Разработка к уроку "Ударение словесное и логическое"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Карабанская Елена Геннадьевна

Разработка к уроку "Ударение словесное и логическое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._udarenie.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ  СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ»

Разработка открытого урока по русскому языку

Тема: Ударение словесное и логическое. Роль ударения

   Разработчик: Карабанская Е.Г.

Схема урока.

  1. Организационный момент, включающий   оглашение темы и цели урока, постановка задач урока, положительный и благоприятный настрой студентов на предстоящую деятельность.
  2. Опрос обучающихся  по заданному домашнему заданию, включающий  индивидуальные карточки и фронтальный опрос по ранее изученному материалу.
  3. Изучение нового учебного материала, предполагающее  воспроизведение уже имеющихся знаний студентов, запись нового материала в рабочие тетради.
  4. Закрепление нового материала,  предполагающее:  развитие творческих способностей  (составление словосочетаний),  развитие зрительной и слуховой памяти (прослушивание слов, запись их в рабочие тетради),  соотнесение новых знаний с уже имеющимися, расширение словарного запаса обучающихся, развитие любви к русскому языку, закрепление навыка культурного общения.
  5. Обобщение изученного, предполагающий постановку выводов о проведенном уроке.
  6. Задание на дом, включающее  составление индивидуальных карточек по теме «Ударение».

Тема урока: Ударение словесное и логическое. Роль ударения.

Цель урока: обобщить знания, полученные в 5—9 классах; закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания.

Задачи:

1) Обучить навыку правильной постановки в словах, вызывающих наибольшие трудности,  показать значение фонетики для правописания и произношения;
2)  Развить умение   правильного литературного произношения и ударения в устном общении, показать его роль;
3) Воспитать любовь к родному русскому языку,  освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об роли ударения в нашей жизни. Вспомним, какой раздел русского языка изучает правила постановки ударения в словах. И, наконец, научимся правильно произносить слова, в которых ударение часто ставят неправильно. Но начнем мы урок с проверки домашнего задания.

2. А) 3 человека получают индивидуальные карточки с заданиями. На них записаны слова. Необходимо записать их фонетическую транскрипцию.

1 карточка: летчик, весна, приобретение, огород, елка, дождь.

2 карточка: на коне, бояться, второго, в лесу, детство, пятно

3 карточка: местная, сапожник, воспитание, ночка, повторять, вьюга

Б) Фронтальный опрос для остальных обучающихся:

1. Дайте определение фонетики. Что изучает этот раздел?

2. Что представляет собой звуки?

3. Как соотносятся между собой буквы и звуки?

4. Сколько в русском языке гласных звуков, сколько гласных букв?

5. Что вы можете сказать о буквах Е, Ё, Ю, Я?

6. На какие группы в русском языке делятся согласные звуки?

7. Назовите пары согласных по глухости-звонкости. Что означает термин «оглушение»?

8. Дайте определение редукции.

9. С помощью чего мы определяем в слове сильные и слабые позиции?  (Студенты дают ответ:  - Ударение).

3. Изучение нового учебного материала. Итак, мы подошли к изучению основной темы нашего сегодняшнего урока – ударение. Давайте попробуем сформулировать, что мы знаем о нем.  (запись в тетрадь)

Ударение — выделение одного из слогов слова с большей силой при произнесении. На письме ударение обозначается знаком ́ вверху слова над ударной гласной. Ударение изучается в разделе науки «Фонетика» и является одной из фонетических характеристик слова.

В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение. Показ таблицы на доске:

Логическое ударение

Словесное ударение
(или просто ударение)

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И 
что совершается ныне...

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называетсяударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Студенты воспроизводят данные таблицы и лекции преподавателя в тетрадях.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

  • Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог.
  • В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

  • отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

  • быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: ру́ки – руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным водупроизносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

  • Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).
  • Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения:занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

  • При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

 

Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? Орфоэпия

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создает помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладения нормами правильного произношения. Существуют общие произноси тельные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если, прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы сознательно обдумывали, как это сделать. Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении (например: «проглатывание» окончаний и суффиксов, произнесение «в нос»). Неразборчивость произношения сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную незрелость. Твердости, четкости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

 Понятие об орфоэпической норме.

Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы.

Нормы произнесения гласных звуков

Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город — города — городов).

В безударном положении звучание гласных меняется.

— Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? (Редукция.)

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ] Например:

лес [э] — лесник э];

грязь [а] — в грязи э];

лист [и] — листок э].

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть лошадей, жакет.

Нормы произнесения согласных звуков.

— Что определяет произношение согласных звуков? (Положение согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками.)

Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и все более расширяет зону своего действия иная тенденция: t’t’ уверенно переходит в tt’, где t — согласный. Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме:

• допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях согласных с, з с согласными т’, д’, н’ (степь [с’т’], казнь [з’н’], здесь [з’д’]).

• возможно сохранение двух вариантов как равноценных, равноправных.

• более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [к’], [г’] и [х’].

Учащимся рекомендуется запомнить несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как [х].

Правило 2: -ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о / е[в]о.

Правило 3: зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным).

Правило 4: зч и сч произносятся как [ш’] (на стыке морфем).

Правило 5: дч и тч произносятся как [ч’] (на стыке морфем).

Правило 6: -тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах).

Правило 7: дс и тс произносятся как [ц] (перед к в прилагательных).

Правило 8: жд произносится как [шт’] и [ш’] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.

Правило 9: чн произносится как [чн] — в большинстве слов, но произносится как [шн] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

Правило 10: чт произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но нечто [чт].

Правило 11: гк произносится как [хк’] — в словах легкий, мягкий.

Правило 12: гч произносится как [хч’] — в словах легче, мягче.

Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств — содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю.

Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]).

Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а]. (к[а]за — к[о]зы, [а]писание — [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному.

В других безударных слогах после твёрдых согласных на месте гласных, обозначаемых буквами о и а, произносится звук, средний между [ы] и [а], близкий к [ы]. Такой звук, например, произносится на месте подчёркнутых гласных в словах водовоз, пароход, выход.

Правило 16: после мягких согласных, на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а] в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и] (лесок, весна, плясать). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветить — посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.

Правило 17: парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, ш, с, х, ц, ч, щ, становятся глухими (дуб [п], глубь [п’], ловко [ф], кровь [ф’], ногти [к], подход [т], багаж [ш]).

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (просьба [з’], молотьба [д’]).

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному, слова молод — молот, лезть — лесть и др.

Правило 18: во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ]).

Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко (академия, декада, демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель).

Правило 19: в начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест). После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

Послё остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро). В отдельных словах употребляется буква е (проект, реестр).

Следует правильно выделять ударные слоги в словах:

Авто́бус, аге́нт, арбу́з, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия, баллоти́роваться, балова́ть, библиоте́ка, буржуази́я, ве́рба, гекта́р, демокра́тия, де́ятельность, диа́гноз, диспансе́р, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт, зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба, и́здавна, изобрете́ние, и́зредка, индустри́я, катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, коклю́ш, коло́сс, комбайнёр, комба́йнер, крапи́ва, краси́вее, кре́мень, лыжня́, магази́н, медикаме́нты, молодёжь, моноло́г, наме́рение, недои́мка, некроло́г, не́нависть, обеспе́чение, облегчи́ть, обостри́ть, осведоми́ться, отча́сти, парали́ч, парте́р, пепели́ще, портфе́ль, премирова́ть, прину́дить, приобрете́ние, простыня́, проце́нт, псевдони́м, револьве́р, реме́нь, ржаве́ть, ру́сло, сантиме́тр, слу́чай, соболе́знование, сре́дства, ста́туя, столя́р, тамо́жня, усугуби́ть, фарфо́р, формирова́ть, фо́рум, ха́нжество, характе́рный (танец, поступок), хара́ктерный (человек), хло́пок, хода́тайствовать, хозя́ева, цыга́н, че́рпать, шофёр, щаве́ль

4. Закрепление изучения нового материала.

  1.  В русском языке существует множество слов, произношение которых нужно запомнить. Я раздам вам карточки, на которых уже записаны слова. Давайте прочтем их:

 я́дрица, фено́мен ерети́к, знаме́ние, досу́г, невро́лог, рефле́ксия, астро́лог, астроно́м, инструме́нт, хода́тайство, обеспе́чение, украи́нский, фети́ш, и́скра, дремо́та, зево́та, бюрокра́тия, возвели́ченье, озву́ченье, доне́льзя, задо́лго, сосредото́чение, упроче́ние, звонит, свекла, заржаветь, щавель, каталог.

В этих и многих других словах люди чаще всего делают ошибки в постановке ударения. Произношение этих слов необходимо запомнить.

  1.    Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.

  1.  Поставьте ударения в следующих словах:

Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.

     4.  Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения, запомните их:

Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.

5. Обобщение изученного.  Студенты сами делают выводы (устно). Преподаватель выставляет оценки за работу обучающихся на уроке.

6. Домашнее задание. Составление индивидуальных карточек по теме «Ударение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки с-з. Словесное и логическое ударение. Восприятие на слух фраз учебного и разговорно-обиходного характера»

Задачи:- Учить умению дифференцировать звуки С-З на различном речевом материале, выделять голосом ударный слог и логическое ударение.- Учить умению различать на слух речевой материал.- Способствовать ...

Разработка урока по теме: "Решение логических задач"

Логические задачи можно решать, используя следующие методы:1. Метод рассуждений2. Табличный метод3. Использование алгебры логики4. Графический метод, включающий в себя использование диаграмм Эйлера-Ве...

Методическая разработка по математике на тему "Логические задачи"

Методы решений и примеры решений нестандартных и логических задач...

методическая разработка урока по теме: "Нахождение логического выражения по таблице истинности"

Предложена методическая разработка урока для 9 класса по теме "Нахождение логического выражения по таблице истинности". Целью урока поставленной учениками было научиться строить логические в...

Методическая разработка урока "Составление словесной модели на примере басни", 7 класс

На уроке используется элементы технологии проектной деятельности, интеграции, работа в группах и элементы поисковой работы. Урок проблемно-ориентирован, имеет практическую направленность, в результате...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 10 класс ТЕМА: «Логические выражения. Таблицы истинности»

За время учебы в школе ученики знакомятся с различными видами алгебры: это и алгебра натуральных чисел, алгебра рациональных чисел, алгебра многочленов, алгебра векторов и т.д.На уроках информатики...