ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е–И
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Мубаракшина Алсу Фаиезовна

урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie_e_i_5_klass.docx48.74 КБ
Файл cheredovanie_e_i_5_kl.pptx136.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе на тему: ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е–И

Цели деятельности учителя

Выяснить совместно с учащимися условие написания букв е и и в изучаемых корнях; научить владеть способом выбора е–и в корнях с чередованием; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания букв е–и в корнях
с чередованием; уметь отличать слова с ложным чередованием.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы
обучения

Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся; бортовой журнал; учебник

Основные понятия
и термины

Чередование, орфограмма-буква


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация

(самоопределение) к учеб-
ной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности.

– Эпиграфом к нашему уроку являются слова Алекса́ндра Петро́вича Сумаро́кова (русский поэт, драматург и литературный критик. Один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века)

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,

Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

А правильно писать потребно всем уметь.

(Слайд 1)

– В чём  смысл стихотворения? Какой наказ в нём?

– Предположите, как этот эпиграф  может быть связан с темой сегодняшнего урока. (Ответы учащихся).

-Откройте, пожалуйста, свои бортовые журналы, запишите в них число. Классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Устные ответы, обратная связь

2. Актуализация
и пробное учебное дей-

ствие.

Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом.

-Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран!

СЛАЙД № 1 Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберешь кузовок

- Прочитаем пословицы. (Ученики читают).

-Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой? ( Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл. Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться).

– Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в бортовой журнал (Ученики списывают). Слова появляются на слайде.

Слайд № 2 БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.

-Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? (Чередование звуков Е-И).

-Что такое чередование звуков? (Это замена одного звука другим).

-(обращаясь к записи на доске) Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов? (Нет).

-Почему? (Потому что мы не знаем правила, которое надо применить).  

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточно для полных ответов.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные ответы, письменные работы.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Целеполагание и по-

строение

проекта выхода
из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа, работа
с учебными пособиями

 Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

-Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель? (Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием).

Цель урока: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.

-Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку. (ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е–И 

-Запишем ее в пропущенную строчку

СЛАЙД № 3 ТЕМА УРОКА: ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е–И 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; выдвигают гипотезы, работают с учебником, осваивают лингвистические термины

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении;

 способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения

Вопросы для уточнения информации

4. Твор-

ческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа по вопросам. Составление алгоритма

Создание проблемной ситуации. 

-Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с  материалом № 2 в бортовых журналах в парах. Слова какой части речи вы видите в левой колонке? (глаголы).

-Определите их вид. (Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?).

-Подберите к каждому глаголу видовую пару – глагол из правой колонки. Запишите парами.

По мере ответов учеников видовые пары

появляются на слайде.

СЛАЙД № 4

РАСТЕРЕТЬ – РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ – РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ – ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ – ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ – ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ – РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

-Выделим корни глаголов с чередованием.

Слайд № 5

-ТЕР - -ТИР-

- БЕР-- БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

 

-Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е- И. . От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё «открытие»? (Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е).

Слайд № 6 В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет. Исключение: сочЕтАть, сочЕтАние!

 Чтение текста-определения с маркировкой по методу insert (инсерт) .

– Откроем учебник, стр. , параграф , орфограмма №  и проверим, правильный ли мы сделали вывод? Текст читаем не просто так, а делая пометки карандашом на полях: «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял.  (Учащиеся в парах читают определение)

– Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание «Закончи предложение».

СЛАЙД №7

1. Выделяю в слове (корень).

2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И).

3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

4. Если есть (суффикс А), пишу (И), если нет – (Е)

СЛАЙД №8 Алгоритм.

Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание, составляют алгоритм

действий; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, заме-

Устные ответы;

выполнение заданий


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Физкультминутка

-Как графически будем выделять орфограмму?

СЛАЙД №9

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение.

 

Игра «Хлопок».

-Я буду диктовать вам слова с чередующимися Е и И в корне. Если в корне  И – хлопок, а если Е-два хлопка, поднимая руки.

Блестеть                       протирать                              отмирающий

Блистать                       умирать                                 вытирать

Запереть                       расстелить                             выбирать

Выберу                         вычитание                             расстилать

Забирать                       протереть                              добираться

-Молодцы!  Я вижу  заряд  положительных эмоций.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

чают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Выполнение упражнений

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение
в систему знаний и по-

вторение

Обобщение
и систематизация знаний,
формирование рациональных способов применения их
на практике.

Выполнение практического задания, составление связных рассказов об изученных нормах. Взаимопроверка. Обобщение полученных на уроке сведений

Задание 5.  (слайд № 10)Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.

Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.

Задание 6. (слайд №11) Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с е и и в корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Вспомните, из каких произведений А. С. Пушкина взяты эти примеры.

На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.

А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит.

Прибежал бесенок задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой утираясь…

Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету.

Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, замирает.

Конь упирается, дрожит…

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

– Дополните столбики слов своими примерами, используя корни с чередованием, которые не встретились в упражнении.

Выполняют упражнения; работают у доски, пользуясь алгоритмом; коллективно проверяют правильность выполнения работы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды
деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли,

Вопросы для уточнения информации, письменные работы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Задание7. В диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на слайде).

Слова читает учитель, дети подбирают варианты со слайда № 12.

СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ, ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ, УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ

СЛАЙД № 12 ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ УД_РАТЬ ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ

Самопроверка по эталону на слайде № 13

СЛАЙД № 13 БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ ЗАПИРАТЬ КЛАСС ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

Задание 8.  СЛАЙД №14

I вариант – предложения 1, 3, 5;

II вариант – предложения 2, 4, 6.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните проверку в парах.

1) Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер спи мое д_тя!

(К. Бальмонт)

2) Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К. Бальмонт)

3) Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали… (М. Лермонтов)

4) Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И. Бунин)

5) Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит, ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А. Кольцов)

6) Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М. Прилежаева)

7) Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б. Белова)

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.

-А теперь я предлагаю вам начертить кластер по изученной орфограмме «Чередование Е - И в корне слова». Работаем в группах.  (Слайд 15).

Картинки по запросу кластер чередование е о после шипящих

высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам

-Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? (Правописание Е-И в корнях с чередованием).

-Перечислите корни, в которых происходит это чередование. Ученики перечисляют.

-От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? (От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е).

–Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием).

-Мы её достигли? (Да) 

Работа с диагностической картой в бортовых журналах.

-Оцените свою работу по диагностической карте:                

Моё умение

Моя метка

             

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?

+ -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте

+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме

 

Домашнее задание ( дифференцированный подход): 

  1. № 595, стр. 173 (для уч-ся с?),
  2.  Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для  уч-ся + -
  3. Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату»  с использованием слов с чередующимися корнями -   для уч-ся +
  4. Всем параграф 52 в теории.

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: нарисуйте смайлик.  Урок понравился –

рисуете улыбающееся  лицо, нет –грустное лицо. СЛАЙД №16

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки

Листы обратной связи



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат, Но скудно вносим мы в него хороший склад; Так чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить. Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть, А правильно писать потребно всем уметь. ( А.П. Сумароков).

Слайд 2

Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберешь кузовок

Слайд 3

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЕШЬ

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: Правописание корней с чередованием Е – И ЦЕЛЬ УРОКА: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием

Слайд 5

РАСТЕРЕТЬ – РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ – РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ – ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ – ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ – ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ – РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

Слайд 6

-ТЕР - -ТИР- - БЕР-- БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ-

Слайд 7

! В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а , и буква е , если этого суффикса нет. Исключение: сочЕтАть , сочЕтАние !

Слайд 8

«Закончи предложение» 1. Выделяю в слове (__________). 2. Вспоминаю (______________________). 3. Проверяю, (_______________________). 4. Если есть (___________), пишу (_), если нет – (_)

Слайд 9

Алгоритм 1. Выделяю в слове корень . 2. Вспоминаю корни с чередованием Е-И . 3. Проверяю, есть ли суффикс А после корня . 4. Если есть суффикс А , пишу И , если нет – Е .

Слайд 10

Как графически будем выделять орфограмму? ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ

Слайд 11

Задание 5. Протер Заберу Вымерли Придерется Подстелить Отпер Блестел Сжег

Слайд 12

Задание 6. На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним. А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит. Прибежал бесенок задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой утираясь… Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету. Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, замирает. Конь упирается, дрожит… Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Слайд 13

Задание 7. ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ УД_РАТЬ ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ

Слайд 14

Проверка БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ ЗАПИРАТЬ КЛАСС ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

Слайд 15

Задание 8. 1) Засыпает роза, вся в р_се бл_стя , наступает вечер спи мое д_тя ! (К. Бальмонт) 2) Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали ! И ум_реть мы обещали… (М. Лермонтов) 3) Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И. Бунин) 4) Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит , ковылем-тр_вой ра_ст_лается . (А. Кольцов) 5) Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М. Прилежаева ) 6) Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б. Белова)

Слайд 17

Домашнее задание: № 595, стр. 173 (для уч-ся с?), Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + - Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» с использованием слов с чередующимися корнями - для уч-ся + Всем параграф 52 в теории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

Правописание корней с чередованием о -а. Урок в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ

Урок русского языка по теме "Правописание  корней с чередованием о -а. Урок в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ...

Правописание корней с чередованием

Презентация схематично излагает орфограмму  "Правописание корней с чередованием"...

«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...

Правописание корней с чередованием гласных

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...