Обучающее изложение (конспект урока)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Савич Кристина Евгеньевна

Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу Константина Георгиевича Паустовского "Заячьи лапы"

 (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchee_izlozhenie.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа №2

по дисциплине «Методика обучения русскому языку»

Конспект урока развития речи

Тема: «Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы»»

студентки филологического факультета НФИ КемГУ 4 курса группы РЛа-16-1

Савич Кристины Евгеньевны

Класс: 5

Тип урока: урок развития речи

Тема: «Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Цель урока: подготовить к написанию подробного изложения.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • формировать умение определять главную мысль текста;
  • формировать умение выделять смысловые части в тексте, составлять план;
  • совершенствовать умение создавать собственное письменное высказывание при помощи плана первоисточника;
  • актуализировать и восстановить знания о способах пунктуационного оформления предложений с прямой речью.
  1. Воспитательные:
  • формировать интерес к изучению русского языка через использование языковых примеров;
  • формировать интерес к художественной литературе через рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»;
  • воспитывать патриотические чувства через анализ текста отечественного автора;
  • воспитывать доброе отношение к людям и любовь к животным через произведение К.Г. Паустовского «Заячьи лапы».

  1. Развивающие:
  • способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, сравнения, делать необходимые выводы;
  • обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
  • развивать слуховое внимание через использование аудиозаписи художественного текста;
  • развивать кратковременную память через написание собственного развернутого письменного высказывания;
  • развивать логическое мышление через составление плана текста.

Оборудование: проектор, слайд – презентация, компьютер.

Список литературы:  Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012.

Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста : пособие для учителей / Н. А. Пленкин. — 2-е изд., испр. и доп..

План и хронометраж урока:

Этапы урока:

Методы и приемы:

Хронометраж:

I.Организационный

Метод: слово учителя; Приём: приветственное, вводное, ведущее.

2 мин

II.Подготовка к написанию изложения.

Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, ведущее, обобщающее

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

5 мин

III. Анализ текста-первоисточника.

Метод: лингвистический анализ; Прием: анализ текста-первоисточника (лексический, орфографический, синтаксический, пунктуационный).

Метод: беседа; Прием: репродуктивная, эвристическая

Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, ведущее, обобщающее

15 мин

 IV. Устный пересказ текста.

Метод: слово учителя. Приём: обобщающее, ведущее.

Метод: слово учителя. Приём: ведущее, инструктирующее.

3 мин

V. Создание черновика. Написание подробного изложения

Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово.

20 мин


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.Организационный

Метод: слово учителя; Прием: приветственное, вводное, ведущее.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы, проанализировав рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы», создадим свой текст на основе прочитанного.

Запишите дату, вид работы и тему урока.

Образец записи:

Пятнадцатое ноября.

Классная работа.

Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

2. Подготовка к написанию изложения.

Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово.

Послушайте информацию об авторе рассказа и подумайте, какие сведения из его жизни оказались для вас новыми, не известными до сегодняшнего дня и как их можно использовать при написании изложения.

Константин Георгиевич Паустовский – замечательный русский писатель ХХ-го века. Больше всего на свете он любил путешествовать, изъездил всю Россию. Открыл для себя и для читателей под Москвой заповедную землю – Мещёру. Этот скромный и тихий край писатель изобразил в повести «Мещёрская сторона». Был на Кавказе и в Крыму, подолгу жил в маленьком городке Старый Крым (сейчас там находится его дом-музей)

Писатель бывал во многих странах: Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Польше, Болгарии, Турции, Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Швеции.

Множество рассказов и повестей Паустовского родились из его путешествий, из встреч с новыми людьми и проникнуты большой любовью к родной земле. Задушевные, поэтичные, они говорят о взаимоотношениях человека и природы.

Образец ответа:

Мы узнали, что писатель очень любил путешествовать. Множество рассказов и повестей Паустовского родились из его путешествий, из встреч с новыми людьми

Портрет и годы жизни К.Г Паустовского  на слайде.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная

А сегодня мы будем писать изложение по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Кто-нибудь уже читал этот рассказ? Понравился ли он вам, почему?

Образец ответа:

Мне очень понравился этот замечательный рассказ К. Паустовского "Заячьи лапы". В нем прекрасно  показана любовь  человека к животному. Рассказ учит доброте и состраданию, заботе о братьях наших меньших.

Иллюстрации к рассказу «Заячьи лапы».

3. Анализ текста-первоисточника

Метод:  беседа; Прием: репродуктивная.

Послушаете этот рассказ и подумайте, о чем он и какова его основная мысль?

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Старик пошел дальше, но вдруг встревожился: с юга сильно потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган.

Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу будто родному. Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда огонь идет, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед его вылечил и оставил у себя.

Аудиозапись

Метод: беседа; Прием: эвристическая

Итак, какова основная мысль текста? Как можно озаглавить этот фрагмент?

Образец ответа:

 На добро нужно всегда отвечать добром. Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Лесной пожар, Пожар в лесу.

Метод: слово учителя; Прием: сообщающее.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

Хорошо, сегодня вам предстоит написать подробное изложение этого рассказа.

Подробное изложение текста предполагает последовательный его пересказ с сохранением языковых особенностей автора: характерных изобразительных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса. Для того чтобы при пересказе вы ничего не упустили, составим план этого текста, на который вы будете опираться.

Я еще раз прочитаю текст, вы подумайте, на сколько частей можно разделить этот текст? Как можно озаглавить каждую?

Образец плана:

1. Охота на берегу озера.

     2. Пожар в лесу.

3. Смертельная опасность.

4. Невероятная история о спасении деда зайцем во время лесного пожара.

5. Вечная благодарность зайцу от деда.

Метод: анализ; Прием: орфографический.

Согласитесь, чтобы написать подробный пересказ одного плана недостаточно. Сейчас мы будем анализировать фрагменты текста, и выписывать сложные слова.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Старик пошел дальше, но вдруг встревожился: с юга сильно потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел. Стало трудно дышать.

Метод: анализ. Приём: орфографический анализ.

На какие слова в тексте нужно обратить особое внимание. Как они должны писаться?

Верно. Запишите слова в тетрадь.

Образец ответа:

Гарью - проверочное слово «гарь».

Проверочными словами к слову потянуло являются тяга, затяжка, подтяжки.

Зайчонок - В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий после шипящих основы под ударением пишется буква «о», без ударения — «е».  

Встревожился – в корне пишется непроверяемая гласная е.

Текст на раздаточном материале.

Слова на слайде.

Гарью

Зайчонок

Встревожился

Метод: слово учителя. Приём: ведущее слово.

Сейчас я прочитаю ещё один фрагмент. Вы должны послушать его и ответить на вопросы: встречаются ли во фрагменте незнакомые слова? Слова, в написании которых вы можете совершить ошибку?

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган.

Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Образец ответа:

Метод: беседа; анализ. Приём: репродуктивная; лексический,  орфографический.

Услышали ли вы незнакомые слова или слова, в которых вы можете совершить ошибку?

Волочить-тянуть, тащить.

Образец ответа:

Нам незнакомо слово «волочил».

Слова с объяснением на слайде.

Прием: лексический анализ

Прочитаем следующий фрагмент и обратим внимание на незнакомые слова.

Дед обрадовался зайцу будто родному. Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда огонь идет, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Чуять - кого-что чувствовать, ощущать, познавать чувствами, преимущественно обонянием.

Образец ответа:

 Нам незнакомо слово «чуять».

Материал на слайде.

Метод: анализ. Приём: синтаксический и  пунктуационный анализ; лексический.

Найдите в данном фрагменте предложение с прямой речью.

Для чего Паустовский обращается к прямой речи?

Встретились ли вам незнакомые слова?

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, оба упали от усталости.

Шибко – быстро.

Образец ответа:

Паустовский использует предложения с прямой речью, чтобы сделать сцену живой, волнующей.

Нам встретилось слово «шибко».

На слайде лексический и пунктуационный анализы.

Составьте  схему предложения.

Образец ответа:

А: «П!»

4. Устный пересказ текста.

Метод: слово учителя. Приём: обобщающее, ведущее.

Хорошо, мы проанализировали текст, выделили основные части и сложные для понимания и написания места. Составили план. Провели синтаксическую, пунктуационную и орфографическую работу.

Теперь на основе составленного нами плана устно перескажем текст. Кто готов?

Образец ответа:

В августе дед пошел охотиться и увидел  зайца с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. А в это время лес объял пожар. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза и в это время он увидел зайца.

Бежав за зайчиком, дед сумел спастись.

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед его вылечил и оставил у себя.

Метод: слово учителя. Приём: ведущее, инструктирующее.

Хорошо.

Сейчас я включу аудиозапись ещё раз. Вы должны внимательно ее послушать, проследить развитие текста по плану.

После этого вы начнёте работу над изложением на черновиках. Кто не понял?

На слайде план.

5. Создание черновика. Написание подробного изложения.

Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово.

Теперь можете приступить к написанию своего пересказа, опираясь на материалы, записанные во время урока.

Чтобы не ошибиться в написании трудных слов, вы можете обращаться к словарям, которые лежат на партах. В них вы можете посмотреть, как пишется то или иное слово.

Удачной работы!

Орфографические словари лежат на парте у каждого ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святыня живописи - икона.Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе

Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе «Святыня живописи – икона». Понятийно – направленный анализ текстаВ. Алексеевой из книги «Что такое искусство?» с сохранением авто...

Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"

Конспект урока в 6 классе "Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова "Щенок"...

Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка»»

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....

Сжатое изложение конспект урока

Данный урок проводится как один из нескольких уроков Р.Р. по сжатому изложению на начальном этапе. Текст небольшой по объёму, для того чтобы разобрать его комплексно. Учащиеся должны уметь легко опред...

Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5

Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....

Конспект урока обучающего подробного изложения

В документе представлен конспект урока в 6 классе по тебе "Подробное изложение по рассказу Скребицкого "Хитрый заяц"...