Методическая разработка урока словесности.
учебно-методический материал (11 класс) на тему

 

 Урок  по теме «Художественные средства и их роль в идейном содержании поэмы А.Ахматовой «Реквием»   в курсе 11 класса, объединивший два смежных предмета – русский язык и литературу,      предлагается провести как урок словесности.  В современной педагогической практике интеграции предметов уделяется большое внимание, так как естественная взаимосвязь учебных дисциплин на основе ведущей идеи позволяет углубить изучение материала, активизировать мыслительную деятельность, даёт целостное представление о явлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rekviem.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 7

Конкурс «Лучшая методическая разработка по предмету с использованием интерактивной доски»

Методическая разработка урока словесности.

Тема: «Художественные средства и их роль в идейном содержании   поэмы А.Ахматовой «Реквием»

11 класс. Урок литературы и русского языка.

2 часа

                           

                                                                Урок разработан

                                                      учителем русского языка  Гулько Е.Ш.,

                                                      учителем  литературы      Супрон Н.М.

                                                       

                    Поронайск

                                                           2013

                                                  Пояснительная записка

 Урок  по теме «Художественные средства и их роль в идейном содержании поэмы А.Ахматовой «Реквием»   в курсе 11 класса, объединивший два смежных предмета – русский язык и литературу,      предлагается провести как урок словесности.  В современной педагогической практике интеграции предметов уделяется большое внимание, так как естественная взаимосвязь учебных дисциплин на основе ведущей идеи позволяет углубить изучение материала, активизировать мыслительную деятельность, даёт целостное представление о явлении.

  Русский язык и литература        относятся к одной образовательной области – филология, имеют единые цели и задачи обучения.   Помимо этого, в  11 классе  данные предметы ведутся  двумя учителями.  

Изучение художественных средств на уроках русского языка  происходит последовательно и систематически с 5 класса. В 11 классе на изучение художественного стиля и художественных средств отведено 6 часов. Предусмотрен урок-практикум, посвящённый повторению, определению и изучению   изобразительных средств языка. Тема  данного урока  обозначена в рабочей программе как анализ лирического произведения.      В связи с тем, что   определение художественных средств в школьной программе традиционно   вызывает у учащихся  затруднение, их изучение     требует  нового  подхода  с  использованием  новых компьютерных технологий.    Применение   интерактивной доски  должно помочь обучающимся освоить и закрепить тему на  другом уровне.

На изучение творчества А.Ахматовой в курсе литературы 11 класса отводится 4 часа. Данный урок, который   является третьим в теме «Поэзия А.Ахматовой», посвящён анализу поэмы «Реквием». На предыдущих занятиях учащиеся получили представление о личности А.Ахматовой,  о  содержании и художественном своеобразии лирики поэта. Данный урок продолжает знакомство с её художественным  миром.  Аналитическая беседа и изучение  изобразительных средств предваряют заключительный этап изучения темы – сочинение по творчеству А.Ахматовой.  

Теоретическое и практическое  изучение художественных средств поэмы с применением интерактивной доски позволит учащимся не только качественнее  подготовиться к  ЕГЭ, но и  глубже постичь суть поэмы и ее значение.

   Данный урок разработан по типу организации учебного контента  «со сценарием». Материал учебного контента заранее спланирован, что предполагает изучение темы в заданной последовательности. Это  даёт возможность логично организовать процесс представления информации, осветить  проблемы урока с разных сторон. Доска Interwrite  позволяет применить различные формы работы:  выявление соответствий, проверка тестового материала с последующим заполнением маркером ответов теста, работа с таблицей с применением инструмента «шторка», вставка видеоряда и звуковых файлов по гиперссылке.  

Технология интерактивной доски позволяет наглядно, рационально представить учебный материал, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

В конкурсный вариант урока ( регламент объёма представленных материалов 10 Мб ) не вошли видеоматериалы, звуковые файлы), они представлены в папке «Приложения» и могут быть использованы в работе учителя.

ХОД  УРОКА

Цели урока:   1. Формирование умения анализировать поэтическое

                        произведение на основе художественных средств текста

                        2. Развитие умений учащихся  выявлять художественные средства и

                         определять их роль в идейном содержании поэмы

                        3. Воспитание патриотизма, уважения к истории страны,

                                   литературному наследию на примере поэмы «Реквием», посвящённой

                                    жертвам сталинских репрессий.

Задачи урока: 1. Познакомить с поэмой А.Ахматовой «Реквием» и  судьбой автора.

                         2. Повторить теоретические сведения о художественных  средствах

                          языка

                         3. Отработать определение и нахождение

                          изобразительно-выразительных средств в тексте.

                         4. Показать роль поэмы А.Ахматовой, её значение, её место в

                           культурном наследии  России.

                        ХОД УРОКА

І.  Организационный момент.

Активизация внимания через постановку проблемной  ситуации: урок ведут два учителя  (ученики   находят точки соприкосновения литературы и русского языка – это идея, смысл произведения и его язык)

ІІ. Актуализация опорных знаний  (проверка готовности к восприятию информации). (слайд 3-4)

Чтение наизусть стихотворения из цикла А.А.Ахматовой «Венок мёртвым»

De profundis (из бездны взываю)…

…Моё поколение

Мало мёду вкусило. И вот

Только ветер гудит в отдаленье,

Только память о мёртвых поёт.

Наше было не кончено дело,

Наши были часы сочтены,

До желанного водораздела,

До вершины великой весны,

До неистового цветенья

Оставалось лишь раз вздохнуть…

Две войны, моё поколенье,

Освещали твой страшный путь.

ІІІ. Целеполагание.  (слайд 5)

Что знал?

С жизнью и творчеством А.А.Ахматовой мы знакомы. (Предполагаемые ответы учеников закрыты «шторкой»)

Что узнаю? (предлагается план урока и сообщается домашнее задание)

Что узнал? (Предлагается ответить в конце урока)

ІV. Вступление  учителя литературы (слайд 6)

-  Анна Ахматова прожила долгую жизнь. Пережила она и рано пришедшую к ней всероссийскую известность и незаслуженную – затянувшуюся на несколько десятилетий – резкую хулу, надолго закрывшую ей дорогу в печать, и подлинную мировую славу.

Сегодня мы познакомимся самым трагичным произведением А.Ахматовой. Трагичным, потому что в нём воплотились боль и страдания всего народа и каждого отдельного человека в годы сталинских репрессий.

Поэма называется «Реквием».  (Смысл названия. Значение слова «реквием»).  Известно, что это заупокойная месса, величественная и скорбная. Так, начиная с названия произведения, проявляется одна из центральных тем – тема памяти.

V. Изучение нового материала.

 1. История создания поэмы. Сообщение ученика Индивидуальное домашнее задание. (слайд 7)

-  Стихотворения, составившие эту поэму-цикл, написаны в 1935-1940 годах. Однако до 1962 года  поэма не была записана и «хранилась» в памяти Ахматовой и нескольких наиболее близких её друзей, которые вынуждены были  учить стихотворения наизусть. Поэма сложилась из отдельных стихотворений.  В основе «Реквиема» биография автора:  арест сына А.А.Ахматовой  Л.Н.Гумилёва и  арест её третьего мужа, профессора Всероссийской академии художеств Н.Н.Пунина.

2. Текстуальное изучение поэмы  (Чтение учениками глав  «Реквиема» наизусть)

3. Сюжет. (Сюжет поэмы - горе матери, оплакивающей мужа и сына, безвинные жертвы репрессий. Главный герой “Реквиема” – мать).  ( Слайд 8)

4. Композиция (слайд 9)

 Проблема жанра, сюжета, композиции поэмы «Реквием»:

- Трагические события тех лет Ахматова разделила со своим народом. “Реквием” датирован 1935-1940 годами и посвящен годам “большого террора”. На протяжении пяти лет у Ахматовой появлялись отдельные стихотворения. В 1940 году А. Ахматова написала пролог (“Посвящение” и “Вступление”) и эпилог. Так родилась поэма “Реквием”. Представляется спорным вопрос о жанре “Реквиема”. Одни считают его циклом отдельных стихотворений, объединённых под общим названием. По мнению других, “Реквием” - это поэма с тщательно продуманной композицией.     Как правило, в цикл объединяется ряд стихов с общей темой, мотивом.  «Реквием»,  несмотря на то, что разные его части создавались в разное время, обладает высочайшей степенью единства:

-  особого рода единство образа лирической героини (женщина-мать,  обычная женщина, женщина из богемы начала ХХ века, Богородица – ипостаси лирической героини)

-  единство мотивно-образной структуры;

- единство проблематики;

- единство  лирического сюжета (Арест – ожидание – «Приговор» - «К смерти» - «Распятие»

5.  Аналитическая беседа. Многоплановость поэмы.(Слайд 10. Flash Player. Использование звукового файла. Чтение главы А.Демидовой)

-  Современный план  (учащиеся находят ключевые образы – приметы советской эпохи: «тюремные очереди», «черные маруси», «звёзда» и др.)

-  Фольклорный план (стрелецкие жёнки, «кремлёвкие башни», «тихий Дон»)

-  Библейский план (распятие, Матерь Божья, Магдалина)

Выводы:  Поэма обладает несколькими уровнями обобщения: судьба автора, судьба  народа в советский период,  обращение к российской истории: кровавое подавление стрелецкого бунта, судьба донских казаков; судьба библейских героев.

VI. Вступительное слово учителя русского языка. Постановка проблемы. Обращение к цитате « Для них соткала я широкий покров из бедных, у них же подслушанных слов»

        Роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.

-  Яркие   изобразительные средства – один из критериев таланта автора, который предполагает и талантливого читателя.  И этому можно и нужно учиться. Мы будем учиться видеть и понимать разнообразие, необычность, художественную силу образов поэмы А.А.Ахматовой.  Только тогда  может открыться талантливому читателю художественный смысл и суть  произведения.

Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы.

VII. Работа с интерактивной доской. Исследование и определение художественных средств в тексте.

            - Выразительность речи достигается разными способами и средствами:

  1. (Слайд 11). Даны определения ,термины, примеры. Приведите в соответствие

            Эпитет

Метафора

Олицетворение

Сравнение

  1. (Слайд 12).  Синтаксические художественные средства: анафора, инверсия, риторический вопрос, умолчание, бессоюзие.

 Определите  соответствия. Дан пример - назвать термин – дать определение термина.  Проверьте себя с помощью инструмента «шторка»

  1. ( Слайд 13). Звуковые художественные средства.     Определите  аллитерацию,  ассонанс  и проверьте себя с помощью инструмента «шторка».

VIII. Изучение нового материала: РЕМИНИСЦЕНЦИЯ.

  1. Проблемное задание. (Слайд 14)

-  Посмотрите на слайд и попробуйте дать определения художественного средства: реминисценция.

-  Почему А.Ахматова употребляет выражение  «каторжные норы»        из известного всем стихотворения А.С.Пушкина?

-  Проверьте себя, открыв «шторку»

2.  Углубление понятия «реминисценция». «Реквием» А.В.Моцарта. Музыкальное произведение, заупокойная месса. Прослушивание  звукового файла. (Слайд 15 Flash Player.)

  1. Углубление понятия «СКВОЗНОЙ ОБРАЗ». Аналитическая беседа.

(Слайды 16-17 )

-  Талантливое художественное произведение  обычно насыщено образами. Художественные образы не только воспроизводят  явления жизни, но и обладают особой эмоциональностью. Сквозной образ – это та идея, переданная словом, которая особо волнует писателя.

-  Что же такое сквозной образ? Как вы понимаете термин? Почему сквозной? Какова его роль?( предположительный ответ закрыт инструментом «шторка», иллюстрация в формате JPEG)

- Действительно, сквозной образ – это неоднократно повторяющийся в произведении образ, который  несёт дополнительные  смысловые оттенки, тем самым углубляя мысль.

- Поэма А.А.Ахматовой удивительно богата сквозными образами. Давайте понаблюдаем, какие ключевые образы повторяются в поэме и как они помогают понять трагедию лирического героя?

(Предположительные ответы учащихся: камень ( «упало каменное слово», «душа окаменела», «окаменелое страданье»), вода (Нева, Енисей, Дон, море), звезда (Полярная звезда, «звёзды смерти», «огромная звезда» кремлёвские звезды)

Х. Закрепление изученного материала. (Слайд 18)

Работа с текстом.

Задание: найти художественные средства в тексте (метафора, эпитет, олицетворение, оксюморон, гипербола). Глава «Вступление».

С помощью инструмента «перо» покажите соответствия.

XI. Проверка усвоения нового материала. (Слайд 19)

Текст ЕГЭ. Часть В8. Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются художественные средства главы «Посвящение». Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Заполните пропуски с помощью инструмента «перо».

        "Посвящение" содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья "осатанелых лет". Трагизм эпохи подчёркивает  художественное средство, основанное на скрытом сравнении:_________. Закономерным является введение в текст образов, восходящих к стихотворению А.С.Пушкина "Во глубине сибирских руд". Это художественное средство ______   помогает провести  параллель между эпохами и глубже увидеть народное горе.  

        Яркие художественные определения________ дают возможность не только описать явления, но и помочь увидеть реальную картину эпохи глазами лирической героини. О её  беспредельной душевной  ране говорят и многоточия, которые являются признаками такого изобразительного средства, как________.

Перечень художественных средств:

  1. Антитеза
  2. Парцелляция
  3. Метафора
  4. Сравнение
  5. Эпитет
  6. Реминисценция
  7. Недосказанность
  8. Оксюморон

XII. Заключительное слово учителя. (Слайд 20)

Вторая часть  Эпилога развивает тему Памятника. (Вспомним  Державина и Пушкина). Но под пером А.Ахматовой  тема приобретает глубоко трагичный смысл. Никогда  ни в русской, ни в мировой литературе  не возникало столько необычного памятника поэту, стоящего, по его завещанию, у тюремной стены. Это памятник всем жертвам репрессий, замученным в страшные годы сталинского режима.

XIII. Рефлексия. (Слайд21)

Проверка психоэмоционального состояния обучающихся и эффективность  мотивации деятельности

Что узнал? ( выводы заполняются обучающимися, тезисы домашнего сочинения)

Ответ на основной вопрос: Какова роль изобразительно-выразительных средств в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»

-  Поэма удивительно богата художественными средствами, которые говорят о гениальности А.Ахматовой.

-  Сквозные образы поэмы помогают увидеть не только исторические явления, но и глубину страданий лирического героя.

  • «Реквием» - это памятник, воздвигнутый с помощью слова,  в слове, что предполагает преодоление смерти.

Список литературы и интернет- ресурсы

  1. Зинина Е.А. “Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста”, М., 2007
  2. Меркин Г.С. “Выразительные средства художественной речи”, М.,2002
  3. Симакова Е.СВ. “Выразительность русской речи. Подготовка к ЕГЭ”, М., 2008

       4.  http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/7.html

 

           

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока словесности в 6 классе по балладе Роберта Льюиса Стивенсона "Вересковый мёд"

В разработке представлены географические, исторические сведения о Шотландии, подробное описание растения вереск, рассказ о жизни и творчестве писателя, анализ баллады. К уроку прилагается презентация....

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "Составление словесной модели на примере басни", 7 класс

На уроке используется элементы технологии проектной деятельности, интеграции, работа в группах и элементы поисковой работы. Урок проблемно-ориентирован, имеет практическую направленность, в результате...

Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления неслышащих обучающихся на уроках русского языка как инструмент успешного освоения АООП ООО»

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы, а также для учителей коррекционных школ, обучающих детей с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи. Она призвана по...