Рабочая программа основного общего образования по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Романова Елена Владимировна

Рабочая программа основного общего образования

по русскому языку МОУ СОШ с. Вадинск

8 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_rus.docx76.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вадинск

        Рассмотрено                                                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»

на педсовете № 6  от 31.08.2017г.                                                                                   Директор  школы_____________                                                                                                                          Г.Н. Бураева

                                                                                                                                 приказ № ____  от 31.08.2017г.        

 

Рабочая программа основного общего образования

по русскому языку МОУ СОШ с. Вадинск

8 класс

    Рассмотрена на заседании методического объединения

     Протокол № 1 от 31 августа 2017 года

    Руководитель МО _______________ Лукошкина Г.В,

2017  год

 

1.Пояснительная записка

   Рабочая программа по русскому языку в 8  классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2014 г.

   Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 8 класс». Москва: Просвещение, 2014  г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 8 классе». Москва «Просвещение», 2014 г. ,

2. Место курса «Русский язык»в базисном учебном (образовательном) плане

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102  часов за учебный год, что соответствует   базисному учебному плану для образовательных учреждений

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; описание места учебного учебном плане; общую характеристику учебного предмета, курса; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ;результаты изучения предмета ,курса в предмета, содержание учебного предмета ,курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.  .

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник, методические рекомендации к учебнику, дидактические материалы, диктанты по русскому языку.

3. Общая характеристика учебного предмета

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение  системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

5. Планируемые результаты обучения

Результаты изучения предмета « Русский язык»: личностные; метапредметные; предметные.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому языку являются:

1)понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)достаточный словарный запас и знание грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооцениванию на основе наблюдения за собственной речью.

   Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому языку является

  формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

1)владение всеми видами речевой деятельности;2)адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

3)владение разными видами чтения;

4) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

5)овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;  умение самостоятельно искать информацию, анализировать и отбирать ее; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования,  с помощью технических средств и информационных технологий;

6)способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

7)способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

8)умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладом;

9)применение приобретенных знаний, умений, и навыков в повседневной жизни; способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применят полученные знания, умения и навыки

Анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

10)коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому языку являются:

          1)РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

          АУДИРОВАНИЕ:

        - дифференцировать главную и второстепенную информации, известную и неизвестную      

         информации прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого     пересказов;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности   языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

-  слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной   мысли сообщения;

           2)ЧТЕНИЕ:

-  прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным     материалом текста: схемами, таблицами;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты  

- по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

3) ГОВОРЕНИЕ:

-  пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

             4) ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

-  пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и    языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную

характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с    

элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики

средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания,  вопросно-ответная форма изложения, ряды    однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

        5)ТЕКСТ:

-  находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их     тему, основную мысль, заголовок;

-  распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые

средства воздействия на читателя;

        6)ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;оценивать    собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

  7) МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

 8)ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-  разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

-  пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь

лингвистических терминов» и т. п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач    высказывания;

-  находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

              9) МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

-  опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

                10)ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

-  объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

 11)СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

-  различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи

с учетом их специфики и стилистических свойств;

-  правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и

обособленными членами;

  6. Содержание учебного предмета, курса.

Функции русского языка в современном мире (1ч)

        Повторение пройденного в 5-7 классах (6ч +1ч  р.р.)

        Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (3ч)

        Словосочетание (2ч)

I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II, Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

        Простое предложение (4 ч + 1ч)

I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

П. Умение выделять с ПОМОЩЬЮ логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его яз ти        !йфыковые особенности.

         Простые двусоставные предложенияГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6ч +1 ч)

I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей структурой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

       ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч +1 ч)

I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды  обстоятельств  по  значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).Сравнительный оборот;  знаки препинания при нем.

II.Умение использовать в речи согласованные инесогласованные определения как синонимы.

III.Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

     Простые односоставные предложения (5ч + 2 ч)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение   пользоваться   в   описании   назывными предложениями для обозначения времени и места.

 III. Рассказ на свободную тему.

       Неполные предложения(3ч+1ч)

       Однородные члены предложения (15ч+1ч )I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения,   связанные  союзами  (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах впредложениях.Вариативность постановки знаков препинания.И. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

      Обособленные члены предложения (15 ч + 2ч)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

П. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

       Слова, грамматически не связанные с членами предложения. (11 ч + 2 ч)

I. Повторение изученного материала об обращении.Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки пре­пинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

        Прямая и косвенная речь. (7)

I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

П. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (4ч) Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения)

Контроль и диагностика достижений предметных и метапредметных результатов: осуществляется при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, творческий, свободный, « Проверяю себя», контрольный), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, контрольных сочинений, контрольных изложений, тестов, контрольных упражнений, проверочных работ, взаимоконтроля, самоконтроля.

7.Тематическое планирование

№ п/п

                         Разделы

Количество часов всего

Развитие речи

1.

Функции русского языка в современном мире

1

2.

Повторение изученного  в 5-7 классах.

6

1

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

3

4.

Словосочетание

2

5.

Простое предложение

4

1

6.

Простое двусоставное предложение. Главные члены предложения.

6

1

7.

Второстепенные члены предложения.

8

1

8.

Простые односоставные предложения.

5

2

9.

Неполные предложения.

3

1

10.

Однородные члены предложения.

15

1

11.

Обособленные члены предложения.

15

2

12.

Слова, грамматические не связанные с членами предложения.

11

1

13.

Прямая и косвенная речь

7

14.

Повторение пройденного в 8 классе.

4

1

Итого

102

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8-ого класса.

   Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 8-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

-  дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-  рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся известных лингвистах;

говорение:

- пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста- рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор;

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

письмо:

- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение-сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка;

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

 текст:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить слова с учётом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения вариантов произношения;

морфемика и словообразование:

 - разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный разбор;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов»);

- уместно употреблять слова с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять изученные правила пунктуации, использовать на письме графические обозначения, строить схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

   Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:

- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

- тест;

-  проверочная работа с выборочным ответом;

- комплексный анализ текста;

- подробное и выборочное изложение;

- изложение с элементами сочинения-рассуждения;

- сочинение-описание памятника;

- сочинение на морально-этическую тему;

- публичное выступление по общественно-важным проблемам;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8-ом классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г. А. Богданова – М.: Просвещение, 2008.
  2. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы/ А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс/ Т. А. Костяева, - М.: - Просвещение, 2004.
  4. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Фёдорова. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы. – М.: Просвещение, 1998.
  7. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы/ Н. М. Лебедев. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи/ И. В. Кусмарская, А.К. Руденко. – М.: Аквариум ЛТД, 2001.

Учебная литература:

Учебник: «Русский язык.  8 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2007.

Учебник допущен Министерством образования и науки  РФ.

Дополнительная литература: 1. Русский язык  учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.  Москва «Просвещение» 2005 год.

2. О.А.Нури. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс». Издательство «Экзамен» Москва 2009 год.

3. Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. Москва. «Просвещение» 2009 год.

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
  9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
  10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
  11. Мир слова русского http://www.rusword.org

Материалы ФГОС:

1.Электронный диск «Поурочные планы»-2013 год

2.Интерактивные дидактические материалы 2013 год

3.Е.А.Ефремова «Рабочая тетрадь .Просвещение 2014 год.

4.Е.А.Владовская «Диктанты по русскому языку 2014 год»

5.Е.А.Владовская «Диктанты по русскому языку 2014

6.Е.А.Афанасьева «Зачет на основе текста»

7.Диагностические работы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вадинск

«Утверждаю»                                                                        Рассмотрено на заседании ШМО № 1 от31.08.2017 г.

Директор МОУ СОШ с. Вадинск                                                Руководитель ШМО ________________ Г.В. Лукошкина

 ________________Г.Н. Бураева

           «Согласовано»

            Зам. директора по УВР

            ____________________ И.В.Демина

Календарно-тематическое планирование курса

Русский язык для 8-а,б класса на 2017-2018 учебный год

по учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова.

ФГОС. – М.:Просвещение, 2014 год.

Учитель Лукошкина Г.В.

 

Наименование раздела. Тема урока

Кол-во

час.

Дата

Основные виды учебной деятельности

 

Универсальные учебные действия

 Примечание

Планируемая

Фактическая

1.

1. Функции русского языка в современном мире (1 ч.)Русский язык в современном мире

1

 Лекция, запись основных положений лекции

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, условных обозначениях.

 

2. Повторение изученного в V-VII классах (6+1 ч.)

2.

Пунктуация и орфография.

1

 работа по таблице; выполнение упр. по учебнику; словарная работа

2.Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1.Слушать и понимать других.

2.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

3.

Знаки завершения, разделения, выделения

1

Повторение материала по данной теме, работа по таблице; выполнение упр. по учебнику; практическая работа

 

4.

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Повторение материала по данной теме, работа по таблице; выполнение упр. по учебнику;

5

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий

1

Повторение материала по данной теме, работа по таблице; выполнение упр. по учебнику;

6.

   Буквы н-нн в суффиксах  наречий, причастий 

1

 

Творческий практикум

7.

Р/р. Изложение  

1

Повторение материала по данной теме, работа по таблице; выполнение упр. по учебнику;

8.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

Повторение материала по данной теме, работа по таблице; выполнение упр. по учебнику;

СИНТАКСИС  И  ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ        3. Словосочетание (7 ч.)

9.

Основные единицы синтаксиса

1

Запись в справочники дополнительного материала по теме, практическая работа

Коммуникативные УУД:

1.Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2.Слушать и слышать других.

3.Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД:

1.Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2.Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4.Формулировать тему урока и его последующее содержание.

5.Определять последовательность действий (составлять план).

6.Оценивать достигнутые результаты.

10.

Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

1

. Практическая работа, выполнение упражнений из учебника,

11.

Диагностический диктант

1

Составление таблицы, тренировочные упражнения, конструирование предложений

12.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

1

Запись в справочники дополнительного материала по теме, практическая работа

13.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

1

Работа по   таблице, выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа

14

 Повторение темы « Словосочетание»

1

Работа по   таблице, выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа

15

4. Простое предложение (4+1 ч.)

Грамматическая основа предложения

1

Составление таблицы, тренировочные упражнения, конструирование предложений

16

Порядок слов в предложении.

 Интонация.

1

Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения

17

Р/р. Описание памятника культуры.Сочинение по картине С.Баулина и С.Герасимова

1

 Развитие речи учащихся

18-

 

Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Простое предложение»  

1

Контроль ЗУН

ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

5. Главные члены предложения (6+2 ч.)

19.

Подлежащее

1

. Работа по таблице и материалу учебника, тренировочные упражнения,

Коммуникативные УУД:

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.

5. Слушать и слышать других.

6. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

20.

Сказуемое

Простое глагольное сказуемое

1

Просмотр презентации, записи в справочники основных положений материала презентации, работа по учебнику, практическая работа

21.

Р/р.   Сочинение на тему «Чудный собор»  

1

Творческий практикум

22.

Составное глагольное сказуемое.

1

Работа по таблице, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

23.

Составное именное сказуемое

          1          

Работа по таблице, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

24.

Тире между подлежащим и сказуемым.

          1

. Работа по таблице, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

 

25.

Контрольная работа по разделу «Главные члены предложения»

1

Самостоятельная работа

 

6. Второстепенные члены предложения (7+2 ч.)

26.

Роль второстепенных членов в предложении. Прямое и косвенное  дополнение.

      1

Запись в справочники дополнительного материала по теме, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

Познавательные УУД:

1.Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

2.Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

27.

Определение. Согласованные и несогласованные.

1

Запись в справочники дополнительного материала по теме, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

28.

Приложения. Знаки препинания при нём

           1

Запись в справочники дополнительного материала по теме, выполнение упражнений из учебника, проверочная работа

29.

Обстоятельства. Разряды обстоятельств.

         1  

выполнение упражнений из учебника,

30.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

        1  

Работа у доски, выполнение упражнений из учебника; практическая работа;

31.

Р/р. Характеристика человека

Составление характеристики человека (по упр. 166)

      1

Творческий практикум

32.

Повторение по теме «Второстепенныё члены предложения»

       1

Работа у доски, выполнение упражнений из учебника; самостоятельная работа

33

Контрольная работа по теме «Двусоставное  предложение»(приложение№4)

        1    

Самостоятельная работа

34

Главный член односоставного предложения

1

Просмотр презентации, записи в справочники основных положений материала презентации, работа по учебнику, практическая работа

 Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

3.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

4.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

35

Назывные предложения

1

 Просмотр презентации, записи в справочники основных положений материала презентации, работа по учебнику

36

Определённо-личные предложения

1

Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам, конструирование предложений

 

37

Неопределённо-личные предложения

1

 Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам, конструирование предложений

38

Р/р. Инструкция

1

 Творческий практикум

39

Р/р.  Изложение с элементами рассуждения

  «Чем же дорог мне родной край»

1

Творческий практикум

40

Безличные предложения

1

Работа с учебником, работа в тетрадях и у доски

41

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

42

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

43

Синтаксический разбор односоставного предложения

Тест№5

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант.

Познавательные УУД:

1.Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2.Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

3.Вычитывать все виды текстовой информации, использовать различные виды чтения.

4.Владеть приёмами продуктивного чтения, соблюдая его этапы.

Коммуникативные УУД:

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

2.Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

4.Владеть приёмами рационального слушания.

5.Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.

6.Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова).

7.Создавать вторичный текст соответствующего стиля и жанра.

44

Повторение и обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения»

1

Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, работа.

45

46

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Тестирование.

2

 Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, работа

8. Простое осложнённое предложение (1 ч.)

47

Понятие об осложнённом предложении

1

Работа с учебником, у доски, самостоятельная работа

48

 Административный контрольный диктант

1

 Контроль ЗУН

9. Однородные члены предложения (10+2 ч.)

49

Понятие об однородных членах

1

Работа с учебником, у доски, самостоятельная работа

50

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

1

Работа с учебником, работа в тетрадях и у доски

51

Однородные и неоднородные определения

1

Работа с учебником, у доски, самостоятельная работа

52

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

1

Работа с учебником, у доски, самостоятельная работа. Творческий практикум

53

54

Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах

2

Работа с учебником, у доски, самостоятельная работа. Творческий практикум

55

Синтаксический  пунктуационный разбор предложения с однородными членами

1

Работа с учебником, у доски, самостоятельная работа.

Работа по таблице,

8. Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой принадлежностью текста.

56

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

1

Работа с учебником, у доски, самостоятельная работа

57

58

  Контрольная работа по разделу «Однородные члены предложения»(КАТ)

Анализ к/  работы

2

 Комплексный анализ текста

 

                                    10. Обособленные члены предложения (14+1 ч.)

59

Понятие об обособлении.

1

Работа с учебником, просмотр презентации,  работа в тетрадях и у доски

Коммуникативные УУД:

1.Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2.Слушать и слышать других.

3.Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД:

1.Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2.Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4.Формулировать тему урока и его последующее содержание.

5.Определять последовательность действий (составлять план).

6.Оценивать достигнутые результаты.

60

Обособленные определения

1

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

61

Выделительные знаки препинания при обособленном определении

1

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений,

62

Обособленные приложения

1

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

63

Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях

1

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

64

Обособленные обстоятельства

1

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

65

Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах К/Д «Чудо природы» ( приложение№8)

1

66

Анализ к/д. Обособленные уточняющие члены предложения

1

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений

67

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

1

Работа с учебником, просмотр презентации,  работа в тетрадях и у доски

68

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант.

69

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

70-

71

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

2

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа

72-73

Контрольный диктант «На перевозе» с грамматическим заданием  по теме «Обособленные члены предложения». Анализ к/д (приложение№8)

2

Самостоятельная работа

                       

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (11+2 ч.)        

74

11. Обращение (4+1 ч.)

Назначение обращения

       1

 

Работа с учебником, просмотр презентации,  работа в тетрадях и у доски

 Коммуникативные УУД:

1.Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2.Слушать и слышать других.

3.Осуществлять речевую рефлексию.

75

Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений

1

Работа с учебником, просмотр презентации,  работа в тетрадях и у доски.

76

Р/р. Составление делового письма

1

Творческий практикум

12. Вводные и вставные конструкции. Междометия (7+1 ч.)

77

Вводные конструкции

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

78

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

79,

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5. Соблюдать нормы построения текста

80

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

81

Р/р. Публичное выступление

1

Творческий практикум

82

Междометия в предложении

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

83

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

84

Обобщение по теме «Вводные и вставные конструкции»

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

85,

86

Контрольный диктант «Без проводника» (приложение№8) с грамматическим заданием  по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». Анализ к/д.

2

Самостоятельная работа.

13. Прямая и косвенная речь (7 + 2 ч.)

87

Способы передачи  чужой речи: прямая и косвенная речь

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).

2.Пользоваться разными видами чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию.

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Формулировать тему урока.

3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

88

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

89

Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной  речью.

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

90

Диалог Оформление диалога на письме.

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

91

Р/р. Рассказ

1

Творческий практикум

92

Цитаты и их оформление на письме.

1

Работа с учебником, у доски, сам. работа

93,

94

Повторение по теме «Прямая и косвенная речь»

Выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

95,

96

Р/р. Контрольное сжатое изложение  

2

97,

Контрольный тест

2

14. Повторение и систематизация изученного в VIII классе (4+1 ч.)

98

99

Повторение разделов Синтаксис и Морфология

2

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

100

Повторение разделов Синтаксис и пунктуация

1

Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант

101

102

Р/р. Составление опорного конспекта для подробного изложения текста.

Итоговый урок

2

Творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа основного общего образования по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном...

Рабочая программа основного общего образования по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательно...

Рабочая программа основного общего образования (ФГОС) русский язык 5-9 классы

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями освоенияосновной образовательной программы основного общего образования, представленнойв Федеральном государственном образовательном стандар...

"Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 6 класса"

Рабочая программа по русскому языку составлена  на основе примерной программы по предмету русский язык....

Рабочая программа основного общего образования по русскому языку 9 класс

Рабочая программа основного общего образованияпо русскому языку МОУ СОШ с. Вадинск 9 класс...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 9 класса для учащихся с ОВЗ

При обучении детей с ОВЗ, следует учитывать их особенности:недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки,    быструю    утомл...