Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
статья по русскому языку (10, 11 класс)
Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за студента грамотно составить предложение и написать текст, а также исправить орфографические ошибки может практически любой мессенджер.И главным конкурентом является компьютер. Значит, из конкурента его нужно превратить в партнера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование медийно-информационной грамотности на уроках русского языка.
Задача преподавателя русского языка и литературы , наверное, одна из самых трудных - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Сегодня у главного моего орудия труда - доски и мела, существует множество «конкурентов», главным из которых является компьютер. Значит, нужно превратить компьютер из «конкурента» в партнера.
Как показывает моя практика формировать медийно-информационную грамотность студентов можно с успехом на уроках по традиционной системе обучения и на уроках с профессиональной направленностью обучения. Я думаю, что большинству моих ребят пригодится и в дальнейшем накопленный опыт использования информационных технологий при изучении русского языка и литературы, позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными рабочими, занять достойное место в обществе.
В сентябре 2018-2019 учебного года я провела анкетирование в двух группах по профессии «Машинист на открытых горных работах» и «Маркшейдер». Вопросы, предложенные в анкете, были направлены на выявление предпочтительных форм проведения уроков, видов домашнего задания, форм внеурочной деятельности. Анализ анкет 52 опрошенных показал следующее: 83 % - наиболее интересны уроки, на которых преподаватель использует медиа-ресурсы; 78% студентов охотнее выполняют домашние задания, которые требуют работы на компьютере.
На уроке информационные технологии могут представлять собой: источник учебной информации (частично или полностью заменяющий педагога и книгу); наглядное пособие с профессиональной направленностью (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций; индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Таким образом, процесс формирования медийно-информационной грамотности студентов обучения, сводится к трём основным моментам:
- предъявление студентам определённого знания;
- выработка соответствующих знаний и умений;
- контроль за степенью усвоения учебного материала.
Исходя из опыта работы, обязательными компонентами уроков с применением информационных технологий являются следующие методы:
1. Пропедевтический (мобилизация внимания обучающихся, психологическая подготовка к восприятию материала урока, подготовка к работе с компьютером, инструктаж по охране труда, установка на успех выполнения работы).
2. «Стимул – реакция». В соответствии с этим методом для любой реакции характерна склонность к повторению и закреплению. Подобный способ обучения характеризуется следующими особенностями:
- дидактический материал делится на незначительные объёмы;
- обучающиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию.
Оптимальный вариант использования элементов компьютерных технологий обучения русскому языку с профессиональной направленностью удовлетворяет следующий минимальный набор требований:
- обеспечивается эффективное формирование и совершенствование у обучающихся соответствующих знаний и навыков;
- осуществляется текущий и итоговый контроль уровня усвоения учебного материала;
- оказывается существенная помощь преподавателю в процессе обучения русскому языку;
- выдается необходимая справочная информация по содержанию теоретического материала;
Таким образом, применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы с профессиональной направленностью предполагает три уровня оценки индивидуальных знаний:
- знание – узнавание;
- знание – умение;
- знание – творчество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"
Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-750277-1454676309.jpg)
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-1364244-1637696514.jpg)
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/30/picture-77465-1701338372.jpg)
Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/30/picture-77465-1701338372.jpg)
Рабочий лист урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Материал содержит задания разного уровня сложности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/21/picture-1043478-1550703220.jpg)
Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...
«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»
Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...