Формирование навыков русского произношение
план-конспект урока по русскому языку

Худеков  Аширмурат Худекович

Обучение дошкольников правильному русскому произношению является составной частью занятий в национальных детских садах и в начальных классов школы. Чтобы сформироавть у детей правильную русскую речь, правильное произношение , воспитатель и даже учитель начальных классов должен представлять себе характер звуковых трудностей , которые возникают у детей под влиянием родной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Формирование навыков русского произношения
   Обучение дошкольников правильному русскому произношению является составной частью занятий в национальных детских садах. Как бы много слов дети не знали, какие бы сложные фразы ни строили, становление русской речи невозможно без умения правильно произносить отдельные слова и фразы, точно передавать в звуковой форме замысел высказывания. Чтобы сформировать у детей правильную русскую речь, правильное произношение, воспитатель должен представлять себе характер звуковых трудностей, которые возникают у детей под влиянием родной речи.
 В туркменском языке мягкость и твердость согласных не различается, тогда как в русском это противопоставление существует. В русском языке отсутствует противопоставление гласных по долготе и краткости, а в туркменском языке гласные различаются по этой категории. Кроме того, воспитателям следует обратить внимание на то, что в русском языке ударение подвижное и разноместное, тогда как в туркменском ударение закрепляется обычно за последним слогом слова.
  Как и всякое речевое действие, произношение должно быть сформировано последовательно и постепенно. Приведу примеры упражнений, приучающий детей правильно слышать звуки русского языка.
1. Многократное повторение трудных звуков в слогах, словах или изолированно. Например, перед произношением слова село (оба) воспитатель несколько раз повторят слог
се, а затем слово село.
2. Подражание ребенка воспитателю в произношении звука, слога, слова. Важно упражнять каждого ребенка в отдельности. Сначала упражняются дети, которым легче дается произношение данного звука, а затем все остальные.
3. Хоровое произношение слога или слова. Основная цель этого упражнения – закрепить материал одновременно со всеми детьми. Однако при хоровом упражнении иногда невозможно уловить, кто говорит неправильно. Чтобы не укоренилось неправильное произношение, подобное упражнение следует проводить только после того, как все дети научились правильно произносить данное слово, слог, звук.
4. Самостоятельные упражнения (под наблюдением воспитателя) в произношении слов (при рассматривании  картин, назывании предметов и т.д.)
   Остановлюсь на отработке тех звуков, которые туркменским ребятам наиболее всего трудно произносить. Это:
з,с,ч,щ,ш,ф, слова с мягкими согласными, стечение согласных в слове).
  При обучении детей русским словом со звуком
с важно показать им различное положение языка при русском произношении с (язык находится за зубами) и туркменском произношении звука с (язык находится между зубами). Аналогическую работу следует проводить и со звуком з. Сначала нужно сопоставить с и з, затем подобрать слова, где звук з стоит середине слова, в этом положении детям легче услышать и произносит его. Например: коза, роза. После упражнений в произношении этих слов можно переходить к словам, где звук, з встречается в начале слова и произносить их попарно со словами, в которых з находится в середине слова:
Зина                коза             роза
ваза                зима             зубы
  После того , как дети смогут правильно произносить пары указанных выше слов, можно перейти  к упражнениям на сопоставление слогов: са –за;  со- зо; су- зу; си- зи; се – зе. Воспитатель сама произносит эти слоги попарно, а за ней повторяют дети. Можно использовать картинки с изображением зайца, козы, зеркала, зонтика.
  Обучение произношению звука ф нужно начинать с объяснения его артикуляции. Воспитатель говорит детям, что нижнюю губы нужно слегка прижать к верхним зубам. Произносит несколько раз звук
ф , предлагая детям смотреть, как нужно сложить губы, и внимательно слушать, затем слова: фартук, шкаф, телефон. и т.д., в которых звук ф находится в разных положениях.
  Артикуляция
ц объясняется следующим образом: кончик языка нужно приблизить к верхним зубам и быстро произнести один за другим звуки т и с так, чтобы они слились в один звук. После упражнений в изолированном произнесении ц следует перейти к произнесению слогов и слов: цыплёнок, цирк, цыган.
  Звук ч в русском языке глухой мягкий. В туркменском же языке этот звук в сочетании с гласными а,о,у произносится очень твердо, например: чай,чал, чорба.
  Артикуляция русского ч можно объяснить примерно так: кончик языка поднрмается выше верхних зубов (так же , как при мягком ть) и быстро слитно произносится звук тшь. Нужно произнести звук, предлагая детям внимательно слушать и смотреть в рот. Потом звук произносят дети. Звук ч отрабатывается и в словах с использованием картинок, изображающих такие предметы, как часы, чайник, чашка, очки, лампочка. Нужно также проговаривать слова из туркменской лексики, содержащие мягкий ч, близкий к русскому ч, где этот звук сочетается с гласными ýe,i,ä,ö,ü. Слова çekize, çöl,çäge.
 Артикуляция сложного звука щ объясняется следующим образом,когда мы произносим щ кончик языка находится немного выше верхних зубов, образуя между ними щель, весь язык напряжен и приподнят к твердому нёбу, поэтому всегда звучит мягко.
  Можно использовать для отработки этого звука картинки с изображением щенка, ящика, щётки, щуки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков УУД при работе с таблицами на уроках русского языка в 6-8 классах

В методической разработке представлены  возможности поэтапного формирования навыка работы с таблицами, необходимого учащимся для структурирования и обобщения изучаемого материала...

роль самоконтроля в формировании навыков произношения у глухих детей

материал был представлен на заседании  педагогического совета и предназначен для учителей специальных (коррекционных школ)  I, II вида...

Методы формирования навыков самоконтроля над произношением у глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста

Важным моментом в формировании произносительной стороны речи глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста является работа по формированию навыков самоконтроля над произношением. Приведены пр...

«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

laquo;Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»....

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....

Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.Работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляем...