Урок русского языка в 6 классе. "Одна из тайн русского языка: разносклоняемые имена существительные".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Любарская Ольга Викторовна

Урок поможет детям изучить непростую тему, откроет новые возможности. Разнообразные задания позволят совершенствовать навыки при изучении существительного. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Одна из тайн русского языка: разносклоняемые имена существительные».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания.
  • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
  • Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомить с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте и правильно склонять.

Метапредметные:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного.

Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы.

Оборудование: учебник

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Звенит звонок, зовет звонок

Пора нам начинать урок.

А еще желательно

Делать все внимательно!

Запишите в тетрадях число, классная работа. Оставьте место для темы урока пока пустым.

2. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос:

-Ребята, скажите, пожалуйста, какие орфограммы мы с вами изучали на прошлом уроке? («Буква е-и в падежных окончаниях существительных», «Буква и в окончаниях существительных на –ия, -ие, -ий», «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»)

-Скажите, какие окончания пишутся в родительном, дательном, предложном падежах у существительных разных склонений? (учащиеся рассказывают правило, опираясь на табличкуна стр. 36 учебника)

-В каких случаях пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих, а в каких – нет? (если ж.р., то пишется, если м.р. или род.п. мн ч, то не пишется). Приведите примеры.

Цифровой диктант:

-Ребята, я буду говорить слово, а ваша задача – написать только цифру склонения, к которому оно относится. (один человек работает на закрытой части доски)

Облако, санаторий, куст, лось, печаль, пижама, пауза, туман, дочь, стекло, шинель, корзина, земля (ответ: 2222311232311)

-А теперь обменялись тетрадями и проверили соседа. Оцениваем так: без ошибок –

1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше 5 ошибок –« 2».

3. Актуализация знаний, постановка целей и задач урока.

Распределительный диктант.

Распределите слова по типам склонения в три столбика в тетради:

Зима, буря, метель, буран, пурга, снег, небо, земля, степь, всадник, дорога, лошадь, время, пламя

-Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему? (выслушиваются версии учеников)

-Совершенно верно, слова время и пламя по роду вроде как 2  склонение, но у них окончание – -я. Такие окончания есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается, для них нет склонения.

- Есть группа необычных слов, которые можно отнести к нескольким, разным склонениям. Как вы думаете, как их можно назвать? Разносклоняемые.

Запишите тему нашего урока «Разносклоняемые существительные».

-Что мы должны узнать на уроке?

-Чему должны научиться? (узнать какие существительные являются разносклоняемыми, находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова).

4. Первичное закрепление знаний.

- При изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются разносклоняемыми.

-К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на -МЯ, только не путайте с окончанием.

-Я не буду вам их просто так перечислять, вы сами должны будете выписать их в тетрадь из стихотворения, которое я вам прочту.

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

А у коровы полно вымя.

Её надо подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая ссоры пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

- Какие же слова на –МЯ вы выписали?

 Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать об их значении? ( в толковом словаре)

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) 

Племя — в  обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство.

 Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Работа с учебником:

Задание: прочтите материал п.78 учебника «Теория» с. 107, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?

 -Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным.

5. Творческая практическая деятельность

- Назовите еще раз слова, относящиеся к разносклоняемым существительным.

-Давайте возьмем слово «имя» и просклоняем его. (1 человек у доски склоняет)

-Что вы заметили при склонении этого слова? (у слова «имя» появился суффикс -ен-).

-Найдите в п.78 «Теории» образец склонения слова «время» - самого частотного разносклоняемого существительного. Прочитайте и запомните эти формы. В настоящее время в русском языке употребляется три варианта вопроса о времени: Который час? Сколько времени? Сколько время? Какой вопрос – отступление от нормы литературной речи? (Сколько время?)

6. Физкультминутка

-Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих.

Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

-Рассмотрите орфограмму на с.41 «Практики», о чем она говорит нам? ( «Буква е в суффиксе существительных на –мя»)

-Выполним упражнение 99 письменно, выпишите существительные в нужном падеже и обозначьте орфограмму. Упражнение 100, выпишите разносклоняемые существительные и объясните их правописание.

- А теперь я прочитаю вам стихотворение, ваша задача – вставить подходящие по смыслу разносклоняемые существительные.

В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … – 
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .

7. Рефлексия

1. Сегодня на уроке мы изучали термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название?

2. Назовите все разносклоняемые существительные.

3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

4. А что показалось вам простым и легким?

5 Удалось ли нам достигнуть цели урока?

8. Домашнее задание

П.78 учить, составить с каждым разносклоняемым существительным по одному

словосочетанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...