Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня» для 7а класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Юрьева Мария Антоновна Выставка педагогических достижений

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня»

для 7а  класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammatika_segodnya_7a_yureva_m.a.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

приказ № 488ос от 30.08.2018г.

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

       Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня»

для 7а  класса

основного общего образования

2018–2019 учебный год

                                                    Составитель: Юрьева Мария Антоновна

                                                          учитель русского языка и литературы

 I  категории

                               

                                       

п.г.т. Новоаганск, 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика сегодня» для 6 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.

- Примерная программа по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.  Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.  

Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Целью программы является обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Реализации цели программы способствуют решение следующих взаимосвязанных обучающих, развивающих, воспитательных задач.

- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

- пробудить потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развивать мотивацию к изучению русского языка;

- углубить и расширить знания и представления о литературном языке.

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

- воспитывать культуру обращения с книгой;

- формировать и развивать у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы проведения и организации занятий

Формы организации занятий:

- фронтальная

- групповая

- индивидуальная

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая;

Условия реализации образовательной программы

Данная программа предназначена для детей школьного возраста от 11 до 13 лет и рассчитана на 1 год обучения.   Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу 35 недель, 35 часов. Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий во внеурочной деятельности учащиеся мало пишут и много говорят.        

   

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫЕ.

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
  • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
  • свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
  • распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
  • характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
  • определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»

 

№ п/п

Раздел

программы

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Основные виды

учебной деятельности

1

Введение.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.

Игра, диспут, обсуждение,

Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке.

2

Орфография.

Работа с некоторыми школьными правилами создание новых формулировок правил. Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях?  Использование Ь и Ъ  знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..» Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..)

Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. 

3

Лексическая стилистика.

Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.  Употребление паронимов. Их отличия. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Знакомство с каламбуром, многозначностью. Определение, как рождаются слово

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Анализировать текст. Составлять свой текст.

4

Грамматика. Синтаксис и морфология. Предложение.

Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях,  для усиления выразительности речи. Актуальное членение. Составление текстов с согласованием  названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Анализировать текст. Составлять свой текст.

5

Морфология. Наречие.

Наречие. Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач. Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках. Правописание не и ни в наречиях.

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Анализировать текст. Составлять свой текст.

6

Слова категории состояния.

Слова категории состояния: их виды  и  применение.

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Анализировать текст. Составлять свой текст.

7

Предлог.

Роль предлога в речи и в тексте. Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

8

Союз.

Правописание союзов. Роль союзов в тексте. Построение текстов

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Анализировать текст. Составлять свой текст.

9

Частица.

Разряды частиц. Значение и роль частицы в тексте.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

10

Междометие.

Слова вежливости, междометия. Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

11

Культура речи.

Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Функциональные разновидности языка, их особенности.  

Защита проектов.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

 Дата

план

Дата

факт

1

Язык и речь - чудо из чудес.

 1

5.09.

2

Необычные правила.

1

12.09.

3

Путеводные звёзды орфографии.

1

19.09.

4

Если матрёшки не откликнулись…

1

26.09.

5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

1

3.10.

6

Хитрый звук «йот»

1

10.10.

7

Слова-тёзки.

1

17.10.

8

Различай и отличай.

1

24.10.

9

Поиск нужного слова.

1

7.11.

10

Многословие.

1

10.11

11

Каламбур и многозначность.

1

14.11.

12

Тайно слово родилось.

1

21.11.

13

Судьба слова.

1

28.11.

14

Проще простого или сложнее сложного.

1

5.12.

15

Согласуй меня и помни.

1

12.12.

16

Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1

19.12.

17

Наречие как часть речи.

1

26.12.

18

Образование бывает разным.

1

16.01.

19

Разряд, становись в ряд!

1

23.01.

20

Узнай меня по суффиксу!

1

30.02.

21

Некогда или никогда?

1

6.02.

22

Затруднительное состояние.

1

13.02.

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

1

20.02

24

Употреби меня со словом.

1

27.02

25

То же, так же иль за то?

1

6.03

26

Соединю простое в сложное.

1

13.03

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1

20.03

28

Не могу не знать = я знаю!

1

3.04

29

Будешь вежлив ты со мной.

1

10.04

30

Причастие в художественном тексте

1

17.04

31

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

24.04

32

«Стильная речь»

1

8.05

33

Защита проекта.

1

15.05

34-35

Типы речи или типы в речи.

2

22.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя английская грамматика и лексика»(учебный курс для учащихся 10 классов)

Cоставлена на основе авторского учебника Л.В.Хведченя, Р.В.Хорень «Английский язык для поступающих в ВУЗы»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельностиВ процессе обучения и воспитания личностных  установок, потребностей в познавательной  мотивации, в  соблюдении норм сов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В СТРАНЕ ГРАММАТИКИ» ДЛЯ 7 КЛАССА

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Программа «В стране грамматики» соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 6 класс

Рабочая программа учителя русского языка по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 6 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку практикума Лексика и грамматика английского языка для 7 класса

Программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 часа в неделю).Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, спланирована в соответствии с основными положениями системно-деятельно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика английского языка» на уровне среднего общего образования

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика английского языка» на уровне среднего общего образования...