Главные вкладки

    «Сочинение- рассуждение на тему «Каким должен быть настоящий учитель?"
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

    Галиуллина Гузэль Кабировна

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку  (выполнение задания 15.3 части 3))

     

    Цели:

     

    образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ;

     

    развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                               композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать       материал для собственного текста публицистического  характера;

     

    воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся: доброты, сострадания, бескорыстия   воспитание патриотизма, исторической памяти.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема.  «Сочинение- рассуждение на тему «Каким должен быть настоящий учитель?"

    (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку  (выполнение задания 15.3 части 3))

    Цели: 

    образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ;

     

    развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                               композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать       материал для собственного текста публицистического  характера;

     

    воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся: доброты, сострадания, бескорыстия   воспитание патриотизма, исторической памяти.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя.

    У нас сегодня необычный урок. Необычен он по многим причинам:

    - проходит не в школе, а в библиотеке, потому что нас любезно пригласила директор музея Лейля Шамсиевна, уже несколько лет мечтавшая проводить подобное мероприятие;

    - мы на уроке не будем изучать какое- то правило, а поговорим о благородной профессии учителя, тем более, вы в этом году оканчиваете школу  и задумываетесь о своей будущей профессии;

     - это урок подготовки к выпускному экзамену по русскому языку- сочинению- рассуждению на морально - этическую тему (задание 15.3).

    Наряду с такими вечными темами, как добро и зло, милосердие, сострадание, человечность, подвиг, дружба, любовь, в перечень морально- этических терминов выпускного экзамена  включена и тема «Учитель».  Это свидетельствует о том, каким значимым для нашего общества является эта профессия.

    1. Вспомним, из каких частей состоит наше сочинение.

    1. Вступление. Тезис. Определение нравственного понятия ( в данном случае - понятия УЧИТЕЛЬ). Определение даётся 1 предложением.

    Комментарий определения.

    1. Основная часть. Привести 2 примера- аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: 1- ый- из прочитанного текста, а 2- ой- из вашего жизненного опыта.
    2. Заключительная часть. Вывод. Вы должны ещё раз вернуться к определению понятия, но уже в общем виде, показав его значение не только для вас, но и для всех людей вообще.

    1. Сегодняшнее занятие даст вам жизненный материал, который вы  сможете смело использовать в вашей работе.
    1. – Как писать тезис? Например, тезис на тему «Каким должен быть настоящий учитель?»

    В этом нам помогут пословицы и афоризмы - цитаты – высказывания великих людей о данном понятии. (Учащиеся читают пословицы и поговорки).

    1.  Я вас просила написать свободное ( не в формате ОГЭ) сочинение – рассуждение на «Каким должен быть настоящий учитель?». Сейчас попрошу некоторых из вас прочитать свои работы.

    1. В каких произведениях русских писателей созданы образы учителей?

    Повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель» (Алтынай), рассказ В. Распутина «Уроки французского» ( Лидия Михайловна), Василь Быков «Обелиск» ( учитель Мороз), А. Куприн «Тапёр» (композитор А. Г. Рубинштейн), Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» и др. (Учащиеся читают свои аргументы)

    1. Особую сложность для ребят представляет аргумент 2- пример из жизненного опыта. Сегодня у нас в гостях представители лучших педагогических династий района. Хочу попросить их рассказать о своих педагогических династиях. (Терегуловы, Шайгановы, Калимуллины, Нигматуллины).

    1.  Слово о Республиканском конкурсе «Лучшие педагогические династии Республики Башкортостан». Презентация династии Шайгановых.
    1. Обобщение.

    1) Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение по тексту Ф. Вигдоровой.

    2) Оценивание.

    3) Слово учителя. Надеюсь, богатый материал, представленный на уроке, ваши собранные материалы (пословицы, цитаты, аргументы) помогут вам успешно сдать экзамены и правильно выбрать будущую профессию.

    Материалы. Учитель, на мой взгляд, - это не только тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета, но и оказывает влияние на нравственное развитие своих учеников, формирование их характеров. 

    Настоящий учитель- это тот, кто учит и воспитывает школьников, помогая им овладеть знаниями и стать настоящими людьми.

    Учитель-это человек, который учит детей и оказывает непосредственное влияние на их развитие и воспитание. К тому же, я считаю, что учитель должен сам обладать хорошим воспитанием, чтобы подавать детям пример.

     

    Каким должен быть учитель? Какими главными качествами он должен обладать? Думаю, важнейшими являются искреннее самозабвенное стремление дарить людям знания и умение на собственном примере показывать тот высокий уровень человеческого развития, которым должен обладать каждый культурный человек.

    Желание давать людям знания и показывать тягу к ним собственным примером - это и есть важные профессиональные качества , которыми должен обладать каждый учитель.

    Учитель, он же наставник, и его поведение – пример для многих. Поскольку зачастую его образ бережно хранится в памяти каждого взрослого человека.

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

    Слайд 2

    Цели: образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ; развивающие : развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера; воспитывающие : формирование нравственных качеств учащихся: доброты, сострадания, бескорыстия воспитание патриотизма, исторической памяти.

    Слайд 3

    Сочинение - рассуждение на тему « Каким должен быть настоящий учитель? ( 15.3)

    Слайд 4

    15.3 Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Каким должен быть настоящий учитель? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Слайд 5

    Советы по написанию сочинения-рассуждения Задание 15.3

    Слайд 6

    Композиция сочинения-рассуждения Вступление. Тезис. Толкование этического понятия, предложенного для размышления, и комментарий к нему. 2. Основная часть. Доказательства. Аргумент из исходного текста. Аргумент из жизненного опыта. 3. Заключение. Вывод. Каждый последующий абзац должен содержать новую информацию. Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

    Слайд 7

    Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

    Слайд 8

    Вступление. Тезис По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова. 1. Понятийный Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

    Слайд 9

    2. Синонимический Человечность – это гуманность, человеколюбие. 3. Описательный Добро – всё положительное, хорошее, полезное. 4. Комбинированный Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.

    Слайд 10

    Комментарий Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия. (Можно использовать пословицы, поговорки, цитаты) Например: Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

    Слайд 11

    Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише : Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение .

    Слайд 12

    Основная часть. Аргументы В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента: 1) из указанного текста; 2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.). Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

    Слайд 13

    Включение примеров Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор). Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор). Предложение … подтверждает мысль о том, что … Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере. В подтверждение приведу также пример из жизни.

    Слайд 14

    Заключение. Вывод Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

    Слайд 15

    О почерке Помните, что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты, поэтому старайтесь писать не только грамотно, но и аккуратно, разборчиво, чтобы написанное можно было прочитать без труда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Каким должен быть современный учитель?"

    сочинение-эссе, размышления на тему "Каким должен быть современный учитель?"...

    Сценка для классного часа по теме "Каким должен быть лидер"

    Данная сценка предназначена для введения детей в дискуссию о лидерских качествах....

    Эссе на тему "Каков должен быть современный учитель?"

    Мои размышления на тему: " Учитель в наши дни, его задачи перед учениками и обществом."...

    Сочинение-рассуждение на тему "Какой подарок лучше?"

    Всегда самый лучший подарок, это подаренный от души, на который потратил много времени и сил, а не купленный по быстренькому в ближайшем ларьке. Всегда подарок. сделанный своими руками несёт...

    Урок культуры общения в 6 классе на тему "Каким должен быть друг?"

    Урок по предмету "Культура общения" в 6 классе на тему "Каким должен быть друг?" в школе VIII вида.На уроке изучаются основные понятия и принципы дружбы, нравственные качества.Такж...