Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») и учебного плана образовательного учреждения.

При составлении рабочей программы за основу взята программа по русскому (родному) языку для основной школы, разработанная Л.О. Савчук (под ред. Е.Я. Шмелевой). Программа ориентирована на использование учебника по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_9_kl_19-20.docx67.74 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический лицей»

Рассмотрено и принято

                                                        на заседании Педагогического Совета

                                                        Санкт-Петербургского государственного

                                                        бюджетного профессионального

                                                        образовательного учреждения

                                                        «Оптико-механический лицей»

                                                        Протокол №__ от «__»_____201__ г.

                                                        Утверждаю

                                                        директор СП ГБПОУ «ОМЛ»

                                                        ______________   К.В. Костюк

                                                        «____»__________________201__

Рабочая программа по предмету «Русский язык»

для 9 класса

Срок реализации: 2019-2020 уч. год

Класс: 9а, 9б

Разработчик: Васенкова Л.А.

Санкт-Петербург

2019

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

На заседании МК по направлению

математика, ЕН и ОГСЭ дисциплины

Протокол № ______ от «___» _____ 2019 г.

Председатель _________________________

РАЗРАБОТАЛ

____________________ / Васенкова Л.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») и учебного плана образовательного учреждения.

При составлении рабочей программы за основу взята программа по русскому (родному) языку для основной школы, разработанная Л.О. Савчук (под ред. Е.Я. Шмелевой). Программа ориентирована на использование учебника по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования. Курс русского языка выстраивается с учетом коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанным на современных представлениях о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.

В программе отражены системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания курса на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как одной из основных культурных ценностей российского народа. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Цели и задачи обучения русскому языку в основной школе:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умением формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

 Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Курс русского языка направлен на формирование функциональной грамотности которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимопониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия(способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Совершенствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, на умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебного плана образовательного учреждения рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение русскому языку в объеме 3 часов в неделю исходя из 36 учебных недель. Общая нагрузка составляет 108 аудиторных часов.

Содержание учебного предмета

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

РАЗДЕЛ 1. Речь и речевое общение

Сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, использованных языковых средств. Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.

РАЗДЕЛ 2. Речевая деятельность

Явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.
Культура аудирования. Все виды пересказа прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения. Особенности написания тезисов, конспекта, аннотации, реферата, официальных и неофициальных писем, расписки, доверенности, заявления (повторение). Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.

Культура работы с книгой и другими источниками информации. 

РАЗДЕЛ 3. Текст

Структура текста.

Виды информационной переработки текста.

Функционально-смысловые типы речи. Сочетание разных функционально-смысловых типов речи.

Уместность, целесообразность использования языковых средств связи предложений и частей текста. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности (обобщение)

  РАЗДЕЛ 4. Функциональные разновидности языка

Стилистическая система современного русского языка. 

Функциональные стили (обобщение).

Язык художественной литературы. Особенности языка художественной литературы.

Научный стиль. Основные жанры научного стиля: статья, рецензия, их особенности.

Публицистический стиль. Основные жанры публицистического стиля: очерк, его особенности.

Официально-деловой стиль. Основные жанры официально-делового стиля: резюме, его особенности

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

РАЗДЕЛ 5. Общие сведения о языке

Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты

РАЗДЕЛ 6. Фонетика и орфоэпия

Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение (повторение).

Звукопись как одно из выразительных средств русского языка.

Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков, ударения в словах. Допустимые варианты произношения и ударения

РАЗДЕЛ 7. Графика

Принципы русской графики. Соотношение звука и буквы (повторение)

РАЗДЕЛ 8. Морфемика (состав слова) и словообразование

1) Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. 

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно– суффиксальный способы; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово.  Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

Основные выразительные средства словообразования.

2) Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.

Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слова. Проведение словообразовательного анализа слова.

Применение знаний и умений в области морфемики и словообразования в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.

РАЗДЕЛ 9. Лексикология и фразеология

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Лексический анализ слова.

Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа.

Фразеологические словари

РАЗДЕЛ 10. Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи

РАЗДЕЛ 11. Синтаксис

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов. Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание

РАЗДЕЛ 12. Правописание: орфография и пунктуация

Правила орфографии (повторение).

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью при цитировании.

Оформление диалога на письме

Содержание, обеспечивающее формирование культуры речи и культуроведческой компетенции

РАЗДЕЛ 13. Культура речи

Культура речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Языковая норма, её функции и типы. Тенденции развития норм.

Нормативные словари современного русского языка разных типов; их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

РАЗДЕЛ 14. Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет (повторение). 

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Практические занятия (час) (развитие речи)

Контрольные работы (час)

Речь и речевое общение

2

Речевая деятельность

3

Текст

10

5

Функциональные разновидности языка

10

9

Общие сведения о языке

1

Фонетика и орфоэпия

5

1

Графика

1

Морфемика (состав слова) и словообразование

4

1

Лексикология и фразеология

4

Морфология

5

4

Синтаксис

45

4

2

Правописание: орфография и пунктуация

10

Культура речи

3

1

Язык и культура

2

1

Итоговая контрольная работа

2

Итого:

108

25

5

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные 

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)   достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности:

в области аудирования и чтения:

-  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

-  владение разным видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования;    

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

в области говорения и письма:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков:

- в повседневной жизни;

- для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

- для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально – культурными нормами речевого поведения:

- в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

- в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Литература

Русский язык: 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук и др./ под ред. Шмелева А.Д. - ООО "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ", 2018.

         Словари и справочники

1. Розенталь. Говорите и пишите по-русски правильно.

2. Розенталь. Словарь трудностей русского языка.

3. Розенталь. Современный русский язык.

4. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке

5. Розенталь. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование.

6. Баско. Фразеологический словарь русского языка. 5-11 кл.

7. Березович. Этимологический словарь русского языка.

8. Букчина. Орфографический словарь русского языка.

9. Зимин. Словарь тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений.

10. Словарь фразеологических синонимов русского языка.

11. Морфемно-словообразовательный словарь русского языка. 5-11 кл.

12. Резниченко. Словарь ударений русского языка.

13. Сазонова. Толково-грамматический словарь русских причастий.

14. Словарь антонимов русского языка./ Львов.

15. Лопатин. Правила русской орфографии и пунктуации.

16. Ожегов С. Словарь русского языка

17. Бабенко. Большой толковый словарь русских существительных. Идеограф. Описание. Синонимы. Антонимы.

18. Бабенко. Большой толковый словарь синонимов русской речи.

19. Даль. Толковый словарь русского языка. Современное написание.

2.   Печатные пособия

Изохрестоматия русской живописи (20 шт.)

Русский язык 5-11 кл. «Орфография и пунктуация»

Русский язык 5-11 кл. «Синтаксис и пунктуация»

3. Фильмы

DVD Русский язык для выпускников, абитуриентов. Орфография.

DVD Русский язык для выпускников, абитуриентов. Синтаксис и пунктуация.

4.   Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисокв, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).

2. Мультимедиапроектор (может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения).

3. Средства телекоммуникации (электронная почти, локальная школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий).

5. Цифровые образовательные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5…Изложения для 5-11 классов

http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.

http://www.lingling.ru- Лингвистика для школьников        

http://www.ruscorpora.ru – Обучающий корпус Национального корпуса русского языка

http://www.stadiorum.ruscorpora.ru – Образовательный портал Национального корпуса русского языка

http://shool.keldysh.ru - Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя/ Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Контроль

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Дата

По плану

Факт. проведение

1

Отражение в языке истории и культуры народа

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в современном мире. Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты 

Составление конспекта

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание, участвовать в диалогах разных видов.

02.09.-08.09

2

Фонетический и орфографический разбор слова

Звук как единица языка. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения

Повторение правил орфографии

Словарный диктант.

Проводить фонетический анализ слова

Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

02.09.-08.09

3

Морфемный и словообразовательный разбор слова

 Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование как раздел лингвистики

Составление таблицы ССП с разными союзами.

Устный

опрос.

Определять и характеризовать морфемный состав слова; уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав

02.09.-08.09

4

Лексический разбор слова

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Выполнение лексического разбора слов

Тренировочные упражнения

Проверка упражнений

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон

09.09-15.09

5

Р.Р. Подготовка к сжатому изложению (упр.44)

Сокращение текста на основе стилистического и типологического анализа, превращение изобразитель-ной речи в информативную

Работа с раздаточным материалом

Написание изложения

Создавать письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально смысловых типов речи и их комбинаций.

09.09-15.09

6

Р.Р. Сжатое изложение по тексту Л.И. Скворцова «С.И. Ожегов - человек-словарь» (упр. 44)

Написание изложения

Работа с раздаточным материалом

Написание изложения

Создавать письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально смысловых типов речи и их комбинаций.

09.09-15.09

7

Морфологический разбор слова

Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико- грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Выполнение морфологического разбора слов

Тренировочные упражнения

Проверка упражнений

Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи.

16.09-22.09

8

Словосочетание и предложение (повторение)

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Виды связи слов в словосочетании

Тренировочные упражнения

Проверка упражнений

Опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды

16.09-22.09

9

Сложное предложение

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения

Составление таблицы СП с примерами.

Фронтальный опрос.

Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями.

16.09-22.09

10

Чужая речь в тексте

Нейтральный и инверсионный порядок слов. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание

Составление схем предложений с прямой и косвенной речью.

Фронтальный опрос.

Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях; заменять прямую речь косвенной, использовать различные способы цитирования в речевой практике.

23.09-29.09

11

Прямая и косвенная речь

Косвенный вопрос. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь. Способы оформления чужой речи

Тренировочные упражнения

Проверка упражнений

Использовать различные способы цитирования в речевой практике.

23.09-29.09

12

Способы передачи чужой речи

Предложения с прямой и косвенной речью и использование их в высказываниях; замена прямой речи косвенной, использование различных способов цитирования в речевой практике

Тренировочные упражнения

Проверка упражнений

Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях; заменять прямую речь косвенной, использовать различные способы цитирования в речевой практике.

Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью

23.09-29.09

13-14

Р.Р. Изложение от третьего лица по тексту рассказа Ю.И. Коваля «Полёт» (упр. 76)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Написание изложения

Работа с раздаточным материалом

Написание изложения

Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях; заменять прямую речь косвенной, использовать различные способы цитирования в речевой практике.

30.09-06.10

15

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Употребление знаков препинания в предложениях с прямой речью

Составление схем предложений

Фронтальный опрос.

Опознавать основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчинённые предложения с косвенной речью; цитирование).

30.09-06.10

16

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Употребление знаков препинания в предложениях с прямой речью

Составление схем предложений

Фронтальный опрос.

Правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью.

07.10-13.10

17

Знаки препинания при диалоге

Оформление диалога на письме.

Тренировочные упражнения

Проверка упражнений

Опознавать основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчинённые предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения с вводными конструкциями; цитирование).

07.10-13.10

18

Цитирование и знаки препинания при нём

Употребление знаков препинания при цитировании. Орфографические и пунктуационные правила на уровне основной школы

Раздаточный материал.

Проверка упражнений

Опознавать основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчинённые предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения с вводными конструкциями; цитирование).

07.10-13.10

19

Цитирование и знаки препинания при нём

Употребление знаков препинания при цитировании. Орфографические и пунктуационные правила на уровне основной школы

Раздаточный материал.

Проверка упражнений

Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

14.10-20.10

20

Контрольная работа №1 «Система языка. Обобщение изученного в 5-8 классах»

Выявление уровня знаний изучаемого материала. Правила орфографии и пунктуации.

Текст с грамматическим заданием.

Диктант

Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью

Освоить содержание изученных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи

14.10-20.10

21

Р.Р. Текст. Эссе

Основные жанры публицистического стиля: эссе, его особенности

Раздаточный материал.

Проверка упражнений

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

14.10-20.10

22

Особенности языка художественной литературы

Язык художественной литературы. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс. Звуковой символизм. Фоносемантика.

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

21.10-27.10

23

Р.Р. Урок-практикум: говорим без ошибок

Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Тренировочные упражнения

Проверка упражнений

Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова

21.10-27.10

24

Подготовка к итоговой аттестации

Выполнение заданий КИМов

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Освоить содержание изученных правил и алгоритмы их использования.

21.10-27.10

25-26

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Упр.143

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи

Подробный пересказ текста, сохраняя стиль исходного.

Изложение

Создавать письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально смысловых типов речи и их комбинаций.

28.10-03.11

27

Формы общения в информационную эпоху

Нормы информационной культуры, этики и права. Межкультурная коммуникация

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

28.10-03.11

28-29

Основные виды сложных предложений

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения

Составление таблицы СП с примерами.

Фронтальный опрос.

Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями.

04.11-10.11

30

Общая характеристика сложносочинённых предложений

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений

Анализ предложений.

Выполнение упражнений

Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений

04.11-10.11

31-32

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами

Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях с соединительными союзами.

Анализ пунктуации в ССП.

Тест.

Понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений.

11.11-17.11

33

Сложносочинённые предложения с противительными союзами

Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях с противительными союзами.

Анализ пунктуации в ССП.

Взаимопроверка

Понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений.

11.11-17.11

34

Сложносочинённые предложения с противительными союзами

Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях с противительными союзами.

Анализ пунктуации в ССП.

Взаимопроверка

Моделировать сложносочинённые предложения по заданным схемам

18.11-24.11

35-36

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами

Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях с разделительными союзами.

Составление таблицы ССП с разными союзами.

Устный

опрос.

Наблюдать за особенностями использования сложносочинённых предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте.

18.11-24.11

37-38

Сложносочинённые предложения с разными союзами

Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях с разными союзами.

Составление схем ССП.

Проверка упражнений

Наблюдать за особенностями использования сложносочинённых предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте.

25.11-01.12

39

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Употребление знаков препинания в предложениях с однородными членами

Анализ пунктуации в ССП.

Взаимопроверка

Оценивать правильность построения сложносочинённых предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочинённых предложений.

25.11-01.12

40

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Употребление знаков препинания в сложносочинённых предложениях

Составление схем ССП.

Проверка упражнений

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений.

02.12-08.12

41-42

Р.Р. Сжатое изложение по тексту А. Орловой «А.П. Бородин-русский композитор и учёный» (упр.  54)

Передача в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.

Изложение в письменной форме содержания текста

Написание изложения

Создавать письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально смысловых типов речи и их комбинаций.

02.12-08.12

43-44

Отсутствие знака препинания в сложносочинённом предложении

Одиночные союзы. Общий второстепенный член предложения. Вводное слово

Анализ пунктуации в ССП.

Взаимопроверка

Оценивать правильность построения сложносочинённых предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочинённых предложений.

09.12-15.12

45

Р.Р. Информационная обработка текста

Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром

Работа с раздаточным материалом

Написание изложения

Создавать письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально смысловых типов речи и их комбинаций.

09.12-15.12

46

Р.Р. Очерк

Уместность, целесообразность использования языковых средств связи предложений и частей текста.

Работа с раздаточным материалом

Взаимопроверка

Создавать и редактировать собственные тексты, выбирая языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения

16.12-22.12

47

Сетевой этикет: правила общения в Сети

Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром. Причины коммуникативных неудач

Работа с раздаточным материалом

Взаимопроверка

Владеть различными видами электронной коммуникации, соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

16.12-22.12

48

Подготовка к итоговой аттестации

Выполнение заданий КИМов

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Освоить содержание изученных правил и алгоритмы их использования.

16.12-22.12

49

Подготовка к итоговой аттестации

Выполнение заданий КИМов

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Освоить содержание изученных правил и алгоритмы их использования.

23.12-27.12

50-51

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (упр.115)

Сокращение текста на основе стилистического и типологического анализа, превращение изобразитель-ной речи в информативную

Работа с раздаточным материалом

Написание изложения

Создавать письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально смысловых типов речи и их комбинаций.

23.12-27.12

52

Современное состояние языка и его речевого употребления

Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека. Морально-этические и психологические принципы общения

Работа с раздаточным материалом

Устный

опрос.

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны

13.01-19.01

53-54

Строение и типы сложноподчинённых предложений

Смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения

Выполнение упражнений, составление схем СПП

Проверка упражнений

Моделировать по заданным схемами употреблять в речи сложноподчинённые предложения разных видов, использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений.

13.01-19.01

55-56

СПП с придаточными определительными

Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной.

Выполнение упражнений, составление схем СПП

Фронтальный опрос.

Распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной

20.01-26.01

57

СПП с придаточными изъяснительными

Сложноподчинённые предложения с придаточной частью изъяснительной

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью изъяснительной

20.01-26.01

58

СПП с придаточными изъяснительными

Сложноподчинённые предложения с придаточной частью изъяснительной

Составление схем СПП

Фронтальный опрос.

Распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью изъяснительной

27.01-02.02

59

СПП с обстоятельственными придаточными образа действия

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с с обстоятельственными придаточными образа действия

27.01-02.02

60

СПП с обстоятельственными придаточными меры, степени

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными меры, степени

Анализ пунктуационного оформления

Устный

опрос.

Наблюдать за особенностями использования сложноподчинённых предложений в текстах разных стилей и жанров.

27.01-02.02

61

СПП с обстоятельственными придаточными места

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными времени

Составление схем СПП

Фронтальный опрос.

Моделировать по заданным схемами употреблять в речи сложноподчинённые предложения разных видов, использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений

3.02-9.02

62

СПП с обстоятельственными придаточными времени

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с с обстоятельственными придаточными времени

3.02-9.02

63

СПП с обстоятельственными придаточными цели

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными цели

Анализ пунктуационного оформления

Устный

опрос.

Наблюдать за особенностями использования сложноподчинённых предложений в текстах разных стилей и жанров.

3.02-9.02

64

СПП с обстоятельственными придаточными причины

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными причины

Составление схем СПП

Фронтальный опрос.

Распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с обстоятельственными придаточными времени

10.02-16.02

65

СПП с обстоятельственными придаточными следствия

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными следствия

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с обстоятельственными придаточными следствия

10.02-16.02

66

СПП с обстоятельственными придаточными условия

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными условия

Анализ пунктуационного оформления

Устный

опрос.

Наблюдать за особенностями использования сложноподчинённых предложений в текстах разных стилей и жанров.

10.02-16.02

67

СПП с обстоятельственными придаточными условия

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными условия

Составление схем СПП

Фронтальный опрос.

Моделировать по заданным схемами употреблять в речи сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными условия

17.02-23.02

68

СПП с обстоятельственными придаточными уступки

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными уступки

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с обстоятельственными придаточными уступки

17.02-23.02

69

СПП со сравнительными обстоятельственными придаточными

Различные формы выражения значения сравнения в русском языке.

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Оценивать правильность построения сложноподчинённых предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчинённых предложений. Наблюдать за особенностями использования сложноподчинённых предложений в текстах разных стилей и жанров.

17.02-23.02

70

СПП с несколькими придаточными

Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Анализ пунктуационного оформления

Фронтальный опрос

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения

24.02-1.03

71-72

Знаки препинания в СПП из двух частей

Смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения, средства их выражения, схемы сложноподчинённых предложений с одной и несколькими придаточными частями.

Анализ пунктуационного оформления

Проверка упражнений

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений с одной и несколькими придаточными частями

24.02-1.03

73-74

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.

Анализ пунктуационного оформления

Устный опрос, проверка упражнений

Использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений.

2.03-8.03

75

Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Что есть красота?». Упр.118

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности

Тренировочные упражнения, написание черновых вариантов.

Проверка упражнений

Знать особенности текста-рассуждения. Составлять собственное высказывание, соблюдая особенности текста-рассуждения; уметь сочетать разные функционально-смысловые типы речи.

2.03-8.03

76

Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Что есть красота?». Упр.118

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности

Написание сочинений

Проверка сочинений

Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции

9.03-15.03

77

Рассуждение в текстах научного стиля

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности (обобщение)

Тренировочные упражнения.

Взаимопроверка

Оценивать чужие и собственные тексты с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

9.03-15.03

78

Научный стиль речи: рецензия

Основные жанры научного стиля: статья, рецензия, их особенности.

Тренировочные упражнения.

Устный опрос, проверка упражнений

Сопоставлять и сравнивать тексты с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

9.03-15.03

79

Р.Р. Качества речи и правила речевого поведения.

Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.

Тренировочные упражнения.

Устный опрос, проверка упражнений

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание, участвовать в диалогах разных видов.

16.03-22.03

80

Подготовка к итоговой аттестации

Выполнение заданий КИМов

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Освоить содержание изученных правил и алгоритмы их использования.

16.03-22.03

81

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Упр.167

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности

Тренировочные упражнения, написание черновых вариантов.

Проверка упражнений

Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

16.03-22.03

82

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Упр.167

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности

Написание сочинений

Проверка сочинений

Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок. Выводить заключение о намерении автора или о главной мысли текста

23.03-29.03

83

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Выявление уровня знаний изучаемого материала. Правила орфографии и пунктуации.

Текст с грамматическим заданием.

Диктант

Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью

Освоить содержание изученных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи

23.03-29.03

84

Причины языковых изменений

Языковая норма, её функции и типы. Тенденции развития норм.

Конспект теоретических сведений.

Устный опрос.

Оценивать правильность речи и в случае необходимости корректировать речевые высказывания.

23.03-29.03

85

Общая характеристика бессоюзных предложений

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Конспект теоретических сведений.

Устный опрос.

Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов

30.03-5.04

86

Смысловые отношения в БСП с равноправными частями

Сопоставление БСП с синонимичными ССП и СПП. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.

Составление схем БСП.

Устный опрос.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений

30.03-5.04

87

Смысловые отношения в БСП с неравноправными частями

Составление плана синтаксического и пунктуационного разбора БСП. Орфография и пунктуация.

Тренировочные задания.

Предупредительный диктант.

Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы.

30.03-5.04

88-89

Сложные предложения с различными видами связи

Способы образования сложных синтаксических конструкций (ССК). Знаки препинания в пределах ССК. Схемы ССК.

Анализ структуры ССК

Фронтальная проверка.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами связи.

6.04-12.04

90

Запятая в бессоюзном сложном предложении

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений

Составление схем БСП.

Устный опрос.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений

6.04-12.04

91

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов

13.04-19.04

92-93

Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений

Составление схем БСП.

Устный опрос.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений

13.04-19.04

94

Контрольная работа №2 «Сложные бессоюзные предложения»

Выявление уровня знаний изучаемого материала. Правила орфографии и пунктуации.

Текст с грамматическим заданием.

Диктант

Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью

Освоить содержание изученных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи

20.04-26.04

95

Анализ контрольной работы

Выявление уровня знаний изучаемого материала.

Оценивать чужие и собственные тексты с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем.

20.04-26.04

96

Р.Р. Текст. Биография и автобиография

Текст. Сочетание разных функционально-смысловых типов речи.

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Определять назначение разных видов текстов. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения

20.04-26.04

97

Р.Р. Выразительные средства современного русского языка

Понимание роли слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширение своего лексикона

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Наблюдать за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т. д. как средств выразительности в художественном тексте

27.04-3.05

98-99

Повторение: основные виды сложных предложений

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Анализ предложений.

Выполнение упражнений

Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений

27.04-3.05

100

Р.Р. Подготовка к сжатому изложению

Передача в устной форме содержания прочитанного прослушанного текста в сжатом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.

Работа с раздаточным материалом

Написание материалов к сжатому изложению.

Создавать письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально смысловых типов речи и их комбинаций.

4.05-10.05

101-102

Р.Р. Сжатое изложение

Изложение в письменной форме содержания прослушанного текста

Работа с черновым материалом

Написание изложения

Создавать письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально смысловых типов речи и их комбинаций.

4.05-10.05

103

Р.Р. Анализ сжатого изложения

Правила орфографии и пунктуации.

Исправление ошибок

Проверка исправленных заданий

Оценивать чужие и собственные тексты с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем.

11.05-17.05

104-105

Подготовка к итоговой аттестации

Выполнение заданий КИМов

Тренировочные упражнения.

Проверка упражнений

Освоить содержание изученных правил и алгоритмы их использования.

11.05-17.05

106-107

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ

Правила орфографии и пунктуации. Выполнение заданий контрольной работы в формате ОГЭ.

Материалы КИМ

Проверка выполненных заданий

Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью

Освоить содержание изученных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи

18.05-23.05

108

Анализ контрольной работы

Правила орфографии и пунктуации.

Исправление ошибок

Проверка исправленных заданий

Оценивать чужие и собственные тексты с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем.

18.05-23.05

ВСЕГО

108


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 9 класс VIII вид

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс

Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5— 11 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...