Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине А.Рылова "Домик с красной крышей"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Петухова Любовь Валентиновна

Конспект урока развития речи позволяет подготовить учеников 8 класса к сочинению по картине  А.Рылова "Домик с красной крышей". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.rylov_.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема урока:        Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.Рылова «Домик с красной крышей»

Цель урока:

  • Создание  оптимальных условий  для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине  А.Рылова.

Задачи урока:

  • продолжать работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание).

  • способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: на основе знакомства с натюрмортом и биографией художника показать красоту природы, выяснить, в чем заключается сила воздействия искусства на человека.

  • способствовать формированию учебно-познавательной компетенции (организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки).

  • продолжить работу по формированию универсальных учебных действий:

а)  регулятивных  (целеполагание,  самостоятельный  анализ  условий  достижения

целей,        принятие        решений        в        проблемной        ситуации,        самоконтроль        и

самооценивание);

б)        познавательных        (проведение        наблюдения,        вывод        определения        и        понятия,

установка причинно-следственных связей, структурирование текста);

в) коммуникативных (формулирование собственного мнения, координация его с точкой зрения партнёров в сотрудничестве, адекватное использование речи, построение монологического контекстного высказывания).

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно  иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, синтетический.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: аналитическая беседа с учащимися, демонстрация слайдов и видеоролика, коррекция высказываний и действий в ходе работы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданиями,  видеоролик, учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией М.Разумовской.

Ход урока.

Только пчела узнает в цветке затаенную сладость, Только художник на всем чует прекрасного след…

Афанасий Афанасиевич Фет

1. Вводно-мотивационный этап.

– Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

– Ребята! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: где можно увидеть всегда зелёную по-ляну, на которой никогда не вянут цветы, поле с всегда золотыми колосьями, деревья, с которых никогда не облетают листья, всегда свежие фрукты и овощи, белый, пушистый, сверкающий снег, который никогда не тает?

– Правильно, на картинах!

  1. А теперь слушайте внимательно задание: выразительно прочитайте эпиграф к уроку

(чтение), просмотрите небольшой видеоролик и подумайте, о чём же мы будем говорить сегодня?

3. Просмотр видеоролика об А. Рылове.

– Итак, о чём же пойдёт речь? …. Правильно, о картинах, о мастерстве художников.

– Все ли вы умеете рисовать такие замечательные произведения? (Нет)

– А можно ли по-другому передать содержание картины? (Да).

– Каким же образом? ….. Правильно, словами.

– Пробовали вы это делать раньше? (Да)

– Можете ли вы сказать, что владеете этими умениями в совершенстве? (Да/нет)

– Так как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок?

– Да, мы будем описывать картину.

4. Операционно-содержательный этап.

- Как вы думаете, что объединяет произведения живописи, которые вы просмотрели?

– Правильно! Как же называется такой жанр, может, кто-нибудь уже  знает?

Художник акварелью рисовал
Коралловое утреннее небо
И озера серебряный овал
И хлопья переливчатого снега,

Осины, липы, ели и дубы —
Царевичи, царевны и принцессы.
В одежды их одел он, не забыв
Про тайны засыпающего леса.

Упала кисть на холст, снега задев,
И мир осенний вдруг преобразился, —
Сиреневый проснулся в нём напев,
Фиалковый напев вдруг появился.

Он уходил. Заря ещё сияла.
Он уходил домой, от грёзы прочь.
Но перед ним влюблённая стояла
Фиалками овеянная ночь.

   - А что же такое пейзаж?

(Ответы учащихся: попытка дать определение данному жанру.

Коррекция учителем ответов.)

     - Пейзаж-это жанр живописи, изображение картин природы.

– Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Язык живописи доступен не всем: каждый может посмотреть на пейзаж, но не каждый может его создать.

Зато каждый из нас может, благодаря искусству слова, описать эти шедевры

– Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему. (Подготовка к сочинению – описанию по картине)

Целеполагание.

– Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? Давайте поставим цели.

 - Ответы учащихся, коррекция. (познакомиться с художником, рассмотреть картину, подобрать правильные слова для описания изображённых предметов, стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать, составить план)

– В каком же стиле будет написано наше сочинение?

Правильно, в художественном, потому что картина – произведение искусства. Следовательно, в своём сочинении мы будем использовать изобразительные средства языка. Назовите их (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).

–А поговорим мы о картине известного русского художника А.Рылова «Домик с красной крышей».

– Познакомит нас с этим удивительным человеком (ученик)……

5. Сообщение ученика. Слово о художнике.

Аркадий Александрович Рылов (1870 – 1939) русский живописец-пейзажист Вырос в семье отчима — нотариуса (родной отец был психически болен). В 1894—1897 годах учился в Академии художеств у А. И. Куинджи. Участвовал в создании объединений «Мир искусства», Союз русских художников. С 1915 года — академик живописи. В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе. Автопортрет С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года). До революции он вел "класс рисования животных" в Рисовальной школе Он вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. В своей мастерской он устроил уголок леса. Тут без клетки жили птицы - зарянки, крапивники, корольки, поползни,чайка, кулик-бекас... Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Здесь же было два муравейника. У Рылова жили еще зайцы, белки, мартышка Манька и другие животные. Не боялись его и многие пугливые звери и птицы, без страха приходили и прилетали в его летнюю лесную мастерскую.Удивительной характерной чертой его творчества являлось особенное видение, на первый взгляд, самых простых объектов природного мира. Впечатления от увиденного переполняли художника. В своих произведениях он самым прекрасным образом не только воспел красоту и самобытность русской природы, но и напомнил всем нам о том, что мы должны быть в ответе за ее сохранность и процветание.

  1. Обратимся к картине 

– Давайте вспомним, что мы делаем, чтобы лучше описать картину? Правильно, попробуем представить себя там, в этом мире, который изобразил художник. Открыть тайну и своеобразие этого пейзажа  могут только очень внимательные зрители.

Беседа по картине:

Время года. Докажите.

На переднем плане…

На заднем плане…

В центре полотна…

Справа от…

Слева от…

Как выбор цвета влияет на общее впечатление от картины?

Нравится ли вам эта картина? Почему?

  1. Физминутка.

8. Составление плана.

  1. Вступление. Слово о художнике.

Подбор синонимов по рядам.

Художник:        живописец, автор картины, А.Рылов, он, творец

Изобразил: нарисовал, написал, тщательно прорисовал, расположил.

Картина: натюрморт, полотно, работа художника, произведение искусства, шедевр живописи.

Для чего нам нужно это умение? (Предотвращение речевых ошибок при написании сочинения.)

  1. Описание картины

- Перед вами опорные фразы. Попробуйте их закончить.

- Описание кажется мне сухим. Как можно сделать его живописным?

- Давайте подбирать изобразительно-выразительные средства.

(Работа по группам.

Подобрать эпитеты, сравнения, олицетворения к словам: НЕБО, БЕРЕЗА, ДОМИК, ПОЛЕ, ЛЕС, ОБЛАКА.

  1. Настроение картины. Основная мысль автора.? (Мир, окружающий человека, прекрасен, надо уметь только видеть эту красоту.)

  1. Заключение.  Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина

  1. Рефлексивно-итоговый этап.

Итак, ребята, давайте подумаем, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Ответы, обоснование.

А сейчас мы с вами подумаем о том, какой след оставил у вас душе сегодняшний урок. Итоги урока

З акончи фразу:

  1. Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…
  2. Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрел…
  3. Я научился…У меня получилось …Я смог…Я попробую…

  1. Меня удивило…Урок дал мне для жизни…
  2. Мне захотелось…

  1.  Дом. задание: написать сочинение.

Передо мной  картина …

На переднем плане …

В центре картины художник изобразил…

Справа (слева) живописец расположил…

Предметы на картине говорят …..

Цветовая гамма очень  разнообразна:…        

При создании  картины мастер использовал…

Художнику  удалось…

Это говорит о …….

Глядя на это замечательное полотно…

Это произведение искусства вызывает у меня…

Передо мной  картина …

На переднем плане …

В центре картины художник изобразил…

Справа (слева) живописец расположил…

Предметы на картине говорят …..

Цветовая гамма очень  разнообразна:…        

При создании  картины мастер использовал…

Художнику  удалось…

Это говорит о …….

Глядя на это замечательное полотно…

Это произведение искусства вызывает у меня…

Передо мной  картина …

На переднем плане …

В центре картины художник изобразил…

Справа (слева) живописец расположил…

Предметы на картине говорят …..

Цветовая гамма очень  разнообразна:…        

При создании  картины мастер использовал…

Художнику  удалось…

Это говорит о …….

Глядя на это замечательное полотно…

Это произведение искусства вызывает у меня…

Передо мной  картина …

На переднем плане …

В центре картины художник изобразил…

Справа (слева) живописец расположил…

Предметы на картине говорят …..

Цветовая гамма очень  разнообразна:…        

При создании  картины мастер использовал…

Художнику  удалось…

Это говорит о …….

Глядя на это замечательное полотно…

Это произведение искусства вызывает у меня…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

План-конспект урока "Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"

Данной разработкой можно восползоваться при подготовке к уроку русского языка в 6 классе...

Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»

Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...

Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" в 5-м классе.

Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»" в 5-м классе.Данный конспект урока поможет вам написать сочинение по картине....

Сочинение-описание по картине А. А. Рылова «Домик с красной крышей»

Подготовка к написанию сочинения-описания в 8 классе. Урок развития речи....

Презентация к конспекту урока обучающего сочинения по картине

Презентация к конспекту урока обучающего сочинения по картине...