Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе в рамках формирования универсальных учебных действий на примере темы «Е-и в корнях с чередованием гласных»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

   Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических средств обучения.

Цели: определение форм и методов изучения темы; повторить правила написания О-А в корнях с чередованием гласных,  дать понятие о правописании Е-И в корнях с чередованием гласных, выработать умение находить и правильно писать слова с чередованием гласной в корне слова, использовать слова с чередованием гласной в корне слова в устном и письменном общении.

Задачи: уяснить сведения о правописании корней с чередованием гласной; совершенствовать навыки правопивания; развивать исследовательские и творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, способность к обобщению; формировать эстетический вкус учащихся; воспитывать любовь и верность, дружеские чувства, интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Форма урока: урок-путешествие

Методы урока: игровой, объяснительно-иллюстративный с элементами репродуктивного

 Технологии: информационная (формирование знаний, умений, навыков), операционная (формирование способов умственных знаний), личностно-ориентированного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока по русскому языку
в 5 классе в рамках формирования

универсальных учебных действий

на примере темы
«Е-И  в корнях с чередованием гласных»

подготовила

Галузина Инесса Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №558 Выборгского района

города Санкт - Петербурга

Тема урока:  «Е-и  в корнях с чередованием гласных»

Цели урока:

  • Определение форм и методов изучения темы;
  • повторить правила написания О-А в корнях с чередованием гласных;
  • дать понятие о правописании Е-И в корнях с чередованием гласных;
  • выработать умение находить и правильно писать слова с чередованием гласной в  корне слова;
  • использовать слова с чередованием гласной в  корне слова в устном и письменном общении.

Задачи урока:

  • уяснить сведения о правописании корней с чередованием гласной;
  • совершенствовать навыки правописания;
  • развивать исследовательские и творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, способность к обобщению; 
  • формировать эстетический вкус учащихся;
  • продолжить работу по расширению словарного запаса, развивать связную речь учащихся;
  • воспитывать любовь и верность, дружеские чувства, интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Форма урока: урок-путешествие

Методы урока: метод игровой, объяснительно-иллюстративный с элементами репродуктивного

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Возрастная категория: 5 класс

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. -М: Просвещение, 2012 5                  Средства наглядности:  лингвистическая сказка, раздаточный материал, карта путешествия, презентация                                                                                                                    Технология: информационная (формирование знаний, умений, навыков), операционная (формирование способов умственных знаний), личностно-ориентированного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.

Ход урока

Учитель

Учащиеся

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Приветствие, сообщение темы урока и его задач, запись числа в тетради. (слайды 1-2)

II. Инсценировка отрывка из сказки «Иван-царевич и Серый волк». (слайд 3)

- Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие в страну Знаний, куда Черномор унес Василису.   Эта страна имеет много городов. В некоторых из них мы побываем. Нам нужно постараться. Иван- царевич нуждается в нашей помощи. Ну что, готовы помочь Ивану-царевичу отыскать Василису? Ну тогда вам нужно выполнять задания. Итак, начинаем наше путешествие.           

Иван- царевич и Серый волк отправляются по дороге Русского языка. Она содержит много интересных достопримечательностей. Сегодня нам с вами нужно научиться находить и грамотно писать слова с орфограммой «Правописание чередующейся гласной в корне»

III. Проверка домашнего задания. (Учащиеся подбирали пословицы и поговорки с корнями –раст-/-рос- и –лаг-/-лож-).

- Чему учат эти пословицы и поговорки?

IV. Лингвистическая разминка.

 По дороге Русского языка Иван- царевич и Серый волк добрались до ворот крепости. А пройти не дает Орфографический замок. Нужно его открыть, вставив пропущенные буквы, и объяснить орфограммы.     

Вы видите ряды слов (записаны на доске). Найдите признак, объединяющий слова каждой группы:

Запишите тему урока.      

Безударный – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука…

V. Изучение новой темы. Обратимся к материалу учебника с.112 (учебник Русского языка 5 класс  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.) .

Группа учащихся представляет инсценировку «Суффикс-консультант» (* Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).    Задание: выписать слова на орфограмму «Е-И в корнях с чередованием»

   

- Теперь Иван- царевич с Серым Волком могут двигаться дальше. И мы вместе с ними и попадаем в Сказочный город. Здесь мы услышим интересную сказку.      Чтение лингвистической сказки    

 «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

Теперь самое время отправиться в город  Чередующихся гласных.  Здесь мы проведём орфографическую работу. Запись на доске (с обратной стороны) и в тетрадях              

Распределительный  диктант с взаимопроверкой (4 столбика А-О-Е-И) .

 А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.  

- Итак, вы успешно преодолели препятствия. Иван-царевич может двигаться дальше.

Учитель читает вслух слова, а учащиеся отмечают необходимые буквы  и сами себе выставляют оценки)        

VI. Физкультминутка

Поищем буквы  из темы урока. Может, они под стул закатились слева (наклоны влево), может, под парту справа (наклоны вправо)? Может, гости слева видели,может, гости справа (повороты)?

Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо  5–10 раз)  

- Ребята, какое слово прозвучало на изучаемую орфограмму? (Потереть)

  А теперь мы вместе с Иваном-царевичем попадаем в город Закрепления знаний.

VI. Закрепление, обобщение и систематизация знаний 

Орфографическая работа (проверяет компьютер)

Игра « Найди  лишнее  слово». Элементы игровой технологии   

   Наши герои попали под метеоритный дождь и в задании появились лишние слова. Найдите  «четвёртое лишнее» слово.

Мы справились с заданием, но на пути Ивану-царевичу встретилась Пещера. Здесь ждут «сокровища», которые вы сами и найдете. Но это будут не рубины и сапфиры, золото и бриллианты, спрятанные пиратами, а буквы-орфограммы «Чередующиеся гласные в  словах», которые нужно обнаружить и показать в предложениях, скрывающихся за входами в пещеры.

Работа с  сигнальными  ракетами.  Наши герои взяли с собой сигнальные ракеты. Я сейчас буду называть слова, а вы показывайте ту ракету, которая соответствует  данному слову.

VII. Подведение итогов. 

Наконец, преодолев все препятствия, Иван-царевич попадает в страну Знаний и видит свою Василису. Но она заколдована Черномором. Пытаясь ее спасти, Иван-царевич обнаруживает Таинственную записку. Ребята, вся надежда на вас, помогайте спасти Василису!  

Молодцы, справились с заданием. Теперь Василиса свободна! Будут они жить долго и счастливо!

Ребята, по мотивам русской народной сказки создан не только мультфильм, но и знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину       « Иван-царевич на Сером волке». Предлагаю вам рассмотреть ее репродукцию, написанную в 1889 году. Это картина о любви и верности, дружбе и товариществе. Она полна оптимизма. Ведь даже в таком мрачном лесу есть нежная и цветущая яблонька.

VIII. Домашнее задание 

IX. Рефлексия.

Выставление и мотивировка оценок и ответов

Учитель благодарит ребят за хорошую работу.

                   

В некотором царстве, в некотором государстве… Случилось это в тридевятом царстве: (Царевна слушает поэму «Руслан и Людмила» (читает Кот ученый):

Уже колдун под облаками;               
На бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой.

Царевна: - Ах, как это романтично! А Руслан нашел свою Людмилу? А  старый князь простил Руслана?

Кот: - Простил, всех простил.

Царевна: - Чудесно! Чудесно! А у нас скучно. Ваня, хочется приключений, романтики! На свете столько всего интересного!

Иван: - Да ты просто избалованная золотая молодежь.

Входит Черномор.

Иван: - Ты кто?

Черномор: - Я злой Черномор. (Похищает Василису).

Иван: - Куда он Василису унес? Это какое-то недоразумение!

Мал родился, а вырос – пригодился.

Человек не грибок, в день не растет.

Прилагай труд к справедливому делу.

Имей ум- все остальное приложится.

Подальше положишь – поближе возьмешь.

Ленивым больше всех приходится прилагать усилий.

Уд..вить,выд..рнуть,сохр..нить;   Что объединяет слова первого ряда? (Безударная гласная в корне слова.) Записали, подобрав однокоренные слова и обозначив орфограмму.

2)Д..ван,к..стюмправ…льный. А что объединяет слова второй группы? (Непроверяемая гласная в корне слова.) В случае затруднения, что поможет нам правильно написать слова с непроверяемой гласной? (Орфографический словарь.) Записали слова, обозначили орфограмму.

       3)   Перел...жить, изл…гать, бл…стать, подр…сти, выр…сли, выб…ру, выр…щенный

А что вы можете сказать о словах третьего ряда? ( В корне этих слов находится чередующаяся гласная.) Написание всех ли слов, находящихся в этом ряду, вам известно? Записали слова представленные в этом ряду. В словах с неизученной орфограммой оставьте  пропуски. Какие гласные чередуются в оставшихся словах? А в какой морфеме? (Учитель выделяет корни в словах с неизученной орфограммой, ученики помогают.)


Учитель: Решил Иван-царевич написать письмо царю. Начал он было писать – «соб…райте», да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро. 
Иван (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте? 
Ученик (по другому телефону): Сейчас вам ответит Суффикс-консультант. 
2-й ученик (берет телефон у третьего ученика): Вы меня слушаете? В таких корнях, где чередуются И и Е, все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило: 
Если после корня – А, 
В корне будет И всегда! 
Вот пример, запоминай: 
Ноги вытер? Вытирай

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.

«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

Работают в тетрадях.

Водоросли, разжигать, растение, застелить,  запер, прибирал, изложение, предлагать, росток, отрасль, слагать, задирает, полагаться, блестит, расположение, стирает, заберу, настелил.

Взаимопроверка.

Тренажер (приложение)

1 опираться  2 ст..реть 3 бл..стает

4 пост..лить  5 проб…раемся

6 бл…стать 7 заб…рет 8 ст…рать

9 соб..раю   10 расст..лил

11 зап..раю  12 проб..ремся

13 изм…рять 14 разж…гать

15 зад…реет         Самопроверка.

Здоровьесберегающие технологии

(слайд 4)

Ул…жить в кровать, подст…лить соломки, слезу ут…рает, вместе пол…гаем, р…стовщик Р…стислав, соб…ру урожай, имя прил…гательное, выр…с из семян, зам…рать от восторга, выт…р пыль, заст…лить ковром, быстро уд…рает.

Записывают на доске и в тетрадях

взбираться, замирать, зажигать, заблестеть;

уберу, опирается, отдеру,  стереть;

соберу, примерять (платье),  замереть, опереться.

(слайд 5)

Правила поведения за столом:

1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

2. Постели салфетку на колени.

3. Не задирай ноги и не болтай ими.

4. Убирай локти со стола.

5. Не вытирай руки о скатерть, пользуйся салфеткой.

6. После еды убери за собой посуду.

Прибирать, растереть,  блистательный, отпирать, заблестели, запирать, сдираю, выжигаю,  замереть, расстелить, выжег.

Таинственная записка (слайд 6)

1. Какими правилами необходимо руководствоваться, чтобы правильно написать гласную в корне слова?

2. Назвать изученные корни с чередованием гласной.

3. Рассказать о чередовании Е-И в корнях слов.

4. Привести примеры

слайд 7

1.Выучить правило (с.112)  

2.Написать сочинение-миниатюру «Как я убирал в своей комнате» (в сочинении  использовать слова с чередованием Е-И в корне слова).

Слова благодарности учащихся за сотрудничество.

Приложение

Тренажер

Фамилия_______________________________________________________

Класс______________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Е

И

Оценка____________________

Слова для задания: 

1 опираться

2 ст..реть

3 бл..стает

4 пост..лить

5 проб…раемся

6 бл…стать

7 заб…рет

8 ст…рать

9 соб..раю

10 расст..лил

11 зап..раю

12 проб..ремся

13 изм…рять

14 разж…гать

15 зад…рет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...

Методическая разработка урока по русскому языку 6 класс «Публичное выступление. Подготовка к созданию монолога-рассуждения»

Предлагаемая методическая разработка урока позволяет сформировать у шестиклассников представление об особенностях монолога-рассуждения, дать начальное представление о публичном выступлении. Тема...