Повторение по теме «ВВОДНЫЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Подготовка к ОГЭ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vvodnye_slova.docx22.11 КБ
Файл vvodnye_slova.pptx85.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ВВОДНЫЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ»

ПОДГОТОВКА К ОГЭ 9-КЛАСС

ЦЕЛИ:

- вспомнить изученное о вводных словах как средстве субъективной оценки высказывания;

- уметь ставить знаки препинания при вводных словах;

- уметь различать вводные слова и члены предложения;

- готовиться ГИА

ЗАДАЧИ

 Образовательные:

- повторить изученные сведения о вводных словах;

- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;

- отработать пунктуационный разбор предложений с вводными словами;

- выявить значение вводных слов в речи.

Воспитательные:

- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;

- способствовать сохранению чистоты русского языка как явления культуры;

- способствовать воспитанию трудолюбия и взаимопонимания.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать познавательные способности;

- развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;

- совершенствовать творческие способности;

- развивать выразительность речи.

Тип урока – урок повторения.

Методические приёмы:

- объяснение учителя, тренировочные упражнения, дифференцированные задания, работа с КИМами.

- Оборудование: компьютер, проектор, слайды с заданиями, кластер, таблица, раздаточный материал.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Слово учителя

Приближаются экзамены, многие из вас волнуются, переживают. Какой позитив можно найти в этой ситуации? Экзамен не оценка вас как личности, это оценка ваших знаний, ваших усилий, вашего желания узнать. Ещё есть время, можно  подготовиться, нужно просто сказать «Я могу» и начать это делать. Начинать будем с орфографической разминки.

1.Актуализация знаний и умений.

Словарный диктант. (Запись на доске и в тетрадях)

Задание: объяснить правописание слов.

Конечно, бесспорно, несомненно (несомненный)

По-вашему, по вашему мнению, по преданию

Видите ли, полагаю, по словам старожилов

- Слова  каких частей речи вы записали и объяснили правописание?

(Наречия, имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения)

-Какую роль эти слова могут играть в предложении? Какая проблема встаёт перед теми, кто пишет?

( Уметь отличать вводные слова от членов предложения, выделять, выделять их знаками препинания.)2.Синтаксическая минутка

Задание.

Записать предложения, расставить запятые. (Запись на доске и в тетрадях)

1) Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище.

2) Дождь, как мне показалось, не только не утихает, но и усиливается.

3) Подморозило, и, как утверждают старожилы, к утру болотца покроются льдом.

Слово учителя

Учеником быть хорошо, а учителем лучше.

3.Деловая игра «Я учитель»

Задание. Найдите предложение, где неверно поставлены знаки препинания. Объяснить ошибки. (Слайд 1)

  1. Сибирь, страна прозрачных рек, окрепла ты в борьбе.
  2. Вам, бабушка, и вам, милые сестры, я привёз подарки.
  3. К счастью, невозможно привыкнуть.
  4. Об этом случае, конечно, не следовало бы говорить.

Вывод: только в последнем предложении обучающийся верно поставил запятые, выделив слово конечно. Это вводное слово, оно предаёт предложению степень уверенности.

  1. Работа по теме урока.

Слово учителя. Мы с вами выполнили несколько заданий и в каждом встречались с терминами вводное слово, вводное словосочетание. Как вы думаете, что мы будем повторять на уроке. Сформулируйте тему урока.

(Сегодня на уроке мы будем повторять вводные слова и знаки препинания при них.)

- Скажите, насколько важна данная тема для каждого из вас? Для чего каждому необходимы знания о вводных словах?

(Знания о вводных словах пригодятся при выполнении тестового задания, при написании сочинения-рассуждения.)

- Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

(Привести в систему знания по теме «Вводные слова и знаки препинания при них», закрепить постановку запятых в предложениях с вводными словами.)

 - Что же такое вводные слова и что мы о них знаем?

(Вводными называются слова  и  словосочетания , при помощи которых говорящий  выражает своё отношение к тому, о чём сообщает. Вводные слова и словосочетания  не являются членами  предложения,  выделяются запятым.

  1. Проверка домашнего задания. Работа с кластерами.

Слайд 2 .(Кластер) Слайд 3(Презентация)

  1. Различие вводных слов и слов похожих на них.

-Найдите в предложениях вводные слова, определите их значение. Слова, похожие на вводные подчеркните, как члены предложения.

Раздаточный материал №1 (по группам). Проверка работы на интерактивной доске. (Слайд 4)

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах. (Слайд 5)

Раздаточный материал №2 (по парам). Выполнение задания № 10 из ОГЭ.

  1. Самостоятельная работа по опорной таблице. (Слайд 6).

Изучите опорную таблицу «Трудные случаи различия слов наконец и однако». Выполните задания, данные в раздаточном материале.

Раздаточный материал№3 (по парам).

Проверка задания на интерактивной доске.

VI.         Рефлексия

 - Понравился ли вам урок?

- Какое задание было самое интересное?

- Что нового узнали?

Домашнее задание. Написать лингвистическое сочинение- рассуждение на тему «Роль вводных слов в жизни человека»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра «Я учитель» Задание: найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Сибирь страна, прозрачных рек, окрепла ты в борьбе. Вам бабушка, и вам милые сёстры, я привёз подарки. К счастью, невозможно привыкнуть. Об этом портном, конечно, не следовало говорить.

Слайд 2

Значение вводных слов и словосочетаний Вводные слова Словосочетания П редложения Различные чувства Источник сообщения Другие люди Сам говорящий Степень достоверности сообщения Обращение к собеседнику Привлечение внимания Выражение вежливости Оформление мысли Связь мысли, порядок Перечис ление Противо поставление Следствие, вывод

Слайд 3

Вводные конструкции – это вводные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Например, уверенность ( Конечно, письмо пришло вчера) неуверенность ( Наверное, письмо пришло вчера) радость ( К счастью, письмо пришло вчера) огорчение ( К сожалению, письмо пришло вчера)

Слайд 4

Вводные конструкции (слова, сочетания слов, предложения), как и обращения, не являются членами предложения и не имеют грамматической связи ни с одним членом предложения. Пожалуй, пора и лук высаживать. Пора, пожалуй, лук высаживать. Пора и лук высаживать, пожалуй.

Слайд 5

ЗАДАНИЕ: вводные слова выделите запятыми, укажите их значение. Слова, похожие на них, подчеркните как члены предложения, укажите, какими частями речи они являются.

Слайд 6

ГРУППА №1 1.К несчастью моему никто не остался равнодушным. К несчастью проливные дожди затопили окрестные поля. 2.Поход наш верно продлился ещё несколько дней. Я верно решил все задачи в контрольной работе. 3.Удостоверение действительно до конца года. Я действительно этого не знал. 4.Эта книга кажется мне интересной. Путешественники кажется сбились с дороги. 5.Вчера я должно быть слегка простудился. Восстановление дома должно было быть закончено до холодов.

Слайд 7

ГРУППА №2 1.Вы ему поверьте в последний раз. Поверьте моего стыда вы не узнали б никогда. 2.Правда в огне не горит и в воде не тонет. Правда он скоро понял свою ошибку. 3. К счастью река на всём протяжении достаточно глубока. Поезд мчится к счастью. 4.Естественно я не согласился с этим предложением. Всё выглядело естественно. 5.Разумеется вы справились с порученным делом. Это само собою разумеется.

Слайд 8

Группа №3 1.Он кажется обиделся на меня. Он кажется сегодня грустным. 2.Я всё сделал по вашему указанию. Сколько по вашему продержится мороз? 3.Может быть я зайду к вам вечером. Это не может быть правдой. 4.Послушайте как вам не стыдно. Послушайте меня внимательно. 5.Она ведёт себя очень естественно. Он естественно своей вины не признаёт.

Слайд 9

ГРУППА №4 1.Мы хозяина кажется утомили. Небо, опрокинутое над степью, кажется страшно глубоким и прозрачным. 2.Размен чувств и мыслей между нами не может быть. Люди может быть месяц в пути, и назад не вернёт их ни страх, ни железная сила. 3.Вот наконец и материнский дом, колючий садик, домик с петушком. Наконец мы добрались до тростников. 4.Но всё-же морская ловля не может (по) моему сравниться с речной. (По) моему совету мы переждали дождь в избушке лесника. 5.Правда в этом месте дорога сворачивает в другую сторону. Правда глаза колет.

Слайд 10

Работа по парам. ГИА.10 Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах. Но страх,(1) наверное,(2) не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца,(3) и всякий раз при виде людей,(4) при их приближении она терялась и ждала побоев. Действительно,(1) в протоке чёрной точкой показалась рыбачья лодка,(2)огибавшая остров. Должно быть,(1) и в самом деле тогда я впервые подумал о том,(2) что теперь занимало мои мысли. Итак,(3) я скрывал свою тайну от всех.

Слайд 11

С амостоятельная работа В каком предложении слово наконец является вводным и выделяется запятыми? 1)Очертания гор становились всё бледнее и наконец совсем растаяли. 2) Юре не хватает терпения, внимания и наконец знаний. 3) Поезд медленно двигался вдоль платформы и наконец остановился. 4) Репетиции продолжались несколько месяцев. Наконец был объявлен день премьеры. 2. В каком предложении слово однако является вводным и выделяется запятыми? Запятые в предложении не поставлены. 1) Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя однако так и есть. 2) Письмо написано корявым подчерком однако без ошибок. 3) Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и не пошёл. 4) Работа над проектом идёт однако до конца ещё далеко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вводные слова и знаки препинания при них»

Урок - презентация учебного проекта одиннадцатиклассников, проведенный в 8 классе...

Конспект открытого урока в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них".

Данный урок представляет собой урок подачи нового материала. Я постаралась в доступной и интересной для учеников форме познакомить их с такой сложной темой, как "Вводные слова". И, как показал опыт, м...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок представляет собой занимательное путешествие в парижский Музей художников - импрессионистов. Заочная экскурсия, надеюсь, вам понравится......

Урок русского языка по теме «Вводные слова и знаки препинания при них». 8 класс

знать вводные слова, уметь находить их в тексте; расставлять знаки препинания в тексте с вводными словами....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

Открытый урок по русскому языку в 10 классе на тему "Вводные слова и знаки препинания при них"

Открытый урок по русскому языку для обучающихся 10 класса на тему: «Вводные слова и знаки препинания при них» адресован учителю- словеснику и ставит целью оказание практической помощи моло...