Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Сторожко Екатерина Чаннамовна

Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение.

Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 15), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи.   При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.

           Задание этой части основано на тексте, который уже встретился учащимся при работе с заданиями 2 части экзамена.  Учащийся выбирает одно из предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дает развернутый письменный ответ на него.  Задание выполняется на бланке ответов №2. За выполнение сочинения учащийся может получить максимальный результат-9 баллов.

Первая тема — лингвистическая (15.1). Эта тема сложная, поскольку требует очень хорошего знания теории. Вторая тема представляет собой высказывание из текста, который приводится в начале работы (15.2). Необходимо объяснить, как вы понимаете это высказывание, подкрепив свои рассуждения двумя аргументами из текста. Это тема, в сравнение с первой, простая.  Третья тема (15.3) перекликается с аналогичным заданием при сдаче ЕГЭ (11 класс), поэтому тем учащимся, кто планирует продолжить обучение в 10-11 классах, стоит обратить внимание именно на эту тему сочинения. В ней учащимся предлагается объяснить значение слова, к примеру: «Доброта», «Человечность», «Совесть». Для начала в произвольной форме раскрыть значение слова, а потом привести два аргумента: первый — из текста, данного в начале работы, а второй — из жизни. Для каждой темы сочинения существуют свои критерии оценки. Оценивается, к примеру, объяснение значения слова, наличие и подбор аргументов, композиция и логика.

15.1. Сочинение на лингвистическую тему строится по схеме: Тезис-примеры-аргументы из текста-вывод. Надо помнить, что тезисом является указание на две функции языкового явления, а аргументация тезиса возможна примерами из текста (не менее двух). Примерами могут служить цитаты из текста, а также ссылка на номера предложений.  Начать сочинение на эту тему, можно, используя варианты:

Фраза из задания (цитата);

Согласие или несогласие пишущего с каким-либо участником лингвистического спора;

Вопрос-ответ;

Собственное высказывание учащегося;

Учащийся может использовать клише для основной части сочинения, чтобы дать развернутый и аргументированный ответ- «рассуждение», такие, к примеру:

Вводные слова: итак, таким образом, во-первых, к примеру, и т.п.;

Синтаксические конструкции: «Рассмотрим предложение… (№), в котором …»;

Объем сочинения не может быть менее 70 слов, написанных аккуратно и разборчиво.

15.2. Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением понимания смысла ключевого фрагмента исходного текста. Данный вид сочинения строится по схеме:

Вступление (1абзац)-цитирование предложения по заданию и объяснение его смысла (кто произносит из героев фразу и что хочет этим сказать);

Основная часть (2 и 3 абзацы)-обоснование высказанного ранее и два примера-аргумента из текста;

Итоговый вывод (4 –й абзац), объяснение того, как анализируемое предложение помогает понять идею текста, отношение рассказчика к персонажам, поступки персонажей и т.п.

15.3.  Сочинение-рассуждение, связанное с объяснением значения слова. Выполнение этого задания должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение», строится по схеме:

Вступление (1 абзац)-объяснение понимание учащимся значения слова из формулировки задания; Для начала учащийся дает свое определение толкования этого слова: продумывает основные признаки, составляющие его понятие; далее-подбирает синонимы к нему; потом подбирает типичные качества характера, поступков людей, в которых может это понятие проявиться.

После, расширяя ответ, комментируется данное учащимся определение.

Основная часть (2 и 3 абзацы)-обоснование выдвинутого учащимся толкования и приведение примеров доказательств справедливости своих суждений, основываясь на аргументах:

Первый аргумент- из исходного текста, рассказ о поступках персонажа (героя) и их связи с анализируемым понятием с указанием номеров соответствующих предложений или применяя цитату.

Второй аргумент- опора на собственный жизненный опыт и впечатления:

Случай из своей жизни;

Случай из чужой жизни (знакомые, друзья и т.п.);

Случай из чьей-то жизни, приведенный в средствах массовой информации;

Зрительский или читательский опыт;

Случай, основанный на исторических фактах.

Итоговый вывод (4 абзац)-подчеркивание важности и значения морально-этического понятия, указанного в формулировке темы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ. ЧАСТЬ С. Сочинение-рассуждение

В папке содержатся материалы по подготовке учащихся к написанию сочинений-рассуждений по диагностическим работам МИОО-2012г....

Энциклопедия аргументов. Подготовка к ЕГЭ (часть С, сочинение-рассуждение по исходному тексту)

Энциклопедия аргументов. Учебно-методический материал для подготовки к ЕГЭ. Выбор аргументов при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту (часть С)...

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ ( сочинение -рассуждение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека")

15.2, 15.3  - 8,9 класс ( подготовка к ОГЭ порусскому языку)Часть 2  -  10 класс...

Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение.

Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение....

написание вступления к сочинению-рассуждению (9.3)

урок развития речи в 9 классе, в ходе которого учащиеся работают в группах и пишут вступление к сочинению 9.3 разными способами...