Задание 7 ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Полыгалова Елена Викторовна

Теория и предложения для отработки задания 7 ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zadanie_7_ege_russkiy_yazyk.zip25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Морфологические нормы

Имя существительное

I. Формы склонения

1. Мужской род множественное число именительный падеж

а (я)

ы (и)

Доктора, катера, округа, паспорта, профессора,   директора, ордера, инспектора

Отпуска, повара, сторожа, векселя

Архитекторы, гербы, порты, приговоры, возрасты,           выговоры, лекторы, офицеры

Почерки, шофёры, бухгалтеры

Лексическое значение

        Корпусы (туловища) – корпуса (здание)

        Образы (героев) – образа (иконы)

        Пропуски (уроков) – пропуска (документы)

        Счёты (взаимные) – счета (документы)

Тоны (звуковые) – тона (цветовые)

        Тормозы (препятствия) – тормоза (механизмы)

        Хлебы (печёные) – хлеба (на корню)

2. Мужской род родительный падеж множественного числа.

существительные

ов

1) фрукты, овощи

мандаринов

абрикосов

баклажанов

помидоров

баклажан (доп.)

яблок

2) единицы измерения

гектаров

килограммов

граммов

килограмм (разг.)

грамм (разг.)

3) парные предметы

носков

гольфов

сандалий

ботинок

сапог

чулок

4) национальность

калмыков

монголов

таджиков

чеченцев

! если слово кончается на -ин, только       – грузин

+ башкир, турок, татар

5) другие существительные

рельсов

рельс

солдат

партизан

3. Женский и средний род родительный падеж множественного числа.

1) полное окончание

нулевое окончание

верховьев, долей (доля), доньев (дно), кеглей, копытцев, кружевцев, платьев, устьев (устье)

простыней

свечей

барж, басен, блюдец, вафель, дел, зеркалец, кочерёг (кочерга), кушаний, мест, одеялец, туфель, яблонь

простынь

свеч (игра стоит свеч)

2) слова, не имеющие форм единственного числа

заморозков

лохмотьев

консервов

яслей

нападок

потёмок

сумерек

макарон

дрязг

II.         Ира – известная неженка!

        Ваня – известный неженка!

III.       !ЗАПОМНИ: м.р.: толь, шампунь, рояль, тюль, катафалк;

                ж. р.: туфля, тапка, моль, вуаль, плацкарта;

                с. р.: повидло, колено, яблоко.

Род несклоняемых существительных:

- мужской род:

                1. лица мужского пола (денди);

                2. животные, птицы, рыбы (какаду) !КРОМЕ иваси, цеце – женский род.

         - женский род:

                1. лица женского пола (мадам, фрау);

                2. исключения

         - средний род:

                1. неодушевлённые существительные

                 !КРОМЕ

                 ж. р.: авеню, кольраби, салями;

                 м. р.: кофе, пенальти.

- род географических наименований определяется по родовому слову: Сухуми – город (м.  р.); Колорадо – река (ж. р.).

- род сложных слов определяется по главному слову: кафе-мороженое (с. р.).

Имя прилагательное

1. Если рядом стоят 2 прилагательных, то они должны быть

либо        краткое + краткое (Она очень умна и воспитанна.)

либо           полное + полное (Она умная и воспитанная.)

2. Только кр. форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова:

        Мой ребёнок болен ангиной (правильно).

        Мой ребёнок больной ангиной (неправильно).

3. Нельзя смешивать простые и составные формы сравнительной и превосходной степени сравнения:

        Более красивый, самый красивый (правильно).

        Более красивее, самый красивейший (неправильно).

!Запомните формы сравнительной степени: бойче, звонче, слаще, хлёстче.

Имя числительное

1.         При склонении составных количественных (сколько?) числительных должны изменяться все компоненты, входящие в их состав (Книга состоит из двухсот пятидесяти четырёх страниц).

Склонение числительных

50-80

500-900

200, 300, 400

И. п. пятьдесят

Р. п. пятидесяти

Д. п. пятидесяти

В. п. пятьдесят

Т. п. пятьюдесятью

П. п. о пятидесяти

И. п. пятьсот

Р. п. пятисот

Д. п. пятистам

В. п. пятьсот

Т. п. пятьюстами

П. п. о пятистах

И. п. двести

Р. п. двухсот

Д. п. двумстам

В. п. двести

Т. п. двумястами

П. п. о двухстах

        При склонении составных порядковых (какой?) числительных должно изменяться только последнее слово (Я читаю книгу двести пятьдесят четвёртой странице).

2. При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть как целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе (от трёх пятых, к трём пятым).

3. Склонение числительных сорок, девяносто, сто:

И. п., В. п.: сорок, девяносто, сто;

Р. п., Д. п., Т. п., П. п.: сорока, девяноста, ста.

4. Склонение числительных полтора, полтораста:

И. п., В. п.: полтора, полтораста;

Р. п., Д. п., Т. п., П. п.: полутора, полутораста.

5. Собирательные числительные, порядковые числительные изменяются как имена прилагательные.

6. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро)

употребляются с 

        1. существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое мальчиков)

        2. существительными, обозначающими детёнышей животных (двое лисят)

        3. существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое ножниц)

        4. с прилагательными, перешедшими в существительные (двое военных)

        5. со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят)

        6. с личными местоимениями (их было двое)

не употребляются с

        1. существительными, обозначающими лиц женского пола (две девочки)

        2. существительными, обозначающими взрослых животных (две лисы)

7. Собирательное числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода (оба стола, оба окна), собирательное числительное обе сочетается с существительными женского рода (обе руки).

8. Склонение числительных оба, обе:

И. п. оба                обе                                В. п. оба                обе

Р. п. обоих                обеих                                Т. п. обоими                обеими

Д. п. обоим                обеим                                П. п. об обоих        об обеих

9. Различайте!

С праздником 8 Марта! (не Мартом)

С праздником Восьмого марта!

С праздником 1 Мая! (не Маем)

С праздником Первого мая!

Глагол

1. !Запомни

ПРАВИЛЬНО

!!! НЕПРАВИЛЬНО

Чищу пылесосом

Пылесошу

Полощет, сыплет, чихает, щиплет

Полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет

Мок, сох

Мокнул, сохнул

Класть

Ложить

Стирать, играть, полоскать

Стираться, играться, полоскаться

Положи, поезжай

Положь, едь

2. Смешение времени и вида глагола ведёт к грамматической ошибке.

НЕПРАВИЛЬНО: Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появился страх за него.

ПРАВИЛЬНО: Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появляется страх за него.

Причастие

1. Смешение возвратных и невозвратных причастий:

НЕПРАВИЛЬНО: Федеральные войска, сражающие на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

ПРАВИЛЬНО: Федеральные войска, сражающиеся на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

2. Смешение действительных и страдательных причастий:

НЕПРАВИЛЬНО: Девочка, воспитывающаяся бабушкой, учится хорошо.

ПРАВИЛЬНО: Девочка, воспитываемая бабушкой, учится хорошо.

3. НЕ СУЩЕСТВУЕТ формы причастий на -ЩИЙ от глаголов совершенного вида, а также причастий с частицей БЫ ( сделающий, выдумающий, вызывавшее бы).

4. !Запомни: забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклейменный, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, спелёнатый и спелёнутый.

5. бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его и в причастиях (глохнувший, липнувший), а приставочные – теряют (оглохший, прилипший).

Деепричастие

1. Литературными являются формы деепричастий на -В (не -ВШИ): встретив, купив, подумав, сняв (НЕ встретивши, купивши).

2. !Запомни: высунув, положив, разинув, скрепив, сломив (НЕ высуня, положа, разиня, сломя). Формы на -Я встречаются только во фразеологических оборотах: скрепя сердце, положа руку на сердце.

Местоимение

1.         Без, в, для, до, за, из, к, с, у, впереди, вокруг, возле, около + он, она, оно, они = Него, Неё, Ним…

        Благодаря, наперекор, сравнит. степень (лучше) + он, она, оно, они = ему, ей, им…

2. Местоимения 3 лица заменят ближайшее к ним существительное.

НЕПРАВИЛЬНО: Мальчик был сирота; отец умер, когда ему было три года.

ПРАВИЛЬНО: Мальчик был сирота; отец умер, когда сыну было три года.

3. Собирательные существительные не могут заменяться местоимениями множественного числа.

НЕПРАВИЛЬНО: Группа просила переэкзаменовать их в первую очередь.

ПРАВИЛЬНО: Группа просила переэкзаменовать её в первую очередь.

Наречие

!Запомни

НЕПРАВИЛЬНО: вовнутрь, навряд ли, напополам, взаправду.

ПРАВИЛЬНО: внутрь, вряд ли, пополам, вправду

Предлог

1. Благодаря, согласно, вопреки, наперекор + ДАТЕЛЬНЫЙ падеж

НЕПРАВИЛЬНО: согласно расписания

ПРАВИЛЬНО: согласно расписанию

2. !Запомните:

        По приезде                по выполнении

        По отъезде                по окончании

        По приходе                по заключении

3. !Допускается

        Скучаю по вас (по вам)

        Стреляли по нас (по нам)

4. !Учитывайте оттенки значения предлогов

НЕПРАВИЛЬНО: Благодаря непогоде урожай не убран.

ПРАВИЛЬНО: Из-за непогоды урожай не убран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания (тест) по русскому языку 5 класс

Олимпиадные задания в форме теста для учащихся 5 классов могут быть использованы при подготовки и проведении школьного тура олимпиады по расскому языку....

Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения

Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....

Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал - подборка индивидуальных  заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...

Нестандартные задания на уроках русского языка

Нестандартные задания на уроках русского языка...

Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.

Разноуровневые задания можно использовать  для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина.  Данные тексты можно исп...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".

Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого прихо...