Обособление приложений (урок в 9 классе)
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Белова Людмила Ивановна

Материал помогает усвоить сложную тему обособления приложений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Выделительные знаки препинания: . , « » : ; … - ? ! ( ) 2. Разделительные знаки препинания: . , « » : ; … - ? ! ( ) 3. Завершающие знаки препинания: . , « » : ; … - ? ! ( ) 22 ноября 2019 г. 1

Слайд 2

Проверь себя… 2 1.Выделительные знаки препинания: , « » ( ) 2. Разделительные знаки препинания: , : ; - 3. Завершающие знаки препинания: . … ? !

Слайд 3

ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА НАЙДИТЕ 4 ЛИШНЕЕ 1 . к… пье , ар…мат, обос … бленные м… нолог 2. пр …красный, пр .. вратить , п р .. ложения , пр .. зидент 4. зап ..тая, точ (…)ка, мн .. готочие , в осклицательный знак 3 . опред … ление , пр .. длог , с…юз, ч… стица

Слайд 4

ПРОВЕРИМ! 1 ОБОС О БЛЕННЫЕ 2 ПР И ЛОЖЕНИЯ 3 ОПР Е ДЕЛЕНИЕ 4 ЗАП Я ТАЯ

Слайд 5

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Слайд 6

Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после слова Миша поставить тире. От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и Зина.

Слайд 7

Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после слова Миша поставить тире. От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша - мой брат, Игорь и Зина.

Слайд 8

Цели урока: 8 1. Систематизировать знания о приложении как виде определения. 2. Выявить условия обособления и необособления приложений. 3. Развивать умения пунктуационно оформлять предложения с приложениями.

Слайд 9

Лингвистический эксперимент 9 Замените словосочетания с определениями синонимичными словосочетаниями с приложениями. Красивая Волга, студент геологического факультета, рыба, похожая на меч, лётчик, испытывающий самолет, чудесная лестница, ковёр, который сам летает, художник, сам научившийся живописи, моряк, работающий под водой.

Слайд 10

Что получилось в результате? 10 Словосочетания с приложениями. Красавица Волга, студент-геолог, рыба-меч, лётчик-испытатель, чудо-лестница, ковёр-самолет, художник-самоучка, моряк-подводник.

Слайд 11

Приложение – это

Слайд 12

Приложение – это особое определение , выраженное именем существительным.

Слайд 13

Приложения могут обозначать различные качества предмета , указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.

Слайд 14

Открытие нового знания. 14 1). И.С. Тургенев, великий русский писатель , любил охотиться в средней полосе России. Сравните. Великий русский писатель И.С. Тургенев любил охотиться в средней полосе России. 2). Мы, городские мальчишки , собирались иногда отрядами. 3). Упрямец во всем, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении. (значение причины)

Слайд 15

Открытие нового знания. 15 4. Обособляется распространенное приложение, если оно стоит после определяемого слова - имени существительного. Радищев, рабства враг, цензуры избежал. 5. Обособляются приложения , присоединяющиеся словами - по прозвищу, по имени, по фамилии и пр. Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.

Слайд 16

Примечания : 1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании, (либо это приложение находится в ряду ОЧП, где много запятых), обособляется при помощи тире , а не запятой , например: Подходил к концу август – последний месяц лета .

Слайд 17

Примечания: 2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например : Газ как топливо сейчас применяется очень широко.

Слайд 18

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему? 1. Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу. 2. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции. 3. Л.Н. Толстой как гениальный писатель известен всему миру. 4. С.А. Есенин как последний поэт деревни хорошо знал крестьянскую жизнь. 5. Илюше тогда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. 6. Он работал как простой каменщик.

Слайд 19

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему? 1. Я , как офицер и дворянин , ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу. 2. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции . 3. Л.Н. Толстой как гениальный писатель известен всему миру. 4. С.А. Есенин, как последний поэт деревни , хорошо знал крестьянскую жизнь. 5. Он работал как простой каменщик .

Слайд 20

Тестовые задания 20 1. В каком предложении есть обособленное приложение? а) В 1886 году от Антона Павловича я получил его книжку «Пестрые рассказы». б) Вам, как близкому родственнику, нельзя будет выступить в суде свидетелем. в) Петр Петрович, как же долго мы с вами не виделись! г) Путешественника, впервые отправляющегося в центральные районы Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги, проложенные в горах.

Слайд 21

21 2. В каком предложении есть обособленное приложение? а) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь. б) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. в) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. г) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.

Слайд 22

22 3.Театра злой законодатель ( 1)непостоянный обожатель очаровательных актрис (2) почетный гражданин кулис (3) Онегин полетел к театру. (А. С. Пушкин) Укажите, правильный вариант расстановки запятых в предложении. а) 1, 2 б) 2,3. в) 1, 3. г) 1,2,3 д) 3.

Слайд 23

4.Природные донецкие шахтеры, оба они участвовали в гражданской войне. (А. Фадеев) Это предложение с обособленным распространенным а) дополнением. б) приложением. в) определением. г) обстоятельством. д) уточняющим обстоятельством.

Слайд 24

5. Нераспространенное обособленное приложение есть в предложениях: 24 а) Геолог, он исколесил всю Сибирь. (С. Антонов) б) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (А. С. Пушкин) в) Жухрай, матрос, с нами разговаривал. (Н. А. Островский) г) Ваня Туркенич, командир, сидел ни на кого не глядя. (А. Фадеев) д) Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам. (И. А. Крылов)

Слайд 25

Взаимопроверка: 25 1. б, 2. г, 3. г, 4. б , 5. а, в, г

Слайд 26

Мой результат – моя оценка «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки

Слайд 27

Домашнее задание (на выбор): 1)Любое упражнение из учебника 2))Графический диктант Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции. Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру. С.А.Есенин как последний поэт деревни хорошо знал крестьянскую жизнь. Илюше тогда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. Он работал как простой каменщик .

Слайд 28

Рефлексия Знаю Узнал Умею Трудно Легко Интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обособление приложений": урок русского языка в 8 классе

"Обособление приложений": урок русского языка 8 класс. Учебник Бархударова С. Г....

Открытый урок русского языка в 8 классе по теме: "Обособление приложений"

Урок  русского языка в 8 классе по теме: "Обособление приложений" в системно-деятельностном подходе....

Обособление определений и приложений.Обобщающий урок.8 класс.

Тема "Обособленные второстепенные члены предложения" является одной из самых трудных в курсе "Синтаксис". Представленный урок "Обособленные определения и приложения" явля...

презентация урока русского языка в 8 классе "Обособление приложений"

Презентация содержит 18 слайдов. При создании презентации использовался краеведческий материал. Содержит задания по подготовке к ОГЭ по русскому языку, упражнения для повторения правописания приложени...

конспект урока 8 класс "Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них"

Обособленные приложения.Выделительные знаки препинания при них.Урок по учебнику под редакцией Л.А. Тростенцовой...

Презентация по теме "Обособленные приложения". Урок русского языка в 8 классе.

В презентации по данной теме представлены материалы для закрепления пунктуационных навыков....

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные приложения"

Тип урока: открытие новых знанийФормы урока: групповая, индивидуальнаяЦели. 1. Обучающие: познакомить учащихся с основными правилами обособления приложений, способами его выражения; показать особеннос...