Методическая разработка рабочей программы по русскому языку 10-11 класс по УМК В.В.Бабайцевой
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс)

методическая разработка рабочей программы по русскому языку для 10-11 класса с углублённым изучением русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_10-11_sadovaya.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 177

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ гимназия №177)

ПРИНЯТА                        

Педагогическим советом

ГБОУ гимназии № 177

Протокол от ______________ № ______

УТВЕРЖДЕНА        

приказом директора

 ГБОУ гимназии № 177

от ______________ № ______

__________________Н.Н. Голованова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Русский язык»

для обучающихся 10-11 классах

(углубленный уровень)

на 2019-2020 учебный год

        

Санкт-Петербург


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена с целью планирования, организации, коррекции
и управления учебным процессом по изучению учебного предмета «Русский язык»
в 10-11 классах Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее – ГБОУ гимназия № 177) в 2019-2020 учебном году.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413(далее – ФГОС среднего общего образования);
  3. Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
  4. Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;
  5. Устава ГБОУ гимназии №177;
  6. Учебного плана ГБОУ гимназии № 177 на 2019-2020 учебный год;
  7. Основной образовательной программы ГБОУ гимназии № 177 на 2019-2020 уч. год.


Цели изучения предмета

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Для достижения поставленной цели обучения русскому языку на углублённом уровне были выдвинуты следующие задачи:

◾ формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка;

◾ углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого языкового уровня; языковой норме, её функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представлений о речевой деятельности, её основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, слушания, говорения и письма;

◾ совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также явления переходности; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выразительных возможностей художественного текста;

◾ развитие умений пользоваться разными приёмами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, в том числе представленной в электронном виде;

 ◾ расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

◾ формирование опыта научно-исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

◾ развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; формирование готовности к получению профильного высшего образования, способности использовать разные формы учебно-познавательной деятельности в вузе.

Место предмета в учебном плане ГБОУ гимназии № 177

Учебный предмет «Русский язык» является составной частью предметной области «Филология », входит в обязательную часть учебного плана.

Общий объем времени, отводимого на изучение русского языка на углублённом уровне в 10-11 классах составляет 204 часа. В 10 и 11 классах урок проводится 3 раза в неделю. Программа рассчитана по учебному плану на 102 часа в год.

Учебно-методический комплект

Для обучающихся:

Бабайцева В.В. Русский язык и литература: Русский язык. Углубленный уровень. 10-11   кл.: учебник. М.: Дрофа, 2019

Для учителя:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык : 10—11 классы : рабочая программа /  — М. : Дрофа, 2017.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык и литература: Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2019
  3. Бабайцева В.В. Методическое пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык и литература: Русский язык. Углубленный уровень. 10—11 кл.» — М.: Дрофа, 2015
  4. Бабайцева В.В. Сальникова О.А. Русский язык. Тренинг по орфографии: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2006
  5. Контрольные тесты: орфография и пунктуация: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных организаций. – 7-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
  6. Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку 10-11 класс. – М.: «Вако», 2016

Электронное сопровождение УМК:

  1. http://drofa–ventana.ru — сайт Объединённой издательской группы ≪Дрофа — Вентана-Граф≫.
  2. http://www.philology.ru — ≪Филологический портал≫.
  3. http: //www. gramma.ru — сайт ≪Культура письменной речи≫
  4. http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия ≪Кругосвет≫.
  5. http://www.rubricon.com — энциклопедия ≪Рубрикон≫.
  6. http://www.slovari.ru — сайт ≪Русские словари≫ (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
  7. http://www.gramota.ru — ≪Грамота. ру≫ (справочно-информационный интернет-портал ≪Русский язык≫).
  8. http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная
  9. служба по русскому языку).
  10. http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
  11. http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
  12. http://www.wordsland.ru — сайт ≪Страна слов. Магия языка≫ (изучение русского языка в игровой форме).
  13. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  14. http://www.urokirus.com — онлайн-уроки русского языка (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).

Общая характеристика предмета

 

Содержание курса русского языка в 10-11 классах обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации обучающихся определены Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.


Планируемые  результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС

КОД

Личностные результаты освоения учебного предмета

ЛЧР1

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

ЛЧР2

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

ЛЧР3

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

ЛЧР4

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

ЛЧР5

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

ЛЧР6

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

ЛЧР7

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

ЛЧР8

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

ЛЧР9

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

ЛЧР10

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

ЛЧР11

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

КОД

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

МТР1

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать эффективные способы решения учебных и познавательных задач

МТР2

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

МТР3

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

МТР4

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

МТР5

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

МТР6

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

МТР7

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

МТР8

Смысловое чтение

МТР9

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

МТР10

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

МТР11

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

МТР12

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

   

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Код

Планируемые результаты

 

Выпускник научится:

А1

воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

А2

рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

А3

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

А4

анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

А5

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

А6

отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

А7

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

А8

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

А9

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

А10

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

А11

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

А12

оценивать стилистические ресурсы языка;

А13

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

А14

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

А15

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

А16

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

А17

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

А18

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

А19

осуществлять речевой самоконтроль;

А20

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

А21

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

А22

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Выпускник получит возможность научиться:

В1

проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

В2

выделять и описывать социальные функции русского языка;

В3

проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;

В4

анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

В5

характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;

В6

проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;

В7

проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;

В8

критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;

В9

выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;

В10

осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

В11

использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;

В12

проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;

В13

редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

В14

определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

Фонд оценочных средств:

Русский язык 10 класс

п/п

Наименование

предмета

Разработчик

Кем, когда согласована

Дата утверждения

                     Русский язык

10 класс

1.

Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 кл.: учебник.

Бабайцева В.В.,

М. Дрофа, 2019

МО Протокол №1 от 30.08.2019

Педсовет

Протокол №1 от 30.08.2019

2.

Поурочные разработки по русскому языку 10-11 класс.

Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. МОСКВА «Вако» 2016

МО Протокол №1 от 30.08.2019

Педсовет

Протокол №1 от 30.08.2019

3.

Русский язык. Дидактические материалы. 10 – 11: базовый уровень.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Москва, «Просвещение» 2010

МО Протокол №1 от 30.08.2019

Педсовет

Протокол №1 от 30.08.2019

Перечень оценочных средств по русскому языку для 10 класса.

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1.

Контрольная работа по теме №1 «Вспомним изученное».

Диктант с грамматическим заданием.

Проверить знания об основных разделах науки о языке, умение делать разные виды анализа слова, применять орфографические и пунктуационные правила в письменном тексте.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык. Дидактические материалы. 10 – 11: базовый уровень, Москва, «Просвещение» 2010, стр.181

2.

Контрольная работа по теме  №2 «Введение в науку о языке. Общие сведения о языке». Тестовые задания

Проверить владение терминологией, изученной в теме №2, умение определять стилевую характеристику слова, делать лексический и фразеологический анализ слова.

Бабайцева В.В. Русский язык и литература: Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 кл.: учебник. М.: Дрофа, 2019, стр.182-184

3.

Контрольная работа по теме  №4 «Текст».

Сочинение-эссе.

Проверить умение анализировать текст, определять тему и главную мысль текста, аргументировать свое мнение.

Приложение №1.

4.

Контрольная работа

по теме №4 «Текст» Контрольная работа Тестовые задания.

Проверить владение терминологией, изученной в теме №4, характеризовать элементы текста, строить высказывание и доказывать свою позицию.

Приложение №1.

5.

Контрольная работа

по теме № 5 «Типы речи».

Анализ текста.

Проверить умение анализировать текст, определять тему и главную мысль текста, аргументировать свое мнение.

Будникова Н.Н., Дмитриева.Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М, 2016, стр. 228-229

6

Контрольная работа по теме №7 «Русский литературный язык и его нормы»

Изложение с творческим заданием.

Проверяется умение запоминать и письменно излагать услышанный текст, формулировать свою позицию и аргументировать в письменном высказывании.

Приложение №1

7

Контрольная работа по теме №7 «Русский литературный язык и его нормы».

Тестовые задания.

Проверить знания по теме №7, находить грамматические ошибки в построении словосочетаний, предложений, орфоэпические нарушения, исправлять их.

Будникова Н.Н., Дмитриева.Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М, 2016, стр. 201-204

8

Контрольная работа  по теме №8 «Стили русского языка». Комплексный анализ текста.

Проверить умение анализировать текст, определять тему и главную мысль текста, аргументировать свое мнение.

Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 кл.: учебник. Бабайцева В.В.- М. Дрофа, 2019,

упр. 178, стр.238, памятка анализа текста — стр.435-436

9

Контрольная работа по теме №9 «Синонимика русского языка».

Тестовые задания.

Проверяются полученные знания по теме №9, умение находить синонимы в тексте, характеризовать их, редактировать высказывания, используя синонимы.

Будникова Н.Н., Дмитриева.Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М, 2016, стр. 18-22

10

Контрольная работа по теме  №10 «Культура речи».

Сочинение – рассуждение по высказыванию

Проверить умение анализировать текст, определять тему и главную мысль текста, аргументировать свое мнение.

Приложение №1

11

Контрольная работа по теме  №11 «Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка».

Сочинение – эссе.

Проверить умение анализировать текст, определять тему и главную мысль текста, аргументировать свое мнение, создавая текст жанра эссе.

Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 кл.: учебник. Бабайцева В.В.- М. Дрофа, 2019,

упр. 212. стр.249

12

Итоговая контрольная работапо теме №12 «Итоговое повторение».

Проверить умение применять орфографические и пунктуационные правила, знания о нормах русского литературного языка, умение составлять высказывание и доказывать свою позицию.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык. Дидактические материалы. 10 – 11: базовый уровень, Москва, «Просвещение» 2010, стр.169-173

Фонд оценочных средств:

Русский язык 11 класс

п/п

Наименование

предмета

Разработчик

Кем, когда согласована

Дата утверждения

                     Русский язык

11 класс

1.

Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 кл.: учебник.

Бабайцева В.В.,

М. Дрофа, 2019

МО Протокол №1 от 30.08.2019

Педсовет

Протокол №1 от 30.08.2019

2.

Поурочные разработки по русскому языку 10-11 класс.

Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. МОСКВА «Вако» 2016

МО Протокол №1 от 30.08.2019

Педсовет

Протокол №1 от 30.08.2019

3.

Контрольные тесты: орфография и пунктуация: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных организаций.

Шамшин И.В., Гольцова Н.Г.,

М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016

МО Протокол №1 от 30.08.2019

Педсовет

Протокол №1 от 30.08.2019

Перечень оценочных средств по русскому языку для 11 класса.

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1.

Контрольная работа №1 по теме №2 «Источники расширения словарного запаса».

Грамматические задания.

Проверить знания об источниках расширения словарного состава современного

русского языка: словообразовании, книжной лексики, периферийной лексики (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствовании.

Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 кл.: учебник. Бабайцева В.В.- М. Дрофа, 2019,

упр.240, стр.260-261, упр.253 стр.267

2.

Контрольная работа №2 по теме №3 «Принципы русского правописания».

Сочинение — рассуждение.

Проверить умение анализировать текст, определять тему и главную мысль текста, аргументировать свое мнение.

Приложение №1

3.

Контрольная работа №3 по теме № 4 «Повторение изученного» раздела №2. «Морфемика и словообразование».

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Проверить знание правил правописания, умение выполнять фонетический, морфемный и словообразовательный анализы слов.

Поурочные разработки по русскому языку 10-11 класс. Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. МОСКВА «Вако» 2016

Стр. 227 (текст диктанта). Приложение №1 (грамматические задания).

4.

Контрольная работа №4

по теме № 4 «Повторение изученного» раздела №3 «Лексикология, фразеология, этимология». Сочинение-комплексный анализ текста.

Проверить знания о лексическом значении слова, об использовании втекстах синонимов, антонимов, фразеологизмов, устойчивых выражениях, умение находить их в тексте.

Приложение №1

5.

Контрольная работа №5

по теме № 4 «Повторение изученного» раздела №4. «Морфология». Грамматические задания.

Проверить знания о самостоятельных и служебных частях речи, умение определять морфемы, характерные для определённой части речи, образовывать формы слова, определять синтаксическую роль слова.

Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 кл.: учебник. Бабайцева В.В.- М. Дрофа, 2019,

упр.371, стр.301-302, упр.373 стр.302,

упр.374 стр.302

6

Контрольная работа №6 по теме № 4 «Повторение изученного» раздела №5. «Синтаксис и пунктуация».

Сочинение.

Проверить умение анализировать текст, определять тему и главную мысль текста, аргументировать свое мнение.

Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 кл.: учебник. Бабайцева В.В.- М. Дрофа, 2019,

упр.408,, стр. 314-315

7

Контрольная работа №7  по теме № 4 «Повторение изученного» раздела №5 «Синтаксис и пунктуация».

Тест.

Проверить знания о простом предложении, о видах осложнения простого предложения, о постановке знаков препинания в простом предложении.

Контрольные тесты: орфография и пунктуация: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Шамшин И.В., Гольцова Н.Г.,

М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016

стр.31-39

8

Контрольная работа №8  по теме № 4 «Повторение изученного» раздела №5 «Синтаксис и пунктуация».

Диктант с грамматическими заданиями.

Проверить знания по теме «Сложное предложение», умение грамотно писать текст и расставлять знаки препинания в сложном предложении, умение делать синтаксический анализ предложения.

Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 кл.: учебник. Бабайцева В.В.- М. Дрофа, 2019,

упр. 669, стр.416-417

9

Итоговая контрольная работа по теме № 4 «Повторение изученного» раздела №6. «Обобщающее повторение орфографии».

Контрольная работа в формате ЕГЭ.

Проверить умение применять орфографические и пунктуационные правила, знания о нормах русского литературного языка, умение составлять высказывание и доказывать свою позицию.

Приложение №1

Содержание рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»

10 класс

№ п/п

Название раздела (темы)

Содержание раздела (темы)

Кол-во часов

Планируемые результаты

(коды)

1

Введение. Вспомним изученное.

Роль языка в жизни общества. Специфика курса русского языка в старших классах. Основные единицы языка. Основные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, словообразование, лексикология, фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация.

Анализ слова: фонетический, морфемный, морфологический, словообразовательный,

орфоэпический, орфографический. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Р.Р. Обучающее сочинение — рассуждение.

11

А1, А2, А3, А4, А 16, А17 А18, А 19. А20, В1, В3, В7, В13

2

Введение в науку о языке. Общие сведения о языке.

Функции языка. Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка. Язык и речь. Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность. Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе. Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Р.Р. Обучающее сочинение.

12

А1. А2, А5, А8, А9, А10, А11, А12, А19, А21,

В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8, В10, В11, В13

3

Русский язык – один из богатейших языков мира.

Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка.

2

А1, А2,  А13, А20

 В10, В11

4

Текст .

Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Именительный представления. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.

Р.Р. Анализ текста. Р.Р. Сочинение — эссе.

12

А1, А3, А10, А13, А14, А20, А21, А22

В1, В6, В7, В10, В11, В13

5

Типы речи.

Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки.  Медиативные тексты. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.

Анализ текстов разных типов. Анализ медиативного теста-рассуждения.

Р.Р. Обучающее сочинение — рассуждение

Контрольная работа. Анализ текста.

9

А3, А4, А5, А8, А12, А13, А16, А20, А21, А22

В1, В5, В7, В10, В11

6

Формы речи.

Устная и письменная формы речи. Их специфика.

Жанр дневниковой записи.

2

А3, А13, А16, А20, А22

В1, В5, В7

7

Русский литературный язык и его нормы.

Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.  Паронимы, их употребление. Тавтология. Пометы к словам в толковом словаре. Образование формы слова как грамматическая ошибка. Образование повелительного наклонения глаголов. Инверсия. Согласование подлежащего и сказуемого. Средства связи в сложном предложении. Грамматические ошибки в словосочетаниях типа управление.

Русский язык как развивающееся явление. Изменение норм литературного языка. Влияние общества на изменение норм литературного языка.

Лингвистические словари. Толковый словарь. Орфоэпический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Словарь грамматических трудностей русского языка. Словарь паронимов.

Р.Р. Изложение с творческим заданием.

Контрольная работа Тестовые задания.

15

,А2, А3, А5, А7, А8. А9, А10, А11, А12, А18, А19, А20, А21, А22

В1, В3, В7, В8, В9, В10, В13, В14

8

Стили русского языка.

Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления.  Речевая ситуация. Отличие книжных стилей от разговорного. Особенности разговорного стиля. Понятие термин. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. Вкрапление средств одного стиля в другой как приём художественной выразительности.

Резюме, заметка, репортаж.

Р.Р. Обучающее сочинение в жанре резюме.

Р.Р. Обучающее сочинение на основе личных наблюдений.

15

А2, А3, А4, А5, А6, А9, А11, А12,  А13, А14, А16, А17, А18, А19, А20, А21, А22

В1, В2, В6, В7, В8, В9, В10, В11, В12, В13

9

Синонимика русского языка.

Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Синонимический ряд. Разностилевые синонимы. Стилистическая окраска лексических синонимов. Роль синонимов в тексте. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи. Функции синонимов в текстах разных стилей.

Притча.

Р.Р. Обучающее сочинение – рассуждение о друзьях.

10

А1, А2, А3, А4, А5, А9, А10, А13, А14, А18. А19, А20, А21, А22

В1, В4, В6, В7, В10, В12, В13, В14

10

Культура речи.

Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.

Р.Р. Сочинение – рассуждение по высказыванию

5

А1, А2, А3, А4, А5, А9, А10, А16, А20, В1, В3, В6, В13

11

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.

Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина: М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, А.С.Шишков, В.А.Жуковский. А.С.Пушкин — создатель современного русского литературного языка. Функции старославянизмов в художественных текстах.

Р.Р. Сочинение –эссе.

5

А1, А4, А8, А9,А10, А11. А13, А20. А21, В1, В5, В7, В6, В9, В10, В13

12

Итоговое повторение.

Повторение основных понятий и терминов, изученных в 10 классе.

Итоговая контрольная работа.

4

А7, А8, А19, А20, В10. В11, В13

Итого уроков

102

11 класс

№ п/п

Название раздела (темы)

Содержание раздела (темы)

Кол-во часов

Планируемые результаты

(коды)

1

Введение. Повторение изученного в 10 классе

Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о  тексте. Типы речи. Стили речи.

1

А4, А18, В7, В13

2

Источники расширения словарного состава современного русского языка.

Источники расширения словарного состава современного

русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.

12

А2, А5, А8, А9, А10, А11, А12, А19, А21,

В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8, В10, В11, В13

3

Принципы русского правописания.

Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания. Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.

8

А2, А5, А8, А11, А13, А14, А17, А18, А20

В1, В4, В5, В10, В11

4

Повторение изученного.

81

4.1

Фонетика, графика, орфоэпия.

Систематизация знаний по русскому языку. Фонетика.

Классификация звуков, транскрипция. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь. Фонетический и орфоэпический анализ слова. Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись как художественный приём.

3

А1, А3, А10, А21, А22

В1, В13

4.2

 Морфемика и словообразование.

Систематизация знаний по русскому языку. Морфемика.

Морфемный состав слов разных частей речи.

Изменение морфемного состава слов с течением времени. Основные способы словообразования.

Словообразовательный повтор как стилистическое

средство. Морфемный и словообразовательный анализ слова.

8

А2, А3, А5, А8, А12, А13, А17, А19, А22

В1, В5, В10, В13

4.3

Лексикология, фразеология, этимология.

Систематизация знаний по русскому языку. Лексикология.  Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Стилистическая окраска слов. Фразеологизмы. Синтаксические особенности устойчивых выражений. Этимология. Лингвистические словари.

7

А3, А4, А5, А8, А12, А13, А16, А20, А21, А22

В1, В5, В7, В10, В11

4.4

Морфология.

Систематизация знаний по русскому языку. Морфология.

Признаки частей речи. Классификация частей речи. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова.

Функциональные омонимы. Грамматическое значение, морфологические признаки, морфемный состав, синтаксическая функция, особенности правописания слов разных частей речи.

9

А3, А5, А9, А10, А11, А12, А18, А19, А20

В1, В7, В8, В10

4.5

Синтаксис и пунктуация.

Систематизация знаний по русскому языку. Синтаксис.

Основные единицы синтаксиса.

Словосочетание. Типы словосочетаний. Разбор словосочетания.

Типы простых и сложных предложений. Осложнённое предложение. Предложения с однородными членами предложения. Обособленные члены предложения. Предложения с вводными и вставными конструкциями. Сложное предложение. Виды сложных предложений.  Предложения с разными видами связи. Предложения с чужой речью. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения.

Роль сложных предложений в текстах разных стилей речи. Выразительные возможности предложений разных типов.

Основные правила пунктуации. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

40

А2, А3, А4, А5, А6, А9, А11, А12,  А13, А14, А16, А17, А18, А19, А20, А21, А22

В1, В2, В6, В7, В8, В9, В10, В11, В12, В13

4.6

Обобщающее повторение орфографии.

Систематизация знаний по русскому языку.

Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание Ъ и Ь знаков. Правописание суффиксов.

Правописание окончаний. Правописание гласных после шипящих. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Правописание омонимичных форм разных частей речи.

Постоянно совершенствуйте свою речь (заключительный урок).

14

А1, А2, А3, А4, А5, А9, А10, А13, А19, А20, А21, А22

В1, В4, В6, В7, В10, В12, В13, В14

Итого уроков

102