Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Урок повторения пунктуации простого осложненного предложенияпредложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtoreniya_pri_podgotovke_k_ege.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

  Как жить? Каким быть?

 Современные дети, вынужденные жить в новых социально-экономических условиях,  проходят сложный путь не только освоения русского языка, но и социальной, психологической адаптации к новой культуре, новым ценностным ориентациям.

Культурный, нравственно-этический концепт, органично входящий в систему обучения языку и литературе,- важное условие приобщения к жизни в новой среде, понимания непреходящих   духовных ценностей русского народа.  Приведём в качестве примера  урок повторения изученного по теме «Синтаксис « в 11 классе. Коммуникативная цель урока - обогащение, включение в речевую практику словаря нравственно –этических понятий, развитие духовно ориентированного мышления, воспитание интереса к внутреннему миру человека, к самопознанию.

Тема урока: пунктуация простого осложненного предложения. (Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ)

Цель: обобщить знания по указанной теме, совершенствовать пунктуационное и речеведческое умение по теме с целью подготовки к ЕГЭ.

Пояснение. Все материалы к уроку созданы с помощью ИКТ в программных средах Word, Pauer Point.

                                                                 Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы урока, постановка цели.  Сегодня мы будем вести очень важный разговор  о…

Запишите  в тетради, какие ассоциации рождает слово красота.

- Что бы вы нарисовали, иллюстрируя слово красота? ( море, облака, заснеженный лес...)

- А можно ли говорить о красоте человеческой души, поступков?

       III.         Работа с текстом (на партах учеников листы с двумя текстами для чтения и словарно-аналитической

                     работы, после первого текста оставлено место для выполнения задания).

  • Объясните значение слова обитель,  составьте словосочетания с  этим  словом, используя различные способы связи.
  • Чтение текста.

Легенда рассказывает, что однажды монах, который долго жил в уединении, вышел к людям и стал говорить каждому встречному: «Имей сердце».

Когда его спросили, почему он не говорит о милосердии, терпении, любви и о других благих основах жизни, он ответил: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное будет, приложится. Где найдёт себе место любовь и великодушие? Где поместятся терпение и доброта, если обитель их закрыта? Нужно создать для них сад в своём сердце».

Так заповедуют  Мудрые.

  • Словарь: легенда, монах, уединение, милосердие, доброта, терпение, любовь, благой ,обитель, сад сердца, мудрые люди.- Дать толкование слов любым известным вам способом – подбором синонимов,   - Степин
  • Проверьте себя – слайд №

         IV.  Проверка уровня  понимание притчи

  • О чём эта легенда? Назовите ключевые слова…
  • Вариант 1:  Запишите пословицы, поговорки, фразеологизмы со словом сердце
  • Вариант 2: запишите  определения к слову сердце : сердце золотое, любящее, отходчивое, злое, жестокое…

Таким образом вы перечислили лучшие  качества, черты характера человека: доброта, интеллигентность, терпение, сердечность, трудолюбие, честность, храбрость… (Называемые слова записываю)  на доске в рисунок сердца.

          V. Итог 2 этапа урока: «Итак, на ваш взгляд, человек с красивой душой – это... записать

         VI. А теперь попытайтесь продолжить высказывание А.П. Чехова. (Открывается запись на доске:

 - В человеке всё должно быть прекрасно: и …, и …, и …, и … .

Ученики называют свои варианты продолжения фразы, а затем записывают под диктовку предложение, графически комментируют знаки препинания.  

  • Антон Павлович Чехов писал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
  •                                                                   А: «П».                     О: и О, и О, и О, иО
  • Случайно ли А.П. Чехов  сначала назвал лицо?
  • На лице отражаются не только внешние особенности человека, но и его внутренний мир. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. Взгляд задумчивый, сочувственный, добрый, равнодушный, злой…может многое сказать о человеке, как и его улыбка.
  • Связано ли высказывание Чехова с теми словами, которые мы вписали в сердце?
  • Мы рассуждали о том, какими качествами должен обладать человек. Он должен быть красив и внешне, и внутренне. Внешняя красота видна, а что свидетельствует о красоте внутренней?

Выстраивается цепочка: красота – сердце – поступки-…записать предложение, осложненное причастным оборотом

VII. Комплексный анализ текста

 О человеке, красивом внутренне, наш второй текст (текст по А. Куприну дан   в   распечатке).

   Красота спасёт мир

(1)Дача Чехова в Ялте находилась почти за городом, окружённая цветничком и садом. (2)Цветничок был маленький, а фруктовый сад ещё очень молодой.

(3)Антон Павлович с особенной любовью относился к своему саду. (4)Многие видели, как он по утрам заботливо ухаживал за цветами и деревьями.

(5)Но не чувство собственника сказывалось в этой любви. (6)Он часто говорил, глядя на свой сад прищуренными глазами:

- (7) Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, конечно, мне это дорого. (8)Но не это важно.(9) Ведь здесь до меня был пустырь, камни и колючие растения. (10) А вот пришёл я и сделал культурное, красивое место.(11) Знаете ли? – прибавлял он вдруг с серьёзным лицом, тоном глубокой веры. – Знаете ли, через триста-четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад.(12) И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна.

(13)Эта мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных мыслей. (14)Как часто, должно быть, думал он о будущем счастии человечества, когда по утрам один молчаливо подрезывал свои розы, ещё влажные от росы, или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег. (15)И сколько было в этой мысли  мудрого и покорного самозабвения!  (По А. Куприну.)

    -  Как вы поняли смысл заглавия этого текста?

-Да, сам собой сад не вырастет ни на земле, ни в нашем сердце. Это большой труд, это умные мысли, добрые слова и дела – тогда след, оставленный на земле человеком, будет прекрасен.

Так завершается цепочка: красота- сердце – поступки – след на земле, в памяти людей.

  1. Проверка индивидуального задания: представить схему  сделать вывод  о том, чем может быть осложнено простое предложение.
  2. Какие простые осложненные предложения встретились вас в этом тексте? Составьте схемы.
  3. Выполните синтаксический разбор 1 предложения и составьте высказывание по вопросам:
  1. Определение, выраженное причастным оборотом  обособляется, если… Таланова
  1. ..
  2. ..
  3. ..

             б )Не обособляется определение….

  1. ..
  2. ..
  3. ..
  1. Какую роль играют в речи? (Играют роль действительно изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью).

Задания на пунктуационные нормы языка содержатся в части А ЕГЭ. Сложные предложения  часто предлагаются в А19-25 (по новому демонстрационному материалу). Поэтому нам и надо  «отточить»  навык «узнавания»  сложного предложения.

  • Что для этого нужно? ( Находить грамматические основы, составлять схемы)
  • Найти  в тексте ССП и составить схему  (предложение 2  [-=], а[-=])
  • Найти СПП и составить схемы.  4 [-=], (как).  
  • Проверка индивидуальных заданий.

Индивидуальное задание.

  • В русском языке существует такое понятие, как омонимия частей речи. Почему важно уметь различать омонимы, нам расскажет  Мельникова М.

Укажите в тексте предложения  с вводными словами. Назовите вводные слова. Составьте предложения, в которых бы эти слова были членами предложения. (Все в этом мире конечно.  Решение должно быть найдено.)

III . Однако с употреблением причастных и деепричастных оборотов  связаны не только пунктуационные, но и грамматические и речевые ошибки. Умение находить подобные ошибки проверяется в А5 ЕГЭ.

Задание

Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Объясните, какая норма нарушена.(работа со слайдами).

 IV На использовании однородных членов предложения основаны некоторые средства художественной выразительности, работа с которыми вам предлагается в задании В8. Какие?

(Стилистические фигуры речи – градация, бессоюзие, многосоюзие).

  • Да, сам собой сад не вырастет ни на земле, ни в нашем сердце. Это большой труд, это умные мысли, добрые слова и дела – тогда след, оставленный на земле человеком, будет прекрасен.
  • Так завершается цепочка: красота- сердце – поступки – след на земле, в памяти людей.

5. Рефлексия

Обычно мы даём в начале урока название ему, сегодня мы этого не сделали. Дайте название уроку сами, запишите его в начало распечатки, прочитайте…  Я назвала бы урок так: «Сад сердца».

Что из проделанного на уроке больше всего запомнилось? О чём хотели бы ещё поговорить? Продолжите размышления дома.

Домашнее задание

Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему:

1.ряд. Какого литературного героя  я назвал бы красивым?

2 ряд. Красота души… В чём она?

3 ряд . Литературный персонаж , который оставил след в моей жизни.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

Актуальность – подготовка к ЕГЭ Задача – проанализировать художественный текст Цели:1) научить формулировать проблему и       комментировать её; ...

Презентация"Алгоритм работы с текстом.ЧастьС"Подготовка к ЕГЭ

Презентация поможет подготовить выпускников к написанию части С на ЕГЭ....

Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)

Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....

Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ....

Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ

Предлагаемые тексты можно использовать как для самостоятельной работы учащихся, так и для проверочных, тренировочных работ.Данный материал можно применять и при обучении написанию сочинения (части С)....

"Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Высшая степень информативности - одна из главных особенностей современной действительности. Для усвоения информации, ее сознания, передачи часто прибегают к сжатию. Что же такое сжатый текст? Прежде в...