Внеклассное мероприятие "В мире русского языка"
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс)

Теренина Татьяна Алексеевна

Внеклассное мероприятие "В мире русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_v_mire_russkogo_yazykadocx.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:


Внеклассное мероприятие

 «  В мире русского языка»

Предмет: русский язык

Класс: 6-7

Цели занятия:

образовательная:

закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку

развивающая:

активизировать мыслительную деятельность, развивать мышление, память, сообразительность; побуждать к познанию нового; формировать навыки командной игры;

воспитательная:

воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.

Ход мероприятия

В нашем зале собрались любители русского языка.

Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”

“Перед вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”

(Н.В.Гоголь) 

Играют 4 команды, в каждой из которых по 5 человек.

Игроки выбирают капитана команды, придумывают название и свой девиз.

Представление команд

Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

 Разминка. Вопросы – шутки.

1.Какое слово состоит из 3 слогов, указывает на 33 буквы?

2.назовите по 3 слова, которые начинались бы с 4 согласных

3.Какое слово принадлежит тебе, но употребляется чаще другими, чем тобой?

4.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

5.Какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами?

6.Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

7.Кто составил первую русскую грамматику?

8. Как называются слова, загрязняющие нашу речь, не имеющие лексического значения?

9.Какую часть слова можно найти в земле?

10. Что общего между рабыней и барыней?

11. Чего нет ни в капусте, ни в свёкле, ни в реке. но есть в помидорах и огурцах?

12.Какой частью речи являются слова миллион, миллиард,

тысяча?

13.Что общего между словами: дуга, бараний рог, три погибели?

14. От чего утка плавает?

15. Чем кончается день и ночь?

16.Что у цапли впереди, а у зайца сзади?

I конкурс Исторический

А)- Подберите современные эквиваленты устаревшим словам

*поварня – кухня

*душегуб- убийца

*тать – вор

*алтын – три копейки

*хулить – ругать

*яхонтовый – драгоценный

*орало – плуг

*лепота –красота

*нюхалка – шпион

*гривенник – десять копеек

*помучнеть – побледнеть

Б) Покажите часть тела

*длань                                                                                                                          

*чрево                                                                                                                      

*десница                                                      

*шуйца

*ланиты

*выя

*рамена

*перст

*чело

*пясть

II Фонетический конкурс

Предложите посетителю ресторана блюдо

1.На первое – холодный суп из свеклы

2. На второе – тефтели

Холодные закуски- холодец

Сливовый компот

Блинчики с творогом

Масло из арахиса

Летний суп со щавелем

Камбала жареная

Языковый рулет

Грушевый кисель

Трюфели

III «Лексическая»

В  своё время адмирал – академик А.С.Шишков предлагал заменить немецкие по происхождению слова КАЛОШИ и ГОРИЗОНТ на русские  - мокроступы и околозёл. Они не прижились в русском языке. Попробуйте дать эквиаленты устаревшим , не прижившимся в языке словам

Ветродуй – вентилятор

Костотряс – велосипед

Мыльня – баня

Топталище – тротуар

Хорошилище – красавец, щёголь

Ошейник –

Задание болельщикам.

        Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».

        Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? (Ответ издателя: «!»)

IV«Кто быстрее».

        Необходимо исправить ошибки в произношении слов.

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя, мой сосед.

Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор

Не __________________, а колидор.

«Дилектор входит в кабинет…

Закрыт магазин на обед…

Хозяйка моет стаканы,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черед: портфель он портфелем зовет.

За правильный ответ – 1 балл.

V «Фразеологическая»

1.Он бывает краеугольным. Бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти

2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, который отличается чрезмерной худобой и долголетием. Глупый ищет её в стоге сена. А тот, кто очень волнуется , будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё.

3. Её можно толочь в ступе, носить в решете; можно в неё прятать концы; писать по ней вилами. Она бывает живая,  мёртвая и седьмая на киселе. Если не хотите отвечать, можно её в рот набрать.

4.Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была на вес золота.

5. Она обладает способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже; её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Без неё нельзя никак обойтись в условиях нашего климата. У сказочных героев она   невидимая

6. Все боятся узнать, где они зимуют, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору,   свистнет. Когда человеку стыдно. Или он после бани, то становится похож на него

7. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то появляются те, кто хочет его испортить, добавив в него дёгтя.

8. Оно бывает 5 у телеги вопреки здравому смыслу. Некоторые люди вставляют в него палки. На нём можно жить, а можно в нём    вертеться.

* Вспомните фразеологизмы, содержащие соматизмы (слова, обозначающие части человеческого тела)

* Подберите русские эквиваленты пословицам иноязычного происхождения

1. В Фиме делай то, что делают римлян= В чужой монастырь со своим уставом не ездят.

2. Когда динозавры были в море.= При царе Горохе

3. Один раз змея укусит – Три года будешь бояться верёвки.

5. Одной рукой двух лягушек не поймаешь. =За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

6. Если кривы деревья, то и тень от них крива. = Яблоко от яблони не далеко падает

7. Слово не стрела, а сердце пронзает = Слово не воробей, вылетит –не поймаешь

8. Следовать за собственным носом = Идти куда глаза глядят

9. Если леди сойдёт с экипажа, экипаж поедет быстрее =Баба с возу, кобыле легче

Творческая работа

Придумайте аналог русской пословице

Хочешь рыбку съесть –нужно в воду лезть

Что означает фраза?

1Ненавижу ясную погоду в конце ноября

2.У деда скончалась одна грустная курица

        Жюри подводит итоги  всего турнира. 

        

   

     -   Итак, закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться.

        Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри. (Объявляется победитель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «В мире фразеологии».

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «В мире фразеологии»....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "В мире грамматики"

Цель: популяризация знаний по русскому языку; привитие любви к родному языку; закрепление знаний и умений, полученных на уроках; воспитание у учащихся бережного отношения к родному...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «В мире пословиц и поговорок»

Мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем «дружить» с книгами. Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Книга является важнейшим средством образования и воспитания....