Служебные части речи
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

конспект открытого урока русского языка в 9 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_9_klass_russkiy_yazyk_vakar.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛИЦЕЙ № 5»

МБОУ «Лицей № 5»

141070, Московская область, г.о. Королёв, ул. Пионерская, дом  34, Тел.: 5(498)748-42-33, e-mail: licej5_korolev@mail.ru

конспект открытого урока

русского языка в 9 классе

по теме:

 Служебные части речи

Вакар Александра Владимировна,

учитель первой категории

Королев

2019 г.

Тип урока: Урок рефлексии

Вид урока: комбинированный урок

Цель урока: повторить изученные сведения о служебных частях речи. Подготовиться к сдаче ОГЭ

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль.

Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Извлечение информации из таблиц и схем.

 Коммуникативные УУД. Умение вести диалог с соблюдением этикетных норм.

Приложение: мультимедийная презентация, раздаточный материал (см. приложение №1 и №2).

Ход урока

  1. Орг. момент. Приветствие. Проверка домашнего задания

  1. Посмотрите на доску и выполните задание (третий лишний) Слайд №1:

  1. Писать , задача, или
  2. Читающий, на , вверх
  3. Мне,  веселый , ни

  1. Сообщение темы урока. Постановка цели. Слайд № 2.

На основе выполненной работы, попытайтесь сформулировать тему урока.           (повторение темы «Служебные части речи»)

 Какие цели вы бы поставили перед собой на уроке? (повторить знания о служебных частях речи)

А) Повторение теоретических сведений о служебных частях речи. Слайды № 3,4, 5,6,7.

Термин «служебные слова» («служебные части речи») характерен прежде всего для русской грамматической традиции, в истории которой объём данного понятия колебался: Ф. И. Буслаев относил к ним местоимения, числительные, предлоги, союзы, местоименные наречия и вспомогательные глаголы, А. М. Пешковский — только предлоги и союзы, Л. В. Щерба — глагольные связки (быть, являться), предлоги, союзы, союзные слова. В академической грамматике закрепилась точка зрения В. В. Виноградова, согласно которой к служебным словам относятся  частицы, предлоги и союзы.

Б) Закрепление

Запишем предложение у доски:

Лишь В.В. Виноградов отнес к служебным частям речи частицы, союзы и предлоги.

- объясните пунктуацию, орфографию.

- выделите грамматическую основу

- назовите служебные части речи и дайте им характеристику (лишь- смысловая частица, к – предлог простой непроизводный, и – союз простой, сочинительный соединительный)

Раздаточный материал. Работа у доски и в тетрадях (см. приложение №1). Повторение Сочинительной и подчинительной связи. Слайд 8

Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, сначала сложные предложения, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного, а затем простые предложения, где союз а соединяет однородные члены. Подчеркните грамматические основы и однородные члены, соединённые союзом а. Союз заключите в овал. Постройте схемы сложных предложений. Слайд №10

(ошибки исправляются сразу у доски).

Рыба видит приманку а не крючок. 2 Книга в счаст(?)е украша..т а в несчаст(?)е утеша..т. 3. Лето собира..т а зима поеда..т. 4. Счаст(?)е в воздухе не в(?)ётся а руками достаётся. 5. Летом ласточка день начина..т а соловей конча..т. 

В) Работа с учебником.

Откройте учебники, упражнение 408.

Работа в парах: 1) выписать предложение с союзом, который соединяет простые предложения в составе сложного; 2) выписать предложение с союзом, который соединяет однородные члены.

Взаимопроверка по образцу

4. ФИЗМИНУТКА

5. Контроль. Подготовка к ГИА Слайд №11

Прочитайте текст и определите его стиль.

Выполните задания (см. приложение №2).

Самопроверка, оценка. Слайд №12

6. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся, проставление оценок

  • Я вспомнил, что…
  • Я понял…
  • Вызвало затруднение…
  • Нужно выучить…

7. Домашнее задание.

Список используемой литературы:

  1. Тростенцова Л. А. Т75 Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс : посо бие для учителей общеобразоват. учрежде ний / Л. А. Тростен цо ва, А. И. Запорожец. — 3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2014г.
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 9 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015г.

Приложение

Приложение №1

Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, сначала сложные предложения, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного, а затем простые предложения, где союз а соединяет однородные члены. Подчеркните грамматические основы и однородные члены, соединённые союзом а. Союз заключите в овал. Постройте схемы сложных предложений.

Рыба видит приманку а не крючок. 2 Книга в счаст(?)е украша..т а в несчаст(?)е утеша..т. 3. Лето собира..т а зима поеда..т. 4. Счаст(?)е в воздухе не в(?)ётся а руками достаётся. 5. Летом ласточка день начина..т а соловей конча..т. 

Приложение №2

Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность

 (1) Вследствие того, что деревенька, в которую я по ошибке заехал, находилась в стороне от центральной проезжей дороги, здесь было необычайно трудно сыскать хоть какой-нибудь попутный транспорт. (2) В течение недели шли дожди, и выбираться было невозможно. (3) Я уже начал раскаиваться в предпринятой мной затее, как вдруг на помощь мне пришел случай.

(4) На рассвете мимо трактира пронеслась, поднимая причудливое облако быстро рассеявшейся пыли, на станцию коляска, которая привезла к поезду управляющего имением, находившимся недалеко от тех мест, куда я направлялся. (5) Об этом мне сказала выглянувшая из распахнутого настежь окна хозяйка трактира. (6) Когда коляска возвращалась обратно, я кинулся навстречу, и кучер, несмотря на небольшой крюк, который ему предстояло сделать ввиду того, что разлилась река, согласился подвезти меня.

(7) В продолжение всего пути меня переполняли удивительные чувства, навеваемые ощущениями от быстрой езды и красотой окружающей природы. (8) Сначала мы ехали вдоль извивающейся реки, в течении которой повсюду встречались пороги, затем полем, стелющимся по обеим сторонам дороги. (9) В заключение путешествия мы пересекли не так давно посаженный лиственный лесок, где и располагался выстроенный в виде   старинного средневекового замка помещичий дом.

(10) Давно, мой друг, не катался я в коляске!  

               

Выполните задания

  1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с производным простым предлогом
  2. Среди предложений 8-9 найдите предложение с производным составным предлогом
  3. Среди предложений 2-3 найдите предложение с подчинительным союзом
  4. среди предложений 7-9 найдите предложения: а) с однородными членами, соединенными союзом И; б) с частицей И
  5. Среди предложений 7-10 найдите предложение с обращением
  6. Среди предложений 8-10 найдите слова, правописание которых определяется правилом «Суффикс –ющ- пишется у причастий, образованных от глаголов 1спряжения»
  7. Среди предложений 2-3 найдите слово с чередующейся корневой гласной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...