ЕГЭ. ЧАСТЬ С. Сочинение-рассуждение
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Примак Ольга Михайловна

В папке содержатся материалы по подготовке учащихся к написанию сочинений-рассуждений по диагностическим работам МИОО-2012г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению по тексту диагностической работы № 2 от 27.01.2012

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B7, C1.

      (1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли её два пастуха. (3)Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4)Другой был молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды. (6)В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7)Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли

вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.

     (8)Вдруг старый пастух прервал молчание:

     – (9)Санька, спишь, что ли?

    – (10)Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой.

    – (11)В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12)По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому.

     (13)Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14)Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого,

грубого лица. (15)Он напряжённо слушал.

    – (16)И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17)А клад – это ж и есть счастье человеку! (18)Одному новопавловскому  старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19)Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.

   – (20)Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.

– (21)Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22)Заговорённый… (23)Талисман надо.

     (24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25)Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26)При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину.

(27)Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28)Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью:

    – (29)Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31)А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32)Да не видит его ни одна душа!

    – (33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его?

    – (34)Я-то? – усмехнулся старик. – (35)Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36)Гм!.. (37)Знаю, что делать…(38)И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления.

      (40)Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41)Вокруг быстро светлело. (42)Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43)Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно

запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.

      (44)Старик и Санька разошлись по краям отары. (45)Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46)Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47)Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья.

(По А. П. Чехову*)

* Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) – русский писатель, драматург, общественный деятель.

Основные проблемы

Позиция автора

Проблема человеческого счастья. (Понимают ли люди, в чём заключается счастье и как им распорядиться?)

Люди не всегда понимают, в чём состоит счастье; в погоне за тем, что кажется счастьем, люди часто не представляют, как распорядиться найденным.

Проблема  разного понимания счастья. (Одинаково ли представляют себе счастье разные люди?)

У разных людей может быть разное представление о счастье, разное его понимание

Афоризмы о счастье.

Счастье скоро не даётся, его, как гриб в лесу, надо поискать, да над ним спину поломать, а найдёшь – гляди – не поганка ли.      М.Горький.

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.   А.Толстой

Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот высшее счастье для человека, какого он может только достигнуть.         Ф.Дзержинский

Что такое счастье? Это возможность напрячь свой ум и сердце до последней степени, когда они готовы разорваться.             В.О.Ключевский

Поверь мне – счастье там,

Где любят нас, где верят нам!                                                                         М.Ю.Лермонтов

Счастье само находит дорогу к сильному духом.  /Индийская мудрость/

Счастье легче найти, чем удержать.  /  Немецкая пословица  /

Человек  - сам кузнец своего счастья.         /  Немецкая пословица/

Не устраивай своего счастья на несчастье других.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Быть занятым – значит быть счастливым.

Добывай счастье своей рукой.

                                                       (пословицы)

В сказке Ф.Кривина «Сотворение человека» рассказывается о том, как человек попросил у Бога счастье. Призадумался Бог, стал вспоминать, что же это такое. Много он повидал на своём веку, а счастья так и не видел.  «Поди знай, как его лепить»,- подумал Господь. А потом протянул человеку кусок глины и сказал: «В этом и состоит твоё счастье – в куске глины, из которого ты можешь вылепить всё, что хочешь». Удивительно глубокий смысл заключён в этой сказке: всё в руках человека, и каждый представляет счастье по-своему.

Образцы  сочинений.

Сочинение №1.

В данном тексте автор поднимает проблему человеческого счастья. Что такое счастье? В чём оно заключается и как им распорядиться? Именно эти вопросы волнуют писателя А. П.Чехова  и его героев.

Вступление.

К1. Формулирование проблемы

Комментируя данную проблему, хотел(а) бы сказать о её важности и актуальности:  людей всегда будут волновать  нравственные вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Сколько людей – столько представлений о счастье.  И рассказ Чехова тоже неоднозначен. Данную проблему автор раскрывает на примере диалога двух пастухов. Старый рассказывает молодому Саньке о спрятанных кладах, которых «тут много, а копать некому». «А клад – это ведь счастье человеку!»- говорит старик увлечённо. Но что-то настораживает в его словах. И читатель чувствует лёгкую авторскую иронию, когда старик не знает, что будет делать «со счастьем этим», если найдёт его, потому что вопрос этот «не казался ему достойным размышления», да и выражение лица у него «легкомысленное» в этот момент.  А затем – без каких-либо комментариев и оценок – автор рисует картину чудесного пробуждения природы и Саньку, размышляющего о…  Нет, не о кладах, а о «фантастичности и несбыточности человеческого счастья».

К2. Комментарий к проблеме

Как видим, позиция автора выражена не прямо, а опосредованно: через  портрет, поведение, речь героев. Исподволь подводит нас автор к простой мысли: настоящее счастье – не в богатстве, не в кладах, а в чём-то разумном и великом, как сама природа.

К3. Позиция автора

Нельзя не согласиться с мнением автора. Нет такой суммы денег, которая бы сделала человека счастливым навсегда. Счастье нельзя накопить, отложить про запас, надо осознать, в  чём оно заключается для тебя, и найти к нему дорогу.

Согласие/несогласие с позицией автора.

К4.  

Это хорошо понимали любимые герои романа Л.Толстого «Война и мир».  Трудный путь к счастью проходит Наташа Ростова. Были и разочарования, и ошибки. Но она сумела сохранить в себе главное – способность любить и быть любимой. В семье, детях, любви к Пьеру находит счастье Наташа

Аргумент 1.

Кто-то из писателей говорил, что только тот человек может быть счастливым, кто ставит перед собой большие цели и борется за них всеми своими силами. Достаточно вспомнить  Ассоль,  главную героиню повести А.Грина «Алые паруса», которая верила в своё счастье и дождалась его, потому что  умела терпеть , прощать и любить.  

Аргумент 2

Таким образом, чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья.

Заключение. Вывод

Сочинение №2.

Как жить достойно? В чём смысл жизни? Что есть добро, а что есть зло? Что такое счастье? – вот вопросы, которые волновали героев Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова. Мы в свои семнадцать лет тоже ищем ответы на эти сложные нравственные  вопросы.  Рассказ А.П.Чехова заставил меня задуматься.  Действительно, в чём  заключается счастье?  

К1. Формулировка проблемы

Я думаю, представление о счастье для каждого разное. Кому-то для этого достаточно наесться, кому-то – сорвать банк, кому-то – купить красивую и дорогую вещь, кому-то – вылечить заболевшее животное, а кому-то, как герою рассказа Чехова, - найти клад. Всё зависит от материального благополучия и качества моральных ценностей каждого индивидуума. Можно посмотреть в окно, увидеть солнце, услышать щебечущих птиц  и почувствовать себя абсолютно счастливым человеком.

К2. Комментарий к проблеме

Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, восьмидесятилетнего пастуха, который  увлечённо рассказывает своему молодому помощнику Саньке о том, что «в этих землях кладов много, только копать их некому».   «А клад  - это ж  и есть счастье человеку!» - говорит старик. Но не всё так просто. Чтобы показать своё отношение к поднятой проблеме, автор выражение лица старика называет  «легкомысленным»,  а вопрос Саньки о том, что будет делать старик  с кладом, если его найдёт, остаётся без ответа, так как он «не казался ему важным и достойным размышления». И мы понимаем, что автору ближе Санька, размышляющий о «фантастичности и несбыточности человеческого счастья». А ведь счастье рядом: оно в «серебристой полыни», «голубых васильках», «жёлтой сурепке». Оно во всём том, что так «радостно и беспечно запестрело вокруг».

К3. Позиция автора

     И ты вместе с автором начинаешь понимать, что счастье всегда мгновенно, ведь в жизни  «всё течёт, все изменяется». Счастье нельзя накопить, отложить про запас, зато его можно достигать, им можно делиться. Это хорошо понимали любимые герои Л.Толстого в романе «Война и мир». Наташа Ростова и Пьер Безухов любят жизнь, людей, природу, оттого и сами счастливы и окружающим с ними легко и уютно

К4. Выражение своего согласия/несогласия с позицией автора.

Аргументы

     Иногда счастье бывает незаметным, оно тихо дремлет в тебе и негромко поёт. Это удивительные мгновения, и  их нужно уметь выследить, обнаружить, почувствовать. Чем чаще человек испытывает счастье, тем ярче, светлее и разнообразнее его жизнь. Не зря в народе говорят: «Человек – сам кузнец своего счастья».  

Заключение



Предварительный просмотр:

Исходный текст.

(1)Когда в Савинковской средней школе читали пьесу Чехова "Вишнёвый сад" и упоминали про старого слугу Фирса, то в классе поднимался весёлый шум, сыпались шутки, и учителя, хорошо понимавшие причину этого оживления, хотя и требовали тишины, но тоже не могли скрыть улыбку (2) Дело в том, что пришкольным участком, состоящим, кстати, в основном из вишнёвых кустов, заведовал пожилой учитель труда Алексей Дмитриевич Фирсов. (3) Алексей Дмитриевич, как и чеховский персонаж, плохо слышал, часто отвечал невпопад, путал имена и даты, порой заговаривался, и всем, даже коллегам, казался нечаянно уцелевшим обломком какой-то древней эпохи.

 (4) Он жил в деревянном домике, примыкавшим к пришкольному саду, днём в этом саду без устали работал, а ночами караулил его от воришек. (5) Школьники не любили сельский труд, больше вредили, чем помогали старому учителю: землю не перекапывали, а ковыряли лопатой, вместо сорняков выкапывали культурные растения, попросишь их полить огурцы и капусту - они начнут брызгаться и с воплями носиться по всему саду, ломая кусты и вытаптывая грядки. (6) Когда Алексей Дмитриевич, чуть не плача обиды, ругаясь на чём свет стоит, гнал бездельников, те бежали жаловаться директору школы на сварливый нрав старика, который не ставит положенную отработку.

 (7) Ночами тоже не было покоя. (8) В мае воровали рассаду из теплиц, потом продавали её в городе, в июне таскали клубнику, а в конце июля поспевала вишня, начиналось сущее бедствие: ночные воры, если хватало роста дотянуться до вожделенных ягод, просто ломали ветки.  

(9)Алексей Дмитриевич чуть ли не на коленях просил директоров школы повлиять на учеников, примерно наказать воришек.

- (10)Алексей Дмитриевич, давайте я сейчас всё брошу, сяду с берданкой вашу вишню караулить. (11)В конце концов, это ведь ваша работа! - измученный постоянными жалобами старика, огрызался директор.  

-(12) Ну ладно, если бы это был мой сад! (13) Это же школьное добро (14) Ведь сейчас всё разворуют, переломают, зимой, кроме свёклы, есть нечего будет.

 -(15) Ну, уж вы хватили...- смеялся директор школы.- (16)С голоду у нас пока ни один ученик не умер

.(17)Старика не стало шесть лет назад. (18) Как сидел в ночном дозоре на скамейке, уснул и больше не проснулся. (19) Той же зимой, оставшись без заботливого хозяина, вымерзли почти все яблони и груши, весной упала сгнившая ограда, травой заросли грядки, сломав хлипкую дверь, кто-то вынес из сарайчика лопаты и грабли, и после этого, к общей радости всех нерадивых детей, сельхозработы в школе отменили...    

(20) Как медленно и неизбежно таяла память об учителе, так же медленно и неизбежно исчезал школьный сад. (21) Лишь к августу уцелевший вишнёвый куст, полузадушенный жгучей крапивой, обугленный нещадным летним солнцем, собрав последние силы, давал несколько красных ягод. (22) Тогда кто-то из прохожих обязательно вспоминал про чудесный сад, про старого учителя и в конце, непонятно кому адресуя ускоряющее слово, горестно кряхтел: "Ведь погубили, паразиты..."                  

(По Е.А.Лаптеву*)                                                                                                                      

*Е.А.Лаптев (родился в 1936г.) Писатель и публицист

Информация о тексте.

Основные проблемы

Авторская позиция

1.Проблема конфликта поколений (Чем объясняется возникновение конфликта старого учителя труда с учениками?)

Старый учитель оказывается носителем ценностей, которые молодому поколению кажутся ненужными, устаревшими.

2.Проблема потребительского отношения к природе (Какие качества людей выражают потребительское отношение к природе?).

2.Потребительское отношение к природе выражает бездуховность  и безответственность людей.

3.Проблема неравнодушного отношения к своему делу, ответственности за него (Почему важно, чтобы каждый человек ответственно относился к своему делу?)

3.Только трудом неравнодушных к своему делу людей создаётся и сберегается  всё лучшее, что нас окружает.

Сочинение по  тексту  Е.Лаптева.

         

     Правда ли, что понятия «милосердие», «совесть», «честь», «уважение» потеряли своё истинное значение и актуальность? Именно над этим вопросом меня заставил задуматься автор текста Е.А.Лаптев.

К1. Формулирование проблемы.

Рассказывая своему читателю печальную историю А.Д.Фирсова, пожилого учителя труда в Савинковской школе, который заведовал пришкольным участком, автор подробно описывает все трудности его работы, причиной которых, в основном, становились окружавшие его люди. Герой очерка был вынужден терпеть и разорение, и воровство, и непонимание, и насмешки, даже когда пытался обратиться за помощью. К сожалению, Алексей Дмитриевич не находил поддержки ни в чьём лице.

К2. Комментарий проблемы

Своё собственное отношение к происходящему Е.А.Лаптев выражает в заключительных абзацах, когда рассказывает о гибели участка, лишённого заботы, об исчезающей памяти, о «радости нерадивых детей», которым больше не нужно было работать… И о глубоком сожалении, которое испытывал даже случайный прохожий при виде разрушенного школьного сада.

К3.Позиция автора

Об исчезновении милосердия в современном обществе говорят и пишут многие писатели и публицисты. Например, Даниил Гранин в одном из очерков рассказал свою историю, когда ему пришлось столкнуться с чёрствостью и безразличием людей. Писатель сломал руку на улице, но ему никто не помог: люди спешили по своим делам и будто не замечали ничего вокруг.

Согласие/несогласие с позицией автора.

К4. Аргументация.

1аргумент

 Картина же безвозвратно исчезающего школьного сада напомнила мне работы Нагибина. Он говорил о том, как важно оставаться человеком в полном смысле этого слова и не терять тех связей, которые невидимыми нитями объединяют людей. Залогом прочности этих связей являются уважение, понимание, милосердие, совесть, ответственность и честь. Я считаю,  что люди, утратившие эти качества, становятся уязвимыми и похожими на деревья на пришкольном участке, увядающие и незащищённые

2 аргумент

Печальная судьба старика Фирсова – это грустный вывод. Это рассказ о том, к каким трагическим последствиям может привести исчезновение милосердия из нашей жизни. Ю.Трифонов сказал: «Человек есть нить, протянувшаяся из прошлого в будущее». Но без важнейших человеческих качеств эту нить легко порвать. Лишь связи, основанные на понимании, поддержке и взаимопомощи, являются залогом того, что сад жизни будет продолжать цвести.  (306 слов)

Заключение



Предварительный просмотр:

ЕГЭ. Часть С.  Вариант 4  диагностической работы МИОО

от 13 марта 2012 года.

Исходный текст

(1) Однажды меня обокрали впервые в жизни.  (2)Вор взломал ночью замок гаража, где стояла моя машина, вынул лобовое стекло, снял все колёса, не побрезговал даже мелочами: обоими зеркалами заднего вида и «дворником.

    (3) утором я в хорошем настроении вышел из дома. (4) Дошагал до своего гаража. (5) Сперва, увидев приоткрытые ворота, даже не понял, что случилось. (6)Потом скорее с недоумением, чем с возмущением, стал осматривать картину преступления, всё более теряясь душой при каждом новом «открытии».

      (7)Потом я долго стоял перед распахнутыми взломщиком воротами, и мысли у меня были вовсе не о том, где я достану дефицитные в ту пору детали и во что мне это обойдётся (об этом я думал позже). (8) Мысли были другие – о мести: (9) «Как человек, такой же, как я, может присвоить себе право врываться в чужое помещение, брать то, что ему не принадлежит? (10)За что, совершенно меня не зная, он решил мне навредить? (11)Там, у подъезда, меня ждёт жена, которую нужно отвезти в поликлинику, а я сейчас вернусь к ней пешком и скажу»… (12) Я чувствовал себя обиженным  до глубины души. Оскорблённым в самых лучших чувствах без всякого на то основания. (14)Внутри кипела злоба. (15)Поймал бы этого типа и убил бы на месте! (16) Пусть меня осудят, потому что такие люди не имеют права ходить по земле!

(17) и вот мы стоим рядом: он, вор, и я.(18) Потому что вора быстро поймала милиция, все украденные им вещи мне вернули. (19) И не было у меня ни малейшего желания мстить. (20)Не хотелось ни убить, ни ударить , ни даже словом оскорбить этого человека. (21) Не потому, что прошло три дня и ожесточение моё улеглось. (22) Не потому, что моё стекло и мои колёса лежали снова в гараже, (23)Просто потому, что лежачих не бьют. (24)В какой-то момент мы даже соприкасались локтями и переговаривались, когда во время следственного эксперимента вместе искали в багажнике отвёртку, которой он этот багажник вскрывал.

   (25)Потом мы сидели рядом на скамье в коридоре суда, дожидаясь, когда начнётся слушание нашего дела. (26) Я спросил у него, как он мог решиться на воровство (не выдержала душа журналиста!).

      _(27) Я долгое время без работы был, а потом меня взяли на работу на одну фирму шофёром. (28)А машину дали раздолбанную: вся резина «лысая», лобовое стекло треснутое… (29) Как с таким ездить?

     -  (30)Так ты, значит, от безысходности   на кражу пошёл? (31) А если бы у меня была лысая резина и треснутое стекло и я бы пришёл ночью в гараж, ты бы меня простил?

   -(32)Вы  бы не пришли.

     - (33)Почему ты в этом уверен?

     - (34)Вам совесть не позволит, вы бы, наверное, сами себе с первой зарплаты купили….

      -(35) Так у тебя, значит, совести нет?

      (36)Он безнадёжно махнул рукой, тоскливо вздохнул и отвернулся . (37) А я поймал себя на том, что, наряду с вполне объяснимым чувством презрения, непроизвольно испытываю к этому человеку жалость и даже … сочувствие. (38)Вспомнились слова чешского журналиста Юлиуса Фучика, погибшего в застенках гестапо: «Смотреть на людей со сломанной совестью  ещё страшнее, чем на избитых…»

                                                                                                                                (По И. Дубровицкому*)

*Игорь Васильевич Дубровицкий (1925-2010) – известный советский радиожурналист,  детский писатель.

Проблематика текста

  1. Какие чувства могут вызывать люди, преступившие через закон?
  2. Почему «смотреть на людей со сломанной совестью  ещё страшнее, чем на избитых»?
  3. Могут ли люди, совершившие преступление, рассчитывать на сочувствие, понимание других людей?

 Сочинение по тексту И. Дубровицкого. (вариант 4, МИОО- 2012)

«Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство», - пел когда-то поэт и бард  Булат Окуджава. Эта строчка вспомнилась мне, когда я прочитала очерк  журналиста И.Дубровицкого. Почему у одних эти высокие нравственные категории присутствуют, а другие о них начисто забывают? Вот проблема, которую поднимает в своём тексте автор.

Комментируя данную проблему, хотел(а) бы сказать о её важности и актуальности. Триединство понятий, о которых пел Окуджава,  вечно.  Рассказывая историю о том, как один человек ограбил другого, Дубровицкий подробно описывает чувства, которые пережил герой очерка к воришке. Они были разные: от злобы, ненависти и презрения  до жалости и  сочувствия. Сначала ему  хотелось даже  убить воришку, настолько  «внутри кипела злоба». Но встретившись с вором, которого быстро поймала милиция, понял, что даже грубым словом не сможет оскорбить  этого человека. И не потому, что слаб или малодушен,  просто знает,  что  «лежачих не бьют». Вот оно – душевное благородство! Простить своего обидчика, мелкого воришку, «человека со сломанной совестью», по мнению автора, может не каждый. На такой поступок способен только благородный человек, которого отличают великодушие и искренняя любовь к людям.  

Я согласен с мнением автора. При любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком. И множество примеров истинного благородства мы можем найти в литературе. Вспомним роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое последний открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

А ещё мне вспомнилась притча о добре и зле, в которой старый индеец рассказывает  внуку о том, что внутри каждого человека идёт борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, ревность, эгоизм, ложь, а другой – добро, мир,  любовь, верность. И когда маленький индеец спросил, какой же волк побеждает, старый ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Мне очень хотелось бы, чтобы  человек кормил только доброго волка. И тогда каждый из нас,  как герой очерка Дубровицкого, найдёт  в своей душе и добро, и сочувствие, и милосердие.  Именно эти качества  всегда будет цениться людьми, потому что именно они  соединяют общество в одно нерушимое целое.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс: "Пишем сочинение-рассуждение (часть С)"

Здесь учащиеся найдут все необходимое, чтобы научиться писать сочинение-рассуждение....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)...

Энциклопедия аргументов. Подготовка к ЕГЭ (часть С, сочинение-рассуждение по исходному тексту)

Энциклопедия аргументов. Учебно-методический материал для подготовки к ЕГЭ. Выбор аргументов при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту (часть С)...

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение.

Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение....

Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение.

Подготовка к написанию 3 части ОГЭ: сочинение-рассуждение....