Конспект урока "Фразеологизмы и их использование в речи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Яшунина Наталья Вячеславовна

Конспект урока "Фразеологизмы и их использование в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока405.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА"

КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект урока по русскому в 9 классе

ТЕМА УРОКА: «Фразеологизмы и их использование в речи»

 

Выполнила:

 учитель русского языка и литературы

Яшунина Наталья Вячеславовна


Урок русского языка в 9 классе

Тема: Фразеологизмы и их использование в речи

Урок комплексного применения знаний.

Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать понятие фразеологизмов как устойчивых словосочетаний, употребляемых в переносном значении;
  • формировать умения отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний;
  • формировать и закреплять знания и умения о фразеологизмах как средстве языковой выразительности, позволяющему  усиливать наглядность и образность текста, создавать нужную стилистическую тональность.

Развивающие: 

  • развивать связную речь, умение доказывать свое мнение;
  • развивать мышление, концентрацию внимания и память;
  • способствовать развитию адекватной самооценки учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать патриотические чувства к своей стране через любовь к родному языку;
  • формировать устойчивый  интереса  к образной системе русского языка;
  • мотивирование на серьёзную подготовку к экзаменам.

Здоровьесберегающая:

  • создать условия для успешного усвоения нового материала

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • ИКТ Компьютерная презентация иллюстрирует отдельные этапы урока и задания к уроку; способствует повышению интереса к предмету и мотивации к его изучению;
  • технология разноуровневого обучения дает возможность создать условия для развития каждого ученика;
  • технология формирования учебной деятельности направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач, позволяет учащимся самостоятельно вырабатывать алгоритм выполнения задания по заданной теме;
  • технология развития критического мышления позволяет вовлечь учащихся в процесс изучения материала на основе уже имеющихся учебных и жизненных знаний, способствует развитию речи учащихся
  • здоровьесберегающие технологии- создание условий для включения учащихся в учебный процесс , помощь в формировании позитивного мышления.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРИНЦИПЫ:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения – работа с предложениями из художественных произведений направлена на всестороннее развитие личности, на формирование не только знаний и умений, но и воспитание патриотизма;
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении – вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке (диалог, дискуссия)
  • принцип доступности – использование в работе разноуровневовых заданий, что позволяет избежать интеллектуальных, моральных, физических перегрузок учащихся.
  • принцип наглядности - использование опорных конспектов способствует формированию определенных знаний и умений, а использование иллюстраций и презентаций повышает интерес к предмету, способствует развитию мышления.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:  мультимедиа проектор, мультимедиа доска, компьютер

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

  • Эвристические (беседа, наблюдение языкового явления);
  • Методы закрепления знаний (вопросы для осмысления; разбор языкового явления)
  • Методы формирования учебно-познавательных умений (нахождение изучаемого языкового явления,  подбор   примеров)
  • Методы контроля (написание сочинения, устный фронтальный опрос, самостоятельное выполнение задания, поиское домашнее задание).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Обоснование используемых дидактических средств

с точки зрения достижения поставленных целей

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада  приветствовать вас на нашем уроке. Сейчас вы ученики 10 класса, а скоро станете выпускниками. Вам предстоит сдать ЕГЭ, поступить в какое-либо учебное заведение, получить профессию и начать трудовую жизнь. Дальнейшее развитие и процветание России во многом будет зависеть от вашего профессионализма и мастерства. Помните: вы очень нужны своей стране!

Я могу обратиться к вам так, а могу немного по-другому:

Приветствие(слайд 2) Текст №2:

«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»

От всей души приветствую я вас!

Гранит науки мы грызём сейчас в десятом,

Не за горами и одиннадцатый класс!

Но оглянуться даже не успеем,

Как промелькнёт горячая пора,

И вы покинете родную альма-матер,

Что вам счастливую путёвку в жизнь дала:

Откроются пред вами все дороги,

Вам предстоят великие дела,

Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями

Огромная, великая страна!!!.

Готовность к восприятию

Вступительное слово учителя обеспечивает подготовку обучающихся к работе на уроке.

2. Этап актуализации знаний

Какое из моих приветствий вам понравилось больше? В чём сходство и в чём различие этих 2-х текстов?

(информация та же, но передана по-другому)

Текст №1

Форма: прозаическое приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране.

Стиль речи: публицистический

Средства выразительности: обращение, торжественный тон. Образные средства выразительности речи отсутствуют. Предложения строятся на основе свободных словосочетаний

Текст №2

Форма:  стихотворное приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране

Стиль речи: художественный

Средства выразительности: образное, шутливо-ироническое обращение-цитата (афоризм А.С.Пушкина), фразеологизмы: («Грызть гранит науки» – из речи Троцкого), другие фразеологизмы. Предложения строятся на основе несвободных, фразеологических словосочетаний.

Вывод: в зависимости от речевой ситуации  мы либо употребляем изобразительно- выразительные средства, либо нет, но с их помощью мы делаем нашу речь образной, интересной, запоминающейся. В данном случае в качестве изобразительного средства использовались фразеологизмы

Попробуем сформулировать тему нашего урока.

Работа с изученными ранее понятиями, способность воспринимать информацию на слух.

Анализ текстов разных стилей позволяет повторить основные понятия,  изученные ранее, оценить уровень владения терминами, степень владения изученными понятиями.

Позволяют учителю подвести обучающихся к новой теме

3. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала

Без них, конечно, можно обойтись,

Но сможем ли от них мы отказаться? (метапредмет «Проблема»)

Ответить на этот вопрос нам поможет анализ выразительных средств (фразеологизмов), использованных во 2-м тексте. Найдите в нём все фразеологические сочетания и подчеркните. А теперь проверим себя

Выяснение происхождения и значений данных фразеологизмов

Позволяет ли нам проведённая работа перечислить основные  источники попадания фразеологизмов в наш язык и нашу речь? Это:

-художественная литература (афоризмы)

-история (афоризмы)

-кино

-иностранные языки

-реалии русского быта

-народные обычаи

Наблюдение и анализ предложения по вопросу учителя. Ответ на поставленные вопросы.

Совместное использование метода наблюдения и беседы помогает обучающимся самостоятельно проанализировать синтаксическую ситуацию, способствует повторению изученного материала и развитию устной речи школьников. Позволяют учителю подвести обучающихся к новой теме.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Вопрос: Так сможем ли от них мы отказаться? Нет, так как это накопленное веками богатство языка, его украшение. Многие из них настолько прочно вошли в нашу речь, что мы даже не замечаем, как автоматически, непроизвольно употребляем их. Но иногда мы делаем это не совсем уместно или неграмотно. Часто ошибки в употреблении фразеологических оборотов связаны с тем, что мы  путаем их с омонимичными свободными словосочетаниями

Работа с таблицей (метапредмет «Знак») Выявить неизвестное, дополнить таблицу.

 Предлагаю вам поработать с фрагментом таблицы, где представлены примеры свободных словосочетаний и фразеологического.

Опираясь на приведённые примеры, давайте попробуем дополнить таблицу необходимыми компонентами.

Какой из признаков фразеологизмов является убедительным доказательством их принадлежности к изобразительно-выразительным средствам языка? (2. Переносное значение, основаны на переносе значения)

А какой не позволяет  отказываться от их употребления? (3. Готовые фразы, их не надо придумывать, подбирать слова, главное – употреблять в правильном значении).

Вывод: мы не можем отказаться от использования фразеологизмов в речи, так как они прочно вошли в наш словарный запас, они не требуют запоминания, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные украсить высказывание. Но вот научиться их отличать от свободных словосочетаний необходимо

Работа с таблицей: выявить неизвестное, дополнить таблицу

Используются словесные методы обучения, анализ и сравнение (наблюдение, беседа, работа с таблицей).

Устная работа на уроке способствует развитию речи обучающихся. Задание   проблемного характера направлено на развитие аналитических способностей обучающихся, их умение применять на практике полученные знания.

.

5. Физкультминутка

Выполнение указаний учителя

Физкультминутка направлена на снятие напряжения с глаз. Введение паузы в ход урока способствует снятию усталости.

Смена вида деятельности способствует  повышению работоспособности

6. Этап применения знаний и умений в новой ситуации

Внимание на экран:

Без пяти минут  Откуда ветер дует Красной нитью Правая рука На разных языках  На глаз

Намылить голову

Вопрос: в каком значении употреблены данные словосочетания? Это свободные словосочетания или это фразеологизмы? Нельзя ответить однозначно. Что нужно сделать, чтобы понять значение? Нужен контекст.

Работа в парах. Используя  таблицу,  составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае оно употреблялось в прямом значении, а во втором- в переносном. Готовые предложения комментируем.

Ожидаемый результат:

1.Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.

2.На моих  часах  - без пяти минут одиннадцать.

3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует.

4.Он догадывался, откуда ветер дует.

5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало и в глаза.

6.За то, что я не погулял с собакой, мне намылили голову.

7.Размер одежды я определяю на глаз.

8.Пострадавшему  наложили повязку на глаз.

Создание собственного речевого высказывания на тему «Подготовка к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов.

Задание: напишите миниатюру на тему «Как я готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов (раздаточный материал):

Выбор профессии – это самое главное, над чем думает любой старшеклассник.

 Ведь именно сейчас мы приобретаем  знания и умения, которые так пригодятся нам в трудовой деятельности.

 Подготовку к ней не стоит переносить на длительное время, поэтому я принял решение, что не буду бесцельно тратить время, а решительно приступлю к изучению всех школьных предметов, буду много читать.

 Это мне поможет успешно сдать экзамены, поступить в ВУЗ, получить хорошее образование. Мне очень хочется многого добиться, стать успешным, перспективным работником, чтобы приносить пользу своей стране

Самостоятельное выполнение задания. Работа в парах.

Написание сочинения.

При совместной работе, каждый ребенок получает возможность проверить не только одноклассника, но и себя. По ходу проверки появляется возможность устранения пробелов в понимании обучающимися материала. На данном этапе  реализуются развивающие цели урока.

Задание даётся дифференцированно: для тех, кто затрудняется составить собственное высказывание на указанную тему, предлагается «текст-подсказка», в который следует только внести коррективы, творчески переделать, используя предложенный языковой материал

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.)

 Чтение и анализ сочинений с акцентом на характеристику использованного изобразительного приёма, выраженного фразеологизмом

Анализ ошибок в сочинениях.

Позволяет оценить степень усвоения материала, обобщить знания о роли фразеологизмов.

Содержание текстов позволяет оценить степень усвоения нового материала и уровень удовлетворенности обучающихся проведенным уроком.

8.Заключительная часть урока.

Проанализируйте тексты «Банка заданий» на сайте ФИПИ в разделе «Выразительность русской речи», выполните задания по употреблению фразеологизмов в речи.

- В завершение нашего урока хотелось бы отметить вашу работу. Оценки сегодня получают … (Выставление оценок).  Большое спасибо за работу на уроке.

Запись домашнего задания в дневник, осмысление домашнего задания.

Домашнее задание включает в себя проблемный метод, основанный на поиске необходимого материала по заданной проблеме.

Выставление оценок  в конце урока является методом  поощрения  и стимулирования обучающихся  за проделанную работу, а также методом повышения мотивации для тех, кто оценку не заработал.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКЕ

Достижение поставленных целей планируется проверить в ходе выполнения заданий учителя   и ответов обучающихся во время урока.      Учитель в ходе урока наблюдает,  как активно работают дети, как происходит взаимо- и самоконтроль, а затем, при подведении,  итогов вместе с ребятами обсуждает данную информацию. Как средство обратной связи используются беседа по вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

Конспект урока английского языка по теме "Использование в речи форм прошедшего времени"

Предлагается конспект урока для развития речевых умений говорения с использованием различных аспектов прошедшего времени английского глагола. Виды работы включают последовательность заданий от составл...

Конспект урока английского языка по теме "Использование в речи форм прошедшего времени"

Целью урока является развитие умений говорения, применение знаний о системе прошедших времен в учебных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми поняти...

Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»

      Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»...

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием настольного театра «В гостях у сказки» во второй группе раннего возраста...