Повторение по теме "Причастие" (7 кл)
учебно-методический материал по русскому языку

Ротькина Мария Олеговна

Карточки для самостоятельной работы, презентации, тесты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение по теме «Причастие» Контрольные вопросы и задания

Слайд 2

1. Дайте определение причастия

Слайд 3

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? к акие?

Слайд 4

2. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?

Слайд 5

Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

Слайд 6

3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?

Слайд 7

Краткие страдательные причастия изменяются по числам и по родам в то время, как полные – по числам, родам и падежам. Краткие причастия в предложениях являются сказуемыми, полные – определениями. Краткие причастия отвечают на вопрос каков? Полные – какой? Краткие и полные причастия имеют схожую основу.

Слайд 8

Сходства и различия полных и кратких страдательных причастий Различия Полные причастия Краткие причастия Вопрос Какой? Какая? Какие? Каков? Какова? Каковы? 2. Синтаксическая роль Определение Сказуемое 3. Суффикс - нн - -н- 4. Изменяются по… числам, родам, падежам числам и родам Сходство: имеют схожую основу

Слайд 9

4. Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах – ущ - (- ющ -), - ащ - (- ящ -) ? В суффиксах –ем-, -им-?

Слайд 10

В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишется: 1) буква у или ю , если причастие образовано от глагола I спряжения; 2) буква а или я , если причастие образовано от глагола II спряжения.

Слайд 11

В суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется: 1) буква е , если причастие образовано от глагола I спряжения; 2) буква и , если причастие образовано от глагола II спряжения.

Слайд 12

5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буками Н пишется а (я) , в каких – е ?

Слайд 13

Буквы а и я пишутся перед одной или двумя буквами Н в причастиях, образованных от глаголов на – ать , -ять (размешать). Буква е пишется перед одной или двумя буквами Н в причастиях, образованных от глаголов на – ить , - еть (увидеть, закрутить).

Слайд 14

6. Сколько букв Н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?

Слайд 15

В полных страдательных причастиях в суффиксе пишется НН , в кратких – Н .

Слайд 16

7. Когда пишется одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?

Слайд 17

Две буквы Н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного и несовершенного вида. Эти причастия имеют при себе пояснительные слова. Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени.

Слайд 18

8. Расскажите о правописании НЕ с причастиями.

Слайд 19

НЕ с причастиями пишется раздельно: 1) если это краткое причастие; 2) если есть противопоставление с союзом а ; 3) если есть зависимые слова. НЕ с причастиями пишется слитно: 1) если без НЕ не употребляется; 2) если нет противопоставления с союзом а ; 3) если нет зависимых слов.

Слайд 20

Задание 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Невспаханное поле, (не)

Слайд 21

9. Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

Слайд 22

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то на письме он выделяется запятыми .



Предварительный просмотр:

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз,

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;        

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.



Предварительный просмотр:

Найдите и выделите причастные обороты (знаки препинания не расставлены).

1. Бежавшая по дну оврага речка была мелководной. 

2. Книга лежавшая на столе была открыта на первой странице. 

3. Полотенце небрежно брошенное на стул было влажным. 

4. Не выключенный из розетки утюг может привести к пожару. 

5. Отремонтированная к новому учебному году школа еще пахла краской. 

6. Сухая жёлто-красная листва чем-то сладко пахнущая, усыпала всю лужайку.

7. Колеблется на ветру стебелек с еще не высохшей утренней росой.

8. Долгая северная ночь раскинулась над глухо рокотавшим морем ещё не успокоившимся от недавней бури.

9. Золотистые листья берез шелестели колеблемые осенним ветром но не опадали.

10. Старые тополя слабо шумят облитые вечерними сумерками.

11. Часы проведенные над книгой нельзя считать впустую потерянными.

12. Усеянные редким и низким кустарником мелькают мимо вагонных окон перелески.



Предварительный просмотр:

        Просклоняйте данные причастия.

        Алеющий закат

Р.п.    алеющ… заката (какого?)

Д.п.    алеющ… закату (какому?)

В.п.    алеющ… закат (какой?)

Т.п.    алеющ… закатом (каким?)

П.п.    об алеющ… закате (о каком?)

Постиранное платье

Р.п.    постиранн… платья (какого?)

Д.п.    постиранн… платью (какому?)

В.п.    постиранн… платье (какое?)

Т.п.    постиранн.. платьем (каким?)

П.п.    о постиранн.. платье (каком?)

        Созревшая ягода

Р.п.    созревш.. ягоды (какой?)

Д.п.    созревш.. ягоде (какой?)

В.п.    созревш.. ягоду (какую?)

Т.п.    созревш.. ягодой (какой?)

П.п.    о созревш.. ягоде (какой?)

        

Просклоняйте данные причастия.

        Алеющий закат

Р.п.    алеющ… заката (какого?)

Д.п.    алеющ… закату (какому?)

В.п.    алеющ… закат (какой?)

Т.п.    алеющ… закатом (каким?)

П.п.    об алеющ… закате (о каком?)

Постиранное платье

Р.п.    постиранн… платья (какого?)

Д.п.    постиранн… платью (какому?)

В.п.    постиранн… платье (какое?)

Т.п.    постиранн.. платьем (каким?)

П.п.    о постиранн.. платье (каком?)

        Созревшая ягода

Р.п.    созревш.. ягоды (какой?)

Д.п.    созревш.. ягоде (какой?)

В.п.    созревш.. ягоду (какую?)

Т.п.    созревш.. ягодой (какой?)

П.п.    о созревш.. ягоде (какой?)

        Просклоняйте данные причастия.

        Алеющий закат

Р.п.    алеющ… заката (какого?)

Д.п.    алеющ… закату (какому?)

В.п.    алеющ… закат (какой?)

Т.п.    алеющ… закатом (каким?)

П.п.    об алеющ… закате (о каком?)

Постиранное платье

Р.п.    постиранн… платья (какого?)

Д.п.    постиранн… платью (какому?)

В.п.    постиранн… платье (какое?)

Т.п.    постиранн.. платьем (каким?)

П.п.    о постиранн.. платье (каком?)

        Созревшая ягода

Р.п.    созревш.. ягоды (какой?)

Д.п.    созревш.. ягоде (какой?)

В.п.    созревш.. ягоду (какую?)

Т.п.    созревш.. ягодой (какой?)

П.п.    о созревш.. ягоде (какой?)

        

Просклоняйте данные причастия.

        Алеющий закат

Р.п.    алеющ… заката (какого?)

Д.п.    алеющ… закату (какому?)

В.п.    алеющ… закат (какой?)

Т.п.    алеющ… закатом (каким?)

П.п.    об алеющ… закате (о каком?)

Постиранное платье

Р.п.    постиранн… платья (какого?)

Д.п.    постиранн… платью (какому?)

В.п.    постиранн… платье (какое?)

Т.п.    постиранн.. платьем (каким?)

П.п.    о постиранн.. платье (каком?)

        Созревшая ягода

Р.п.    созревш.. ягоды (какой?)

Д.п.    созревш.. ягоде (какой?)

В.п.    созревш.. ягоду (какую?)

Т.п.    созревш.. ягодой (какой?)

П.п.    о созревш.. ягоде (какой?)



Предварительный просмотр:

        Задание 3.

Расставьте знаки препинания при причастных оборотах.

ПРАВИЛО: запятые ставятся, если причастный оборот стоит ПОСЛЕ главного слова:

В середине прошлого века в Новгороде ученые нашли берестя_ые грамоты написа__ые без единой капли чернил. Буквы на бересте процарапа_ы тщательно заострё__ым писалом. Новгородцы  в древности буквально ходили по грамотам броше__ым на землю. От брошен__ого в грязь совреме__ого бумажного письма вскоре не останется даже следа, а берестя__ые письма уцелели.

Ветер дувший с моря всё время усиливался. Сорва__ая с деревьев листва закружилась в вихре ветра. Мыс возвышающ__ся над поверхностью моря был похож на утюг.

Вся изрытая глубокими колеями дорога шла тёмным знойным лесом.

Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребрё__ые инеем деревья.

Прижались к земле кусты запорошё__ые снегом. Молчит уснувший надолго лес.

Мать (не)отходившая от сына заплакала.

Воздух ещё (не) ставший знойным приятно освежает.

За окном  освещенн__ лунным светом серебрилось поле.

        Задание 3.

Расставьте знаки препинания при причастных оборотах.

ПРАВИЛО: запятые ставятся, если причастный оборот стоит ПОСЛЕ главного слова:

В середине прошлого века в Новгороде ученые нашли берестя_ые грамоты написа__ые без единой капли чернил. Буквы на бересте процарапа_ы тщательно заострё__ым писалом. Новгородцы  в древности буквально ходили по грамотам броше__ым на землю. От брошен__ого в грязь совреме__ого бумажного письма вскоре не останется даже следа, а берестя__ые письма уцелели.

Ветер дувший с моря всё время усиливался. Сорва__ая с деревьев листва закружилась в вихре ветра. Мыс возвышающ__ся над поверхностью моря был похож на утюг.

Вся изрытая глубокими колеями дорога шла тёмным знойным лесом.

Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребрё__ые инеем деревья.

Прижались к земле кусты запорошё__ые снегом. Молчит уснувший надолго лес.

Мать (не)отходившая от сына заплакала.

Воздух ещё (не) ставший знойным приятно освежает.

За окном  освещенн__ лунным светом серебрилось поле.

        Задание 3.

Расставьте знаки препинания при причастных оборотах.

ПРАВИЛО: запятые ставятся, если причастный оборот стоит ПОСЛЕ главного слова:

В середине прошлого века в Новгороде ученые нашли берестя_ые грамоты написа__ые без единой капли чернил. Буквы на бересте процарапа_ы тщательно заострё__ым писалом. Новгородцы  в древности буквально ходили по грамотам броше__ым на землю. От брошен__ого в грязь совреме__ого бумажного письма вскоре не останется даже следа, а берестя__ые письма уцелели.

Ветер дувший с моря всё время усиливался. Сорва__ая с деревьев листва закружилась в вихре ветра. Мыс возвышающ__ся над поверхностью моря был похож на утюг.

Вся изрытая глубокими колеями дорога шла тёмным знойным лесом.

Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребрё__ые инеем деревья.

Прижались к земле кусты запорошё__ые снегом. Молчит уснувший надолго лес.

Мать (не)отходившая от сына заплакала.

Воздух ещё (не) ставший знойным приятно освежает.

За окном  освещенн__ лунным светом серебрилось поле.



Предварительный просмотр:

Образуйте действительные причастия настоящего времени от глаголов.

Должно получиться: несущие, работающие, улыбающиеся, поющие, водящие, гонящие.



Предварительный просмотр:

Задание 1.

Заполните таблицу. Определяя спряжения глаголов и обозначая условия выбора изучаемой орфограммы, образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени.

Глагол

Спряжение

Суффикс

Причастие

Решать

Любить

Подразумевать

Ободрять

Приглашать

Видеть

Привозить

Утешать

Подражать

Ласкать

Колебать

Мучить

Вычитать

Терпеть

О б р а з е ц:

читать

I

-ем-

читаемый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...