Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по УМК В.В. Бабайцевой)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Людмила Александровна Манешина

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по УМК В.В. Бабайцевой) состоит из Пояснительной записки, учебно-тематического и учебно-календарного планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_7_klass.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

MБОУ  кадетская школа – интернат

«Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению МО учителей филологического цикла

Протокол №  1 от 5. 09  2012 г.

Утверждено:

Приказ №              2012 г.

Директор ___________________ ( Кудрявцев Е.А)

Рабочая программа по русскому языку

для 7 класса

2012 – 2015 гг.

                                                 

Пояснительная записка.

  Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе

  • Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),
  • Примерной учебной  программы основного общего образования по русскому языку,
  • Авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова),  которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2002 – с.63 - 110)

          Программой предусмотрено преподавание русского языка на базовом уровне в 7  классе в объёме 140  часов.  Рабочая программа предполагает в соответствии с учебным планом МОУ  Уваровский кадетский корпус им. Св. Георгия Победоносца преподавание русского языка в 7 классе в объёме 140 часов в год  (из расчёта 4 часа в неделю на 35 учебных недель)

Обоснование выбора УМК по русскому языку

Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок  программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре  программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи: 

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы.

В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала. В 6 классе продолжается изучение морфологии. Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков. Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол - наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.

Сопоставление Примерной и авторской программ выявило отсутствие в последней некоторых дидактических единиц, которые введены в рабочую программу:

Разделы лингвистики

Дидактические единицы,

которые введены в рабочую программу

Морфология

  • Вопрос и причастии и деепричастии в системе частей речи.
  • Особенности употребления в тексте причастий и деепричастий.
  • Отличие служебных частей речи от самостоятельных.
  • Междометие как особый разряд слов.
  • Основные функции междометия.
  • Звукоподражательные слова.
  • Основные морфологические нормы русского литературного языка.
  • Использование словарей грамматических трудностей русского языка.

          В  данной программе  выделен раздел «Речевая деятельность» (аудирование, чтение, говорение, письмо  и раздел  «Культура речи», что позволяет  определить одно из приоритетных  направлений в обучении  русскому языку: усиление  речевой  направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

        При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:  диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными  заданиями), тест, комплексный анализ  текста, устные рассказы  по плану на лингвистические  темы, сочинения  небольшого объёма  по началу, по опорным  словам и т.д.

    Структура  документа

Данная  программа  представляет  собой целостный документ, включающий   разделы: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки учеников, учебно-тематический план, литературу и средства обучения, календарно-тематический план.

            Содержание данной программы структурировано  на основе компетентностного подхода. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном  явлении, его  устройстве.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Цели обучения:

- обеспечить реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению родному языку;

- совершенствование практических умений и навыков учащихся: речевых, орфографических, пунктуационных, умений и навыков учебного труда;

- формирование особого взгляда на родной язык как национальное достояние;

Механизм формирования ключевых компетенций

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различными рода умениями, позволяющими им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых неопределённых проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Первостепенное значение следует уделить прикладному практическому характеру предметного обучения. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения, действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Эти цели достигаются путём организации мотивации целеполагания, самостоятельной деятельности обучающегося, создании «развивающей среды», в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций.

Предполагается использовать следующие формы организации процесса учения:

  1. Работа в группах;
  2. Проекты, учебно-поисковая деятельность;
  3. Интегрированные уроки;
  4. Семинары и практикумы.

Содержание   программы.

Общие сведения о языке.  Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Русский язык – национальный язык народа.

Знать / понимать

- понимать  роль языка как средства общения  в межнациональном коллективе;

-  бережно относиться к русскому языку  как национальной  ценности.

Систематизация изученного в 5-6 классах.  Части речи. Общее значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении, употребление в речи. Е-И в окончаниях имён существительных, О-Е после шипящих и Ц в окончаниях  и суффиксах  сущ. и прилаг. Н и НН  в суффиксах прил. Правописание  безударных гласных. Знаки препинания при обращении, вводных словах, однородных членах предложения. Текст как единица речи. Средства связи в тексте.

Знать /понимать.

- уметь опознавать части речи;

- уметь находить орфограммы в морфемах;

-  уметь выделять знаками препинания обращения, вводные слова, однородные члены предложения;

-  уметь находить признаки текста.                                                                                                  

Виды контроля: объяснительный диктант, взаимодиктант,  деформированный текст, диктант «Проверяю себя».

Причастие. Вопрос о причастии в системе  частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Причастие   в системе частей речи, семантика причастий. Сфера употребления причастий. Описание как тип речи, композиция описания.  Глагольные признаки причастия. Конструирование причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Синтаксические особенности текста. Слитное и раздельное  написание НЕ с причастиями Тип речи повествование. Пунктуация при причастном обороте. Семантика действительных и страдательных причастий. Суффиксы действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий. Образование действительных причастий прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Правописание Е-Ё после шипяших  в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени. Правописание гласных  перед Н и НН. Описание внешнего оформления книги. Образование краткой формы причастий. Правописание кратких причастий. НЕ с краткими и полными причастиями. 

Знать / понимать.

-общее грамматическое значение причастия;

- определять грамматические признаки причастия;

- уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми словами;

- Уметь определять признаки глагола у причастия;

-  знать правила правописания причастий с НЕ;

-уметь находить и обозначать причастный  оборот;

- понимать содержание художественного текста;

- знать способы образования причастий.;

- уметь выполнять разные виды разбора причастий.                                                                          

Виды контроля: распределительный диктант, анализ текста, творческое списывание, свободный диктант, выборочный диктант, работа по индивидуальным карточкам, деформированный текст, объяснительный диктант, творческий диктант, тест

Деепричастие. Деепричастие в системе частей речи. Морфологические признаки деепричастия. Описание действий.  Деепричастный оборот. Конструирование деепричастного оборота. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Словообразование деепричастий. Текстообразующая роль деепричастия. Способы образования деепричастий. Характеристика литературного героя. Переход одной части речи в другую. Правописание НЕ с разными частями речи. Признаки публицистического стиля. Знаки препинания в простом предложении.

Знать / понимать

-   Знать лексические и грамматические  значения деепричастий.;

-  уметь распознавать деепричастия в тексте;

- знать способы образования деепричастий;

- знать определение деепричастного оборота4

- уметь выполнять разные виды разбора деепричастия;

- Уметь определять структуру предложения, расставлять в нём знаки препинания.                                

Виды контроля: Устное сообщение, Осложнённое списывание, диктант с грамматическим заданием, работа по индивидуальным карточкам, объяснительный диктант, свободный диктант, тест, диктант «Проверяю себя», комментированное письмо, составление плана текста.

Служебные части речи. Различие самостоятельных и служебных частей речи. Предлог как часть речи. Разряды предлогов по значению. Производные и непроизводные предлоги.  Правописание предлогов. Роль предлога в  словосочетании. Простые и составные предлоги. Интервью – жанр публицистики. Предлог как служебная часть речи.

Знать / понимать

- уметь различать самостоятельные и служебные части речи;

- уметь правильно писать производные предлоги;

-знать типовую композицию интервью;

- уметь различать предлоги разных разрядов;

- выполнять морфологический разбор предлогов.                                                                                    

Виды контроля: зачёт, диктант Проверяю себя», тест, объяснительный диктант, выборочный диктант, распределительный диктант, анализ текста.

Союз. Союз как служебная часть речи. Простые и составные союзы. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Тема, основная мысль текста. Разряды сочинитель- ных союзов. Функции и значение подчинительных союзов. Употребление подчинительных союзов. Морфологический разбор союза. Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ. Морфологические признаки союзов. Правописание приставок. Разделительный ъ и ь. Синтаксические конструкции и их пунктуационное оформление.

Знать /понимать

- знать определение служебной части речи;

- знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте;

-уметь писать изложение близкое к тексту;

- уметь ставить знаки препинания в осложнённых предложениях;

- знать правила написания союзов;

-  уметь опознавать союзы;

- уметь дифференцировать известную и неизвестную информацию                                                            

Виды контроля: изложение, анализ текста, работа по индивидуальным карточкам, комплексный анализ текста, сочинение, объяснительный диктант, тест.

Частица. Частица как служебная часть речи. Раздельное написание частиц. Отличие частиц от знаменательных частей речи. Роль частиц в предложении.  Формообразующие частиц. Частицы  БЫ, ЛИ, ЖЕ, раздельное и дефисное написание частиц.  Группы частиц по значению Модальные частицы. Различие на письме частиц НЕ и НИ. Различение на письме частиц НЕ и союза НИ-НИ. Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ. Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Смысловые различия частиц НЕ и НИ.

Знать/ понимать

- знать особенности частиц как служебной части речи;

-  понимать роль  ч астиц в предложении;

- уметь отличать частицы по значению и написанию;

- понимать многообразие значений частиц;

- уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи.                                                                                                           Виды контроля: тест, выборочный диктант, осложнённое списывание, диктант «Проверь себя»,  предупредительный диктант.

Междометие. Звукоподражательные  слова.  Междометия как особый разряд  слов.  Разряды междометий. Грамматические особенности звукоподражательных слов и их отличие от междометий. Знаки препинания при междометиях. Дефис при междометиях. Изложение публицистического стиля.

Знать/понимать

- понимать, что междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи;

   - уметь распознавать междометия;

   - знать о пунктуационном оформлении  междометий;

   - правильно и уместно использовать междометия для выражения эмоций, этикетных формул  и т.д.                

Виды контроля: изложение, анализ текста.

Повторение изученного в 7 классе.  Текст. Стили речи. Типы речи. Сообщение как разновидность повествования. Научный и официально- деловой стили. Основные виды языковых и речевых  норм. Орфоэпические. Нормы. Лексические нормы. Нарушение грамматических норм. Соответствие теме и основной мысли. Речевой этикет. Этикетно - речевые формы.

     Знать /понимать

- знать особенности текста, черты стилей речи.

- уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов.

- уметь находить нарушение лексических норм;

- уметь определять, какая грамматическая ошибка  допущена;

- уметь производить текстоведческий анализ.                                                                                  

Виды контроля: анализ текстов разных стилей, сочинение, творческое списывание, редакторская правка.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе обучения ученик 7 класса  получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского  языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

              Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

              Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

                                   Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность у семиклассников следующих умений:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: пользоваться разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;

по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

по связной речи, чтению и работе с информацией: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.

Требования  к уровню  подготовки  учащихся 7 класса

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- находить в словах изученные орфограммы;

-правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе;

- производить морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи;

- синтаксический разбор предложений с  обособленными членами предложения, изученными в 7 классе; составлять с ними свои предложения;

 -находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;

- выделять запятыми причастные и деепричастные обороты;

- создавать свои тексты на доступные темы;

- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Учащиеся должны знать  определения  основных изучаемых  языковых единиц, краеведческих понятий, орфографических  и пунктуационных правил,   обосновывать свои ответы, приводя примеры.

Уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную и дополнительную информацию текста. Определять его принадлежность к типу речи;

- составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

- обнаруживать ошибки в содержании и речевом  оформлении устного высказывания одноклассника;

       - чтение:

 - дифференцировать известную и неизвестную информации. Прочитанного текста, выделять информацию  иллюстрирующую и аргументирующую;

- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

- проводить маркировку текста;

-  составлять тезисный план исходного текста;

- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному  началу;

- с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи причтении текста вслух;

говорение:

- сохранять при  устном изложении, близком к тексту, типологическую  структуру  текста и выразительные языковые речевые средства;

- создавать собственные   высказывания, строить небольшое по объёму  устное высказывание  на основе данного плана;

- формулировать выводы  по итогам урока, по результатам  проведённого языкового анализа, после выполнения  упражнения;

- размышлять о содержании  прочитанного или прослушанного   текста  лингвистического содержания, соблюдать  основные  грамматические и

  лексические  нормы современного  русского языка, нормы  устной речи;

- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику  в устном  общении с учётом  речевой ситуации;

письмо:

- сохранять при письменном  изложении типологическую  структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;

- создавать собственные  высказывания, соответствующие  требованиям  точности, логичности и выразительности речи;

- писать тексты-размышления  на лингвистические,   а также  морально- этические  темы дискуссионного характера;

- соблюдать основные лексические и грамматические  нормы  современного  русского языка , а также нормы письменной речи;

- уместно использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

- использовать лингвистические словари  при подготовке  к сочинению при редактировании  текста, редактировать текст  с использованием  богатых

   возможностей  лексической , словообразовательной , грамматической синонимии;

-  анализировать тексты с точки зрения  соответствия  их требованиям точности и логичности речи;

-  рецензировать чужие тексты и редактировать собственные  с учётом  требований построению связного текста;

- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты  с иным типовым значением;

- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы  и средства связи  предложений  в тексте.

      Фонетика и орфоэпия:

-  проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

- анализировать  собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения  орфоэпических норм,;

      морфемика и словообразование;

- по типичным суффиксам и окончанию  определять  изученные  части речи и их формы;

- объяснять  значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели  слов разных

  частей речи;

-  определять способы  образования  слов разных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнёзда  на основе учебного словообразовательного словаря;

- составлять  словообразовательные  гнёзда  однокоренных слов;

- с помощью школьного этимологического  словаря  комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

        лексика и фразеология:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

- толковать лексичесое значение общеупотребительных  слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи  предложений  в тексте и как средство  устранения  неоправданного повтора;

- проводить элементарный  анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры  употребления слова  в переносном значении;

      морфология;

      - различать постоянные и непостоянные  морфологические признаки  частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

      - правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

      - использовать знания и умения по морфологии в практике  правописания  и проведения  синтаксического анализа предложения;

      орфография

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику  слова при выборе правильного написания;

- аргументировать  тезис  о системном характере русской орфографии;

      синтаксис и пунктуация

- составлять схемы  именных, глагольных и наречных  словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическуцю роль всех самостоятельных  частей речи;

- различать и конструировать  сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

- использовать  сочинительные союзы  как средство связи предложений  в тексте;

- соблюдать правильную интонацию  предложений в  речи;

- устно объяснять  пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать  на письме  специальные графические обозначения, строить  схемы

   предложений;

      - самостоятельно  подбирать примеры на изученные правила.

                   

 Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический, с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).
  2. Комплексный анализ текста.
  3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по картине, по воображению и памяти (слушая музыку) ).
  4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
  5. Тест.
  6. Словарный диктант.
  7. Терминологический диктант.
  8. Теоретический диктант.
  9. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
  10. Устное монологическое высказывание на лингвистическую и свободную тему.

Литература для учащихся

  1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений // В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.- 12 - изд.,

                  стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

  1. Русский язык: Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений / С.Н. Пиминова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др. / под ред.

                  С.Н. Пиминовой..- М.: Дрофа, 2009.

  1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М., 1995.
  3. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В.Панов.- М., 1984.
  4. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. – М.- 1999.

Литература для учителя

  1. Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»,

         «Русская речь».- 5-9 кл. / Купалова А.Ю., Пахнова Т.М. – М.: Дрофа, 2007.- 384с.

  1. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы  по программе В.В. Бабайцевой. – М.: Глобус, 2008.
  2. Русский язык   7 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой / Авт.- сост. Н.О. Крамаренко.- Волгоград:

         Учитель, 2006.

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка 7 кл: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 207с.
  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 7 кл.– М.: Дрофа, 2001. – 160с.
  3. Уроки развития речи: Метод. пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 7 кл. / Под общ. Ред. Г.И. Канакиной, Г.В.

         Пранцовой.- М.: ВЛАДОС, 2002. – 176с.

  1. Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.- 224с

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УМК БАБАЙЦЕВОЙ В.В., 7 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ:    МАНЕШИНА Л. А.

КЛАСС:     7 В

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ:   4

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД:  140

Учебно- тематический план

Тема раздела

Контроль знаний

Развитие речи

Диктант с грамм. заданием

Контрольная работа

Тестовый контроль знаний

теория

сочинение

изложение

1

Введение. Общие сведения о языке

1

-

-

-

-

-

-

2

Систематизация изученного в 5-6 классах

7

-

1

-

1

-

-

3

Причастие

38

1

2

3

2

1

4

Деепричастие

13

-

1

1

1

2

1

5

Служебные части речи                                                                1

6

Предлог

9

-

1

1

1

7

Союз

15

-

1

1

1

2

-

8

Частица

19

1

1

1

2

1

-

9

Междометия и звукоподражательные слова

5

-

-

-

2

1

-

10

Повторение орфографии и пунктуации

20

3

-

-

1

-

2

11

Повторение и систематизация изученного в 7 классе. Культура речи

12

2

-

-

1

-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

УМК Бабайцевой. Русский язык, 7 класс

n/n

         Дата

Корректировка сроков

Тема урока, раздела

Номер урока в теме

Виды и формы контроля знаний

Примерное домашнее задание

По плану

По факту

I четверть  

Введение  (1)

1

2.09

Введение. Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.

1

Повторение изученного в 5 -  6 классах   (7 ч.)

2

5.09

Части речи: самостоятельные и служебные.

1

Упр. 8, 10

3

6.09

Словосочетание и простое предложение.

2

Упр. 15, 17

4-5

7,9.09

Морфология и орфография. Орфограммы в корне слова

3-4

Словарный диктант

Упр. 25

6

12.09

Правописание не с разными частями речи.

5

Упр. 28

7

13.09

Орфограммы в наречиях.

6

перфокарта  «Н и НН в прилагательных»

Упр. 31

8

16.09

Подгот. диктант по теме «Орфография».

7

Упр. 35

9

16.09

                          Причастие (30 +7 р.р.)

Понятие о причастии.

1

Упр. 30

10

19.09

Признаки прилагательного у причастия.

2

Словарная лексика

11

20.09

Р. Р.  Сочинение «Любимый народный праздник – Масленица»

3

Упр 34

12

21.09

Признаки глагола у причастия.

4

Контрольный словарный диктант

§ 132

§ 133

13

23.09

Понятие о причастном обороте.

5

§ 134

14

26.09

Пунктуация при причастном обороте.

6

Словарный диктант

§135

15

27.09

Причастный оборот

7

Словарный диктант с самопроверкой

§ 135

§ 135

16

28.09

Р.Р. Описание общего вида местности. Что такое текст?

8

17

30.09

Контрольная работа №1 по теме «Причастный оборот»

9

Словарная лексика

18

03.10

Анализ результатов контрольной работы. Правописание не с причастиями.

10

§ 140

19

04.10

Действительные и страдательные причастия

11

Словарный диктант

§ 140

§ 134

20

07.10

Образование и правописание действительных  причастий настоящего времени.

12

К/З «Действительные и страдательные причастий»

§  136

21

09.10

Образование и правописание страдательных  причастий настоящего времени.

13

§ 137

22

12.10

Р.Р. Описание общего вида местности. Подготовка  к сочинению- описанию пейзажа И.С. Остроухова «Золотая осень» (Р. упр. 28 I)

14

23

12.10

Р.Р. Сочинение-описание местности по картине И.С. Остроухова «Золотая осень» (Р. упр. 28 I)

15

§ 136-137

24

14.10

Правописание действительных и страдательных причастий настоящего времени

16

Мини-контроль знаний по теме урока

§ 136-137

25

15.10

Образование и правописание действительных  причастий прошедшего времени.

17

§ 136

26

16.10

Образование и правописание страдательных   причастий прошедшего времени.

18

Орфоэпический диктант

§ 137

27

19.10

Р.Р. Анализ творческих работ. Подготовка к сочинению – описанию местности на основе личных наблюдений. (Р.упр. 23)

19

28

21.10

Правописание страдательных причастий прошедшего времени: гласные Ё/Е в суффиксах причастий после шипящих

20

Орфоэпический диктант

§ 138

29-30

21.10

Правописание гласных перед н и нн

21-22

§138

31

25.10

Краткие причастия

23

32

25.10

Контрольный диктант за 1 четверть  по теме «Причастие»

24

Проверочный диктант

33

28.10

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

25

Орфоэпический диктант

34

29.10

Краткие причастия.

26

35

01.11

Обобщение изученного.Подведение итогов за 1-ю четверть.

27

II четверть  

36

Правописание нн в причастиях

28

Орфоэпический диктант

§ 139

37

Правописание нн в причастиях

29

§ 139

38

Р.Р. Описание действий

30

39

Правописание нн в причастиях

31

Контроль знаний «Н и НН в причастиях»

§ 139

40

Р.Р. Описание спортивных действий

32

41

Переход причастий в прилагательное и существительное

33

§ 133-139

42

Повторение изученного по теме «Причастие». Морфологический разбор причастий

34

§ 133-139

43

Повторение изученного по теме «Причастие». Правописание причастий

35

§133-139

44

Р.Р. Изложение текста, насыщенного причастиями ( упр 213)

36

45

Контрольная работа №2 по теме «Причастие»

37

46

Анализ контрольных и творческих работ

38

Деепричастие  (9 + 4 Р.Р.)

47

Понятие о деепричастии.

1

Словарный диктант

48

Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание НЕ с деепричастиями.

2

49

Р.Р. Причастие и деепричастие: сходство и различие

3

 50-51

Деепричастный оборот

4-5

Контрольное списывание

52

Р.Р. Выборочное изложение по тексту упр.50

6

53

Словообразование деепричастий

7

54

Р.Р. Рассказ на основе услышанного

8

55-56

Морфологический разбор деепричастий. Повторим изученное в разделе «Деепричастие»

9-10

тест

57

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

11

58

Контрольная работа №3 по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»

12

59

Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. Р.Р. Как создавать киносценарий в разных формах?

13

Повторим орфографию и пунктуацию  (4 + 2 Р.Р.)

 60-61

Повторение по теме «Орфография»

1-2

Контрольный словарный диктант

62

Повторение по теме «Пунктуация»

3

63-64

Р.Р. Подробное изложение, включающее описание действий.

4-5

65

Контрольный диктант с грамматическим заданием

6

Служебные части речи

66

Понятие о служебных частях речи

1

Предлог   (7 + 2 Р.Р.)

67

Понятие о предлоге. Подведение итогов за 2-ю четверть.

1

Лексический диктант

3-я четверть.

68

Р.Р. Отзыв о книге

2

69

Производные и непроизводные предлоги

3

Словарный диктант

70-71

Правописание предлогов

4-5

Контрольное списывание

72

Р.Р. Отзыв о книге

6

73

Обобщение изученного по теме «Предлог». Морфологический разбор предлогов

7

Подготовительный диктант

74

Контрольная работа №4 теме «Предлог»

8

75

Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками.

9

Союз  (10 + 5 Р.Р.)

76

Понятие о союзе

1

77-78

Сочинительные союзы

2-3

79

Подчинительные союзы

4

80-81

Р.Р. Характеристика  литературного героя.

5-6

82

Подчинительные союзы

7

Контрольный словарный диктант

83

Правописание союзов тоже, также, зато и др.

8

84

Р.Р. Союз как средство межфразовой связи

9

85-86

Повторение по теме «Союз»

10-11

Свободный диктант

87

Контрольная работа № 5 по теме «Союз»

12

88

Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками

13

89-90

Р.Р. Характеристика литературного героя.

14-15

Повторим орфографию и пунктуацию    (7 + 1 Р.Р.)

91-93

Повторение по теме «Орфография»

1-3

Контрольное списывание

94-95

Повторение по теме «Пунктуация»

4-5

Письмо по памяти

96

Р.Р. Подробное изложение по тексту упр. 302

6

97

Контрольный диктант с грамматическим заданием

7

98

Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками

8

Частицы  (16 + 3 Р.Р.)

99-100

Понятие о частице

1-2

101

Формообразующие частицы

3

102

Р.Р. Публицистический стиль речи

4

103

Значение частиц

5

104

Отрицательные частицы

6

105

Различение частиц НЕ и НИ

7

106

Положительный смысл отрицательных частиц

8

107

Р.Р. Интервью как  жанр публицистики. Подведение итогов за 3-ю четверть.

9

4-я четверть.

108

Слитное и раздельное написание не и ни.

10

109

Слитное и раздельное написание не и ни.

11

Подготовительный диктант с самопроверкой

110

Контрольный диктант с грамматическим заданием

12

111

Слитное и раздельное написание НЕ с именными частями речи

13

Контроль знаний по теме (перфокарта)

112  

Слитное и раздельное написание НЕ  с глаголами, причастиями и деепричастиями

14

Контроль знаний по теме (перфокарта)

113

Р.Р. Интервью как  жанр публицистики

15

114

Повторение по  теме «Частица»

16

Контрольный словарный диктант

115

Переход слов из самостоятельных частей в служебные

17

116

Контрольная работа № 6 по теме «Частицы»

18

117

Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками

19

Междометие   (4 + 1 Р.Р)

118

Понятие о междометии

1

119

Этикетные междометия

2

120

Правописание междометий

3

121

Междометия и звукоподражания.

4

Предупредите

льный диктант

122

Р.Р. Сочинение - описание по картине

5

Повторим орфографию и пунктуацию (5 + 1 Р.Р.)

123

Повторение по теме «Орфография»

1

124

Повторение по теме «Орфография»

2

125

Повторение по теме «Пунктуация»

3

Свободный диктант

126

Р.Р. Морфологические средства сравнения

4

127-128

Контрольный диктант и его анализ по теме «Служебные части речи»

5-6

Повторение  изученного в 5 - 7 классах   (11 + 1 Р.Р.)

129

Повторение темы «Фонетика»

1

Контроль знаний по теме

130

Повторение тем «Лексика», «Морфемика. Словообразование»

2

131

Повторение темы  «Фразеологизмы: значение, сфера употребления».   Фразеологический разбор.

3

132

Повторение темы «Имя существительное. Правописание существительных.

4

Контроль знаний по теме

133

Культура речи. Образование и  употребление сущ.

5

134

Контрольная работа № 7 по культуре речи

6

135

Р.Р. Сочинение-рассказ по картине

7

136

Комплексное повторение. Правописание н и нн в разных частях речи. Орфограммы в суффиксах причастий и деепричастий

8

Контроль знаний по темам: перфокарты

137

Комплексное повторение.  Причастный и деепричастный обороты

9

138-139

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

10-11

140

Анализ результатов итоговой контрольной работы за курс 7 класса. Подведение итогов учебного года.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс программа В.Бабайцевой

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс программа В.Бабайцевой

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс, по программе В.В. Бабайцевой (углубленное изучение)

Рабочая программа обучения русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих документов:1)      федерального компонента государственного стандарта основного общего обра...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (по учебнику В.В.Бабайцевой)

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по учебнику В.В.Бабайцевой...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (по учебнику В.В.Бабайцевой)

Материал содержит рабочую программу и КТП уроков русского языка в 8 классе по учкбнику В.В.Бабайцевой...