Ещё раз об итоговом сочинении...
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Романович Ольга Владимировна

Материалы , помещенные в презентации, включают в себя варианты вступительной и заключительной частей для сочинения, которые помогут создать работу обучающимся на экзамене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznye_vidy_vstupleniy_i_zaklyucheniy.pptx115.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разные виды вступлений и заключений Презентация для подготовки к написанию сочинения

Слайд 2

Варианты вступления : 1) Вопросно-ответное единство. 2) Цепочка вопросительных предложений. 3) Назывное предложение в качестве зачина. 4) Риторический вопрос. 5) Цитата в качестве зачина . 6)Лирическое отступление. 7) Определение темы текста. 8) Сравнение (прошлого и настоящего, понятий и произведений). 9) Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанные с темой, главной мыслью или центральным понятием текста. 10) Приводится краткая справка о писателе.

Слайд 3

11) Собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагива - лись автором. 12) Связь с современностью. 13) Рассуждение о заглавии, которое можно дать данному тексту.

Слайд 4

1) Вопросно-ответное единство Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. У каждого народа он свой, отличный от других, узна - ваемый. Что отличает русский язык? Конечно, его необы - чайная образность и величавость. Недаром А. Н. Толстой сравнивал русский язык по яркости с радугой после весен - него ливня, по меткости - со стрелами, по задушевности — с песней над колыбелью. Но в данном тексте многовековой эпитет к языку живой вдруг соседствует со словами портим, обижаем. Чем? По мнению автора...

Слайд 5

2) Цепочка вопросительных предложений. Откуда в нашем великом и могучем русском языке появляются непристойные слова? Почему они быстро плодятся и бытуют в речи, звучат с экрана и пестрят в печати? Чем закон - чатся подобные изменения в лексическом со - ставе русского языка? Такие вопросы неволь - но возникают после чтения текста Т. Жаровой.

Слайд 6

3) Назывное предложение в качестве зачина. Язык. Это понятие известно каждому с малых лет. А рус - ский язык мы изучаем, наблюдаем, но порой портим и не бережем его. Мне кажется, что трудно найти человека, который не задумывался бы о проблемах русского литературного языка. Исследователь языка Т. Жарова — одна из тех, кому не безразлично«языковое разноцветье». В своем тексте она стремится раскрыть те изменения, которые происходят в языке в настоящее время.

Слайд 7

4) Риторический вопрос. Современный русский язык «великий, могучий, правдивый и свободный»? Без сомнения это так. Но многие в нашем обществе забывают об этом, употребляя ненормативную лексику, принижая статус русского языка. Конечно, проблемы бере - жного отношения к русскому литературному язы - ку еще остаются. Их и рассматривает исследо - ватель языка Т. Жарова.

Слайд 8

5) Цитата в качестве зачина. «...Ты один мне поддержка и опора, о великий,могучий, правдивый и свободный русский язык!» — эти бессмер - тные строки И. С. Тургенева вспомнились мне после прочтения текста Т. Жаровой. Наш язык «всё прием - лет, на всё отзывается, как пушкинское эхо...». И это правда. Но порой все процессы в языке происходят стихийно, люди неправильно понимают изменения в развитии языка, тем самым нарушая нормы русского языка.

Слайд 9

6)Лирическое отступление. Наверно, каждый человек в определенное время задумывался о состоянии языка. За короткий срок привычные для нас слова исче - зают, а другие, казалось бы , появившиеся совсем недавно, становятся «свойскими». Совсем как люди — живут и умирают. Именно об этом размышляет автор текста.

Слайд 10

7) Определение темы текста. Язык — история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сохранение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью. Русский язык в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен — одним словом, «языковое разноцветье» (в хорошем смысле), по определению автора текста. Задача всех, кто «радеет» за наш язык, — сохранить его.

Слайд 11

8) Сравнение (прошлого и настоящего, понятий и произведений). Сладость. Чистота., Пышность. Богатство. Это все — о нем, о нашем русском языке. Пошлость, сор, ненормативная лексика, канцелярские изыски, мешанина. И это тоже о русском языке. Старая загадка о том, что слаще всего и что горше всего, подразумевающая в ответе слово язык, приобретает в свете данного текста иной смысл. Чистый язык времен А. С. Пушкина противопоставляется языку, на котором разговаривают современные люди. Т. Жарова с болью и грустью пишет об изменениях в языке.

Слайд 12

9) Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанные с темой, главной мыслью или центральным понятием текста. Первые слова, которые я услышала на родном языке, конечно же, были нежными и ласковыми. Их звучание было приятно, успокаивало и убаюкивало. Тот язык, который я слышу сейчас, — иной. «Режет ухо» пошлость, ненормативная лексика, сленг. Не одной мне неприятны изменения в языковой среде. Об этом же и текст Т. Жаровой.

Слайд 13

10) Приводится краткая справка о писателе. Т. Жарова — публицист, истинный любитель русской словесности. О ней с полным правом можно сказать, что она формирует нравственный мир читателя. Ее рассуждения о языке, об изменениях, происходящих в нем, очень яркие и эмоциональные. Неоднократно она поднимает проблему сохранения чистоты русского языка в своем творчестве. К этой теме Т. Жарова обращается и в этом тексте.

Слайд 14

11) Собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагивались автором. Я думаю, что в тексте Т. Жаровой подняты очень важные проблемы: проблема засилья иноязычных слов и жаргонизмов в речи молодежи, проблема безграничного смешения новых форм, устаревших слов и заимствований и , главное, проблема безответственного отношения человека к своему языку.

Слайд 15

12) Связь с современностью. Наша современная жизнь — это круговорот дел, встреч, проблем, переживаний. У нас не остает - ся времени, чтобы остановиться и задуматься о том, что же происходит с нашим языком сейчас. Мы не должны забывать, что сами портим наш «великий, могучий, правдивый» язык. Эту проблему затрагивает Т. Жарова.

Слайд 16

13) Рассуждение о заглавии, которое можно дать данному тексту. «Сохраним наш великий и могучий язык!» Вот название, которое я дала бы предложенному тексту, потому что язык — это зеркало нашей жизни! В языке отражаются все изменения, происходящие в обществе. Именно мы должны помнить, что он живой, «великий, могучий, правдивый и свободный».

Слайд 17

Варианты заключения : 1) Итог всему сказанному, обобщение. 2) Цитата, если она является итоговым суждением. 3) Личное отношение к решаемой проблеме. 4) Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка — ответ). 5) Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод (концовка — афоризм). 6) Этически корректное возражение автору текста.

Слайд 18

1) Итог всему сказанному, обобщение. Проблемы, поднятые Т. Жаровой, крайне актуа - льны и заставляют задуматься над их решени - ем. Мы не властны над речью других, но можем быть внимательнее к тому, что сами произно - сим, можем задуматься над тем, не засоряем ли мы свой язык. И если мы будем следить за сво - ей речью, не будем произносить грубых и гряз - ных слов, а будем уважать своего собеседника, мы поможем очистить наш язык.

Слайд 19

2) Цитата, если она является итоговым суждением. В завершение своего сочинения хочу привести слова Н. Рыленкова: Язык народа и богат, и точен, Но есть, увы, неточные слова, Они растут как сорная трава У плохо перепаханных обочин. Так давайте же сделаем все, чтобы как можно меньше было сорной травы.

Слайд 20

3) Личное отношение к решаемой проблеме. Рассуждение Т. Жаровой о нашем языке не оставило меня равнодушной. Я согласна с автором в том, что наша речь — это наше зеркало, только внутреннее. А ведь в зеркале всегда хочется видеть хорошее, красивое отражение. И мы должны к этому стремить - ся, не засоряя свою речь ненормативной лексикой, словами-паразитами и «чужим со - ром».

Слайд 21

4) Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка — ответ). Так как же нам сохранить наш язык красивым, великим и выразительным? Самое главное, на мой взгляд, это не за - бывать о том, что русский язык прекрасен, богат и интере - сен по своей сути. Не стоит включать в свою речь иност - ранные слова и фразы, не зная их прямого значения. Не стоит употреблять сленговые выражения, стилистически сниженную лексику. Русский язык — потрясающий язык, способный передать любую мысль, и совсем не стоит пор - тить его словами-паразитами.

Слайд 22

5 ) Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод (концовка — афоризм). Бедность словарного запаса, косноязычие, жаргонизмы присущи как речи подростков, так, к сожалению, и речи взрослых. А ведь это должно беспокоить каждого, пото - му что уровень культуры любого человека можно опре - делить с первой минуты общения, достаточно лишь ус - лышать его речь. Недаром говорят: «Встречают по оде - жке, а провожают по уму».

Слайд 23

6) Этически корректное возражение автору текста. Сложно не согласиться с Т. Жаровой: есть мо - менты, когда становится стыдно за себя, за друзей, что следуют моде и включают в речь английские слова и выражения. Но все чаще я замечаю, что в компании молодых людей зву - чат замечания при употреблении стилистичес - ки сниженной лексики, при сквернословии.

Слайд 24

Материал , использованный в презентации : Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ2019 года (ФИПИ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате итогового сочинения.

Конспект урока можно использовать для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения....

Вступление к итоговому сочинению или сочинению в формате ЕГЭ

Как писать вступление к итоговому сочинению. На что обращать внимание. Структура вступления....