Комплексный анализ художественного текста (по роману Б.Л.Васильева «Генерал Скобелев»)
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс)

Филатова Светлана Николаевна

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на основе прочитанного текста (по роману Б.Васильева «Скобелев, или Есть только миг»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx49.96 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ художественного текста (по роману Б.Л.Васильева «Генерал Скобелев»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Выполнила
учитель русского языка и литературы

МКОУ «Глядковская СШ»

с. Глядково

Сасовского района

 Рязанской области

Филатова Светлана Николаевна

Глядково 2018

Тема: Комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ)

Урок 1.

Технология: развивающее обучение

Предмет – русский язык и литература

Тип урока: интегрированный; урок закрепления знаний, умений и навыков

Форма урока: урок словесности с применением ИКТ

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.

Цели:

  • совершенствовать навыки комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ по русскому языку;
  • повысить интерес учащихся к произведениям художественной литературы, воспитывать уважение к русскому языку; формировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни;
  • познакомить учащихся с личностью М.Д.Скобелева, повысить интерес к чтению исторических произведений.

Задачи:

  • повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста;
  • развивать аналитические и творческие способности  учащихся, развивать речь путём обогащения и усложнения её смысловой функции;
  • подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое;  
  • потренироваться в выполнении задания №8 ЕГЭ.

Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, ПК и м/м проектор, флэш-карта.

Дополнительно: презентация; интерактивная доска «Polyvision».

Ход урока

1. Введение

Сегодня у нас с вами урок интегрированный: урок словесности с применением ИКТ; урок комплексного применения ЗУНов при анализе художественного текста.

Записываем в тетрадях число и тему урока.

Цели. Нам предстоитзакрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.

Повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста посредством речеведческой деятельности.

Сформировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.

Мотивация деятельности. Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый ум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие.

Учитель: Сегодня нас ожидает серьезный разговор о духовных качествах человека, необходимых для жизни в обществе…Речь пойдет о нравственных ценностях, без которых нам в современной жизни не обойтись. О высоком искусстве – музыке, которая дарит нам гармонию, исцеляет душу….

Для создания спокойного, но уверенного разговора попытаемся создать вместе благоприятный эмоциональный климат. Послушаем музыку и поразмышляем, какую роль играет музыка, да и вообще искусство в нашей жизни…( гармония…размышления ребят)

Начнем с лексической работы. Прочитайте слова, знание значений которых нам понадобится на нашем уроке при комплексном анализе текста, выясните их значение.

  1. Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе и выполнение их, поведение.
  2. Интерпретация – истолкование смысла, содержания чего-то.
  3. Исторический роман - роман, построенный на историческомсюжете, который воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху, определённый период истории.[3]

Исторический роман ставит себе задачу изображать людей в условиях конкретного исторического времени. Задачей исторического романа является не пересказ крупных исторических событий, а воссоздание художественными средствами образа тех людей, которые в этих событиях участвовали.

2.  Работа с текстом

Учитель: Перед вами автор текста, с которым нам предстоит работать. Борис Львович Васильев.
Мы видим изображение писателя в разные годы жизни. (слайд №2)

Родился в Смоленске  21 мая 1924 года,  в семье кадрового офицера. Добровольцем ушёл на фронт, воевал в истребительном батальоне, попал в окружение, из которого вышел в октябре 1941 года. Окончил полковую пулемётную школу, служил в ВДВ, в марте 1943 года был контужен и отправлен  в тыл. После увольнения из армии, в 1952 году, занялся литературной деятельностью.   Его художественное  наследие– повести,  романы, в которых он часто обращается к  военной теме, уделяя главное внимание судьбе юношей и девушек, чью молодость нарушила и исковеркала война: «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Летят мои кони», «Завтра была война».  (слайд №3)

  • С каким произведением вы уже знакомы? ( «А зори здесь тихие…»).

Писателя привлекала и историческая тематика.  Обращаясь к истории, он утверждал: «Да, историю – не в записи, разумеется, – исправить невозможно, но можно – и нужно! – попытаться сгладить последствия деяний прошлого, если эти деяния сказываются в дне сегодняшнем». Первым крупным историческим произведением Б. Васильева стал двухтомный роман «Были и небыли».  В своём творчестве писатель создаёт образы исторических личностей, сыгравших огромную роль в истории нашего государства: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Ольга, королева русов», «Владимир Мономах», «Генерал Скобелев».(Слайд №4)

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из этого романа и попробуем проанализировать. (слайд №5)

 Историческая справка о Скобелеве М.Д.

Генерал Скобелев Михаил Дмитриевич – участник военных действий в Средней Азии и на Кавказе, герой русско-турецкой войны, герой битв при Плевне и Шипке-Шейново, заслуживший восторженную любовь болгарского народа . Скобелев М.Д. –сильный, талантливый человек,  не знавший  поражений.

Он прожил короткую, но яркую жизнь. Ему прочили будущность фельдмаршала, его талант сравнивали с талантом Суворова, любовь народа к нему вызывала ревность монархов. Сам Скобелев всегда ощущал себя простым русским солдатом, который ежедневно защищает честь России и тяжким трудом добывает ей вечную славу.

Роман Б. Васильева предоставляет возможность читателю познакомиться с этой легендарной личностью.

Цель его творчества – открыть истинный смысл и правду жизни, помочь людям стать лучше.

Учащиеся читают текст.

( Текст распечатан на каждого ученика.)

Текст

(1)Сын старого боевого друга настолько понравился Петру Николаевичу, что он вопреки обыкновению занес основной вывод этой встречи в заветную книжечку, куда до сей поры заносил только изречения, пророчества и парадоксы доморощенных мудрецов. (2) И запись эта звучала так:

«Сего числа имел удовольствие познакомиться с сыном Димитрия Ивановича Скобелева подполковником Михаилом Скобелевым.

(3)Удивил: мыслит государственно. Быть ему генералом…»

 (4)Вот почему через сутки после памятного ужина он опять разыскал подполковника:

(5)— Тут неподалеку живет в пещерном затворе весьма, говорят, умный и проницательный старик. (6) Да и сама биография его необыкновенна. (7)Представляешь, Михаил, солдат из староверов попадает к горцам в плен, трижды пытается бежать, и трижды его ловят. (8) А потом вдруг по доброй воле он переходит в ислам, два раза совершает пеший хадж в Мекку, удостаивается зеленой чалмы , женится, дети у него. (9) И снова — вдруг! — возвращается к нам, пытается проповедовать преимущества магометанства, но церковь грозит ему нешуточными карами, и он от греха подальше роет себе пещерку и тихо живет там, исцеляя страждущих телесно и духовно. (10) А я, знаешь ли, подобные людские экземпляры люблю и даже, признаться, коллекционирую их, что ли. (11) И хочу этого странного двоеверца-отшельника послушать. (12) Пойдешь со мной?

(13) — Пойду, — сразу же согласился любознательный Михаил Дмитриевич. (14) — Он что же, будущее предсказывает?

(15) — Нет, грехом это полагает, вторжением в дела, одному Господу Богу подведомственные. (16) Но ответы на различные вопросы, говорили мне, дает прелюбопытнейшие и пренеожиданнейшие.  (17)Так что готовь вопросы, Михаил. (18) И желательно не из раздела, любит ли она меня.

(19) — Я знаю все ответы из этого раздела, — усмехнулся Скобелев. —  (20)Когда прикажете быть готовым, Петр Николаевич?

(21) — Завтра с утречка.  (22)Лошадок обещали и проводника, хорошо отшельника знающего. (23) Он абы с кем не говорит, только по серьезным рекомендациям…

(24) Выехали спозаранку в сопровождении пожилого отставного унтера, коновода и пятерки казаков. (25)Так, на всякий случай, поскольку неугомонные чеченские абреки, случалось, проникали и в окрестности Владикавказа. (26) Отставной унтер показывал дорогу, пока по ней еще можно было проехать на лошадях, и рассказывал о мудреце, у которого бывал. (27)А когда стало невозможным ехать верхом далее, попросил спешиться, оставил прилошадях коновода да казака с ружьем и повел генерала и подполковника по трудно проходимой тропинке в сопровождении четырех спешенных казаков. (28) Осмотрительным был унтер, да и гости больно уж важные. (29) Таких сопровождать ему приходилось впервые, и он очень тревожился.

(30)— У него — свои условия, — пояснял он по дороге. — (31)Вопросы можно и по бумажке читать, это он дозволяет.  (32)Но ответы записывать никак невозможно. (33) Коли заметит, что записываете, тут же всякий разговор прекратит.

(34)— Почему же так? — отдуваясь (тропа была крутой), поинтересовался Мурашов.

(35)— Говорит, будто душа сама запоминает, что для нее самое главное.  (36)Вот что она запомнит, то и есть сама суть ее.[1]

                                                                                                         (По Б. Васильеву)

3. Коммуникативно-речевые упражнения

Учитель:  - Давайте с вами  поработаем с текстом.

  • Подготовьте выразительное чтение текста.
  • Каково ваше первое впечатление?
  • Выполните следующие задания:

1. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста?

1) Умный и проницательный старик живёт в пещерном затворе, исцеляет страждущих телесно и духовно.

2) Принимает старик всякого, кто к нему обращается.

3) Дорога была близкой и безопасной, с утречка  герои отправились в путь на лошадях.

4) Когда дорога стала невозможной для проезда верхом, наездники спешились, и пошли по трудно проходимой тропе в сопровождении отставного унтера и четырёх казаков.

5) Сопровождающий унтер был спокоен, так как часто участвовал в таких делах.

Ответ: 2,3,5(слайд № 6)

2. Какие утверждения являются верными?

1) В предложениях 1-3 содержится рассуждение.

2) В предложениях 6-12 содержится повествование.

3) Предложения 26-29 представляют собой описание.

4) Предложения 35-36 содержат обоснование того, о чём говорится в предложениях 33-34.

Ответ: 1,2,4(слайд № 6)

3. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 32 связано с предыдущим.

Ответ: противительный союз НО и антоним ОТВЕТЫ( слайд №6 )

4.  Словарно - орфографическая работа.  

Найдите в толковом словаре значения слов:

Доморощенный

Проницательный

Отшельник

Магометанство  

Спешиться

(слайд №7)

5.  Работа в микрогруппах. Выписать слова:

I группа с проверяемой гласной в корне     IIс непроверяемой гласной

Изречение                                                         парадокс

Заносил                                                           генералом

Познакомиться                                               пещерном

Проповедоватьсолдат

(слайд №8)

6. Коллективная работа.

Из записанных слов сформулируйте задание №8.

 Вспомним алгоритм выполнения задания.

1) Определите слово, в котором пропущена проверяемая  безударная гласная в корне. Выпишите слово, вставьте пропущенную букву.

п…р…докс

изр…чение

г…нерал

п…щера

2) Определите слово, в котором пропущена непроверяемая  безударная гласная в корне. Выпишите слово, вставьте пропущенную букву.

зан…сил

позн…комиться

с…лдат

пр…поведовал

4. Домашнее задание.

1)  выполните синтаксический разбор предлож. №1, 2,3.

2) повторить теоретический материал по теме «Диалог»

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Как я работал на уроке?

- Над какими вопросами мне необходимо ещё поработать?

Урок  2.    Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста

Технология: развивающее обучение

 Предмет – русский язык и литература

Тип урока: интегрированный;урок закрепления знаний, умений и навыков

Форма урока: урок словесности с применением ИКТ

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.

Цели:

  • совершенствовать навыки  комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ по русскому языку;
  • готовить учащихся к написанию сочинения, прививать умение анализировать содержание текста, самостоятельно формулировать и комментировать проблему;
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • развивать  аналитические и творческие способности  учащихся, развивать речь путём обогащения и усложнения её смысловой функции;
  • повысить интерес учащихся к произведениям художественной литературы, воспитывать уважение к русскому языку; формировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
  •  продолжить знакомить учащихся с личностью М.Д.Скобелева, повышать  интерес к чтению исторических произведений.

Задачи:

  • Повторить основные признаки текста;
  • Повторить композицию сочинения на ЕГЭ.
  • Отработать способы выявления и формулирования проблемы.
  • Потренироваться  в использовании  типовых конструкций для комментирования проблемы.

Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, ПК и м/м проектор, флэш-карта.

 Дополнительно: презентация; интерактивная доска «Polyvision».

Ход урока

1. Введение

Мы продолжаем с вами цикл уроков по роману Б.Васильева «Генерал Скобелев».  Сегодня, работая с текстом, мы должны определить основную проблему данного текста и прокомментировать её. Желаю всем успешной и интересной работы.

Наша задача – научиться

  • формулировать основную проблему исходного текста;
  • комментировать её.

2. Работа с текстом.

  • подготовьте выразительное чтение текста;
  • запишите первые наблюдения.

(1)Вопросы Скобелев составлял добрых полночи, стараясь, чтобы и выглядели они неожиданно и чтобы ответы на них были достаточно затруднительны, поскольку ему сказали, что странный отшельник-двоеверец всегда отвечает с предельной краткостью.

        (2) Прибыли к пещерке, вырытой самим отшельником в крутом обрыве рядом с бьющим из-под камня ключом с холодной чистой водой. (3) Михаил Дмитриевич уступил первенство генералу, не только учитывая чин и возраст, но и потому, что решил еще раз проверить выписанные на бумажку вопросы. (4)  Петр Николаевич решительно нырнул в узкий лаз пещерки, а Скобелев, подставив раннему солнышку спину, уж в который раз внимательно перечитал собственный вопросник, кое-что уточнил в нем, кое-что поправил и теперь просто терпеливо ждал, когда вернется генерал Мурашов.

(5) — Колоритнейшая личность, доложу вам, — сказал Петр Николаевич, вылезая из пещеры на свет Божий. (6)— Весьма и весьма. (7) Твоя очередь, Михаил.

(8) Скобелев, пригнувшись, прошел узким и низким ходом и попал в некое пространство с нависающим потолком, обшитым досками и слабо освещенным смоляным факелом. (9)  Вероятно, где-то был невидимый продух, потому что в аккуратной пещерке не чувствовалось ни дыма, ни чада.  (10) Поздоровался, обождал, пока глаза привыкнут к полумраку, и увидел плотного широкоплечего старика с зеленой чалмой на голове, сидевшего на потертом коврике, скрестив по-турецки ноги и перебирая в руках коричневые старые четки.

(11) — Спрашивай, что хотел, — глуховатым голосом безо всяких интонаций сказал старик.

 (12) Скобелев развернул листок, откашлялся.  (13) Ему почему-то вдруг стало неуютно, и он спросил с совершенно несвойственной ему робостью:

(14) — Можно начинать?

(15) — Не насилуй натуру свою.

(16) — Ага, — согласился Михаил Дмитриевич, еще раз прокашлялся и зачитал первый вопрос:

(17) — Кого можно назвать героем?

(18) — Того, кого не потрясает взгляд красавицы.

(19) — Кого можно сравнить со светом луны?

(20) — Скромного человека.

(21) Старик отвечал мгновенно, ни на секунду не задумываясь. (22) Ответы словно сами собой срывались с его языка, и Скобелеву это очень понравилось.

(23) — Что такое ад?

(24) — Зависимость от других.

(25) — Кто есть истинный друг?

(26) — Тот, кто удерживает от зла.

(27) — Что служит украшением речи?

(28) — Истина.

(29) — Что непобедимо в этом мире?

(30) — Справедливость и терпение.

(31) — С чем сравним блеск молнии?

(32) — С красотой женщины.

(33) — Каким качеством можно удивляться в человеке, обладающем полным благосостоянием?

(34) — Великодушием.

(35) — Что дается человеку труднее всего?

(36) — Знание без гордости, геройство с кротостью, богатство со щедростью.

(37) — Что способно грызть сердце до самой смерти?

(38) — Злодеяние, которое приходится таить.

(39) — Что значит «мертвая душа»?

(40) — Глупая душа.

(41) — Тогда кто же есть глупец?

(42) — Тот, кто не умеет вовремя сказать ласкового слова.

(43) — Что служит источником несчастья?

(44) — Строптивое сердце.

(45) — К чему стремятся все люди?

(46) — Хорошо устроиться в жизни.

(47) — На что не следует никогда не обращать внимания?

(48) — На чужую жену и чужое добро.

(49) — Что нужно любить в себе?

(50) — Сострадание, милосердие и снисходительность.

(51) — Что такое бедность?

(52) — Недовольство.

(53) — Что слепее слепца?

(54) — Страсть.

(55) — Что такое правильная жизнь?

(56) — Беспорочность.

(57) — Что такое сон?

(58) — Глупая трата времени.

(59) — А что такое тогда глупость?

(60) — Когда не стремятся сделаться умнее.

(61) — Что опьяняет сильнее вина?

(62) — Нежность.

(63) — Что есть вечное беспокойство?

(64) — Молодость, богатство, праздная жизнь.

(65) — Тогда что же есть сама жизнь?

(66) — Миг.

(67) — Миг?..

(68) Старец промолчал, и Скобелев вышел от него весьма озадаченным. (69) Ничего не ответил на вопрос Мурашова, как ему понравился мудрец, и озабоченно помалкивал всю обратную дорогу.[1]

                                                                           (По Б. Васильеву)

  • Доставляет ли нам отрывок эстетическое наслаждение?     - Докажите, что перед нами текст?
  • Текст - произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

  • Вспомним основные признаки текста.1) авторство2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли.3)тематическое и идейное единство.4)грамматическая связь между предложениями.5)абзацное членение – выделение микротем.6)композиционная стройность, завершенность.

  • Определите тип речи. (элементы повествования и рассуждение)

  • Найдите признаки художественного стиля.


Художественный стиль используется в 
художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства. Образность, недопустимость стандарта, эмоциональность и экспрессивность, динамизм, ярко выраженная авторская индивидуальность.

  •  Определим тему текста, подумаем, как его можно озаглавить? (“Что есть жизнь?»)
  • В каком предложении выражена основная мысль текста? (Зачитать, предл. 66)
  • Составьте план текста

1)  Подготовка к встрече.

2)  Прибытие к пещере.

3)  Разговор М.Д.Скобелева с отшельником-двоеверцем.

4)  Ответ, заставивший задуматься М.Д. Скобелева.

  • Какая часть текста является основной?  (3 часть, диалог героев)
  • Опираясь на вопросы, подготовленные М.Д.Скобелевым, попытайтесь обобщить образ героя: что из себя представляет

эта личность, что Скобелева волнует больше всего, о каких нравственных сторонах этого человека они говорят? (ответы учащихся)

  • сделаем вывод.

Анализируя вопросы, заданные М.Д.Скобелевым, можно сделать вывод, что с молодого возраста он задумывался над тем, кого можно назвать героем, что есть истинный друг, что в этом мире непобедимо, к чему стремятся все люди, что такое правильная жизнь, что же есть сама жизнь?

  • Какой ответ старца заставил М.Д.Скобелева задуматься больше всего?  (жизнь – это миг)

Итак, автор рассказал нам о встрече молодого офицера, будущего «белого генерала», с отшельником-двоеверцем, которая во многом определила дальнейшую судьбу героя. Прочитав роман полностью, понимаешь, что всю свою короткую, но ослепительно яркую жизнь М.Д.Скобелев помнил эту мудрость старца и чётко осознавал, что жизнь – это миг.

- Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение. Из каких частей оно должно состоять? Заполняем таблицу. (слайд №9)

План работы

  1. Вступление
  2. Формулировка проблемы исходного текста
  3. Комментарий проблемы
  4. Авторская позиция
  5. Я – позиция
  6. Аргументы
  7. Заключение

Рабочие материалы

Сегодня мы подробно разберем, как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста.

  1. Формулировка проблемы исходного текста.

- Что такое проблема?

Посмотрите, как определяется лексическое значение этого слова в толковом словаре.

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор (основной вопрос, который ставит и решает автор; та сторона действительности, которая особенно интересует автора)

- Что значит сформулировать проблему текста?

Кратко и точно назвать вопросы, которые особенно интересуют автора при написании конкретного текста.

- Какие вопросы особенно интересовалиБ.Васильева при написании этого романа? «Вчитайтесь» в составленный нами план к тексту. Сформулируйте проблему текста.

Основная проблема – что есть жизнь?   Философская проблема

  •  Какие существуют два наиболее распространенных способа формулирования      проблем текста?

Вариант первый. Формулировка проблемы в виде вопроса. Этот способ универсален: он подходит к любому тексту!

  •  Сформулируйте и запишите свои варианты формулировки проблемы текста в виде вопроса.

Обратите внимание! Во всех случаях после вопроса мы делаем «ссылку» на исходный текст, благодаря чему проблема текста и оказывается «сформулированной».

Учащиеся зачитывают свои варианты. Обсуждаем их.

Вариант второй. Формулировка проблемы текста с использованием типовых конструкций, включающих в себя слова «проблема, вопрос».

Запомните: проблема чего? (Р.п.)

вопрос о чем? (П.п.)

  •  С какими словами сочетается слово «проблема»? Определим грамматический и лексический ряд этого слова.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность…какой-либо проблемы.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться проблемы.

Над проблемой… думать, работать.

… проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.

Используя типовые конструкции, сформулируйте проблему исходного текста. К какой категории можно отнести эту проблему?  (слайд №10)

  • злободневная
  • животрепещущая
  • актуальная
  • жизненная
  • насущная
  • острая
  • важная
  • серьезная
  • глубокая
  • наболевшая
  • мучительная
  • жгучая

  1. Запишите свои варианты.

  1. Комментарий проблемы.

Наша следующая задача – прокомментировать сформулированную нами проблему:что есть жизнь?

  • Что означает слово «комментарий» текста? В чем его отличие от пересказа?

  • Комментарий – это рассуждение по поводу прочитанного или увиденного. Это пояснительные замечания.

Напоминаю: если сочинение представляет собой пересказ исходного текста, то оно по критериям проверки оценивается нулем баллов.

- Какие два вида комментария вам известны?

Текстуальный и концептуальный.

При текстуальном комментарии учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором в раскрытии проблемы.

Пересказывая, мы пишем, что делает герой. Комментируя, нужно писать, что делает автор.[2]

Воспользуйтесь памяткой, используя типовые конструкции, которые используются в русском языке для передачи действий автора. (слайд №11)

Автор рассказывает

            подчеркивает

            обращает наше внимание

            выделяет

            замечает

            сравнивает

            заостряет наше внимание

            размышляет над чем

            высказывает интересное предположение

            приходит к выводу

            приводит примеры

            опровергает что

            отстаивает что

            доказывает

  •  Какие вопросы следует осветить в концептуальном комментарии?

  • Актуальна ли эта проблема?
  • Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
  • Традиционна ли она?
  • Если традиционна, то, какие точки зрения есть по ее поводу?
  • Если нова, то, что стало причиной ее появления?
  • Интересна ли она читателю и почему?

- Используя типовые конструкции, напишите ваш вариант комментария.

Комментируя эту проблему, хочется отметить…

Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что…

Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о …

Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?

Рассмотрим эту проблему подробнее. Ее актуальность очевидна (не вызывает сомнений)…Как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас…

Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на …

  • Не забывайте об исходном тексте!
  • Прокомментируйте с помощью предложений текста основную проблему.
  •  В каких предложениях автор озвучил свою позицию?
  • Жизненные ценности

Материальные

Близкие
Деньги
Имущество
Здоровье 
и др.*****

Внешний мир

Духовные

Нравственные
Этические
Эстетические

*****

Внутренний мир

  •  Ребята, как вы понимаете значение этих слов – материальные и духовные ценности? Посмотрим, как создан образ М.Д.Скобелева? Каковы его жизненные ценности? (слайд №12)

Непритязателен
Бескорыстен

Потребность быть полезным
Любовь к Отечеству
Любовь к людям

Обсуждаем варианты комментариев.

  1. Подведение итогов.

- Что такое проблема?

- Назовите способы формулировки проблемы?

- Назовите проблему и ее аспекты в отрывке из романа Б.Васильева «Генерал Скобелев»

- Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?

- Что значит прокомментировать проблему?

- Какие виды комментария проблемы вы знаете?

- Что представляет собой текстуальный комментарий? Чем он отличается от пересказа?

- Какие вопросы следует осветить в концептуальном комментарии?

  1. Домашнее задание:
  • напишите сочинение по прочитанному тексту, сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем текста, вспомните литературные произведения, где авторы поднимают подобную проблему.

Список литературы

1. Б.Л.Васильев «Генерал Скобелев» М.:, «Вече» 2015

2. ЕГЭ 2018 Русский язык задания и алгоритмы их выполнения  С.В.Драпкина, Д.И. Субботин М., «Интеллект -Центр» 2018

3. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка 4-е издание, дополненное. Российская академия наук института русского языка им. В.В.Виноградова М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"

Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....

Комплексный анализ художественного текста.

Тема: комплексный анализ художественного текста. Цели: содействовать воспитанию у детей «чуткости к чистоте русской речи и её благозвучию; к меткому и изящному выражению правдивой мысли» на лучших обр...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе

Из опыта работы предлагаю рекомендации к комплексному анализу тескта на олимпиаде по литературе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)

Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помог...