Словообразование. 10 класс
статья по русскому языку (10 класс)

Дмитриева Ирина Евгеньевна

Словообразование. 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_slovoobrazovanie_prakticheskie_zadaniya.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Словообразование. 10 класс

  1. Задание. Какие языковые средства в данном фрагменте усиливают мысль любой ценой достичь цели? Докажите. Какие морфемы способствуют этому восприятию?

А когда не хватает энергии

для последних мгновений пути,

помогают законы инерции

добежать,

добрести,

доползти.  (С.Куняева)

  1. Задание. 1)Прочитайте фрагмент стихотворения. Объясните его название. Что, по-вашему, хотел выразить поэт? Какие выразительные средства он использует для этого? 2)Докажите, что в этом стихотворении использованы два приема, основанные на словообразовательных возможностях русского языка: авторские слова и повтор слов одной морфемной модели.

Безглагольность

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвет на склон косогора,-

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье глухое, немое.     (К. Бальмонт)

  1. Задание. Из каждой группы слов выпишите слова, которые соответствуют указанной модели.

1)корень, суффикс, суффикс –тель-, окончание:

Постель, читатель, метрдотель, двигатель, скоросшиватель, следователь, приятель, коростель, обитель, даритель, шпагоглотатель, поглотитель, учитель, выпрямитель.

2) корень, суффикс – ушк-, окончание -а-:

Клюшка, избушка, колотушка, ватрушка, речушка, пушка, кукушка, толстушка, катушка, пастушка, церквушка, комнатушка, подушка, тушка, кадушка, лошадушка, простушка, сударушка.

3) корень, суффикс – ин-, окончание –а-:

Рыбина, свинина, домина, половина, ягодина, оленина, кручина, свеженина, помидорина, макаронина, голосина, бисерина, зазубрина, дурачина, хворостина, мешанина, громадина, отсебятина, опричнина.

4) корень, суффикс -к- , окончание -а-:

Ножка, шляпка, лошадка, съёмка, тетрадка, дырка, гонка, молодка, расческа, чистка, туфелька, рамка, сумка, вешалка, слежка, душка, подушка, корка, обновка, доводка, походка, вилка, мышка, селедка, палка, кастрюлька, пробка, подкормка.

  1. Задание. Запишите слова, приёмом поморфемного письма, распределяя существительные, распределяя существительные по группам.  Докажите, что все существительные объединяет общее значение суффиксов.

1)корень, суффикс –ист-, суффикс – ость-, окончание:…

2)приставка, корень, суффикс – ист-, суффикс –ость-, окончание:…

3)корень, суффикс, суффикс –ист-, суффикс –сть-, окончание:…

Шелковистость, ветвистость, обрывистость, порывистость, овражистость, щелистость, жилистость, стволистость, мускулистость, приземистость, пружинистость, морщинистость, мучнистость, торфянистость, ребристость, ворсистость, маслянистость, плечистость, водянистость, речистость, размашистость.

  1. Задание. Заполните словами данное гнездо, используя в качестве исходных прилагательных густой и пустой. В чем сходство и различие двух словообразовательных гнёзд?

       

  Корень, суффикс –еньк-, окончание –ий          корень, суффикс –еньк-, суффикс –о-

                         корень, суффикс-оват-, окончание-ый-        корень, суффикс –оват-, суффикс –о-

…         приставка не-, корень, окончание –ой       приставка не-, корень, суффикс -0-  

                        приставка пре-, корень, окончание –ой        приставка пре-, корень, суффикс -0-    

                        корень, суффикс -0-  

                        корень, суффикс -от-, окончание –а-

                        корень, суффикс -е-, суффикс –ть-      приставка за-, корень, суффикс –е- -ть

                                                         

                                                                                                                   прист. за-, корень, суф. –е-, -ни, окон.-е

                                                                                                                    прист. за-, корень, суф. –е-, -л-, окон.-ый

                                                                                                                                                 

  1. Задание. Определите, в чем сходство и в чем различие слов каждой пары. Обозначьте морфемные модели, которым  соответствуют слова каждой пары. Составьте и запишите предложения со словами-омофонами.

Преступить(нарушить) – приступить (начать).

Претворить (осуществить) – притворить (прикрыть).

Пребывать (находиться) – прибывать (приезжать).

Преемник (наследник) – приемник (радиоаппарат).

  1. Прочитайте шутливые стихотворения. Выпишите из них авторские слова и определите, по какой модели образовано каждое из них.

1)Если вы родители –

Ласкатели, хвалители,

Если вы родители –

Прощатели, любители.

Если разрешители,

Купители, даритеои.

Тогда вы не родители,

А просто восхитители!

 Если вы родители –

Ворчатели, сердители,

А если вы родители –

Ругатели, стыдители,

Гулять неотпускатели,

Собакозапретители…

То знаете, родители,

Вы просто крокодители! (М. Шварц)

2) Воронята – у ворон.

У слонов – слонята.

А у наших макарон

Есть макаронята.

И побольше, и поменьше,

И потолще, и потоньше,

И мальчишки – макаронцы,

И девчонки – макаронши.

Макаронников – папаша

Их в дорогу снаряжает.

Макарониха – мамаша

Их в тревоге провожает… (С. Погорельский)

  1. Задание. Прочитайте стихотворение. Объясните, какими средствами достигается юмористический эффект. По каким словообразовательным образцам созданы авторские слова?

Вездекот

- Вы куда? Постойте, кот!

Знает каждый пешеход:

Перейти дорогу можно

Только через переход!

- Вы ошиблись. Я не кот!

Я сегодня вездеход!

И гуляю как угодно,

Даже задом на перед!

- Не спешите, вездекот!

Ради мамы, ради папы

Берегите вездехвост

И четыре везделапы!  

(А. Усачев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....