Смысловое чтение как эффективный прием в работе со слабоуспевающими обучаюмися на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку

Персианова Ирина Сергеевна

Методический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_ispravl.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение как эффективный  прием в  работе со слабоуспевающими обучаюмися на уроках русского языка и литературы

Свое выступление хочу начать словами Эдуарда Асадова:

"Книгу читай не только словами.
Слова - это в жизнь небольшая дверца.
Книгу читай непременно сердцем,
А главное, совестью и делами.


Книга учит и книга воспитывает
Только тех, кто читает и впитывает.
А у тех, кто по строчкам несется,
Лишь одна пустота остается" .

На протяжении нескольких  лет  работы в школе меня волнует проблема низкой успеваемости учащихся, так как, работая в пяти классах, я увидела в трех из них преобладающее количество детей имеют способности ниже среднего. Такие ученики требуют особого внимания в процессе обучения.

В своей работе стараюсь применять различные методы и приемы. Постоянно нахожусь  в поиске нового, доступного и интересного.

Известно, что одна из основных задач в современной школе - развитие мышления учащихся, способности говорить и выражать свою точку зрения. Безусловно, всему этому можно научить на уроках русского языка и  литературы. Именно здесь учитель создает все условия, при которых ученик начнет «говорить». Тем не менее, практика показывает, что добиться связной речи обучающихся  достаточно трудно. Немногие  умеют четко и логично излагать свои мысли, композиционно оформлять свою речь, оценивать чужие высказывания. Связано это, прежде всего, со снижением интереса к чтению, а также с тем, что дети не обладают навыком осмысленного чтения. Понятие «Смысловое чтение» вошло в систему работы учителя еще в 20 веке. Но в начале 21 века в связи с изменением структуры выпускного экзамена были поставлены новые цели и задачи, которые требовали от учащихся выполнения отработанных заученных действий.

Именно поэтому введение устной части в ОГЭ по русскому языку нацеливает учителя и ученика вновь вернуться к «смысловому чтению». Новая, а точнее, забытая старая форма экзамена  соответствует современным запросам общества: отказ от контроля предметного содержания в пользу проверки умения мыслить и работать с информацией. Думаю, что это такая попытка создать критерии для оценивания метапредметных результатов освоения программы.

Я согласна с тем, что разработчики хотят проверить, развито ли у выпускников умение «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Кроме того, новые формы контроля всегда ведут к изменениям в работе учителя. Как подготовить школьников к такому экзамену? Натаскать или пересмотреть программу с 5 класса? Мне бы не хотелось, чтобы устная часть превращалась в зазубривание текстов.  А умение говорить грамотно и по делу в любой ситуации должно формироваться с 1 класса и до выпускного, причём это зона ответственности всех учителей, а не только словесников.  Мое мнение, что на всех уроках ребёнок должен  учиться отвечать, спрашивать, обсуждать, доказывать, спорить, а самое главное осмысленно читать. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач образования.

При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области.

Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

В своей практической деятельности я отвожу важное место технологии смыслового чтения. Да, эта технология не новая, но работая в классах с низкой успеваемостью, я обнаружила, что ребята плохо читают даже в 5 классе и слабо осмысливают прочитанное. В связи с этим я вынуждена была корректировать их знания, умения и навыки, обратившись к данной технологии. На мой взгляд, необходимой в данных классах.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Предтекстовая деятельность.

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Их появление связано со сменой педагогических концепций по обучению чтению, внедрением в практику обучения теории деятельности, осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности.

В своей педагогической деятельности я использую следующие предтекстовые стратегии:  «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», «Ориентиры предвосхищения», «Лови ошибку».

Приемы «Мозговой штурм» и «Ассоциативный куст» позволяют за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленные задачи. К данным приемам прибегаю для коллективного поиска решения проблемы, вовлечения в работу как можно большего числа учащихся.

Например, перед чтением произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» предлагаю учащимся тему текста и список слов (Олег, конь, кудесник, старец, хазары, враги, жребий, предсказание, змея, смерть ), которые относятся к этой теме. Ребята до чтения отмечают те слова, которые, с их точки зрения, встретятся в тексте, размышляют о возможном развитии сюжета. После чтения возвращаются к списку слов и переосмысливают тему и сюжет текста.

В ходе работы записываю на доске всё, что предлагается детьми. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо  в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Если возникает необходимость прояснить суть какой-либо идеи, можно дать возможность ее автору высказаться после завершения «Мозгового штурма». Моя роль состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Этот приём  может быть индивидуальным, парным или групповым, всё зависит от типа урока.

II этап. Текстовая деятельность.

К стратегиям текстовой деятельности относятся приёмы, которые помогают управлять процессом осмысления текста во время чтения. Мною в работе с обучающимися используются следующие:

Стратегия «Чтение в кружок (попеременное чтение)», целью которой является проверка понимания читаемого вслух текста. Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.

Например, при подготовке учащихся 9 класса к устной части по русскому языку давала текст об И.И. Шишкине (1 абзац:  Иван Иванович Шишкин — художник, воспевший красоту русского леса. Современники называли его «царём леса». Вот несколько названий картин: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Корабельная роща». Художник изучал природу, подолгу работал прямо в лесу. Именно поэтому на полотнах точно отражены все детали: особенности листвы, ветвей, стволов, корней разных пород деревьев, показаны неровности почвы, поросшие лесными травами, сухие листья, хворост, валежник. Любовно выписан каждый стебелёк и листочек. Картины художника наполнены глубоким чувством — любовью к родной земле. Они помогают зрителям ощутить подлинную красоту неброской русой природы.)

После чтения абзаца следовали такие вопросы:

-Как называли И.И. Шишкина современники?

-Какие картины художника являются наиболее известными?

-Чем наполнены картины художника?

Эту стратегию можно использовать и при подготовке к написанию изложения, включая аудиозапись текста не целиком сразу, а частями, по микротемам.

Еще одна стратегия, которую я использую в своей практике «Дневник двойных записей». Целью которой является  - формирование умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Ярким примером использования стратегии «Дневник двойных записей» является ведение читательского дневника. Начиная с 5 класса, я выдаю детям список для летнего чтения. И для того, чтобы каждый ученик осмыслил прочитанное, обязательным условием является оформление и заполнение читательского дневника. Главная цель ведения читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а  научить делать выводы и развивать культуру читателя.

III этап. Послетекстовая деятельность.

Целью послетекстовых стратегий  является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.  Из стратегий послетекстовой деятельности ребята с удовольствием работают с приёмами: «Письмо по кругу», «Тонкие и толстые вопросы», «Мастер», «Синквейн».

Хочу остановиться на «Письме по кругу». Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждой группы должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме (например, «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение» и др.). Лист передается по часовой стрелке. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Работу с «тонкими и толстыми вопросами» использую на творческом уровне, предлагая детям составить кроссворды по изученной теме, используя «тонкие вопросы», требующие простого, односложного ответа.

Следующая стратегия послетекстовой деятельности – это «Мастер», целью которого является обучению пониманию текста. При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа. Так при подготовке к тестовой части ОГЭ, даю ребятам задание самостоятельно придумать тестовые задания, используя определенный текст.

Я считаю, что представленные стратегии универсальны и могут применяться всеми учителями-предметниками.

Таким образом, я пришла к выводу, что проведенная работа дала положительные результаты. Мои ученики не только стали получать хорошие отметки, но и повысили знания и умения, приобрели навыки осмысленного чтения, которые с успехом применяют не только на моих уроках, но и на уроках коллег-предметников. А также отмечу, что мои ученики 9 класса прекрасно справились с пробным итоговым собеседованием в конце первой четверти.

Хочу закончить свое выступление словами Артура Шопенгауэра:

«Если все читать и читать без конца, не обдумывая за тем прочитанного, то оно не пускает корней и по большей части гибнет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка и литературы

Рекомендации учителям-предметникам при работе со слабоуспевающими учащимися...

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Работа со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка и литературы

Виды заданий, в том числе игровые технологии, на уроках с учетом успеваемости ученика...