ПУТЬ К УСПЕШНОМУ СОЗДАНИЮ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ЕГЭ (РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС)
статья по русскому языку (11 класс)

Докшина Наталья Валериановна

В статье рассматриваются пути формирования метапредметных умений при анализе текста на уроке русого языка. 

Создание единой организационно-деятельностной стратегии развития личности учащихся в существующих условиях классно-урочной системы предметного обучения – задача сложная. Учителю необходимо реализовать принцип метапредметности в обучении при качественной подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iyul_2.odt25.43 КБ
Файл statya_iyul_2.odt25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Докшина Наталья Валериановна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11,

Майкоп

Dokshina Natalya Valerianovna

Teacher of Russian and literature

Municipal Butget Educational Institution Comprehensive School  №11,

 Maicop

e-mail:natalya-dokshina@mail.ru

ПУТЬ К УСПЕШНОМУ СОЗДАНИЮ  СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ЕГЭ (РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС) 

FORMATION OF TRANSDISCIPLINARITY SKILLS OF STUDENTS WHILE WORKING WITH TEXТ

Аннотация. В статье рассматриваются пути формирования метапредметных умений при анализе текста на уроке русого языка.

Ключевые слова: принцип метапредметности, творческие способности, метапредметные умения, связный текст, творческий процесс, фазы творческого процесса.

Abstract. In article ways of formation of metasubject abilities are considered in the analysis of the text.

Keywords: principle of metaconcreteness; creative abilities; metasubject abilities; coherent text; creative process; phases of creative process.

Создание единой организационно-деятельностной стратегии развития личности учащихся в существующих условиях классно-урочной системы предметного обучения – задача сложная. Учителю необходимо реализовать принцип метапредметности в обучении при качественной подготовке к ЕГЭ.

Сочинение требует от выпускника предельной сосредоточенности, умения четко и грамотно излагать свои мысли и аргументировать их. Предполагается, что, выполняя это задание, выпускник  демонстрирует знания по предмету и проявляет  творческие способности. При этом весьма удивляет ситуация, когда  авторы некоторых пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и вслед за ними учителя-словесники советуют «слабым»  учащимся даже не приступать к выполнению этой части работы. Справедливо ли заведомо лишать учащегося возможности набрать заветные баллы и нацеливать на «средненький» результат? Обрадует ли в итоге триумвират «ученик – учитель – родитель» лишь прохождение необходимого  « порога»?

Согласимся с мыслью Д.С.Лихачева о том, что «талант – единственное в человеке, что работает на своем уровне» [2,с.271].  Но при этом мы утверждаем: задача учителя – создать условия для проявления таланта и способностей каждого учащегося. Каждого! Согласно мысли Я.А.Каменского, школа призвана «научить всех» [3,с.255]. Как же это сделать? Как, учитывая загруженность старшеклассников и нехватку времени, все же эффективно подготовить выпускника к успешной сдаче ЕГЭ? На уроках  развития речи при подготовке к написанию сочинения по прочитанному тексту возможно организовать усвоение материала  в процессе решения практических  или  исследовательских задач, познавательных проблемных ситуаций.

Сочинение выявляет уровень сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся. На наш взгляд, наиболее успешно речевые умения и навыки  формируются при работе со связным текстом. Именно работа, в основе которой восприятие, анализ, воспроизведение и создание текста, является эффективным методом формирования речевых умений и навыков. Школьники при этом речеведческие понятия и сведения, составляющие основу их речевого развития, и изучают, и усваивают в процессе выполнения практических заданий. Специфика этих заданий состоит в направленности на овладение умениями воспринимать, совершенствовать и создавать текст. Мы считаем, что такая работа   – путь к успешному созданию  собственного текста на ЕГЭ.

Мы вслед за В.А.Сидоренковым считаем, что восприятие текста и создание текста собственного – взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы [5,с.3]. От качества восприятия текста зависит качество написания собственного текста. Следовательно, совершенствуя умения восприятия текста, мы тем самым совершенствуем и умения написания текста собственного. Процесс  восприятия текста возможно выстроить как алгоритм, а процесс создания  текста всегда индивидуален. Итак, от качественного восприятия и анализа текста зависит качество текста сочинения – рассуждения.

Мы относим работу с текстом к деятельности творческой. Это сотворчество учителя и учащихся. Это процесс передачи нравственных и эстетических ценностей, решения нравственных проблем.  А так же это уникальная возможность научить школьника  самостоятельно мыслить. Процессы восприятия и создания текста взаимосвязаны, а в психолингвистике представлены как творческие процессы, имеющие сходные психологические механизмы[6,с.3]. Психологические составляющие процесса обучения не учитываются в традиционной системе обучения. Необходимость психологических блоков выявляется при рассмотрении связи между процессами развития и приобретения знаний. Приобретение знаний является активным психологическим процессом.

Итак, вслед за Е.П.Суворовой, утверждаем, что «восприятие, анализ и создание текста – единый творческий процесс» [6,с.4]. Структура такой творческой деятельности соответствует структуре любого творческого процесса. Известно, что в творческом процессе выделяют четыре фазы:

1.Фаза логического анализа.

2.Фаза интуитивного решения.

3.Фаза вербализации интуитивного решения.

4.Фаза формализации вербального решения[6,с.4].

В соответствии с ними мы организуем работу с текстом на уроке.

Фаза логического анализа.

Прежде всего выбираем текст, который затронет душу, ум и сердце учащихся. Текст желательно подобрать такой, чтобы он содержал материал для аргументации собственного мнения при написании экзаменационного сочинения. Мы предлагаем для анализа тексты  миниатюр Д.С.Лихачева из цикла «Письма о добром и прекрасном». Каждое письмо  -  кладезь аргументов для написания сочинения.

Чтобы написать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту, необходимо прежде всего осмысление, то есть восприятие и тщательный анализ этого текста. Трудно переоценить на этом этапе  организующую роль  личности учителя. Задача учителя – добиться правильного, точного, полного понимания текста учащимися. Учителю необходимо так организовать работу на уроке, чтобы анализ текста был выполнен максимально продуктивно. А в результате была создана универсальная модель  анализа текста – основа для написания сочинения по тексту любой тематики, проблематики и сложности.

  1. Чтение текста.

Начинаем работу  с вдумчивого чтения текста. Это необходимо сделать учителю. Красивое, выразительное, грамотное чтение учителя правильно настроит учащихся на дальнейшую работу. Учитель «подаст» текст и заинтересует учащихся. В отличие от малопонятного бормотания смущенного ученика, которому навязали почетную роль чтеца, учитель преподнесет текст, расставит нужные смысловые акценты. Чтение текста учителем сбережет драгоценные минуты урока, так как не нужно будет исправлять, например, орфоэпические ошибки.

2.Комментарий к тексту.

После прочтения текста потребуется небольшой комментарий к нему. Вот где появляется замечательная возможность передать учащимся необходимые фоновые знания, расширить их кругозор. Краткий, но глубокий комментарий учителя к тексту выявит также и мастерство учителя, его эрудицию и настроит учащихся на самостоятельную работу. После комментария учителя предлагаем  учащимся вдумчиво прочитать текст. При этом необходимо научить их «читать с карандашом», чтобы сразу расставлять нужные акценты, отмечать ключевые слова и основные мысли. Это метапредметное умение «видеть» текст. Именно на отсутствие у современных школьников этого умения указывают учителя – предметники. После самостоятельной проработки текста учащиеся готовы прочитать его вслух. Стеснение, как правило, уже исчезает, а чтение текста учащимся делает текст «доступнее», ближе и понятнее каждому ученику.

Утверждаем, что чтение текста – важная часть первой фазы творческого процесса -  фазы логического анализа. Именно на этапе чтения текста учащиеся выявляют первые впечатления и выдвигают версии, приближаются к постижению авторского замысла, глубины содержания текста. Это важный этап смыслового восприятия текста и  первый этап диалога, который организует учитель на уроке.

На этом этапе происходит формирование метаумений текстовосприятия, обеспечивающих осмысление, принятие/непринятие, переживания чужого текста. Эти умения необходимы учащимся  для успешной  работы с любым текстом.

Фаза логического анализа.

 Чтение, слушание, говорение. Эта фаза предполагает сбор мотериала для создания учащимися в дальнейшем текста собственного.

3.Лингвосмысловой анализ текста.

 В ходе лингвосмыслового анализа определяем проблему, авторскую позицию, высказываем собственную позицию и приводим аргументы с иллюстрациями. То есть прорабатываем узлы сочинения.

4.Отбот фактического и языкового материала.

Авторская позиция (найдите в тексте предложение, где она звучит; составьте предложение, где звучала бы авторская позиция). Собственная позиция (высказать корректно собственное мнение и выслушать иногда полярное мнение других; корректно вести диалог или спор). Аргументация с иллюстрациями – замечательная возможность продемонстрировать эрудицию и почерпнуть знания. Активизация имеющихся  и открытие новых знаний – вот ценность  работы на данном этапе.

Фаза интуитивного решения.

 Это фаза более глубокого осмысления и анализа текста.

5.Уточнение гипотезы.

Это поиск ответа на поставленный вопрос. В ходе анализа текста на данном этапе происходит уточнение гипотезы и сбор материалов для собственного высказывания. Все задания этой фазы – задания аналитического характера.

Фаза вербализации интуитивного решения.

 Сознание способа достижения цели. Поиск в тексте средств, с помощью которых достигнут коммуникативный  результат, реализован авторский замысел.В центре внимания анализа на этом этапе находятся языковые и композиционные средства, их функциональная роль в тексте. Эта фаза завершает творческий процесс.

6.Создание собственного текста.

Это этап  использования полученных знаний и способов действия для реализации новой речевой задачи.

Итак, работа со связным  текстом на уроке русского языка, во-первых, учит мыслить самостоятельно. Во-вторых, она способствует развитию эстетического вкуса и чувства языка, повышает речевую культуру учащихся. В-третьих,  анализ текста позволяет избежать скуки и однообразия при банальном  натаскивании по тестам при подготовке к ЕГЭ.

 Сотворчество учителя и учащихся формирует нравственные начала личности, совершенствует интеллект, духовность,  культуру, расширяет кругозор, развивает самостоятельность, инициативность. Такая деятельность актуализирует и обогащает метапредметные умения и навыки, являющиеся первостепенно важными для формирования социально  и профессионально компетентной личности.

                                     Список литературы

  1. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. Акад. Образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  2. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов. Писатель, 1989.
  3. Коменский Я.А. Великая дидактика. – Избранные педагогические сочинения /Я.А.Коменский. – М.: Уч. пед.издат., 1955.
  4. Сидоренков В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования //Русский язык в школе. 1997. №6. - С.3-8.

  1. Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс //Русский язык в школе. 2001. №6. - С.3-10.
  2. Пономарев А.Я. Фазы творческого процесса (Вместо введения) // Исследования проблем психологии творчества. – М., 1983. - С. 3.



Предварительный просмотр:

Докшина Наталья Валериановна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11,

Майкоп

Dokshina Natalya Valerianovna

Teacher of Russian and literature

Municipal Butget Educational Institution Comprehensive School  №11,

 Maicop

e-mail:natalya-dokshina@mail.ru

ПУТЬ К УСПЕШНОМУ СОЗДАНИЮ  СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ЕГЭ (РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС) 

FORMATION OF TRANSDISCIPLINARITY SKILLS OF STUDENTS WHILE WORKING WITH TEXТ

Аннотация. В статье рассматриваются пути формирования метапредметных умений при анализе текста на уроке русого языка.

Ключевые слова: принцип метапредметности, творческие способности, метапредметные умения, связный текст, творческий процесс, фазы творческого процесса.

Abstract. In article ways of formation of metasubject abilities are considered in the analysis of the text.

Keywords: principle of metaconcreteness; creative abilities; metasubject abilities; coherent text; creative process; phases of creative process.

Создание единой организационно-деятельностной стратегии развития личности учащихся в существующих условиях классно-урочной системы предметного обучения – задача сложная. Учителю необходимо реализовать принцип метапредметности в обучении при качественной подготовке к ЕГЭ.

Сочинение требует от выпускника предельной сосредоточенности, умения четко и грамотно излагать свои мысли и аргументировать их. Предполагается, что, выполняя это задание, выпускник  демонстрирует знания по предмету и проявляет  творческие способности. При этом весьма удивляет ситуация, когда  авторы некоторых пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и вслед за ними учителя-словесники советуют «слабым»  учащимся даже не приступать к выполнению этой части работы. Справедливо ли заведомо лишать учащегося возможности набрать заветные баллы и нацеливать на «средненький» результат? Обрадует ли в итоге триумвират «ученик – учитель – родитель» лишь прохождение необходимого  « порога»?

Согласимся с мыслью Д.С.Лихачева о том, что «талант – единственное в человеке, что работает на своем уровне» [2,с.271].  Но при этом мы утверждаем: задача учителя – создать условия для проявления таланта и способностей каждого учащегося. Каждого! Согласно мысли Я.А.Каменского, школа призвана «научить всех» [3,с.255]. Как же это сделать? Как, учитывая загруженность старшеклассников и нехватку времени, все же эффективно подготовить выпускника к успешной сдаче ЕГЭ? На уроках  развития речи при подготовке к написанию сочинения по прочитанному тексту возможно организовать усвоение материала  в процессе решения практических  или  исследовательских задач, познавательных проблемных ситуаций.

Сочинение выявляет уровень сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся. На наш взгляд, наиболее успешно речевые умения и навыки  формируются при работе со связным текстом. Именно работа, в основе которой восприятие, анализ, воспроизведение и создание текста, является эффективным методом формирования речевых умений и навыков. Школьники при этом речеведческие понятия и сведения, составляющие основу их речевого развития, и изучают, и усваивают в процессе выполнения практических заданий. Специфика этих заданий состоит в направленности на овладение умениями воспринимать, совершенствовать и создавать текст. Мы считаем, что такая работа   – путь к успешному созданию  собственного текста на ЕГЭ.

Мы вслед за В.А.Сидоренковым считаем, что восприятие текста и создание текста собственного – взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы [5,с.3]. От качества восприятия текста зависит качество написания собственного текста. Следовательно, совершенствуя умения восприятия текста, мы тем самым совершенствуем и умения написания текста собственного. Процесс  восприятия текста возможно выстроить как алгоритм, а процесс создания  текста всегда индивидуален. Итак, от качественного восприятия и анализа текста зависит качество текста сочинения – рассуждения.

Мы относим работу с текстом к деятельности творческой. Это сотворчество учителя и учащихся. Это процесс передачи нравственных и эстетических ценностей, решения нравственных проблем.  А так же это уникальная возможность научить школьника  самостоятельно мыслить. Процессы восприятия и создания текста взаимосвязаны, а в психолингвистике представлены как творческие процессы, имеющие сходные психологические механизмы[6,с.3]. Психологические составляющие процесса обучения не учитываются в традиционной системе обучения. Необходимость психологических блоков выявляется при рассмотрении связи между процессами развития и приобретения знаний. Приобретение знаний является активным психологическим процессом.

Итак, вслед за Е.П.Суворовой, утверждаем, что «восприятие, анализ и создание текста – единый творческий процесс» [6,с.4]. Структура такой творческой деятельности соответствует структуре любого творческого процесса. Известно, что в творческом процессе выделяют четыре фазы:

1.Фаза логического анализа.

2.Фаза интуитивного решения.

3.Фаза вербализации интуитивного решения.

4.Фаза формализации вербального решения[6,с.4].

В соответствии с ними мы организуем работу с текстом на уроке.

Фаза логического анализа.

Прежде всего выбираем текст, который затронет душу, ум и сердце учащихся. Текст желательно подобрать такой, чтобы он содержал материал для аргументации собственного мнения при написании экзаменационного сочинения. Мы предлагаем для анализа тексты  миниатюр Д.С.Лихачева из цикла «Письма о добром и прекрасном». Каждое письмо  -  кладезь аргументов для написания сочинения.

Чтобы написать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту, необходимо прежде всего осмысление, то есть восприятие и тщательный анализ этого текста. Трудно переоценить на этом этапе  организующую роль  личности учителя. Задача учителя – добиться правильного, точного, полного понимания текста учащимися. Учителю необходимо так организовать работу на уроке, чтобы анализ текста был выполнен максимально продуктивно. А в результате была создана универсальная модель  анализа текста – основа для написания сочинения по тексту любой тематики, проблематики и сложности.

  1. Чтение текста.

Начинаем работу  с вдумчивого чтения текста. Это необходимо сделать учителю. Красивое, выразительное, грамотное чтение учителя правильно настроит учащихся на дальнейшую работу. Учитель «подаст» текст и заинтересует учащихся. В отличие от малопонятного бормотания смущенного ученика, которому навязали почетную роль чтеца, учитель преподнесет текст, расставит нужные смысловые акценты. Чтение текста учителем сбережет драгоценные минуты урока, так как не нужно будет исправлять, например, орфоэпические ошибки.

2.Комментарий к тексту.

После прочтения текста потребуется небольшой комментарий к нему. Вот где появляется замечательная возможность передать учащимся необходимые фоновые знания, расширить их кругозор. Краткий, но глубокий комментарий учителя к тексту выявит также и мастерство учителя, его эрудицию и настроит учащихся на самостоятельную работу. После комментария учителя предлагаем  учащимся вдумчиво прочитать текст. При этом необходимо научить их «читать с карандашом», чтобы сразу расставлять нужные акценты, отмечать ключевые слова и основные мысли. Это метапредметное умение «видеть» текст. Именно на отсутствие у современных школьников этого умения указывают учителя – предметники. После самостоятельной проработки текста учащиеся готовы прочитать его вслух. Стеснение, как правило, уже исчезает, а чтение текста учащимся делает текст «доступнее», ближе и понятнее каждому ученику.

Утверждаем, что чтение текста – важная часть первой фазы творческого процесса -  фазы логического анализа. Именно на этапе чтения текста учащиеся выявляют первые впечатления и выдвигают версии, приближаются к постижению авторского замысла, глубины содержания текста. Это важный этап смыслового восприятия текста и  первый этап диалога, который организует учитель на уроке.

На этом этапе происходит формирование метаумений текстовосприятия, обеспечивающих осмысление, принятие/непринятие, переживания чужого текста. Эти умения необходимы учащимся  для успешной  работы с любым текстом.

Фаза логического анализа.

 Чтение, слушание, говорение. Эта фаза предполагает сбор мотериала для создания учащимися в дальнейшем текста собственного.

3.Лингвосмысловой анализ текста.

 В ходе лингвосмыслового анализа определяем проблему, авторскую позицию, высказываем собственную позицию и приводим аргументы с иллюстрациями. То есть прорабатываем узлы сочинения.

4.Отбот фактического и языкового материала.

Авторская позиция (найдите в тексте предложение, где она звучит; составьте предложение, где звучала бы авторская позиция). Собственная позиция (высказать корректно собственное мнение и выслушать иногда полярное мнение других; корректно вести диалог или спор). Аргументация с иллюстрациями – замечательная возможность продемонстрировать эрудицию и почерпнуть знания. Активизация имеющихся  и открытие новых знаний – вот ценность  работы на данном этапе.

Фаза интуитивного решения.

 Это фаза более глубокого осмысления и анализа текста.

5.Уточнение гипотезы.

Это поиск ответа на поставленный вопрос. В ходе анализа текста на данном этапе происходит уточнение гипотезы и сбор материалов для собственного высказывания. Все задания этой фазы – задания аналитического характера.

Фаза вербализации интуитивного решения.

 Сознание способа достижения цели. Поиск в тексте средств, с помощью которых достигнут коммуникативный  результат, реализован авторский замысел.В центре внимания анализа на этом этапе находятся языковые и композиционные средства, их функциональная роль в тексте. Эта фаза завершает творческий процесс.

6.Создание собственного текста.

Это этап  использования полученных знаний и способов действия для реализации новой речевой задачи.

Итак, работа со связным  текстом на уроке русского языка, во-первых, учит мыслить самостоятельно. Во-вторых, она способствует развитию эстетического вкуса и чувства языка, повышает речевую культуру учащихся. В-третьих,  анализ текста позволяет избежать скуки и однообразия при банальном  натаскивании по тестам при подготовке к ЕГЭ.

 Сотворчество учителя и учащихся формирует нравственные начала личности, совершенствует интеллект, духовность,  культуру, расширяет кругозор, развивает самостоятельность, инициативность. Такая деятельность актуализирует и обогащает метапредметные умения и навыки, являющиеся первостепенно важными для формирования социально  и профессионально компетентной личности.

                                     Список литературы

  1. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. Акад. Образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  2. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов. Писатель, 1989.
  3. Коменский Я.А. Великая дидактика. – Избранные педагогические сочинения /Я.А.Коменский. – М.: Уч. пед.издат., 1955.
  4. Сидоренков В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования //Русский язык в школе. 1997. №6. - С.3-8.

  1. Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс //Русский язык в школе. 2001. №6. - С.3-10.
  2. Пономарев А.Я. Фазы творческого процесса (Вместо введения) // Исследования проблем психологии творчества. – М., 1983. - С. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативные и методические основы и пути решения организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО

В работе  рассматриваются вопросы:·        Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности·        Понятие...

Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС

В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...

2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника

2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника...

Доклад «Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования»

Одно из главных средств обучения  –  это учебник. Учебник –  комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено  в  разной  форме.  Но...

Интегрированный подход в обучении – путь реализации требований ФГОС

Имеющийся опыт интегрирования школьных курсов литературы и музыки свидетельствует о том, что бинарные уроки помогают обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературного и...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...