Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня» для 7а класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня»
для 7а класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ № 488ос от 30.08.2018г.
Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Рабочая программа |
по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня»
для 7а класса
основного общего образования
2018–2019 учебный год
Составитель: Юрьева Мария Антоновна
учитель русского языка и литературы
I категории
п.г.т. Новоаганск, 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.
- Примерная программа по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Целью программы является обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Реализации цели программы способствуют решение следующих взаимосвязанных обучающих, развивающих, воспитательных задач.
- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- пробудить потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развивать мотивацию к изучению русского языка;
- углубить и расширить знания и представления о литературном языке.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
- воспитывать культуру обращения с книгой;
- формировать и развивать у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы проведения и организации занятий
Формы организации занятий:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая;
Условия реализации образовательной программы
Данная программа предназначена для детей школьного возраста от 11 до 13 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу 35 недель, 35 часов. Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий во внеурочной деятельности учащиеся мало пишут и много говорят.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ.
- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
- свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
- характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
- определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»
№ п/п | Раздел программы | Основное содержание | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение. | Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. | Игра, диспут, обсуждение, | Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. |
2 | Орфография. | Работа с некоторыми школьными правилами создание новых формулировок правил. Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Использование Ь и Ъ знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..» Роль его в речи и на письме. Работа с текстом. | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..) Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. |
3 | Лексическая стилистика. | Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок. Употребление паронимов. Их отличия. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Знакомство с каламбуром, многозначностью. Определение, как рождаются слово | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
4 | Грамматика. Синтаксис и морфология. Предложение. | Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
5 | Морфология. Наречие. | Наречие. Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач. Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках. Правописание не и ни в наречиях. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
6 | Слова категории состояния. | Слова категории состояния: их виды и применение. | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
7 | Предлог. | Роль предлога в речи и в тексте. Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств. | Анализировать текст. Составлять свой текст. | |
8 | Союз. | Правописание союзов. Роль союзов в тексте. Построение текстов | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
9 | Частица. | Разряды частиц. Значение и роль частицы в тексте. | Анализировать текст. Составлять свой текст. | |
10 | Междометие. | Слова вежливости, междометия. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. | Анализировать текст. Составлять свой текст. | |
11 | Культура речи. | Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Функциональные разновидности языка, их особенности. | Защита проектов. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Язык и речь - чудо из чудес. | 1 | 5.09. | |
2 | Необычные правила. | 1 | 12.09. | |
3 | Путеводные звёзды орфографии. | 1 | 19.09. | |
4 | Если матрёшки не откликнулись… | 1 | 26.09. | |
5 | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | 1 | 3.10. | |
6 | Хитрый звук «йот» | 1 | 10.10. | |
7 | Слова-тёзки. | 1 | 17.10. | |
8 | Различай и отличай. | 1 | 24.10. | |
9 | Поиск нужного слова. | 1 | 7.11. | |
10 | Многословие. | 1 | 10.11 | |
11 | Каламбур и многозначность. | 1 | 14.11. | |
12 | Тайно слово родилось. | 1 | 21.11. | |
13 | Судьба слова. | 1 | 28.11. | |
14 | Проще простого или сложнее сложного. | 1 | 5.12. | |
15 | Согласуй меня и помни. | 1 | 12.12. | |
16 | Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). | 1 | 19.12. | |
17 | Наречие как часть речи. | 1 | 26.12. | |
18 | Образование бывает разным. | 1 | 16.01. | |
19 | Разряд, становись в ряд! | 1 | 23.01. | |
20 | Узнай меня по суффиксу! | 1 | 30.02. | |
21 | Некогда или никогда? | 1 | 6.02. | |
22 | Затруднительное состояние. | 1 | 13.02. | |
23 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | 1 | 20.02 | |
24 | Употреби меня со словом. | 1 | 27.02 | |
25 | То же, так же иль за то? | 1 | 6.03 | |
26 | Соединю простое в сложное. | 1 | 13.03 | |
27 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. | 1 | 20.03 | |
28 | Не могу не знать = я знаю! | 1 | 3.04 | |
29 | Будешь вежлив ты со мной. | 1 | 10.04 | |
30 | Причастие в художественном тексте | 1 | 17.04 | |
31 | Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1 | 24.04 | |
32 | «Стильная речь» | 1 | 8.05 | |
33 | Защита проекта. | 1 | 15.05 | |
34-35 | Типы речи или типы в речи. | 2 | 22.05 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146400-1353214090.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя английская грамматика и лексика»(учебный курс для учащихся 10 классов)
Cоставлена на основе авторского учебника Л.В.Хведченя, Р.В.Хорень «Английский язык для поступающих в ВУЗы»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Программа внеурочной деятетности для 8 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельностиВ процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм сов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В СТРАНЕ ГРАММАТИКИ» ДЛЯ 7 КЛАССА
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Программа «В стране грамматики» соответствует ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/12/picture-762397-1641971302.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 6 класс
Рабочая программа учителя русского языка по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 6 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/07/picture-1419519-1662576400.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку практикума Лексика и грамматика английского языка для 7 класса
Программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 часа в неделю).Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, спланирована в соответствии с основными положениями системно-деятельно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика английского языка» на уровне среднего общего образования
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика английского языка» на уровне среднего общего образования...