Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Светлана Владимировна Алешкина

Рабочая программа учителя русского языка по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_6_kl.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 12»

Рассмотрена

на заседании МО

___________/__________/

Протокол №_1_

от «27» августа 2021 г.

«Согласована»

Заместитель директора по УВР

__________ /Кулакова Т.И./

от «27» августа 2021 г.

«Утверждена»

Директор МОУ «Лицей №12»

___________ /В.В. Долженков /

    Приказ №_1-_533__

    от «31» _августа_2021 г.

Принята

на заседании Педагогического совета

Протокол №_1_

от «30» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

___по_русскому языку   «Занимательная грамматика»  

на 2021-2022  учебный год

Учителя          Алешкиной С.В.

Квалификационная категория

соответствие занимаемой должности

Класс                                        _6 «А», 6 «В»_______

 Направление: общеинтеллектуальное

г. Железногорск

2021 г.

Пояснительная записка

Курс «Занимательная грамматика» неразрывно связан с изучением учебного предмета «Русский язык», а значит, является основой развития интеллектуальных и творческих способностей, мышления, воображения обучающихся, является средством приобщения к духовному богатству русской культуры. Специфика заключается в том, что для рассмотрения выбраны отдельные аспекты изучения русской грамматики (термин «грамматика» в широком понимании), а именно фонетика, морфемика, лексика, фразеология, словообразование, морфология.

Цель:

  • Овладение практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения; расширение объема используемых в речи грамматических средств.
  • Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, стремления к речевому самосовершенствованию.
  • Развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Задачи курса «Занимательная грамматика»:

  • углублять знания в области русской грамматики;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логику, мышление;
  • развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к языку;
  • совершенствовать коммуникативные умения;
  • воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке.

Результаты изучения курса:

Личностные

  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • потребность сохранить чистоту русского языка;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

  • способность извлекать информацию из различных источников;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

Предметные

  • умение грамотно пользоваться известными грамматическими средствами в устной и письменной речи;
  • пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и другими аспектными словарями;
  • умение совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного).

Способы определения результативности:

  • оценка творческой деятельности обучающихся (составление вопросов к языковой викторине, заданий к лингвистической игре);
  • оценка познавательной активности обучающихся при подготовке к занятиям (доклады, сообщения, в т.ч. с электронной презентацией);
  • оценка коммуникативных умений обучающихся на занятиях (устные монологические высказывания, работа над созданием текста в паре и группе)

Содержание курса

Содержание занятий позволяет обучающимся ответить на вопросы: Что такое грамматика? Для чего нужно знать грамматику? Курс имеет практическую направленность: использование разнообразных грамматических средств в устной и письменной речи.

Разработанный курс учитывает возрастные особенности обучающихся. Курс «Занимательная грамматика» позволяет повторно обратиться к избранным вопросам с более глубоким погружением в тему. Формы работы предполагают занимательный характер (лингвистическая игра, викторина, грамматическая эстафета и др.), что позволит повысить интерес пятиклассников и шестиклассников к сложным теоретическим вопросам. Каждое занятие обучающиеся работают в составе временных групп или в парах.

Курс «Занимательная грамматика» разработан для обучающихся 6 классов с учетом закономерностей изучения русского языка и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Класс

Название раздела

Количество часов

6

Введение

1

Лексика. Фразеология

13

Словообразование.        Орфография

12

Морфология. Орфография

8

Итог:

34

                                                       6 класс

Тематическое планирование (34 часа)

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

Дата проведения

Введение (1)

1.

Лингвистическая викторина (по следам занятий в 5 классе).

Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса.

Лексика. Фразеология (13)

2.

1. История лексики.

Родные слова.

Лексика. История Исконная лексика.

3.

2. Слова-«предки».

Старославянизмы.

4-5.

3-4. Слова-«пришельцы»

Заимствованные слова.

6.

5. Диалектизмы. Какие они?

Диалектные слова.

7.

6.Лексика профессионалов.

Профессиональные (специальные слова).

8.

7. Почему стареют слова?

Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы.

9.

8. Какие слова считаются новыми?

Новые слова (неологизмы). Окказионализмы.

10-13.

9-12. В мире фразеологии.

Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание.

14.

13. Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология».

Понятия, изученные в теме: «Лексика. Фразеология»

Словообразование. Орфография (12)

15.

1. Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий)

Морфемы. Словообразование и формообразование.

16-17.

2-3. Как в русском языке образуются слова?

Способы словообразования.

18.

4. Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые.

Приставка. Правописание приставок.

19.

5. Приставки- нарушители «главного» правила.

Единообразное написание приставок.

20-21.

6-7. Самые «трудные» приставки.

Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-.

22-23.

8-9. Корни слов: постоянство и измены.

Правописание гласных в корнях слов.

24.

10. Орфография суффиксов.

Правописание суффиксов.

25-26.

11-12.Подготовка и проведение игры «Жизнь и творчество морфем»

Понятия, изученные в теме: «Словообразование. Орфография»

Морфология. Орфография (8)

27.

1. Законы написания существительных.

Морфология. Орфография. Имя существительное. Правописание имен существительных

28-29.

2-3. Как правильно писать числительные?

Правописание имен числительных.

30-31.

4-5. Местоимения, которые пишутся непросто.

Разряды местоимений. Правописание местоимений.

32-33.

6-7.Глагольная орфография.

Глагол. Правописание глаголов.

34.

8. Итоговое мероприятие за курс «Занимательная грамматика» 6 класса.

Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 6 класса.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература:

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
  • Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. – Минск, 1965
  • Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1994
  • Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
  • Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1980
  • Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987

Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

  • Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. М.: Новый Диск, 2010
  • Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» (М.: «Просвещение», 2013)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (Мультимедийное энциклопедическое издание).
  • Википедия – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
  • Электронные приложения к газете «Первое сентября. Русский язык»

Рекомендуемая литература (для обучающихся и родителей):

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
  • Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
  • Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...