зима спешит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)

7.Верите ли вы, что управление  – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (нет )

8.Верите ли вы, что сочетание вокруг дома – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)

9. Верите ли вы, что сочетание снег да вьюга – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)

10. Верите ли вы, что сочетание кот наплакал – словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)

3.Тест

сейчас я предлагаю вам решить тест \

критерии оценивания

если правильно 9-10  -оценка «5», 7-8-оцека «4», 5-6-оценка «3

1.В каком варианте ответа согласованное словосочетание

1)прийти в школу

2) веселая кадриль

3)душа нараспашку

2.  В каком варианте ответа  словосочетание глагольное

1)школьная переменка

2) около березки

3)пойти в театр

3.В каком варианте ответа сочетание слов не является словосочетанием.

1) прийти на помощь,

2)ветка черемухи

3)прилетели голуби

4. В каком  варианте ответа связь в словосочетании  управление

1)быстрая походка

2)ветка черемухи

3)очень хорошо

5.В каком варианте ответа наречное словосочетание

1)очень хорошо

2) учебная задача

3)писать пером.

6. В каком варианте ответа словосочетание управление

6 В каком варианте ответа употреблено примыкание

1) золотые руки

2)быстро бегать

3) стоять у проруби

7. В каком варианте  ответа именное словосочетание

1)  поздно выехать

2) очень вкусно

3)интересная книга

8. В каком варианте ответа верно сформулировано понятие словосочетание

1) словосочетание  - это два слова

2) Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3) Словосочетание- несколько самостоятельных слов

9. Согласование – это

1) вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже

2)  вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом?

3) сочинительная связь

10. сочетание слов крепкая дружба относится к…

1) управлению

2) согласованию

3)примыканию

проверка  1-2,  2-3, 3-3, 4-2 5-1, 6-2, 7-3, 8- 2,9- 1, 10-2 оценивание работы

V. Итог урока

Беседа, алгоритмизация

- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? (Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову; определить, чем выражены главное и зависимое слова)

- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова? (По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные)

- Какое значение могут иметь словосочетания по характеру зависимого слова? (Определительное, дополнительное, обстоятельственное)

- Как определить значение словосочетания?  (Задать к зависимому слову смысловой вопрос)

VI. Дифференцированное творческое домашнее задание:

Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.

1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся

VIII. Рефлексия

- Ребята, закончился урок, попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком?

Ответы учащихся.(Слайд фотографии счастливых людей)

- Быть счастливым – значит быть умным, образованным, успешным. Поэтому учитесь и будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях" (8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской)

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях"( 8 класс по учебнику Т.А.Ладыженской).Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о с...

Презентация к уроку по теме "Типы связи слов в словосочетании"

В презентации содержится материал для закрепления знаний по теме "Типы связи слов в словосочетании"....

Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».

    В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Цель урока:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Задачи урока: Образовательные:1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи сл...

Презентация у уроку русского языка в 8 классе по теме: «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Материал данной презентации предназначени для использования на уроках русского языка в 8 классе при изучении темы "Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях." Первая часть кластера позвол...