Урок русского языка в 9 классе по теме "Типы сложных предложений" (учебник Шмелева)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Елена Алексеевна Владимирова

Тема: Типы сложных предложений

Тип урока: Работа с новым материалом

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода (от цели к результату), где целью деятельности учителя будет формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Типы сложных предложений», создание условий для отработки основных понятий и умений по теме. Инструментом для управления классом будем схема «Мэнэдж Мэт» (элемент сингапурской технологии обучения), которая предполагает деление в группы по 4 человека по принципу: партнер по лицу, партнер по плечу. Кроме этого у каждого участника группы будет свой номер 1,2,3 или 4, что поможет оперативно организовать командную работу. Обучающиеся  будут выступать партнерами, взаимодействуя в группах и парах сменного состава для достижения  результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №73 имени Т.К. Кравцова»

г. Красноярска

Владимирова Елена Алексеевна

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Типы сложных предложений

Тип урока: Работа с новым материалом 

УМК: «Алгоритм успеха»

Учебник: Русский язык. 9 класс.  Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д. Шмелёва. Москва. Издательский центр  «Вентана-Граф».    2019 г.  

Вид деятельности обучающихся: работа в группах, парах сменного состава. 

Техническое оборудование урока: компьютер, проектор.

Продолжительность урока: 45 минут.

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода (от цели к результату), где целью деятельности учителя будет формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Типы сложных предложений», создание условий для отработки основных понятий и умений по теме. Инструментом для управления классом будем схема «Мэнэдж Мэт» (элемент сингапурской технологии обучения), которая предполагает деление в группы по 4 человека по принципу: партнер по лицу, партнер по плечу. Кроме этого у каждого участника группы будет свой номер 1,2,3 или 4, что поможет оперативно организовать командную работу. Обучающиеся  будут выступать партнерами, взаимодействуя в группах и парах сменного состава для достижения следующих результатов:

предметные – знать определение сложного предложения, его типы и средства связи;

уметь: - находить СП; - определять средства связи в СП; - указывать типы СП; - правильно ставить знаки препинания в СП.

Метапредметные результаты будут достигнуты с помощью применения приема «Мысли на столе», «Углы», «Шпаргалка» сингапурской технологии обучения.

Формирование личностных УУД пройдет в оценивании школьниками собственной учебной деятельности на этапе рефлексии, применении в процессе парной и групповой работы правил делового сотрудничества на этапе обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, приведение  примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений, построение рассуждений (познавательные УУД) будет формироваться на этапах изучения нового материала и закрепления.

Применение и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, корректировка деятельности на основе оценки и характера ошибок,  анализ собственной работы,  оценивание уровня владения учебным действием (регулятивные УУД), а также умение формулировать собственное мнение и взаимодействовать с одноклассниками (коммуникативные УУД) будут формироваться на протяжении всех этапов урока. Анализ собственной работы,  оценивание уровня владения учебным действием (регулятивные УУД) будет осуществляться на этапе рефлексии в рамках работы с листами рефлексии.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент,

 2 минуты

Поприветствуйте друг друга: партнёры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу — ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь давайте все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Организует приветствие, задает психологический настрой на урок

Приветствуют друг друга, настраиваются на урок

Подготовка к восприятию материала

8 минут

Регулятивные:

- планирование работы

- контроль

Коммуникативные:

- умение устанавливать рабочие отношения в группе

- эффективное сотрудничество, обеспечение бесконфликтной совместной работы

Познавательные:

- структурирование  знаний.

«Мысли на столе»

Запишите 4 ассоциации к слову «синтаксис», выложите их на центр стола, уберите … , придумайте предложение с оставшимися словами, запишите в тетрадь.

Что такое синтаксис?

Используя приемы «Мысли а столе» и «Углы» подводит к теме урока, формируя осознанность в работе на уроке.

Придумывают ассоциации, объясняя понятие «синтаксис», выходят на тему урока.

Нужно ли изучать синтаксис?

«Углы» - в них вопросы или высказывания, распределиться, объяснить

«Я изучаю синтаксис, чтобы…»

- успешно выстраивать коммуникацию;

- знать его основные единицы и пользоваться ими в речи;

- грамотно выражать свои мысли;

- получить отметку по русскому языку и забыть про него в дальнейшем.

- Посмотрите на слайд? Что видите? Что их объединяет? Что различает? (на слайде изображены 2 стакана. В одном из них молоко, в другом молоко с клубникой, трубочка. По-видимому, клубничный коктейль.)

- Вы правы. Если бы сейчас я попросила вас принести мне один из этих напитков, какой бы вам было проще и быстрее подать? Почему?

(Молочный коктейль (молоко) получилось бы быстрее принести, т.к. он прост в приготовлении. Для приготовления клубничного коктейля потребовалось бы больше времени, он сложнее, больше ингредиентов).

- Как эту информацию можно отнести к синтаксису? (синтаксис изучает предложения, они бывают простыми и сложными)

В курсе русского языка 9 класса мы будет работать со сложными предложениями.

Целеполагание,

3 минуты

Личностные:

- формирование учебной мотивации

Регулятивные:

- целеполагание

Коммуникативные:

- умение точно выражать свои мысли

Что необходимо сделать в течение урока?

- дать определение СП;

- находить СП;

- определять средства связи в СП;

- указывать типы СП;

- правильно ставить знаки препинания в СП.

Озвучьте цели партнеру по плечу.

Ориентирует обучающихся на постановку целей урока

Осуществляют целеполагание

Изучение нового материала

5 минут

Личностные:

-

регулятивные

- контроль, коррекция, оценка

коммуникативные

представление информации в устной и письменной формах

познавательные

- структурирование  знаний

Запишите в тетради тему урока: «Виды сложных предложений»

Каждой группе раздаю набор предложений. Ваша задача: коллективно определить, чем они различаются, воспользовавшись учебником, составить к ним схемы (в тетрадь только схемы).

  1. Год за годом все меньше и меньше остаётся возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.
  2. Каждое лето под высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда.
  3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.

Обратите внимание, всегда ли союзное слово стоит между частями.

- Человек шел по дороге, на протяжении которой ему встречались разные деревья.

Дает инструкцию к выполнению задания, курирует работу, организует обсуждение

Взаимодействуют в группах и парах

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, приводят  примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

3 минуты

Работа со схемой

Предлагаю обратиться к теории по теме, которую нужно собрать в схему.

СХЕМА

Каждой группе выдаю набор терминов, задача заключается в том, чтобы собрать их в одну схему

Синтаксис

СС              ПРЕДЛОЖЕНИЕ

У, П, С     ПРОСТОЕ   СЛОЖНОЕ

                                     ССП    СПП     БСП

                     Сочин.связь Подчин.связь   Интонация

Чем эту схему можно дополнить? (союзами) – распределить союзы на сочинительные и подчинительные.

Отработка задания ОГЭ

Расставьте в предложении запятые, отделяющие части СП. Рассмотрим остальные.

3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно. 

- Выполнение работы самостоятельно (карточка)

Закрепление материала,

5 минут

Личностные:

- самоопределение

Регулятивные:

- осуществлять выбор

Коммуникативные:

- взаимодействие в парах сменного состава

Познавательные: - структурировать знания

Шпаргалка

Вопрос по теме, ответ к нему, озвучить партеру по лицу, найти пару, задать друг другу вопросы, поменяться вопросами и найти следующую пару.

Организует закрепление материала

Закрепляют материал при помощи приема «Шпаргалка»

Рефлексия,

5 минут

Личностные:

- самооценка

Регулятивные:

- контроль по результату

Коммуникативные:

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

познавательные

- рефлексия

Заполнение листа рефлексии, проговорить партнеру по лицу

Подводит итоги урока

Заполняют лист рефлексии


ЗАДАНИЕ 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 

1. Как известно (1) люди называют жестокость человека "зверской" (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) более жестоким (6) чем человек.

2. Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит (7) а проявление благодарности неприятно не меньше (8) чем свидетельство черствости души. 

3. Люди (1) как реки: несмотря на то что вода во всех одинаковая (2) и везде одна и та же (3) каждая река бывает то узкая (4) то быстрая (5) то широкая (6) то тихая (7) то чистая (8) то холодная (9) то мутная. 

4. Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила... 

5. Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно. 

6. Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой). 

7. Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

Слайд 3

Год за го дом все меньше и меньше остаётся возле се лений густых черемухов ых кустов а на их месте торчат нелепые искалече нн ые сучья. Каждое лето под высоким к а рнизом дома в котором проходило мое д ет ство бел о грудые веселые ласточки л епили свои гнезда. Мы жили в деревне под окном у нас был луг , весь золотой от множества цв е тущих одуванчиков.

Слайд 4

Год за го дом все меньше и меньше остаётся возле се лений густых черемухов ых кустов , а на их месте торчат нелепые искалече нн ые сучья.

Слайд 5

Каждое лето под высоким к а рнизом дома , в котором проходило мое д ет ство бел о грудые веселые ласточки л епили свои гнезда.

Слайд 6

Мы жили в деревне , под окном у нас был луг , весь золотой от множества цв е тущих одуванчиков.

Слайд 7

Человек шел по дороге, на протяжении которой ему встречались разные деревья .

Слайд 8

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ЧТО, ГДЕ, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ОТКУДА, ПОЧЕМУ, КАКАЯ, КОТОРАЯ, ЕСЛИ, ПОКА, ХОТЯ, ЧТОБЫ. СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И, А, НО, ИЛИ, ЛИБО, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ДА (в значении И, НО).

Слайд 9

Задание 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно.



Предварительный просмотр:

СИНТАКСИС

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ        

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

управление

согласование

примыкание

ПРОСТОЕ  

СЛОЖНОЕ

ССП      СПП      БСП

сочинительная связь

подчинительная связь

 интонация

И    А    НО ИЛИ   ЛИБО ЗАТО ТОЖЕ ТАКЖЕ   ДА

ЧТО   ГДЕ КОГДА ПОТОМУ ЧТО ОТКУДА ПОЧЕМУ КАКАЯ КОТОРАЯ  ЕСЛИ   ПОКА   ХОТЯ   ЧТОБЫ


ЗАДАНИЕ 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 

1. Как известно (1) люди называют жестокость человека "зверской" (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) более жестоким (6) чем человек.

2. Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит (7) а проявление благодарности неприятно не меньше (8) чем свидетельство черствости души. 

3. Люди (1) как реки: несмотря на то что вода во всех одинаковая (2) и везде одна и та же (3) каждая река бывает то узкая (4) то быстрая (5) то широкая (6) то тихая (7) то чистая (8) то холодная (9) то мутная. 

4. Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила... 

5. Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно. 

6. Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой). 

7. Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится. 

- формулировать определение СП;

- находить СП;

- определять средства связи в СП;

- указывать типы СП;

- правильно ставить знаки препинания в СП


ЗАДАНИЕ: Определите, чем различаются предложения, воспользовавшись учебником, составьте  к ним схемы (в тетрадь только схемы).

  1. Год за годом все меньше и меньше остаётся возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.
  2. Каждое лето под высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда.
  3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.

ЗАДАНИЕ: Определите, чем различаются предложения, воспользовавшись учебником, составьте  к ним схемы (в тетрадь только схемы).

  1. Год за годом все меньше и меньше остаётся возле селений густых черемуховых кустов а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.
  2. Каждое лето под высоким карнизом дома в котором проходило мое детство белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда.
  3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.


- успешно выстраивать коммуникацию;

- знать основные единицы синтаксиса и использовать их в речи;

- грамотно выражать свои мысли;

- получить отметку по русскому языку

«Я изучаю синтаксис, чтобы…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Рабочая программа русский язык 6 класс (УМК под ред. Д.А. Шмелева)

Рабочая программа русский язык 6 класс УМК Шмелев...

Рабочая программа русский язык 7 класс (УМК под ред. Д.А. Шмелева)

Рабочая программа 7 класс (УМК под ред. Шмелева)...