Главные вкладки

    Открытый урок по теме: "н и нн в суффиксах прилагательных"
    методическая разработка по русскому языку (6 класс)

    Черепахина Юлия Викторовна

    Материал содержит разработку конспекта открытого урока по русскому языку для 6 класса с презентацией

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по русскому языку

    Дата 28.01

    Класс 6

    Тип занятия:  изучение нового материала

    Вид урока: комбинированный

    Тема: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

    Цели урока :

    Обучающие: закрепление знаний об именах прилагательных.

    Изучение материала по теме: "Имя прилагательное"

    Расширение знаний о суффиксах имен прилагательных

    Расширение словарного запаса учащихся.

    Воспитывающие: Воспитывать любовь к русскому языку

    Формирование положительного отношения к урокам русского языка

    Развивающие: Развивать память, мышление, речь.

    Педагогическая технология (или методическая цель урока) ________

    Форма организация: проблемная лекция

    Используемые методы обучения: При объяснении нового материала используется таблица «Написание -Н- и -НН- в прилагательных». Материал для закрепления рекомендуется распечатать на карточках каждому учащемуся. Задание 1-3 выполняются на доске. Задание 4 (для выходного контроля) выполняет каждый учащийся самостоятельно.

    Время проведения урока: 40 минут

    Обеспечение урока: дидактический раздаточный материал, презентация.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Организационная часть

    Приветствие:

    Если хочешь много знать,

    Многого добиться,

    Значит, грамотно писать

    Должен научиться!

    - Присаживайтесь, ребята.

    - С чего мы должны начать урок?

    - Правильно. Записываем(Презентация слайд1)

    Ученики садятся.

    Открыть тетради и записать число

    Подготовка к изучению нового материала

     Словарная работа 

    Повторение темы « Способы образования прилагательных»

    - Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (Презентация слайд 2)

    - Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

    - Какие люди могут сделать

    открытие?

    - А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

    Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники». Они лежат у вас на столах.

    Подпишите

    «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования

    - Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

    - Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы прилагательные, которые записаны у вас в дневниках исследования. (Презентация - слайд №3)

    ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

    КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

    ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

    ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

    КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА    (-ЕНН-)

    КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ   (-Н-)

    ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

    - Итак, каким способом образованы все эти слова?

    -  От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

    -  Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

    - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №4)

    - Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №5)

    -Да.

    (Предположительный ответ: Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания (см. эпистемологияматериализм)природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира:)

    -нет

    - называют качества

    -Да

    - Приставочный, суффиксальный, сложение основ.

    - Суффиксальным.

    -  От существительных.

    -  Есть Н-НН.

    -  Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

    - Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

    Объяснение нового материала Знакомство с таблицей

    Формулировка правила:

    Посмотрите ещё раз на слова. Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

    - Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №6 Приложение 2)

    - Ориентируясь на таблицу,  сформулируйте правило:

    Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных: 
    - при помощи суффикса 
    -Н- от существительного с основой на Н
    - от существительных при помощи суффикса 
    -ОНН--ЕНН-
    Исключение: ветреный.

    Одна буква Н пишется:
    - в суффиксе -ИН-;
    - в суффиксах
     -АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных.
    Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

    Ученики высказывают свои предположения.

    Закрепление нового материала

    Игра «Четвёртый лишний»

    Работа в тетради

    Цветной диктант

    Взаимопроверка «цветного» диктанта

    Песенка – закрепление

    Устно вставьте пропущенные буквы и найдите «четвёртое лишнее», запишите эти слова в тетрадь. (Презентация - слайд №7)

    А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

    Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

    В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

    Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей. (Презентация - слайд №8)

    Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд,  стекля___ая ваза, глиня___ый горшок,  мужестве___ый человек,  ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

    Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №9)

    Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

    1. Ледяная фигура                  
    2. Былинный герой
    3. Деревянный дом
    4. Ржаной хлеб
    5. Румяное лицо
    6. Авиационный перелёт
    7. Мужественный человек
    8. Кожаная куртка

    - Сейчас мы попробуем себя в роли учителя, давайте, обменяемся тетрадями и проверим работы друг друга

    ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ(Презентация слайд 10)

     А сейчас споём песенку, которая поможет нам запомнить новую орфограмму. Я пою первую строчку, а вы повторяете её. Готовы?

    -ИН-, -АН-, -ЯН- запомним .

    Суффиксы простые

    В них всегда напишем

    Букву Н одну

    Ну а две заветных.

    Буквы НН поставим

    В суффикс –ОНН-.

    И, конечно, -ЕНН-

    Если Н в основе .

    А другая – в суффикс

    Их, конечно, сложим .

    И напишем две

    А потом проверим .

    Нет ли исключений .

    И ошибок мы.

    Не допустим?

    Нет!

    Ответы детей

    Дети проверяют работы друг друга

    Дети повторяют за учителем

    Домашнее задание

    Теперь, опираясь на полученные знания, вы дома выполните Упр 363 и сможете составить интеллект-карту по теме: «н и нн в суффиксах прилагательных»(Презентация – слайд 11)

    Подведение итогов и выставление оценок

    - Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?

    - Достигли мы цели нашего открытия?

    -  Каждый из вас за работу над открытием получает ту отметку, которая стоит в вашем «дневнике исследователя». Молодцы, ребята!

    Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию»(Презентация – слайд12)

    -Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

    -  Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.


    Приложение №1

    Дневник учёного-исследователя

    _______________________________________________________________________

    Дата исследования _______________________________________________________

    Тема исследования _______________________________________________________

    Цель исследования ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Лебединый - ___________________________________________________________

    Кожаный - _____________________________________________________________

    Глиняный - ____________________________________________________________

    Традиционный - ________________________________________________________

    Клюквенный - __________________________________________________________

    Каменный - ____________________________________________________________

    Осенний - ______________________________________________________________

    Внимание!

    Н

    НН

    от существительных

                -ИН-             журавлИНый

    -АН-            кожАНый

    -ЯН-            землЯНой

    Запомни!         оловЯННый

                             стеклЯННый

                             деревЯННый

    от существительных

    -ЕНН-            обедЕННый

       -ОНН-            авиациОННый

    Запомни!     ветрЕНый

    Запомни! Н входит в корень

    павлиНий, зелёНый, сиНий,     свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий

    от существительных с основой на Н+ -Н-

    лимоННый

    барабаННый

    Оценка за «цветной» диктант ________________________________________

    Попробуй сделать открытие самостоятельно!

     Выполни на выбор одно из заданий-открытий: Придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.


    Приложение №2

    Написание -Н- и -НН- в прилагательных

            

    -Н-

    -НН-

    -ИН- (куриный)

    -ОНН- (традиционный)

    -АН- (кожаный)

    -ЕНН- (жизненный)

    -ЯН- (серебряный)

    основа на -Н- + суффикс –Н-

    (длина — длинный)

    Слова-исключения: 

    оловянный

    ветреный (день, человек), но безветренный.

    стеклянный

    деревянный


    Приложение №3

    «Цветной» диктант

    1

                   2

                    4

    3

    5

                    6

                                     

                    8

     

    7                    

    «Цветной» диктант

    1

                   2

                    4

    3

    5

                    6

                                     

                    8

     

    7                    

    «Цветной» диктант

    1

                   2

                    4

    3

    5

                    6

                                     

                    8

     

    7                    

    «Цветной» диктант

    1

                   2

                    4

    3

    5

                    6

                                     

                    8

     

    7                    

    «Цветной» диктант

    1

                   2

                    4

    3

    5

                    6

                                     

                    8

     

    7                    

    «Цветной» диктант

    1

                   2

                    4

    3

    5

                    6

                                     

                    8

     

    7                    


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Двадцать восьмое января Классная работа

    Слайд 2

    Открытие - это новое достижение, совершаемое в процессе научного познания (см. эпистемология , материализм ) природы и общества ; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира

    Слайд 3

    Как образовались слова? Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Осенний← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) осень (- Н -)

    Слайд 4

    Н-НН в суффиксах прилагательных

    Слайд 5

    Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных

    Слайд 6

    -Н- -НН- -ИН- (куриный) -ОНН- (традиционный) -АН- (кожаный) -ЕНН- (жизненный) -ЯН- (серебряный) основа на -Н- + суффикс –Н- (длина — длин н ый) Слова-исключения: Слова-исключения: оловянный ветреный (день, человек), но безветренный . стеклянный деревянный

    Слайд 7

    А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый; Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый; В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

    Слайд 8

    Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей. Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

    Слайд 9

    ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ Внимание ! Н НН Ледя(н,нн)ая фигура Были(н,нн)ый герой Деревя(н,нн)ый дом Ржа(н,нн)ой хлеб Румя(н,нн)ое лицо Авиацио(н,нн)ый перелёт Мужестве(н,нн)ый человек Звери(н,нн)ый крик

    Слайд 10

    Проверь себя Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более ошибок - 2

    Слайд 11

    Домашнее задание Упражнение 363 Составить интеллект-карту по теме: «н и нн в суффиксах прилагательных»

    Слайд 12

    Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию. Кумор Лешек

    Слайд 13

    До новых встреч…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса

    разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....

    Урок русского языка в 6 классе «Закрепление темы «н» и «нн» в суффиксах прилагательных».

    Урок русского языка в 6 классе  на тему "Закрепление темы "н" и "нн" в суффиксах прилагательных". Цель - совершенствование орфографических умений, связанных с данным видом орфограммы....

    Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс

    Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....

    Конспект урока русского языка в 6-ом классе на тему "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

    Конспект урока разработам с учетом требований ФГОС и направлен на формирование УУД. В конспекте используется авторский материал (стихотворение, физминутка)...

    Презентация к уроку по теме "Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных"

    Презентация к уроку по теме "Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных"...

    Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

    Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...