Урок "Грамматические нормы. Образование некоторых форм имен существительных"
учебно-методический материал по русскому языку (10, 11 класс)

Барожинская Оксана Владимировна

Данный файл содержит в себе конспект урока по теме " Образование некоторых форм имен существительных" и приложение к нему. Материал может быть полезен для подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pptx258.26 КБ
Файл urok_obrazovanie_nekotoryh_form_sushchestvitelnyh.docx19.25 КБ
Файл zadanie_1.docx14.8 КБ
Файл zadanie_2.docx13.51 КБ
Файл zadanie_3.docx14.13 КБ
Файл tablitsa.docx169.1 КБ
Файл test_.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Образование форм имен существительных Р.п . мн.ч .: Названиями парных предметов : несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов, джинсов. Название некоторых национальностей : много болгар, румын, грузин, армян; НО: монголов, якутов, киргизов, казахов. Название лиц по роду деятельности: солдат, драгун, партизан; НО: саперов, матросов. Название некоторых единиц измерения: ампер, вольт; НО: килограммов, дюймов, граммов, футов, гектаров. А также у существительных жен.р . на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. У слов ср.р . на –ЦЕ: блюдец, зеркалец, шупалец , полотенец, одеялец; НО: болотцев, деревцев, оконцев, солнц. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п . мн.ч . слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок, дынь, слив. Существительные ср.р . на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Слайд 3

С окончанием –А,--Я С окончанием –Ы, -И Директор А Драйвер Ы Профессор А Плеер Ы Сторож А Бухгалтер Ы ОрденА Шофер Ы ТонА Договор Ы Паспорт А Слесар И Отпуск А Конструктор Ы КорпусА ОрденЫ УчителЯ ТонЫ Тенор А КорпусЫ Якор Я УчителИ Приговор Ы Порт Ы

Слайд 6

Образование некоторых форм имен существительных: Правильно определяйте род склоняемых и существительных , например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.



Предварительный просмотр:

Тема урока Задание 5 ЕГЭ. Морфологические  нормы.  Образование некоторых форм существительных.

Цели:

- повторить понятие «нормы языка», «морфологическая норма».

- развивать навыки употребления слова  с учётом морфологических норм,

- подготовить учащихся к выполнению данного задания

Оборудование: мультимедийное оборудование

                                  ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем с вами работать с  морфологическими нормами русского языка и рассмотрим образование некоторых форм имени существительного.  

Актуализация опорных знаний.

Понятие «норма» вам знакомо, так как мы сталкивались с ним, когда изучали темы по культуре речи: орфоэпические нормы и лексические нормы.

Что такое норма?Норма –образец общепризнанного употребления элементов языка.

А что такое морфологическая норма?

  • Морфология – раздел  грамматики, который изучает части речи и присущие им способы словообразования
  • Морфология -- это систематизированная совокупность форм слов(склонение, спряжение), а также правил их употребления
  • Морфологические нормы – это нормы образования  различных частей речи. Т.Е. коммуникативная функция выполнена, мы понимаем, о чем идет речь, когда говорим, если  произносим «пара туфлей»,  но с точки нормативного употребления – это ошибка.

Наша тема связана с заданием  7  ЕГЭ.  Это задание звучит так: «Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова».  

Как  вы думаете, что проверяется в этом задании?

Умение оценивать речь с точки зрения основных морфологических норм русского литературного языка, где представлены те части речи, нормы которых мы чаще всего искажаем.

 Но большее количество примеров, которые предложены в задании 7,  связаны с именем существительным.

Поэтому на уроке мы рассмотрим  нормы некоторые форм имен существительных.

 Вам в качестве домашнего задания были предложены упражнения, связанные с нашей темой. Вызвало ли у вас трудности выполнение этих заданий? Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

  1. Проверка домашнего задания. Мини-задание со взаимопроверкой.

Если вы справились с заданием без ошибок, то в первом столбике у вас должны быть слова с окончанием –ов,-ев, а во втором столбике с нулевым окончанием.

  1. Большинство существительных в русском языке имеют формы ед. и мн. числа, и, как правило, образование форм  множественного числа не вызывает трудностей, например гриб – грибы, дом –дома. В задании 7 ЕГЭ  представлены примеры, где правильное образование формы И.п. мн.ч.  вызывает затруднение и, как следствие, ошибки. В большинстве случаев форма мн. ч. образуется при помощи окончаний –Ы, -И, А, Я.

В следующем задании вам предложено образовать форму мн. ч. И.п.

После выполнения задания: Теперь сверьте образованные вами формы И.П. с нормами. Обратите внимание на те случаи, которые встречаются и в первом, и во втором столбике. Как вы думаете, нет ли здесь ошибки? Если нет, то с чем это  связано? С лексическим значением слова.  

  1. Выпишите словосочетания, в которых  есть ошибки в употреблении формы рода.

Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка. Последний слайд.

  1. Диагностический тест.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание: составить опорный конспект «Род несклоняемых имен существительных», параграфы 31, стр.95-96, 32, стр. 97, упр.166.



Предварительный просмотр:

Образуйте формы родительного падежа мн.ч. от  следующих существительных.

И.п. мн.ч.

Р.п. мн.ч.

И.п. мн.ч.

Р.п. мн.ч.

Абрикосы

Болгары

Ананасы

Консервы

Джинсы

Партизаны

Носки

Макароны

Консервы

Каникулы

Рельсы

Туфли

Гольфы

Чулки

Помидоры

Брюки

Якуты

Вольт-амперы

Матросы

Гетры

Георгины

Турки

Килограммы

Цыгане

Монголы

Брызги

Заморозки

Серьги

Образуйте формы родительного падежа мн.ч. от  следующих существительных.

И.п. мн.ч.

Р.п. мн.ч.

И.п. мн.ч.

Р.п. мн.ч.

Абрикосы

Болгары

Ананасы

Консервы

Джинсы

Партизаны

Носки

Макароны

Консервы

Каникулы

Рельсы

Туфли

Гольфы

Чулки

Помидоры

Брюки

Якуты

Вольт-амперы

Матросы

Гетры

Георгины

Турки

Килограммы

Цыгане

Монголы

Брызги

Заморозки

Серьги

_____________________________

Образуйте формы родительного падежа мн.ч. от  следующих существительных.

И.п. мн.ч.

Р.п. мн.ч.

И.п. мн.ч.

Р.п. мн.ч.

Абрикосы

Болгары

Ананасы

Консервы

Джинсы

Партизаны

Носки

Макароны

Консервы

Каникулы

Рельсы

Туфли

Гольфы

Чулки

Помидоры

Брюки

Якуты

Вольт-амперы

Матросы

Гетры

Георгины

Турки

Килограммы

Цыгане

Монголы

Брызги

Заморозки

Серьги

2.Найдите примеры, в которых есть нарушение грамматической нормы, запишите правильный вариант.

1. Желе из мандарин; 2. много грузин; 3. пять котенков; 4. пригласить солдат; 5. нет каникулов, 6. дождаться сумерек,   7. килограмм дыней;  8. килограмм  шампиньонов;



Предварительный просмотр:

Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:

Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.

Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:

Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.

Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:

Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.

Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:

Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.

Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:

Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.

Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:

Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.

Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:

Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.

Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:

Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.

Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:

Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.



Предварительный просмотр:

Выпишите словосочетания, в которых  есть ошибки в употреблении формы рода.

Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.

Выпишите словосочетания, в которых  есть ошибки в употреблении формы рода.

Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.

Выпишите словосочетания, в которых  есть ошибки в употреблении формы рода.

Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.

Выпишите словосочетания, в которых  есть ошибки в употреблении формы рода.

Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.

Выпишите словосочетания, в которых  есть ошибки в употреблении формы рода.

Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.

Выпишите словосочетания, в которых  есть ошибки в употреблении формы рода.

Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.

Выпишите словосочетания, в которых  есть ошибки в употреблении формы рода.

Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.

Выпишите словосочетания, в которых  есть ошибки в употреблении формы рода.

Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\урок\ксю\A3-a-y.png



Предварительный просмотр:

Тест

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
  1. Нет двух простынь; 2) Розовый какаду; 3)Без погон;4 )Несколько полотенец.
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
  1. Директора школ; 2) пара туфлей; 3) пачка макарон; 4) пара ботинок.
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
  1. Отряд партизанов; 2) спелых помидоров; 3)ящик консервов; 4) кибитка цыган.
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
  1. Опытные бухгалтеры; 2) новых джинс; 3) свежих георгинов; 4) новых платьев.
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. Десять килограмм апельсинов; 2) уважаемые профессора; 3) брошенные якоря; 4) печеные хлебы.
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. Детских одеялец; 2) дождаться заморозков; 3) ловкое шимпанзе; 4) осенних каникул.

Полученный ответ запишите в строчку.

Тест

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
  1. Нет двух простынь; 2) Розовый какаду; 3)Без погон; 4 )Несколько полотенец.
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
  1. Директора школ; 2) пара туфлей; 3) пачка макарон; 4) пара ботинок.
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
  1. Отряд партизанов; 2) спелых помидоров; 3)ящик консервов; 4) кибитка цыган.
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
  1. Опытные бухгалтеры; 2) новых джинс; 3) свежих георгинов; 4) новых платьев.
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. Десять килограмм апельсинов; 2) уважаемые профессора; 3) брошенные якоря; 4) печеные хлебы.
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  1. Детских одеялец; 2) дождаться заморозков; 3) ловкое шимпанзе; 4) осенних каникул.

Полученный ответ запишите в строчку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование множественного числа имен существительных

5 типов образования множественного числа имен существительных: с окончанием и без окончания, с умляутом и без него....

образование множественного числа имени существительного

технологическая карта урока немецкого языка...

Презентация "Образование множественного числа имен существительных в английском языке"

Данная презентация может оказать помощь в объяснении темы "Образование множественного числа имен существительных" во вторых - третьих классах. Презентация предусматривает также задания для контроля ус...

Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.

Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

урок 5-Образование множественного числа имен существительных

Образование множественного числа имен существительных...

урок 6-Особые случаи образования множественного числа имен существительных

Особые случаи образования множественного числа имен существительных...