Методическая разработка урока "Составление словесной модели на примере басни", 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

На уроке используется элементы технологии проектной деятельности, интеграции, работа в группах и элементы поисковой работы.

Урок проблемно-ориентирован, имеет практическую направленность, в результате которой учащиеся развивают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Роль учителя сводится к организации фронтальной беседы, в ходе которой закрепляются знания и умения, полученные как на уроках литературы, так и на уроках информатики, созданию ситуаций, когда учащимся необходимо привлечение общего кругозора, что поможет в работе урока.

Учащиеся принимают участие в беседе, высказывают свои предположения на предлагаемые ситуации, самостоятельно выполняют предложенное группе задание, принимают участие в обсуждениях ответов вариантов других групп.

Предложенные задачи рассматриваются для того, чтобы развивать навыки работы с текстом, умения анализировать ситуации и самостоятельно находить собственное решение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_razr_uroka.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Составление словесной модели на примере басни»

Тип урока: Совершенствования, знаний, умений и навыков

Форма организации учебно-познавательной деятельности: урок-практикум

Методы обучения: словесные; наглядные; практические; применение знаний; формирование умений и навыков; творческая деятельность; инструктивно-практические; контроль и самоконтроль; создание ситуации осмысленности, индивидуальная работа, работа в группе, коллективное обсуждение

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, экран; компьютеры; программное обеспечение: Word7.0; лист заданий; бланки ответов.

Цель урока: Усвоение умений самостоятельно применять знания по составлению и исследованию словесной модели

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей;

метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;

личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.

Образовательные цели:

  • Выявить представление у учащихся о моделях;
  • Закрепить знания учащихся о словесных информационных моделях;
  • Формировать целостную систему знаний о словесных информационных моделях.

Воспитательные цели:

  • Продолжить формирование коммуникативных и информационных компетенций школьников через организацию работы в группе;
  • Воспитывать ответственность при работе в коллективе, исполнительность;
  • Формировать черты социально направленной личности учащихся.

Развивающие цели:

  • Продолжить формирование основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование);
  • Способствовать развитию творческого подхода к учению.

Задачи:

  1. знать способ составления словесной информационной модели через басню;
  2. уметь практически  заполнять предложенную табличную форму;
  3. уметь  делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете информатики.


Технологическая карта урока

Этапы

Формируемые

результаты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I этап: Организационный

Общая культура поведения;

Воспитание бережного отношения к технике.

Приветствует учеников.

Рассаживаются за компьютеры, готовятся к уроку.

II этап: Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока

Закрепление представления о моделях и их разновидностях;

Закрепление знаний ключевых слов;

Развитие умения систематизации изучаемого материала («грозди»);

Развитие и закрепление речевой культуры;

Развитие умения самостоятельно формулировать тему урока.

Ведет фронтальную беседу, задавая вопросы в ходе ее;

Выделяет смысловые единицы текста;

Организует коллективную проверку;

Задает вопросы, побуждая учащихся к самостоятельной формулировке темы урока, тем самым создает ситуацию информационного поиска.

Отвечают на вопросы;

Учатся выражать свои мысли, рассуждать;

Графически оформляют выделенные учителем смысловые единицы текста;

Формулируют тему урока.

III этап: Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий

Развитие умения планировать собственную деятельность.

Осуществляет показ на экране иллюстрирующего материала, тем самым создает систему заданий на воспроизведение действий уже известных и осознанных учеником;

Определяет задачу практической работы.

Определяют последовательность действий при выполнении задания;

Распределяют работу в группе.

IV этап: Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя

Закрепление навыков преобразования информации из одной формы в другую (из текста в таблицу);

Формирование умения работы в группе;

Закрепление навыков и умений использования компьютерных устройств;

Закрепление навыка поиска информации, необходимой для решения проблемы в Интернет.

Наблюдает за выполнением практической работы, чтобы получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Формулируют собственное мнение и координируют общее решение в совместной деятельности группы;

Ищут необходимую информацию в сети Интернет;

Внимательно слушают; самостоятельно решают поставленную учителем задачу, обсуждая варианты в беседе группы; записывают результаты в таблицу;

Репетируют по ролям басню.


V этап: Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий, обсуждение

Развитие навыков доносить свою позицию до других, владея приемами речи;

Развитие умения понимать другие позиции, взгляды, интересы;

Развитие умения договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Проводит анализ выполненной работы;

Дает оценку успешности достижения цели.

Получают информацию о реальных результатах учения.

VI этап: Рефлексия и информация о домашнем задании

Формирование адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области  проектной деятельности.

Задает вопросы о проведенном уроке, помогая учащимся подвести итог совместной и индивидуальной деятельности;

Предлагает форму самооценки в форме оценочного листа.

Дают оценку процесса и результативности своей деятельности с своего настроения;

Заполняют оценочный лист;

Адекватно сравнивают  самооценку и оценку учителя.


Формы и методы диагностики предметных, метапредметгых результатов на уроке

Школа пока еще  выпускает в жизнь квалифицированного исполнителя, а сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Поэтому оценивание результатов должно постепенно соответствовать требованиям ФГОС.

На предложенном уроке предметные результаты учащихся анализируются через:

  • Ответы на вопросы, которые были поставлены II этапе урока, в результате чего опорные знания и умения расширяются;
  • Оценивается речевая культура учащегося (во время проведения устного опроса учитель ведет запись неправильных терминов, использование сленгов, вместо слов-профессионалов в ответе ученика. По завершении ответа указывается на ошибки);
  • Оценивается умение систематизации изученного материала в представлении его в графической форме;
  • Оценивается качество выполнение заданий по заполнению таблицы во время практической работы через демонстрацию на экране правильного оформления.

Метапредметные результаты учащихся анализируются через:

  • Умение самостоятельно формулировать тему урока;
  • Умения самостоятельно планировать пути достижения цели;
  • Формирование ИКТ-компетенции при поиске информации в сети Интернет;
  • Организацию учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • Развитие навыков обобщения и анализа;
  • Развитие основ самоконтроля и самооценки  (заполнение оценочного листа «Работа в группе»).

Данная диагностика проводится почти на всех уроках и у учителя формируется папка, в которой прослеживается динамика изменения результатов.

Личностные результаты учащихся анализируются через:

Совместную и успешную работу в группах над созданием модели.

За рефлексию отметка не ставится.

Использование на уроке различных форм организации деятельности обучаемого и методов обучения (на данном уроке интеграция информатики с литературой) обеспечивает учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, создавать обобщенную картину по отдельно взятой теме.

Создание проблемной ситуации (цепочка ключевых слов, способствующих определению модели) помогает ученику самостоятельно формулировать тему урока.

Групповая форма работы, использованная на уроке, способствует развитию коммуникативных умений ученика.

Такой комплексный подход способствует получению личностных, метапредметных и предметных результатов.

Содержание учебного материала по этапам урока

I этап: Организационный

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих

II этап: Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока

Учитель:  Хочу пригласить желающего к доске на роль чертежника, чтобы с помощью известного Вам приема «Грозди» («Кластеры») вспомнить ранее изученный материал, а остальные в своих тетрадях создают изображение.

В течение предыдущих двух уроков Вы познакомились с одним из объектов информатики. Я сейчас назову некоторые определения, по которым надо определить, что это за объект.

«Стройная, уменьшенная, бумажная, информационная, математическая». Что это?

Ученик: Модель

Ученик-чертежник на доске рисует эллипс и в него вписывает названный термин.

Учитель: С какой целью человек использует моделирование?

Ученик: Чтобы облегчить познание, ведь не всегда можно изучать реальный объект, так как он вели или мал, процесс, протекающий в нем проходит очень быстро или слишком медленно, а также, чтобы представить объект, например, глобус, отображающий форму Земли, расположение материков.

Учитель: Какие классы моделей Вы знаете?

Ученик: Информационные и натурные.

Ученик-чертежник продолжает создавать рисунок.

Учитель: А чем отличаются эти модели?

Ученик: Натурная модель – это уменьшенная или увеличенная копия реального объекта, а информационная модель, модель, описывающая признаки оригинала на одном из языков кодирования информации.

Учитель: Какие объекты, кроме уже названного глобуса, Вы отнесете к натурным моделям?

Ученик-чертежник продолжает создавать рисунок.

Учитель: Изучая моделирование в нашем курсе, мы рассматриваем информационные модели. Как по способу представления информации мы можем выделить подклассы среди информационных моделей?

Ученик: Знаковые, образные, смешанные.

Ученик-чертежник рисует на доске подклассы информационных моделей.

Учитель: приведите примеры названных подклассов информационных моделей.

Ученики приводят примеры, а ученик-чертежник завершает изображение.

Учитель: По изображенной схеме еще раз перечислим известные классы и подклассы моделей и примеры

Ученики повторяют.

Учитель: По какому известному произведению можно построить следующую модель:

Лето  Песни  Листок  Дом  Зима  Холод  Голод  Отсутствие дома

Ученик: Это басня «Стрекоза и Муравей» И.А. Крылова

Учитель: А как можно связать созданную модель с нашим уроком?

Ученик: Это словесная модель, описанная естественным языком, использован стиль «Художественный».

Учитель: Тогда сформулируйте сами тему сегодняшнего урока.

Ученики формулируют тему урока «Составление словесной модели на примере басни»

План урока такой:

1) Обобщение знаний с помощью создания  «гроздей» (индивидуальная работа);

2) Применение знаний в новых условиях через анализ басни и построение словесной модели (групповая работа);

3) Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков через обсуждение и защиту выполненной работы.

III этап: Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий

Изложение строится на основе презентации, подготовленной учителем.

Учитель: На предыдущих уроках Вы создали словесные модели в виде конспекта, сиквейна, анализа крылатого выражения, используя художественный стиль, потому что он обладает эмоциональностью, передает мысли и чувства автора, сочетает разные стили, характеризуется образностью, воздействует на воображение и чувства читателей.

Каждый раз, когда внутренние раздоры в классе или в семье мешают общему делу, мы вспоминаем Лебедя, Рака и Щуку – трех персонажей известной басни. Когда непослушный ученик продолжает хулиганить, несмотря на все наши увещевания, мы вздыхаем: “…А Васька слушает, да ест…”. А когда сложная и запутанная задача неожиданно легко разрешается, усмехаемся: “…А ларчик просто открывался”!  Все эти образы пришли к нам из басен замечательного писателя Ивана Андреевича Крылова. Басни Крылова часто позволяют буквально в двух словах полностью охарактеризовать и ситуацию, и наше к ней отношение. Достаточно назвать кого-то “Свиньей под дубом”, как всем становится ясно, что речь идет о неблагодарном человеке, не умеющем ценить поддержку других людей. А лаконичная фраза “зелен виноград” - это намек на ситуацию, когда человек из зависти ругает что-либо, что по тем или иным причинам оказалось ему недоступно. Если не обращаться к басням, мы рискуем так никогда и не понять, почему легкомысленному ученику, теряющему время даром, в ответ на жалобы на плохие оценки советуют: “Так пойди же, попляши!”.

Сегодня мы еще раз попробуем духовно обогатиться миром басен Ивана Андреевича Крылова. Девизом урока я выбрала строку из басни И.А. Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать по басням».

Анализируя басню, вы создадите словесную модель, описывающую черты характера людей и отношения между ними, которые автор басен заложил в созданных образах животных, птиц. В практической работе на компьютере Вы также познакомитесь с еще одной разновидностью смешанной информационной модели – таблицей. Работу будете выполнять в группах, которые я сформировала в соответствии с посадочными местами за компьютером. Заранее распределите роли: кто будет заносить информацию в таблицу на компьютере, кто будет представлять защиту созданной модели, кто выразительно прочитает выбранную басню.

Члены других групп внимательно слушают ответы выступающих, т.к. у них есть возможность дополнять ответы.

Вам предстоит по жеребьевке выбрать басню, проанализировать ее и создать словесную модель.

При анализе текста вы должны:

1) Определить, какие черты характера и отношения между людьми сформулировал  автор;  

2) Занести результаты в таблицу;

3) На основе анализа и морали басни и записать сделать вывод;

4) Вспомнить и записать подходящую к морали басни пословицу (можно воспользоваться поиском в сети Интернет);

5) Сохранить работу в папке одного из членов группы;

6) Публично провести защиту своей работы.

IV этап: Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя

Бланки заданий к уроку «Составление словесной модели на примере басни»

«Ворона и Лисица»

Черты характера Вороны

Черты характера Лисицы

Сделайте вывод, записав главную мысль басни своими словами.

Запишите пословицу, подходящую для морали басни.

«Квартет»

Черты характера Мартышки

Черты характера Осла

Черты характера Козла

Черты характера Мишки

Сделайте вывод, записав главную мысль басни своими словами.

Запишите пословицу, подходящую для морали басни.

 «Слон и Моська»

Черты характера Слона

Черты характера Моськи

Сделайте вывод, записав главную мысль басни своими словами.

Запишите пословицу, подходящую для морали басни.

V этап: Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий, обсуждение

Ученики читают басню по ролям, демонстрируют на экране заполненный вариант таблицы, выделяют главную мысль басни и делают вывод своими словами.

Учитель: на экран выводит сформулированную главную мысль басни и приводит подходящую пословицу.

«Ворона и Лисица»:  Кто любит лесть, того легко обмануть льстивыми словами. «У лести нет чести». 

«Квартет»: Не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье, а упорный труд, учение, талант необходимы во всех делах. «Не в свои сани не садись».

«Слон и Моська»: Шумом вокруг себя можно создать любое мнение, но проницательные люди поймут, чего стоит этот шум. «Собака лает – ветер носит». 

VI этап: Рефлексия и информация о домашнем задании

Учитель: Какой общий вывод по анализу басни Вы можете сделать?

Ученик: Басня не только поучает, но и высмеивает.  Как правило, басня в начале или конце имеет мораль, в которой выражается основная мысль автора. Чтобы никого конкретно не обидеть, автор в басне использует аллегорию, наделяя отдельными человеческими характерами животных.

Учитель: А Вы встречали людей с чертами характеров героев сегодняшних басен?

Ученик: К сожалению, такие люди встречаются в жизни.

Учитель: Помогла  басня лично Вам лучше понять создание словесной модели?

Ученик: Да, помогла. Благодаря заданию по поиску вывода басни, я стал и басню понимать по-другому.

Оцените работу в группе

Домашнее задание: упр. 19 (анализ басни «Стрекоза и Муравей)

Оценочный лист «Работа в группе»

№ пп.

Фамилия, имя члена группы

Критерии оценивания

(«1» -  ДА, «0» - НЕТ)

Оценка группы

(0 – 3 баллов)

Участвовал в обсуждении

Участвовал в принятии решений

Соблюдал принципы сотрудничества

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока словесности.

 Урок  по теме «Художественные средства и их роль в идейном содержании поэмы А.Ахматовой «Реквием»   в курсе 11 класса, объединивший два смежных предмета – русский язык и л...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе в рамках формирования универсальных учебных действий на примере темы «Е-и в корнях с чередованием гласных»

 Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методичес...

Методическая разработка-урок по модели "Перевернутый класс" 2019

Урок иностранного языка по модели "Перевёрнутый класс", февраль 2019 г....

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...

Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления неслышащих обучающихся на уроках русского языка как инструмент успешного освоения АООП ООО»

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы, а также для учителей коррекционных школ, обучающих детей с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи. Она призвана по...