Сжатое изложение конспект урока
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Медведева Лариса Михайловна

Данный урок проводится как один из нескольких уроков Р.Р. по сжатому изложению на начальном этапе. Текст небольшой по объёму, для того чтобы разобрать его комплексно. Учащиеся должны уметь легко определять и тип, и жанр текста, определять тему и идею, видеть слова с наиболее трудными орфограммами, должны уметь определять основу любого предложения, видеть осложнения в предложениях, т. е. определять главное и второстепенное.

            Работа в парах используется с целью развития внимания у детей (чужие ошибки или достоинства работы наиболее видны).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhatoe_izlozhenie.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

Г. Минусинск, Красноярского края

Автор урока: Медведева Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Урок развития речи (Р.Р.) 9 класс на тему:

«Сжатое изложение как образец лаконичной речи».

Тип урока: подготовка к сжатому изложению

Цели: 1. научить основным правилам сжатия текста;

2. провести углубленную лексическую работу;

3. повторить основные правила орфографии и пунктуации.

Оборудование: 

1. толковый словарь С.И. Ожегова;

2.энциклопедия афоризмов «Мысль в слове» Э. Борохова;

3. доска;

4. компьютер;

5. карточки с текстами для самостоятельной работы

В искусстве речи трудно

не  много сказать, а мало сказать.

И. Винкельман.

I. Вступительное слово: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока - сжатое изложение как образец лаконичной речи. Следовательно, «Учимся писать сжатое изложение» (написано на доске) - это цель нашего занятия.

Обратите внимание на эпиграф. О чём это сказано?

Примерный ответ: Здесь говорится о том, что донести информацию о чём-либо легче большим количеством слов. Сказать коротко, но значительно совсем не легко.

Запись в тетради: число, тема, эпиграф

Прочтём из энциклопедии ещё несколько выражений: (слайд 2.)

  1. «Чем больше вы скажете, тем меньше люди запомнят. Чем меньше слов, тем больше пользы». Ф Фенелон.
  2. «Краткость и точность – вот свойства подлинного гения». А. Франс.
  3. «Где мало слов, там вес они имеют». У. Шекспир.

Учитель: Кто может объяснить выражение ЛАКОНИЗМ РЕЧИ?

 Примерный ответ : лаконизм – краткость; точность, доступность.

Работа со словарём:  (слайд 3) 

  • Словарь Ожегова: ЛАКОНИЗМ, -а, м.  Краткость и чёткость изложения. Л. выражения.
  • ЛАКОНИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна и ЛАКОНИЧЕСКИЙ, -ая, -ое.  Отличающийся лаконизмом, немногословный. Л. стиль. Лаконичная надпись.
  • сущ. лаконичность, -и, ж.

Итак, учиться сжатому изложению чужих умозаключений – значит развивать свою речь, т.е. учиться формулировать мысль коротко, точно, изящно.

II. Работа с текстом:

Задание 1. На каждую парту (работа в группах 2 человека) выдаются 5 предложений, напечатанных на разных карточках-ленточках. Нужно предложения поставить по порядку (соответствующе логике и грамматике), чтобы получить текст.

 1. Проверка (слайд 4). 

Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о всём великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка.

Он был главным и праздничным, ласковым и разящим.

Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве», его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей.

Он гремел неколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока.

Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека.

  1. Чтение текста вслух.
  2. Беседа по тексту: 1) можно ли назвать совокупность этих предложений текстом? 2) Определить тему текста (о чём?); 3) Определить идею текста (зачем написан текст? С какой целью?)
  3. Предположительный ответ: 

В тексте говорится о русском языке как основе русской литературы. Основным вопросом можно считать желание автора прославить русский язык. Озаглавить текст можно словами из стихотворения в прозе И.С. Тургенева, который тоже прославляет русский язык. «О, великий, могучий и свободный  русский язык!»

  1. Рассуждения: Это, несомненно, текст. В тексте прослеживается смысловая и логическая связь. 1-е и 2-е предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически (слово «этот» из 2-ого предложения используется вместо слова «русский»  во избежание тавтологии). Так же связаны 2-е и 3-е предложения (3-е предложение начинается с местоимения «он», которое указывает на слово «язык» из 2-ого предложения); 4-е предложение тоже начинается с местоимения «он» с тем же значением. Все предложения простые, 3-е осложнено восьмью однородными сказуемыми. Что является средством выразительности -  параллелизм); 5-е предложение сложноподчинённое, связано лексически (метафоричность рассуждений) и по смыслу со всеми предложениями и является выводом из всего сказанного выше.

Проверить (слайд 5)

Задание 2:   Разбить текст на абзацы условными значками, т.е. // .

(Раздаются индивидуальные карточки № 2. с текстом)

1). Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве», его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей. 2). Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. 3). Он был главным и праздничным, ласковым и разящим. 4). Он гремел неколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока. 5). Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о всём великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка.

 (К. Паустовский).

Задание 3:

  1. На карточке №2 в тексте нужно подчеркнуть тезисы
  2. Что такое тезис? (повторение теории о тезисе)

Предположительный ответ: Тезис – основное умозаключение, т.е. главная информация)

Проверить (слайд 6)  

Тезис – основное умозаключение (главная информация)

Тезисом в 1-ом абзаце нужно считать всё выражение до тире. Речь идёт именно о русском языке, который принёс редкий подарок (воспринимается как эпитет, потому что соотносится со «Словом о полку …»), нам – это русским людям. Всё, что после тире, есть аргумент, т.е. доказательство в чём смысл подарка.

  1.  Проверить (слайд 6).

Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок «Слово о полку Игореве», его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей.  

Вывод: Данное вступление предполагает рассуждение о развитии современного русского языка в его совершенстве.  Автор использует метафоры, чем доказывает совершенство русского языка.

2-ой абзац:  Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был главным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел неколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока.

        В основной части речь идёт уже о большой классической современной литературе, которая свидетельствует, как богат и красив русский язык.

Вывод: Весь 2-ой абзац служит развитию мысли о совершенстве  современного русского языка. Автор использует однородные предложения и однородные сказуемые в простом как средство выразительности, т.е. параллелизм.

3-ий абзац:         Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о всём великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка

Вывод: 3-ий абзац - это заключение ко всему сказанному, заключение ещё более усиливает восхищение автора родным языком. Это рассуждение выражено сложноподчинённым предложением.

Задание 4: Своими словами сформулируйте и запишите  содержание каждой из микротем.

 (слайд 7). Основная мысль

Предположительный ответ: ( письменно в тетрадях)

Русский язык принёс нам из древности редкий подарок – это «Слово о полку Игореве».

Этот язык украшал жизнь русского человека песнями и сказками, стихами великих поэтов, полотнами русской жизни у великих прозаиков.

Много книг, созданных щедрым русским словом, являют  всё великолепие и волшебство языка.

Задание 4.  (слайд 9) Работа со словом:

Обратимся к третьему абзацу (наиболее трудному для сокращения)

  1. Структура абзаца? (Состоит из одного сложноподчинённого предложения).
  2. Каким выражением  или словом можно заменить сказуемое РАССКАЗАТЬ?

(представить, явить, обличить, презентовать …)

  1. Как понять выражение ЦЕЛЫЕ КНИГИ? (нерваные, большие, в большом количестве)? Замените его синонимом МНОГИЕ КНИГИ, МНОГО КНИГ. Какое из этих выражений более удачное? (Равнозначные)
  2. Можно ли считать выражения РУССКИМ ЯЗЫКОМ и РУССКИМ СЛОВОМ синонимичными?  В данном контексте – да.
  3. Как можно понять выражение НУЖНЫ КНИГИ?
  1. Их нужно приобрести.
  2. Их предстоит написать.
  3. Они уже есть, и их нужно прочесть.
  4. Они уже есть, их нужно представить.
  1. Пересказывая абзац, какие слова можно опустить сразу?

Предположительный ответ: КОНЕЧНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО. Они вводные.

  1. Почему одно из них выделено запятыми, а второе нет?

Предположительный ответ: Вводные слова обособляются. Это правило не касается тех наречий, которые сливаются с речью и не выделяются паузой.

Теперь сформулируем более кратко, учитывая, что данное предложение – заключение-вывод ко всему тексту.

Множество книг, созданных щедрым русским словом, явит  всё великолепие и волшебство языка.

Задание 5:  (слайд 10)

комплексный анализ текста (работа в тетрадях):

  1. Выпишите из текста 2 слова с оглушением согласного звука в середине и одно с оглушением на конце (редкий, сказками, строг);
  2. Выпишите 2 слова, образованных сложением (вольнодумцев, громоподобен);
  3. Выпишите из текста 2 слова, где правописание согласной в приставке зависит от следующего согласного звука (в раздумьях, рассказать);
  4. Выпишите из 5-ого предложения слово, образованное переходом из другой части речи и сохранившее прежнее правописание суффикса (неслыханной);
  5. Выпишите из текста 3 составных именных сказуемых (был главным, был прост и был строг и т.д.)

Задание 6. Сколько способов сокращения текста существует? В чём их отличия?

Предположительный ответ: 2 способа сокращения. Это – обобщение и исключение.

Проверим (слайд 10,11)

  • Основных приёмов сжатия текста – два: обобщение частной и исключение второстепенной информации
  • 1.Обобщение (объединение) Обобщая, мы передаём содержание частных понятий одним – более общим по смыслу словом словосочетанием или предложением.
  • Обобщая, мы передаём содержание частных понятий одним – более общим по смыслу словом словосочетанием или предложением.
  • Обобщать можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или однородные предложения внутри абзаца.

2. Исключение (удаление) Исключить из текста нужно всё. Что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где -  как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме

Урок (час) II.

1.Письмо. (30 мин.);

2. Проверка работы на использование приёмов сжатия (15 мин.)

Задание 1: написать в тетради данный текст по памяти. Используя разные виды сжатия.

Задание 2:  Обменяться тетрадями в парах (как вариант) и проверить работу на использование приёмов сжатия. Анализ написать ниже. На полях карандашом можно вынести ошибки орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые.

Аннотация

Данный урок проводится как один из нескольких уроков Р.Р. по сжатому изложению на начальном этапе. Текст небольшой по объёму, для того чтобы разобрать его комплексно. Учащиеся должны уметь легко определять и тип, и жанр текста, определять тему и идею, видеть слова с наиболее трудными орфограммами, должны уметь определять основу любого предложения, видеть осложнения в предложениях, т. е. определять главное и второстепенное.

        Работа в парах используется с целью развития внимания у детей (чужие ошибки или достоинства работы наиболее видны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для подготовки к написанию сжатого изложения на уроках русского языка. Статья опубликована во Всероссийском научно-педагогическом журнале "Сфера образования" №4 2017

Главная задача при обучении сжатому изложению – научить учащихся кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычлен...

Система работы по подготовке к сжатому изложению на уроках русского языка в 9 классе

Работа по развитию связной речи учащихся имеет огромное значение и осуществляется непрерывно в рамках уроков русского языка. Она направлена на достижение важнейших целей обучения русскому языку. Спосо...

Обучающее изложение (конспект урока)

Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу Константина Георгиевича Паустовского "Заячьи лапы" (5 класс)...