Открытый урок по теме: "н и нн в суффиксах прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Черепахина Юлия Викторовна

Материал содержит разработку конспекта открытого урока по русскому языку для 6 класса с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку

Дата 28.01

Класс 6

Тип занятия:  изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Цели урока :

Обучающие: закрепление знаний об именах прилагательных.

Изучение материала по теме: "Имя прилагательное"

Расширение знаний о суффиксах имен прилагательных

Расширение словарного запаса учащихся.

Воспитывающие: Воспитывать любовь к русскому языку

Формирование положительного отношения к урокам русского языка

Развивающие: Развивать память, мышление, речь.

Педагогическая технология (или методическая цель урока) ________

Форма организация: проблемная лекция

Используемые методы обучения: При объяснении нового материала используется таблица «Написание -Н- и -НН- в прилагательных». Материал для закрепления рекомендуется распечатать на карточках каждому учащемуся. Задание 1-3 выполняются на доске. Задание 4 (для выходного контроля) выполняет каждый учащийся самостоятельно.

Время проведения урока: 40 минут

Обеспечение урока: дидактический раздаточный материал, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационная часть

Приветствие:

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит, грамотно писать

Должен научиться!

- Присаживайтесь, ребята.

- С чего мы должны начать урок?

- Правильно. Записываем(Презентация слайд1)

Ученики садятся.

Открыть тетради и записать число

Подготовка к изучению нового материала

 Словарная работа 

Повторение темы « Способы образования прилагательных»

- Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (Презентация слайд 2)

- Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

- Какие люди могут сделать

открытие?

- А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники». Они лежат у вас на столах.

Подпишите

«дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования

- Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

- Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы прилагательные, которые записаны у вас в дневниках исследования. (Презентация - слайд №3)

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА    (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ   (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

- Итак, каким способом образованы все эти слова?

-  От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

-  Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №4)

- Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №5)

-Да.

(Предположительный ответ: Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания (см. эпистемологияматериализм)природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира:)

-нет

- называют качества

-Да

- Приставочный, суффиксальный, сложение основ.

- Суффиксальным.

-  От существительных.

-  Есть Н-НН.

-  Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

- Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

Объяснение нового материала Знакомство с таблицей

Формулировка правила:

Посмотрите ещё раз на слова. Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

- Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №6 Приложение 2)

- Ориентируясь на таблицу,  сформулируйте правило:

Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных: 
- при помощи суффикса 
-Н- от существительного с основой на Н
- от существительных при помощи суффикса 
-ОНН--ЕНН-
Исключение: ветреный.

Одна буква Н пишется:
- в суффиксе -ИН-;
- в суффиксах
 -АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных.
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Ученики высказывают свои предположения.

Закрепление нового материала

Игра «Четвёртый лишний»

Работа в тетради

Цветной диктант

Взаимопроверка «цветного» диктанта

Песенка – закрепление

Устно вставьте пропущенные буквы и найдите «четвёртое лишнее», запишите эти слова в тетрадь. (Презентация - слайд №7)

А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей. (Презентация - слайд №8)

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд,  стекля___ая ваза, глиня___ый горшок,  мужестве___ый человек,  ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №9)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

  1. Ледяная фигура                  
  2. Былинный герой
  3. Деревянный дом
  4. Ржаной хлеб
  5. Румяное лицо
  6. Авиационный перелёт
  7. Мужественный человек
  8. Кожаная куртка

- Сейчас мы попробуем себя в роли учителя, давайте, обменяемся тетрадями и проверим работы друг друга

ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ(Презентация слайд 10)

 А сейчас споём песенку, которая поможет нам запомнить новую орфограмму. Я пою первую строчку, а вы повторяете её. Готовы?

-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним .

Суффиксы простые

В них всегда напишем

Букву Н одну

Ну а две заветных.

Буквы НН поставим

В суффикс –ОНН-.

И, конечно, -ЕНН-

Если Н в основе .

А другая – в суффикс

Их, конечно, сложим .

И напишем две

А потом проверим .

Нет ли исключений .

И ошибок мы.

Не допустим?

Нет!

Ответы детей

Дети проверяют работы друг друга

Дети повторяют за учителем

Домашнее задание

Теперь, опираясь на полученные знания, вы дома выполните Упр 363 и сможете составить интеллект-карту по теме: «н и нн в суффиксах прилагательных»(Презентация – слайд 11)

Подведение итогов и выставление оценок

- Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?

- Достигли мы цели нашего открытия?

-  Каждый из вас за работу над открытием получает ту отметку, которая стоит в вашем «дневнике исследователя». Молодцы, ребята!

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию»(Презентация – слайд12)

-Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

-  Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.


Приложение №1

Дневник учёного-исследователя

_______________________________________________________________________

Дата исследования _______________________________________________________

Тема исследования _______________________________________________________

Цель исследования ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лебединый - ___________________________________________________________

Кожаный - _____________________________________________________________

Глиняный - ____________________________________________________________

Традиционный - ________________________________________________________

Клюквенный - __________________________________________________________

Каменный - ____________________________________________________________

Осенний - ______________________________________________________________

Внимание!

Н

НН

от существительных

            -ИН-             журавлИНый

-АН-            кожАНый

-ЯН-            землЯНой

Запомни!         оловЯННый

                         стеклЯННый

                         деревЯННый

от существительных

-ЕНН-            обедЕННый

   -ОНН-            авиациОННый

Запомни!     ветрЕНый

Запомни! Н входит в корень

павлиНий, зелёНый, сиНий,     свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий

от существительных с основой на Н+ -Н-

лимоННый

барабаННый

Оценка за «цветной» диктант ________________________________________

Попробуй сделать открытие самостоятельно!

 Выполни на выбор одно из заданий-открытий: Придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.


Приложение №2

Написание -Н- и -НН- в прилагательных

        

-Н-

-НН-

-ИН- (куриный)

-ОНН- (традиционный)

-АН- (кожаный)

-ЕНН- (жизненный)

-ЯН- (серебряный)

основа на -Н- + суффикс –Н-

(длина — длинный)

Слова-исключения: 

оловянный

ветреный (день, человек), но безветренный.

стеклянный

деревянный


Приложение №3

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    

«Цветной» диктант

1

               2

                4

3

5

                6

                                 

                8

 

7                    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать восьмое января Классная работа

Слайд 2

Открытие - это новое достижение, совершаемое в процессе научного познания (см. эпистемология , материализм ) природы и общества ; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира

Слайд 3

Как образовались слова? Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Осенний← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) осень (- Н -)

Слайд 4

Н-НН в суффиксах прилагательных

Слайд 5

Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных

Слайд 6

-Н- -НН- -ИН- (куриный) -ОНН- (традиционный) -АН- (кожаный) -ЕНН- (жизненный) -ЯН- (серебряный) основа на -Н- + суффикс –Н- (длина — длин н ый) Слова-исключения: Слова-исключения: оловянный ветреный (день, человек), но безветренный . стеклянный деревянный

Слайд 7

А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый; Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый; В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

Слайд 8

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей. Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

Слайд 9

ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ Внимание ! Н НН Ледя(н,нн)ая фигура Были(н,нн)ый герой Деревя(н,нн)ый дом Ржа(н,нн)ой хлеб Румя(н,нн)ое лицо Авиацио(н,нн)ый перелёт Мужестве(н,нн)ый человек Звери(н,нн)ый крик

Слайд 10

Проверь себя Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более ошибок - 2

Слайд 11

Домашнее задание Упражнение 363 Составить интеллект-карту по теме: «н и нн в суффиксах прилагательных»

Слайд 12

Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию. Кумор Лешек

Слайд 13

До новых встреч…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса

разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....

Урок русского языка в 6 классе «Закрепление темы «н» и «нн» в суффиксах прилагательных».

Урок русского языка в 6 классе  на тему "Закрепление темы "н" и "нн" в суффиксах прилагательных". Цель - совершенствование орфографических умений, связанных с данным видом орфограммы....

Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс

Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....

Конспект урока русского языка в 6-ом классе на тему "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока разработам с учетом требований ФГОС и направлен на формирование УУД. В конспекте используется авторский материал (стихотворение, физминутка)...

Презентация к уроку по теме "Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных"

Презентация к уроку по теме "Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных"...

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...